Синино

В 10 вер. от Погаря, в 3 от Бобрика[1], в 27 от Стародуба, и в 194 от Чернигова.

Поселение расположено на меловых горах. На одной горе насыпной вал до 3 ½ саженей вышины и до 60 ширины. Это остаток дотатарского укрепления. При подошве горы извивается р. Вабля, впадающая ниже в Судость. Вабля около Синина весьма глубока. Таким образом понятно, что сининский мост справедливо пользовался известностью в древнее время. Летопись говорит под 1155 г. «усрете Святослав Ольгович… Гюря у Синя моста»[2].

В стародубском протоколе 1683 г. записано: «февраля 14 д. пред нами урядом местечка войсковаго войт Петр Волосский, житель села Басихина[3], жаловался на Демьяна Маслова, жителя села Синина, что жалобщик вместе с почетными людьми, жителями села Синина был у Демьяна, как сват, чтобы высватать за сына Петра. Демьян так сказал: Бог в помочь, я рад быть приятелем. Сказав это всем и ему Петру прибавил, что готов отдать (дочь) за сына его; дочь его подносила горелку всем сватам. Это было в четверг, а в субботу велел приоходить с женихом. По его слову приглашены были священник с дьяком, орендары нашего села и села Синина; но когда прибыли в назначенный Демьяном день, он незахотел принять по приятельски, а выгнал со двора. Посланный служитель местечка Иван Васильевич спрашивал трех человек синиских и они объявили, что точно было заручное, дано слово быть приятелем и по слову прибыл Петр, но был выгнан со двора. Демьян, став на уряде, сам сознался во всем, прибавив: по рукам били, но разговорили люди. Непродолжая дела расправы, сказал он: люди разговорили и от того вышла тревога, но как дано приятельское слово, то в субботу февр. 16 имеет быть венец, а в воскресенье будет брачный пир; сторона, которая хотела изменить слову, имеет заплатить сто золотых заручного. Добровольное это решение и мировую приказали записать в книги местечка[4]. Это образчик обычаев доброго старого времени!

В 1822 г. предводитель уездного дворянства и владелец Синина хотел на месте обветшавшего храма построить каменный; начали рыть рвы, долго искали материка, углубляясь в землю но не находили; вырывали уголья, битыя стекла и т. п. И намерение оставлено без исполнения. Теперь на валу красуется небольшая, но красивая, деревянная церковь святителя. Храм снабжен дорогою утварью.

Поселяне не бедны от того, что приучены к труду. Этим одолжены они покойному владельцу, доброму Владимиру Петровичу. Он до самой смерти был внимательным хозяином: удобрял поля и заставляя поселян любить труд, никогда необременял их  работами. Под надзором доброго владельца поселяне приучились так вести дела свои, что каждый во время посеять, во время пожнет и во время уберет хлеб; земля хорошо удобрена и от того очень плодородна.

Число прихожан: в 1790 г. 316 м. 320 ж.; в 1810 г. 335 м. 343 ж.; в 1830 г. 357 м. 339 ж.; в 1850 г. 402 м. 381 ж.; в 1860 г. 409 м. 402 ж.



[1] «Млины на р. Вабле в селе Бобрику найдующиеся», отданы были кафедре универсалом 9 марта 1669 г. сл. о Городище, пр. 20.

[2] Собр. л. 1, 90. По войтовой записи 1670 г. «Евхим Дмитрович, мельник сининский» продал в Стародубе свой дом «за валом на клину к никольскому колодезю стоячий». След. тогда в Синыне была мельница не худо награждавшая труды мельника.

[3] Ныне Басихина – деревня с. Новоселок, в 4 вер. от Синина. Но в акте 1670 г. Басихино – «село». В 1742 г. при покровской церкви с. Басихина вдовой священник.

[4] Протокол 1683 г. Черниг. 1857 г. стр. 6.