Пасха в старом Харькове

Праздники праздникам рознь, одних ждут с нескрываемой радостью, других, таких как Светлое Христово Воскресение в молитвах и благоговейном трепете. Последняя неделя Великого поста, иначе страстная, последнее испытание для православных харьковчан. Большинство из них строго придерживались поста, ежедневно усердно молились и говели. Затихали смех и веселье в гимназиях, училищах, институте благородных девиц. Наставники и преподаватели сурово следят тишиной, отменены даже уроки музыки. Все вдруг стало грехом.

Для домашних хозяек за месяц до Пасхальных праздников начинали привозить особых сортов пасхальную муку, ваниль, шафран, кардамон, сахарную пудру, масло розовое, желатин, мускатный орех и другие товары. Вот Торговый дом Ф. Родоканаки предлагает крымскую муку тонкого помола в пудовых мешочках. А магазины Шапошникова муку завода Петра Васильевича Маркова, получившую несколько наград за свое высокое качество. Пользовалась особым спросом и мука с Шаровской мельницы Гебенштрейтов, которая продавалась в пудовых и полупудовых мешочках.

Накануне пасхальных праздников в Харькове кондитерские и булочные приглашали харьковцев делать заказы на пасхальные куличи, сливочные, шоколадные, розовые и творожные пасхи, папошники, тюлевые и варшавские бабы и крашанки. В 1870-е годы особенно в этом преуспела кондитерская Марку, которая располагалась сначала на Московской улице, а в 1882 году переехала на Екатеринославскую. Там же на Екатеринославской располагалась и кофейня-кондитерская «Звезда» где в обычные дни можно было отведать свежего венского печенья и хорошего кофе, а на Пасху владельцы Клаузен и Пауль устраивали пасхальный базар из польских баб, мазурок, тортов, печенья и конфект.

Купец Василий Дунаев в своих магазинах на Московской, Екатеринославской, Университетской улицах и Благовещенском базаре к светлому празднику завозил большой выбор колбас, фаршированных языков, гусиные полотки, ветчины, глазированные свинные головы, паштеты и разного роду птицу, разного рода сыры, из которых вы точно знаете бри, камамбер, бакштейн, нёвшатель… Не отставал от него и главный конкурент Герман Легер который среди прочего продавал к Пасхе копченых гусей, оленье филе, балыки, заливные блюда, фаршированных и глазированных птиц!

В пасхальную субботу редко кто остается дома, весь Харьков в церквях. Никто не ложиться спать, все кто может идет к заутрени, а оставшиеся дома с нетерпением ожидают возвращения ушедших, которые входя в дом, громко приветствуют возгласом «Христос воскресе!». В эти дни в церкви с трудом можно найти свободное место, все в них светло от множества зажженных свечей. Певчие громко возглашают торжественный тропарь о том, что воскрес Христос и принес спасение миру. Большинство людей молятся на коленях, их взоры направлены на растворенные царские врата, словно они видят объясненную тайну.  

По окончании службы тысячи людей рассыпаются по улицам и переулкам Харькова, неся в руках горящие свечи. Чиновники и дворяне в большинстве своем в колясках и экипажах. В каждом доме накрыт стол, хозяйки стараются приготовить как можно больше яств, многие из которых не сколько вкусны, сколь красивы. В богатых семьях столы ломятся от вкусностей и многочисленных ваз с цветами. Семьи собираются у стола, все христосуются, там и тут раздаются поцелуи. Женщины, как правило, в белых платьях, украшенных живыми цветами, радостные и сияющие. Дети, а иногда и взрослые играют «в яйца», то есть катают их на лубках или «на битки» – чье яйцо крепче.

Утомленные наши предки в этот день обедали рано, а вечером непременно шли к вечерне, которая в первый день Пасхи совершается с особым торжеством. Ещё в XVII столетии первый день большинство семей проводили дома одни, на второй обливали друг друга водой, а ребятишки с праздничными песнями бегали по соседним домам собирая крашенные яйца. Позднее в первый день Пасхи после того как все разговеются дома, хлопцы начинают ходить по дворам и приветствовать всех троекратным «Христос воскресе!», хозяева за это первому «Хрестосовальнику» дают пару «крашанок», а другим уже по одной. Тем же кто и «вирши» читает могут дать и денег.

Между тем особая традиция в первый день Пасхи у пасечников, который идет христосоваться со своими пчелами и несет им «бесконечник» – писанку с непрерывной чертой, которую покладет под первый или покутний улей, прозываемый «хозяин».   

В Харьковском Институте благородных девиц старших барышень не отпускают на праздники по домам, они готовятся встретить праздник вместе с наставницами. В пасхальную ночь они проведут в институтской церкви у заутрени и обедни, потом будут разговляться у классной maman. Днем к ним придут разные опекуны и попечители, навезут конфект и цветов, а на четвертый день у них будет маленький бал, на который привезут кадетов старших классов.       

Народное гуляние на Пасху проходило в Харькове на плацпарадном месте (впоследствии Михайловская площадь, ныне Небесной сотни), устроенном по повелению императора Николая I Харьковским купцом Петром Дмитриевичем Щелковым в 1833 году. Оно представляло собой ровную площадку в форме прямоугольника, вокруг которого были устроены деревянные тротуары. Плацпарадное место было обсажено тополями и окружено деревянной оградой. В многочисленных палатках, балаганах артисты и циркачи, особенно акробаты и эквилибристы веселят простонародье. Разыгрывают военные сцены, показывают механических кукол, панорамы с художественными картинами. Здесь же для детей и взрослых устраивали качели, среди которых наиболее привлекательными считались «американские» или венецианские. Множество разносчиков предлагали народу всевозможные лакомства: пирожки, пряники, сладости, квас. Публика почище стояла у барьеров и играла роль зрителей. Со стороны Старомосковской улицы подъезжали экипажи с нарядными дамами и кавалерами, желающими посмотреть, как веселится народ. 

Правда случалось и так, что эти гуляния заканчивались трагедиями, самое известная 1872 года, когда произошли массовые волнения по причине неудачных действий полицейского пристава 1-й части. В память о тех событиях в 1902 году было построено на Михайловской площади здание Судебных установлений. А в 1886 году на пасхальных гуляниях пострадали 8 человек, погиб под ударом доской качели мальчик, второй повредил ногу. На венецианской карусели платок одной из женщин попал между скрепами перекладин и задушил её, а подруга умершей пыталась ей помочь и карусель оторвала ей три пальца.

Высший круг Харькова гулял в Университетском саду, три его липовые аллеи были забиты публикой. На пасху здесь разрешалось играть двум оркестрам: военному и инструментальному, вечером в беседках устраивали танцы. Китайская беседка служила местом отдыха, здесь многие семейства пили чай и лакомились десертом. С 1850-х годов к местам излюбленных гуляний харьковчан добавился сад дворян Зарудных, а с открытием железной дороги роща Флотта в Карачевке, куда утром из Харькова отправлялся особый состав. В роще был устроен деревянный театральный павильон, беседка для танцев и др. Гуляния продолжались до окончания Фоминой недели, только для народа их устраивали уже на Мироносицкой площади.