Городнянский уезд

Тупичев

В 40 вер. от Чернигова и в 10 от Городни, с храмом покрова Богородицы.

О. архимандрит Голятовский пишет: «есть село Тупичев, за чотыре мили от Чернигова; в том селе старый чоловик Авдей Дорошевич полтораста лет мает». Он-то в 1676 г. передавал ему некоторые сведения о елецком монастыре времен московского правления[1]. – Это известие допускает ту мысль, что село Тупичев уже существовало в 1526 г. А курганы, разбросанные вблизи Тупичева, равно название поселениях, доказывают, что здесь было поселение и до татар.

К замечательным предметам, находящимся в тупичевском храме, принадлежат: крест серебряный и вызолоченный, с частицею животворящего древа и с частями (до 80) мощей; он висит в рамке над царскими вратами. Другой серебряный крест с польской надписью (которой прочесть нельзя, – от давности изгладилась), с мощами святых, находится на престоле. Первый из них находился в семействе Свечиных (тверской губернии). После смерти генерал-лейтенанта Алексея Александровича Свечина супруга его Федосья Петровна, урожденная Корецкая, владелица Тупичева, отдала его в храм. Другой крест принадлежал, как дает видеть польская надпись, набожному генеральному обозному Василию Дунину-Борковскому, владельцу Тупичева.

В склепе под придельным храмом похоронены: полковник, любимец Суворова, Петр Григорьевич Корецкий, супруга Петра Григорьевича Екатерина Васильевна, урожденная Дунина-Борковская, генерал-лейтенант Алексей Александрович Свечин. Придельный храм в честь св. Андрея стратилата устроен усердием вдовы Василия Дунина-Борковского, Федосьи Васильевны, урожденной Гудовичевой.

В ведомости 1743 г. сказано: «владения бунчуковаго товарища Андрея Борковскаго в селе Тупичеве шинк от церковной ограды за сажень, построен годов более 60». По этой ведомости, которая доставлена была в св. синод по его указу, видим следующее: а) шинков вблизи храма, построенных до 1700 г. оказывается не много; за то они быстро умножаются с 1700 г. и особенно при Бироне. б) По селам около храма – один шинок, если только есть, и очень редко – два; а по городам и местечкам до 5 и 10 шинков вблизи храма[2]. в) Образчик наивности старых времен: «в г. Березном при церкви вознесения Господня сторвцкий шинк в 18 саж., построен в 1682 г. ктиторами церковными». Это нечто похожее на нынешние танцы и театры в пользу бедных. – г) В ведомости по местам прибавления замечания, что до литургии вина не пьют в шинках. Но кое где сказано и другое. «По показанию того села (великой Веси) священника Иова Никифоровича от народа временем шумы и разногласия бывают слышны» в храме. О. с. Шатрище, где два шинка, сказано: «в сих шинках во время отправления божественной литургии вино пьют и поют сверныя песни и чинятся шумы и драки и прочие безобразия». Подобная заметка о шинках г. Мглина. О шинке с. Соловы особенность: «в оном шинку во время отправления литургии живущие близ села раскольники вино пьют, шум и прочия безобразия чинят»[3]. – В конце того же 1743 года последовал указ св. синода с строгим требованием, чтобы вблизи храмов отнюдь не было шинков и кабаков.

В Тупичеве совершается крестный ход вокруг села один раз, а иногда и два раза, в течение лета. Обычай этот начался в следствие пожара, испепелившего Тупичев; он продолжается в чувстве покаяния и мольбы, – не подвергнуться бы вновь гневу Божию. Крестный ход начинается освящением воды и совершается вокруг села с молебным пением.

Число прихожан: в 1770 г. 718 м. 716 ж.; в 1790 г. 755 м. 765 ж.; в 1810 г. 786 м. 820 ж.; в 1830 г. 860 м. 870 ж.; в 1850 г. 876 м. 910 ж.; в 1860 г. 865 м. 944 ж. в том числе казаков 400 м.

Земли в Тупичеве 4694 десятины.

По ведомости 1770 г. церкви принадлежит дровяная заросль, в длину на версту и в ширину на пол версты.



[1] Скарбница л. 6. 10.

[2] С 1700 г. построено шинков вблизи храмов – 65; до 1700 г. построенных показано до 18. В Городне вблизи храма (от 15до 30 саж.) – 9 шинков: из них шинки сотника Римши и Ждановича построены более, чем за 60 лет, – шинки Бутовича и Войцеховича – за 60 лет.

[3] Дело консистории 1743 г.