Стародубский уезд

Рябцов

Село Рябцов при р. Берестянке, поселено не позже перв. полов. XVII в. и после поляков входил в состав магистратских сел до 1717 г., когда Лукьяном Жоравкой рябцовские крестьяне (6 двор тяглых и 3 Х. огородников) отданы были Рябцовскому монастырю. Кз. А. 11 двор Б. 11 двор, 16 Х. Кр. А. монаст. Рябцовского, грунт. 14 двор и боб. 2 Х. Б. монастырских, 14 двор, 15 Х. и поде. 5 двор, 6 Х.

Монастырь Рябцовский мужеский Успенский благословил строить святитель Феодосий Углицкий в 1693 г., монаху Арсению Грушевскому, который перед тем был священником стародубской Рождество-Богородицкой церкви. Монастырь был устроен на земле, подаренной этой церкви в 1674 г. Полонией Есимонтовной Щуцкой 303); в акте последней значилось, что подарен «Х. рекомый Рябцовщина, между селами Дареевичами, Пестриковым, Халеевичами, Смолевичами и Кус- тичами, яко предки наши заживали того Х.у по привилиям короля польского». Устройство Рябцовского монастыря подвигалось настолько медленно, что в 1720 г. он называется еще новоначинающимся. Кажется, что Арсений Грушевский, получив позволение устраивать монастырь, ничего не сделал, может быть, за скорой своей смертью. Действительным основателем монастыря был, кажется, игумен Гавриил Твардиевич, при котором в 1717 г. полковник Жоравко отдал монастырю в послушание, сначала крестьян Село Рябцова, а потом - «Х. Гасковский», т.е. тех двух тяглых крестьян Деревня Гаскова, о которых говорено выше (см. Деревня Гасков). Гетман утвердил эту «надачу» и потому считался ктитором и фундатором Рябцовского монастыря. Игумен Илия Дешкевич в одном своем письме к Скоропадскому (1720 г.), ходатайствуя об утверждении за монастырем какой-то кистерской мельницы, пишет: «Удиви милость свою добродейскую и нас убогих, якую на прочил обители изобилно изливаешь; остави в убогом том монастырци нашом новоначинающемся в честь преблагословенныя Девы, память вечную имени своего рейментарского! Да будет в нем в основание яко камень краеуголний, ваше рейментарское ктиторство, патронство и фундация!» Из имеющихся у нас нескольких писем этого игумена к Скоропадскому и Полуботку, видно, что Дешкевич ревностно заботился о приобретении для монастыря земельных угодий. По- видимому, он особенно рассчитывал при этом на вдову Ивана Тимошенка, которая, кажется, обещала отдать Рябцевскому монастырю одну из мужниных маетностей. Когда слух об этом дошел до Скоропадского, последний поспешил предупредить Дешкевича, что пожертвование маетностей на монастыри может состояться лишь с гетманского утверждения, добавив, что вдова Тимошенка не имеет права располагать мужниными маетностями. Получив это предварение, рябдевский игумен оправдывался: «Неслушне мя удано до ясневелможности вашой строни Тимошенковой Спиридоновной, якобим я оную до того приводил, чтоб в Мироновце монастырь фундовати и Тарасовку и прочий неякии добра на оний лекговати и деле на том горливе засажался. Будучи я при боку архипастырском, ведал укази монарший, чтоб внов а не монастырей, а не дерквей не строити, а ежели строити, то певнии на тое строение положени кондидии. Еднак желанию Тимошенковой Спиридоновной не спречалем; тилко ж предлагаем оним: до сего вашего намеренна надобно изволениа рейментарского и согласия детей и покревних ваших. А того отчасти и не ведалем, же по статуту правному, жена имеючи позосталий в наследие дети, не может по своей воле дедизними и отчистими добрами, як хотя диспоновати и куда колвек оборочати. Я еднак любо и привязалемся был оному Тимошенковой Спиридоновной намерению, на их же самих не мовлю килкакротное, але килкадесяткротное и листовное, и устное прилежное моление, толко ж як оним предлагалем, же тое их намерение без благоволения вашего рейментарского и без согласия детей, не может прийти до скутку, так и сам в сем деле описалемся до ясневелможности вашей, по которого преноважному указу, тепер не втручаюся в диспозидию добр Тимошенковой. Уже подобно пришли з собою в согласие мати з дочками, и прежднее свое намерение ревокует: на чтири части Мироновку и Тарасовку и все свои добра в духовници дочкам повелела подобно записовати, як хотят собе. Я отселе научуся в такових оказиях христовими словеси ответовати: человече, кто мя постави судию или делателя над вами, не от избитка имений его живот кому есть; еднак же любо збитнего и лишнего не желает, тилко ж по словеси аностолскому - имеюще бо пищу и одеяние, сими били доволни. До стоп добродейских ясневелможности вашой упадаю и молю всесмиренно имети милостивий респект на убогую обитель нашу Рябцевскую, в которой як и в прочих обителех, за щасливое ясневелможности вашой и всего дому рейментарского поведение, при повседневних бескровних оферах, молитви совершаются. Ставши черницей, Тимошенковая Спиридоновна леговала ясно, явно при всех своих детех, на обитель нашу, грунт в Мишковце и пожню, якой легации един п. Стефан Ширай пречит; прошу в том милостивого рейментарского призрения: ми на волю рейментарскую и в сем полагаемся; благодар- нейши б ми били, ежели би який небудь млинок люб о едном камени, оферовали Богови, хочай часточку от всего того своего намеренна, что хотели монастирь в Мироновце заводити на честь Богу, отложили би...» Несмотря на этот ответ игумена, говор о том, что вдова Тимошенка хочет отписать какую-то маетность на Рябцевский монастырь, - продолжался. Через три года после приведенного ответа гетману, рябцевскому игумену вновь пришлось оправдваться в его исканиях Тимошен- ковых маетностей; в апреле 1723 г. тот же Дешкевич пишет Полуботку: «Неслушне и неправедно п. Василь Романович доносил лицу нашему рейментарскому, будто госпожа Тимошенкова Спиридоновна Шираевна учинила легацию на слободу Тарасовку монастиреви нашему Рябцевскому; неправедное то его п. Василя покойному п. гетману, гак тепер велможности вашой доношение: Богом засвидетельствую, что она г-жа Тимошенкова жадной на Тарасовку не чинила монастиреви нашему легации, кроме леговала нам грунт мишковский зовомий, которому цена як в купчих виражает, талярей сто тридцать и пить золотих; айв том грунте обиду чинит убогой обители нашой п. Стефан Ширай и грунтик оний от нас отнимает, не ведаю з якой причини... О намерении г-жи Тимошенковой доношу велможности нашой: мела она прежде намерение в Мироновце монастирец состроити, тилко ж под такою кондициею: аще бы было рейментарское позволение и архиерейское благословение, до якого оной намерения поистинне я не билем побудкою; тилко когда она писала о том своем намерении до покойного пана гетмана, просила и мене, чтоб и я от с ебе написал; и як отписано от его велможности, на том она и перепала и тое свое намерение отставила. Если теди для пресечения того г- жи Тимошенковой намеренна, албо для того, жеби не завела в пенале жние руки до монастира Рябцевского, в свою область слободу Тарасовку от матки своей п. Василь отбирает, то неслушную в том претен- сию имеет, бо оная г-жа Тимошенкова понеже невозможно тому событися, намеренна своего попрестала, и до монастира нашего як прежде, так и тепер, оной слободы не заводила...» 305). Сведений о дальнейшей истории Рябцовского монастыря мы не имеем; видно, что, не успев разбогатеть, он остался малозаметным в ряду других обителей. Из игуменов его, кроме Твардиевича и Дешковича, известны: Савва Шпа- ковский (предместник Дешкевича), Товий Сморжевский, который в 1743 г. был переведен в Костянский монастырь, и Емелиан, упоминаемый в 1786 г. Бедность Рябцевского монастыря видна из его описания в 1781 г.: «монастырь Рябцевский с трапезною церковью; дом игуменской о 4-х покоях, да для монахов в одной связи 4-ре покоя, деревяные».