Чигиринский уезд

Мельники

Из Сказаний о населенных местностях Киевской губернии (Л. Похилевича)

Село в 5-т верстах от Голиковки и в таком же расстоянии от местечка Медведовки, и также окружено черными лесами. Частное имение, принадлежащее ныне сенатору тайному советнику Ивану Ивановичу Фундуклею. Название получило от множества водяных мельниц по ручью Медведову, при коем село расположено. Жителей обоего пола: православных 1456, римских католиков 10, евреев 22; в 1808 году было 939 в 58 дворах. В селе находится огромный винокуренный каменный завод а за селом, в лесу, построен в 1837 году значительный стеклянный завод.

Церковь Покровская, деревянная, 5-го класса; земли имеет 35 десятин; построена первоначально прихожанами в 1775 году, а в 1835 перестроена и приведена в нынешний благолепный вид. До построения церкви жители считались прихожанами Медведовской Михайловской церкви.

В 4-х верстах на запад от села Мельников лежит Мотроненский заштатный монастырь. Он расположен на возвышенности, с которой спадают ручьи то все четыре стороны света: к востоку, к селу Мельникам и местечку Медведовке, на запад, к местечку Жаботину; на север, к селам Лубендам и Замятнице; на юг, к Яновке и Осоте. Возвышенность эта, окружностью более 3 версг окружена древними укреплениями, насыпанными весьма правильно и искусно и покрыта густым лесом Самые валы и рвы заросли старыми дубами. Лес этот, продолжающийся далеко за укрепления, называется Мотроненским. Нет сомнения, что монастырь выстроен здесь на готовом месте. Огромность укреплений требовала работы множества рук, а обширное пространство их было бы излишним для монастыря. Среди этих древних укреплений возвышаются здания Мотроненского монастыря. При спуске с горы, к югу и юго-востоку, с окончанием горного перешейка, в немалом расстоянии от монастыря, заметны сторожевые ворота, которые у простою народа известны под именем Разбойничьих ворот;

Время основания Мотроненского монастыря не может быть определено, но неимению на это исторических указаний. По запискам монастырским значится, что Павел, епископ Переяславский освящал в Мотроненском монастыре место при заложении оснований под трапезную церковь во имя Иоанна Предтечи, и что камень, положенный им в основание церкви, с именем сего Святителя, по разрушении оснований церковных, хранился в монастыре на память до 1667 года. А как Павел, епископ Переяславский, по сказанию истории Российской Иерархии, жил за 10-ть лет до нашествия Татар; то существование Мотроненского монастыря относят еще к периоду дотатарскому. По словам той же истории Иерархии, до нашествия Батыя на Россию, сими местами владела княгиня Мотрона, по имени которой и монастырь и лес, его окружающий получили свое название. Этот древний Мотроненский монастырь разрушен, по преданию, Татарами до основания; и только в 1568 году, собравшиеся здесь немногочисленные иноки, испросили благословение у Киевского митрополита Ионы III Протасовича на открытие богослужения в часовне; и, назвав свою общину Мотроненским скитом, жили в пещерах, следы коих в горах и ныне приметны. Петр Конашевич Сагайдачный, благочестивый гетман Запорожской Сечи, способствовал построению в монастыре новой церкви и снабдил скит землями и угодьями. В 1648 году 11-го января, митрополит Сильвестр П Косов, снабдил монастырскую трапезную церковь Св. антиминсом. С этого же года управляющие монастырем стали именоваться игуменами. Первым игуменом был Пафнутий, назначенный в это звание тем же митрополитом. Казалось бы, что с этих пор монастырю предстояло распространяться и устрояться наружно и духовно более и более; но промыслу Божьему угодно было определить иначе. Началась столетняя борьба за Малороссию, в которую Турки, Татары и Поляки не уступали друг другу, когда шло о разорении, разграблении и опустошении Русских селений, церквей и монастырей. В это время и Мотроненский монастырь, хотя пользовался некоторым покровительством союзного Туркам Петра Дорошенка и митрополита Иосифа Тукальского, был разрушен до оснований. С наступлением XVIII столетия обстоятельства изменились; Малороссияне по правую сторону Днепра увидели себя в необходимости подчиниться Польше, униаты начали обыкновенные свои происки, чтобы склонить монастырь к единению с папой и употребляли, с свойственной им дерзостью, насилия. Монастырь искал защиты у Переяславских епископов, которые с своей стороны просили покровительства св. Синода. Между тем пользуясь наружной тишиной страны, поддерживаемой силой польского оружия, монастырь стал мало- помалу обстраиваться сызнова. В 1717 году польский князь Ян Яблоновский, владевший Чигиринским староством, по ходатайству Кирилла Шумлянского, епископа Переяславского, утвердил за монастырем его прежние земли, не требуя присоединения к унии, что в то время было весьма редким исключением. В 1735 году построенная деревянная Троицкая церковь, стоявшая до 1800 года, в котором за ветхостью упразднена. А на место ее, 8-го октября заложена новая каменная холодная. Чрез год она окончена, освящена и доныне существует. Другая в монастыре церковь теплая, деревянная, во имя Иоанна Златоустого, в одной связи с колокольней. Она построена в 1820 году.

Дом для настоятеля, братские келии, братская трапеза, гостиница вне ограды монастырской и службы, все эти здания деревянные, с такой же оградой, окруженные густым лесом, вдали от селений, дают довольно привлекательный вид этому уединенному монастырю. Монашествующих в нем в 1863 году было: шумен, 4-ре иеромонаха, 1 иеродиакон, 1 монах, 9-ть послушников и 10 человек разного звания. Всего 26 человек. Средства существования монастыря составляют, кроме небольших приношений от богомольцев: пахотные, сенокосные и под лесом земли, коих монастырю принадлежит 336 десятин, 4 небольшие водяные мельнички и проценты из недвижимого монастырского капитала, до 12015 рублей простирающегося.

Список настоятелей монастыря по синодику, без указания времени их начальствования:

Игумен Пафнутий, схимонах Игнатий (в монашестве Исаия), игумены: Елисей, Панкратий, Сильвестр, Товия, Корнилий, Рафаил, Иринарх, Исаия, Дамиан, Ефрем, Афанасий, Кирилл, Мелхиседек Значко-Яворский, известный стоим участием в восстании Малороссии 1768 года и протекцией Железняку, сначала послушнику Мотроненскому, а впоследствии полковнику Смелянскому; архимандрит Иринарх, игумены: Антоний, Дисофей, Иродион, Иларион, Нафанаил, Палладий, Никандр (Сташевский), Афанасий, переведенный в Жаботинский монастырь в 1850 году; архимандрит Александр (Демченко)), служивший с 1820 года по учебному ведомству, а в 1850 году прибывший из Одессы, где он был смотрителем духовного училища; игумен Макарий (Сорокин) с 1863 года.