1857 год. Историко-статистическое описание Харьковской епархии
По бумагам старых времён русское местечко. По Чугуевским бумагам видно, что это местечко около 1644 года занято было охранной Московской стражей и состояло в распоряжении Чугуевского воеводы,[1] но вскоре после того здесь поселились, вместе с русскими, черкасы, которыми заведывал черкасский полковник. По ведомости 1799, город Маяки построен в 1663 году. Но это и не первое заселение Маяков и не первое основание Маяцкого укрепления.[2] В 1663 году совершалось построение лучшей пред прежней крепости Маяцкой Харьковским сотником Григорием Донцом. Об этом вот что пишет панегирист Захаржевского Орновский: «Когда в зимнее время строился город Маяцкий, то там остались знаки славы Захаржевского. Три раза Орда нападала на Маяки и три раза отразил её Григорий, тогда ещё Сотник».[3] Так как Маяки были невдали от Изюмской сакмы, или дороги, которой татары врывались в Россию, то Маяцкая крепость была укреплена и снабжена военными запасами, более чем многие другие. Помещаем здесь опись её запасов 1680 года, к сожалению не вполне сохранившуюся: …….. «писчалей 50……… Из Тайницкой башни тайник с выходом к Северному Донцу, и в том тайнике колодезь в глубыну саженя. Да в прошлом 187 (1679) году прислано из Белгорода в Маяцкой Государевой зелейной казны ручного зелья по весу 30 пудов, а свинца 9 пудов. Того ж числа прислан в Маяцкой Великого Государя с Москвы вестовой колокол с Маяцким челобитчиком, с Фёдором Евсеевым, а по описи на том колоколе 9 пудов 14 гривенок (фунт.). Да в прошлом 186 (1678) году мая 19 числа выдано Государевой зелейной казны ручного зелья всяких чинов людям Русским и Черкасам 3 пуда 13 гривенок, и свинцу в то же осадное время, как приходили под Маяцкой воинские люди Татарове, да пушечного зелья выдано на пушечные затравы 17 гривенок. И то зелье выстрелено, в тот же приход воинских людей с ядры. Да в прошлом 187 (1679) году июля 15 выстрелено из пищали в приход воинских людей Татар с ядром; июля 19 выстрелено из пищали в приход воинских людей Татар. Июля 30 выдано Государева ручного зелья Маяцким жителям всяких чинов, Русским людям и Черкасам, в осадное время 3 пуда 14 гривенок, как приходили воинские люди Татарове под Маяцкой и под иные Государевы Украинские города. Того же числа выдано из Государева казённого погреба пушечного зелья в пушечные затравы 7 гривенок. – В казённом погребе Государева зелья ручного и пушечного в остатке на лицо 15 пудов 20 гривенок, а свинца в остатке 9 пудов без 4 гривенок; да в казённом погребе 20 ядр; а те ядра велики, к тем пищалям не ложатся. Житниц никаких нет; келейного Государева жалованья в приказной избе, ни окладных доходов никаких нет. Да в прошлом 177, декабря 17 (1668), по указу Великого Государя и по отписке Боярина и Воеводы Князя Григория Григорьевича Ромодановского, взято с Маяцкого анбара Государевой соли в Белгород разным людям на жалованье 210 пудов»… (конца нет).
Остатки крепостного вала и дубового палисада, входивших в состав Маяцкой крепости, видны ещё и доселе. Самое название Маяки показывает, что жители Маяцкой крепости, кроме крепостной службы, держали караулы на высотах, окружающих поселение Маяки, и в случае приближения татар зажигали огни. Для наблюдения за неприятелем, а вместе для удобств жизни, маячане заняли разные пункты по Донцу и Жеребцу, где впоследствии образовались слободы, например Лиман (ныне военное поселение), Райгородок и прочие.
По разности поселенцев видно, что в Маяках было два храма – соборный Троицкий и Покровский. Первый принадлежал русским поселенцам и стоял в 100 саженях от нынешнего Покровского храма на косогоре к северу; второй – немного ниже нынешнего и принадлежал черкасам. Первый храм основан был не позже 1645 года; второй – не позже 1656 года. В доказательно древности того и другого храма можем указать на то, что в Святогорском Синодике в 1718 году записаны: «род Тараса Сотника Маяцкого и род Покровского попа Дионисия Маяцкого»; - а в слушании указа Консистории 1722 года подписался «Троицкой церкви поп, который прибыл в Маяки в нынешнем 723 году, Тимофей Игнатьев». Метрики соборного Троицкого храма в архиве правления начинаются с 1729 года и оканчиваюся 1785 годом. В следующем 1786 году Маяцкие пикенеры перевезли с собою Троицкий храм на Самару, в Екатеринославскую губернию, куда переселены они по распоряжению правительства.
Покровский Маяцкий храм, которого метрики начинаются с 1737 года, в нынешнем виде его, построен в 1734 году; в нём довольно есть предметов, стоющих внимания. Здесь находятся: напрестольное евангелие, М. п. 1735 года, по листам сего евангелия написано: «сия книга, священное Евангелие Изюмского полка местечка Маяк Покровской церкви, куплена Маяцким жителем Андреем Пипновским с женою его Анною, а подписал той церкви иерей Захария Даневский 1740 года сентября 23 дня». На конце евангелия написаны стихи от имени жены Пипчевского священником Захариею. За Евангелие сие заплачено 200 рублей, что, по тогдашнему, составляло значительную сумму. Другие древние книги: а) Анфологион, М. п. 1697 года. В кудрявой подписи на сей книге можно разобрать только то, что книга пожертвована казаком Изюмского полка в Маяцкую церковь пресвятой Богородицы, а подписал поп Никита; б) Цветная триодь, Черниговской печати 1685 года, по листам написано, что книга дана «до церкви пресвятой Богородицы, в граде Маяках, а подпись учинена попом Андреем»; в) Пролог, М. п. 1685 года, с надписью: «во граде Маяцком в церковь пресвятой Богородицы». Кроме того, в храме есть серебряная дарохранительница с вырезною надписью: «сооружена гробница сия 1766 года в слободе войсковой Маяки в Покровской церкви, при священнике Николае Григорьевском и ктиторе Петре Гершуне».
По Чугуевской переписке видим, что маячане в старое время испытали много тревог и бед.
По приведенной нами описи Маяцкой крепости 1680 года, татары нападали на Маяки в 1678 году, а в 1679 году четыре раза нападали они на маячан, и жители Маяков принуждены были защищаться стрельбой из ружей и пушек.
В феврале 1681 года татары два раза были под Маяками, и в первый раз, 16 февраля, посещение их обошлось не без вреда для маячан, но во второй раз удача была на стороне маячан. Маяцкий приказный Щёголев писал генералу Косагову: «Февраля 24, 189 (1681) года, приехали в Маяки из Сухарева городка Донские козаки и переходили сакму. И я послал Маяцких жителей 47 человек, с воинскими людьми в поход, и Божьею помощью взяли трёх человек и они сказали; нам в Азове ведомо, что весною Турскому и Крымскому хану с Салтанами идти под Государевы города, а с Азова за ними вскоре будет воинских людей 4 ватаги».
В январе 1682 года массы татар явились близ Маяков; отряды их два раза подступали под Маяки и в оба раза захватили многих в плен. Появление их на этот раз до того встревожило начальство, что приняты были особенные меры. Курский воевода князь Хованский писал: « в нынешнем 190 (1682) году января 27 писал ко мне Харьковский Полковник Григорий Донец, что воровские люди Татарове были под Маяцком дважды и многих людей поймали, а на реке Мангуте построили себе курени и кочуют третью неделю». Воевода строго предписывал полковнику Донцу немедленно собрать белгородских копейщиков, чугуевских рейтар и харьковских казаков, чтобы живо преследовать татар.
В июле того же года снова видим татар под Маяками «Маяцкий житель полонник сказывал, так писал Михаил Касогов, июля 15, 190 (1682) года взяли его, Михаила, Татарове в Бессарабихе напереди Маяцкого табора, как шёл он из Солёного к Маяцкому, и взяли с ним вместе и иных городов жителей человек 30». А Торский атаман Навроцкий доносил тогда же, что в шайке татар было более 100 человек.
За 14 лет пред тем (1668 года) Маяки совсем было опустели. Маяцкие черкасы увлечены были в возмущение Брюховецкого и, бросив город, ушли, кто куда успел; «а другие Маяцкие жильцы, Чугуевские сведенцы с жёнами и детьми, покиня город Маяки, пришли в Чугуев», где, до указа государя, отданы были на поруки. Но в этом же (1668) году Белгородский воевода Ромадоновский писал в Чугуев, что так как русские жильцы Маяков разбежались, то, по указу государя, посылается для нового заселения Маяков, Новооскольский стрелецкий голова Ларион Могильцев. Эта история показывает, как правительство считало важным укрепление Маяцкое, и вместе с тем как тяжело было жить в Маяках.
Донесение в Чугуев: «1689 года января 3 приходили Татарове к Маякам, и по лесам на дроворубах, также у села Маяцких жителей и меж Цареборисова и Маяцкого на дороге проезжих людей били. И у Маяцких жителей в лесах и у села проезжих людей на дороге многих в полон побрали. – И с теми Татарами у Маяцких жителей был бой под Маяцким, и на том бою взято 2 Татарина, которые в расспросе сказали, что приходили те Татарове из Азова».
В сентябре того же года случилось новое несчастие, тем более неприятное, что Маяцкая стража на этот раз оказалась довольно беспечной. Полковник Константин Донец подвергал сотника строгому ответу, тот оправдывался тем, что русский атаман, знав о татарах, не дал ему знать о них вовремя. Вот ответ сотника: «пишет ваша панская милость ко мне, слуге своему, сотнику Маяцкому, Семёну Даценку, что я за воинскими людьми не ездил, и тии Татаре по Нетриусу вибрали сентября 13 числа о полдни. И я, сотник, того не знал, что Татаре по Нетриусу берут. И Маяцкий житель, Русский человек, Григорий Куницкий (по другим бумагам, атаман) знал тое, что Татаре по Нетриусу людей побрали, и в город вести не дал, и всю ночь соль и всякие рухляди перевозивши дал весть, что Татаре людей побрали.[4] И я, сотник Маяцкий, с козаками и с градскими людьми той час на коней посадивши, при сотнике Цареборисовском сакму объехали, отколе увзялися и куды пошли. И узялись они, Татаре, сверху Нетригуса, и нашёл сотник с градскими людьми четырёх человек – три прострельны, и четвёртый порубан в реке Нетригусе, и стрел много позабрали, и тех людей в город привезли, похоронили. А по сакме, Татар человек с 100 и больше. Они, Татаре, бувши по Нестригусу, прямо пошли шляхом ниже Щуровой горки. А сколько Татаре людей в полон побрали, того мы не знаем».[5]
В следующие два года татары не переставали тревожить маячан. «1690 года января 20 Татарове, выше Маяцкого броду, в урочище на реке Нетриусе, на городовых проезжих людей били и в полон побрали; а сколько тех проезжих людей побрали, того не ведоио». Так писали из Маяков.
Изюмский полковник Донец в 1691 году в одной отписке писал, что 1 октября получено известие от пасечников, которые сидят на пасеках ниже Маяк по Донцу, что с Крымской стороны перешло реку Донец татар человек 200, и того ж числа Маяцкий сотник Иван Сосницкий доносил ему, что 26 сентября посылал он в Изюм с вестию о татарах Маяцкого «козака Савку Журавленка», но он доселе не возвращался и без сомнения схвачен татарами. Другой отпиской полковник давал знать в Чугуев, что по известию от 19 октября приехавший в Маяки из Боровского юрта «Маячанин, который ездил в юрты за своим промыслом», сказал, что «он в Боровском юрту чул, на днях с Крымской стороны на Нагайскую, ниже Лугана, перешла орда». В третьей отписке писал, что по донесению Маяцкого сотника Ивана Сосницкого «Декабря 16 припавши Татаре безвестно, коней с 50, под Маяки на Сидорову луку взяли одного Русского»; сотник с козаками отправлялся в погоню за ними, но видел только след их.
Вот все сведения Чугевского архива о бедствиях маячан от татар. Была и еще в Маяках беда: это раскол между русскими жителями Маяков. В 1725 году происходило дело о маяцких раскольниках. Маяцкий священник Яков доносил тогда Консистории, что вблизи Маяков по лесам и лугам живет 50 раскольников, принадлежащих к числу жителей маяцких. Он приложил и именной список их. Консистория просила Бахмутскую канцелярию отыскать и забрать раскольников, но раскольники разбежались, пока канцелярия сделала распоряжение. Консистория обличала при этом другого маяцкого священника Тимофея в холодности к православию и подвергла его епитимии. Ныне в Маяках нет раскольников, так как все русские переселены отсюда на р. Самара.
От холеры было умерших в 1831 г. 25 человек, в 1847 г. 5, в 1848 г. 20 человек. В 1833 г. был такой голод, что маячане толкли кору и трухлое дерево, собирали с орешен так называемые бруньки и, мешая все это с малым количеством муки, питались тем.
Об угодьях старых маячан, в царской грамоте 1704 г. находим следующее сведение: «до поселения городов Маяцка и Тора вниз по р. Донцу до устья Черного Жеребца лесными и сенными покосы и всякими угодьи владели Святогорского монастыря старцы по даче. А как построились города Маяцкое и Тор, и те сенные покосы и рыбные ловли со всеми угодьи до устья р. жеребца от Святогорского Монастыря отданя Маячанам и Торянам».
Эта уступка значительной части земли монастырской в пользу тех городов была в 1664 году. В это самое время, как рассматривали дело о спорных землях и лесах донцов и казаков Изюмского полка, Петр, грамотой от 11 января 1704 г. предписал описать заповедные Маяйкие леса и хранить их в пользу казны со всем внимсанием.[6] Здесь и поныне еще есть деревья, весьма значительной вышины и толщины. Маяцкая засека не раз снабжала Черноморский флот лесом. После несчастного неурожайного 1833 года правительство дозволило вырубить часть этого леса, с тем, чтобы верхушки продать нуждавшимся в топливе жителям губернии, по умеренным ценам, а самые деревья употребить на корабельные постройки. Первое было выполнено к пользе бедных, но лес не был признан полезным для флота и остался без употребеления. В недавнее время в Маяцкой засеке водились медведи, ныне редко попадаются здесь дикие козы, тогда как лет за 30 они водились и по другим лесам Харьковской губернии.
Число прихожан: в 1730 г. при Троицком храме 320 муж., 310 жен.; при Покровском 216 муж., 190 жен.; в 1750 г. при 1-ом 370 муж., 350 жен.; при 2-ом 228 муж., 199 жен.; в 1770 г. при 1-ом 400 муж., 390 жен.; при 2-ом 795 муж., 700 жен.; затем при одном Покровском в 1790 г. 1607 муж. 1400 жен; в 1810 г. 992 муж., 1019 жен.; в 1830 г. 959 муж., 1022 жен.; в 1850 г. 955 муж., 1018 жен.
[1] Потому то в ведомости о духовенстве 1739 года сказано: “Русское местечко Маяки”; в Царской грамоте 1680 года прописано сведение, что в 1669 году, после бунта Брюховецкого, один из боярских детей, “Илья Постников сведен в Маяцкой” из Бабаёв.
[2] О черкасах жителях Маяцких 1654 года см. Ведомость 1799 года в Записках Одесского Общ. Ист. Т. 3, стр. 299.
[3] Bogaty Wiridarg, Legatus Theodorowi Zacharzewskiemu, Lawrze, 1705.
[4] По царской грамоте 1704 года в 6 верстах от устья реки Жеребца, «на левой стороне той речки пасека Изюмского полка казака Маяцкого жителя Ивана Гугненка; а по сказке старожилов – та пасека занята тому лет с 50 и больше (следовательно с 1654 года). От пасеки Гугненка вблизости пасечное место Маяцкого жителя Григория Куницкого» Выше сказано: «соловарные майданы были наперед сего на реке Жеребце… к тем соловарным колодезям к реке Жеребцу пошли пахатные поля с. Ямполя жителей». – Записки Одесского общ. Т. 1, стр. 365.
[5] Отписка из Тора: «в нынешнем 198 сентября 14 пришёл в Солёный невольник, Солёного города житель, Василий Семёнов Жеребецкий, и сказал: взяли его Татарове в Маяцких дачах на ближнем Нестриусе сентября 13 и побрали в полон и побили многих людей с Торских озёр и с Маяк да Изюма; побрав их, вели через Донец, и пошли к Азову; было Татар человек 30, и он ушёл с дороги в Тору».
[6] Архив губернского правления № 39.