1857 год. Историко-статистическое описание Харьковской епархии

    Савинцы – при реках Каменке и Теплянке, вблизи 16-ти озёр и реки Донца, при старой  большой дороге из Харькова в Изюм и Таганрог.

            В 1674 году Борис Мышецкий писал к Чугуевскому воеводе: «В нынешнем 182 (1674) году июня 10 писал ко мне с Балаклеи Полковник Яков Черниговец и прислал челобитную Савинской слободы жителей Гаврилы Могилки с товарищами 100 человек; а в челобитной их написано: в прошлом де 179 (1671) году пришли они из Малороссийских городов и построились слободою на Татарском броду в Савинском перелазе, и на 179 (1671) году дано им Государево жалованье хлебное, а на 180 и 181 и на нынешний 182 годы Государева хлебного жалованья не дано. И будучи они в Савинском, помирают с голоду; а пашни им пахать и хлеба сеять, за приходы воинских людей, не можно; а от приходу воинских людей на реке Северном Донце стоят они на Татарских перелазах, на трёх сторожах. И чтоб Великий Государь их пожаловал, велел им дать своего, Государева, хлебного жалованья, чтоб им, будучи в Савинском, голодом не помереть, и врознь не разбрестись. Июля 4 дня писал ко мне с Балаклеи Полковник Яков Черниговец: Савинской де слободы жители от голода бредут врознь; а которые остались, и те помирают голодом и хотят от голода бресть. И на Савинском перелазе, на Татарских бродах, на сторожах стоять будет некому. И тою де сакмою воинские люди, Татарове, под Государевы Украинные города станут приходить безвестно; а у него, Якова, оприч тех Савинских жителей, на Савинском перелазе и на стороже стоять будет некому; а без Государева хлебного жалованья им, Черкасам, в Савинском быть не можно. И по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой России Самодержца, и по отписке воеводы Князя Григория Григорьевича Ромодановского, Савинской сдлбоды жителям, по их челобитью, велено дать Государева хлебного жалованья, ржи по две  чети, да по четверти овса на человека в Московскую таможенную отдаточную меру. А Белогородскому полку городов по близку с Савинской слободе, оприч Чугуева, где б были в сборе в Государевых житницах хлебные запасы, нет. По даче Государева хлебного жалованья Савинской слободы Черкасам Гавриле Могилке с товарищами, против Государева указа, и по отписке боярина и воеводы Князя Григория Григорьевича велеть учинить… А кто имяны Савинские жители в Савинском, - я к Полковнику Якову Черниговцу писал, чтобы он им, Савинским жителям, к Государеву жалованью список именной к тебе, Господине, в Чугуев прислал».

            Таким образом: а) население черкасами Савинской слободы, которая впоследствии называлась городом и городком, относилось к 1674 году; б) в объяснение приведенного акта и военного значения слободы Савинской надобно сказать, что Савинский перелаз, упоминаемый ещё в «Книге большого Чертежа», татарские перелазы у Савинского и Савинская сакма были одною из торных дорог татар в Россию. Отселе в 1571 году Путивльские станичники, а с 1640 года Чугуевские станичники сторожили татар на перелазах у Савинского.[1] А черкасы Савинские, вскоре после того как поселились у Савинского брода, должны были сделать разные укрепления по берегу Донца. В записке князя Якова Мансурова 1682 года сказано: «По реке Северному Донцу Татарский брод, что под городом Савинском. По осмотре, того броду на полторы версты. Подле того броду сторожки и надолобов не построено, только курень огорожен тыном и осыпан землёю, и учинены бойницы. Да подле того ж броду, подле городовых надолобов построена караульная башня. А у того броду на карауле стоят печенежцев 4 человека с ружьём, 12 человек без ружья, Савинского городка козаки по 5 человек с ружьём, переменяясь посуточно. Не доезжая Савинского города за версту, на Савинском броду построен острожок (17 сажень вокруг) и в том строжку построена караульная башня (8 сажень вокруг). И подле того броду поставлены надолобы. И по осмотре того броду стоят всего 40 человек на конях». Далее видим описание поправок и дополнений в Савинском. «От Тарабанова броду построены надолобы до города Савинца выше городка Савинского». На Савинском броду стоят козаки Рыбенского полку;  на том броду построена тынянка вновь. На нижнем Савинском броду под городом устроены надолобы 30 сажен, возле надолоб построены 3 тынянки. На том броду стоят рыбенские и харьковские козаки. На Савинском ниже города на броду поправлены старые надолобы 160 сажен, да валом обвалено, да плетено 70 сажень; да от того валу засечено засекою лесу 120 сажен. А стоят на том броду Золочевцы. 198 (1689) года сентября 5 дня, по приказу Думного дворянина и воеводы Степана Богдановича Лачинова, Змиевские козаки сотни Степана  Дякова в Савинском броду, в сторожевой башне, понад Донцем и около лужка сделали новые надолобы 247 сажень. Тогож году октября 13, по его, Думного дворянина и воеводы Степана Богдановича Лачинова, приказу и по его, Степановой отписке козаки в Савинской сторожевой башне от новых надолоб поделали старые вверх над Донцем, сделали надолоб 390 сажен». в) По сему описанию видим, какие укрепления были сделаны казаками на берегу Донца выше города  Савинского, под городком и ниже городка, но каков был самый городок Савинский, здесь не описано. Последнее увидим мы из рассказа предания о древнем храме. Здесь прибавим, что царской грамотой 1685 года «старшина, урядники и козаки города Савинского» переданы вместе с многими другими в ведение Изюмского полковника Константина Григорьевича Донца.

            После сего нельзя сомневаться, что первый храм в Савинцах построен не позже 1672 года. В 1727 году Савинский Священник Иаков подавал челобитную Преосвященному Епифанию Епископу Белоградскому, в коей писал, что «Церковь их в городе Савинцах, во имя Успения Богоматери, весьма обветшала, кровля сгнила и углы во многих местах отпали, а между тем в приходе состоит 120 дворов»; потому просил разрешения перестроить храм сей на том же самом месте, и в то же наименование. Дозволение было дано, храм в два года перестроен, и в 1730 году Изюмский протоиерей Прокопий Бужинский освятил его.

            По преданию местному, деревянный храм стоял в крепости и устроен был применительно к опасностям военным. Он сделан был в виде дома с узкими окнами, с потолком жилого здания, с куполом над алтарём и с гонтовою крышею. Ограда же около церкви была обширная, состояла из часто поставленных остроконечных дерев весьма значительной вышины; по углам ограды сделаны были башни; со внешней строны ограда окопана была рвом, а по насыпи рва стояли рогатки; внутри ограды устроен был погреб для хранения пороха. Все это называлось городком, куда, во время тревоги, жители уходили для безопасности. По делам видно, что в 1750 году Успенская церковь была возобновляема старанием священника Моисея: в этом году выдан был антиминс «в местечку Савинцах, в храме Успения Пресвятой Богородицы», подписанный блаженным Иоасафом епископом Белгородским.

            В 1782 году священник Иоанн Сухарев, возбудив в прихожанах решимость построить вместо деревянной, тесной и обветшалой церкви, каменный храм, отправлялся в Белгород для получения архипастырского благословения на предприятие своё и прихожан. В 1783 году каменный храм был заложен. Доброму священнику Сухареву много пришлось терпеть неприятностей при продолжении дела. Прихожане, начав дело, не слишком заботились об окончании его; надлежало побуждать их к продолжению начатого здания; за отдалённостью, епархиальное Белгородское начальство не видело положения дела и не делало побуждений тем, кому следовало делать; священник Сухарев один боролся с препятствиями и остановками. При всём том, почти без всякой посторонней помощи, построение храма приведено было к концу, и храм освящён 8 ноября 1793 года.

            В нынешнем храме некоторые иконы написаны при священниках: Иоанне Сухареве и Максиме Шарфском; самые древние из них большею частью относятся к средине прошедшего века.

            Из богослужебных книг уцелели: общая минея, М. п. 1681 г.; служебник, М. п. 1705 года и К. п. 1740 года; требник, в лист, М. п. 1732 года; евангелие, М. п. 1733 года; постная триодь, М. п. 1748 года; цветная триодь, М. п. 1749 года.

            Другой храм в Савинцах, в честь Вознесения Господня, построен в 1779 году. Так говорит надпись на кресте. Построение сего деревянного храма совершалось усердием надворного советника Алексея Калиновича, жителя Савинцевского. В сём храме также находятся древние книги, перешедшие вероятно из Успенского: требник, К. п. 1681 года; постная триодь, М. п. 1743 года; евангелие, М. п. 1746 года.

            Метрики Успенского храма начинаются с 1729 года, а Вознесенского – с 1775 года.

            Выше упомянуто, что в 1727 году считалось в приходе Савинцевского храма 120 дворов; в ведомости 1732 года показано уже 160 дворов, 567 душ муж., и при храме шпиталь (богадельня), и кроме того, в Ольховом Роге 139 душ муж.; в Жуковке (Чепеле), сотника Семёна Быстрицкого, 139 душ муж.; всего же 845 душ муж. Умножение населения Савинцев впоследствии происходило от переселения сюда значительного числа черкасов из западного края губернии, преимущественно из Лебединского уезда.

От цинги в 1849 году умерло в первом приходе 183 человека, во втором 150; от холеры в 1848 году умерло в обоих приходах 248 человек.

 

Число прихожан:

 

При церквах

1730

1750

1770

1790

1810

1830

1850

 

муж.

жен

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

Успенской

845

720

689

667

1075

1043

1267

1263

1518

1454

1868

2038

1644

1712

Вознесенской

-

-

-

-

-

-

1143

1112

1494

1541

1761

1889

1207

1277

Итого

-

-

-

-

-

-

2410

2375

3012

2995

3629

3927

2851

2989

 

 

            По благочестивой жизни памятны, по преданию, Иаков Лукиенко и Даниил Бабарыка; Лукиенко прожил до 70, а Бабарыка до 80 лет. В описании чудес Ахтырской иконы Божьей Матери записано современниками, что в 1744 году «Сентября 4, Изюмского полка местечка Савинец жителька Татьяна Шарунка, будучи чрез сеть лет слепа, в пришествие своё, молясь пред чудотворною Божьей Матери иконою, получила совершенное зрение». (Чудо 165).

            Относительно тревог и бед, какие наносили татары жителям Савинского города, в Чугуевской переписке находим следующее: в 1673 году татары грозили опустошить Савинский город. «Татарове стоят на Чепели, тысяч с восемь, и Уманский полк весь с ними (это при Дорошенке); а хотят под Савинскую слободу, чтоб взять Савинскую да Спеваковскую слободы, чтоб те де им слободы опустошить». В какой мере татары выполнили свою угрозу над Савинцами из переписки не видно. В челобитной 1674 года Савинские черкассы жалуются на сильные тревоги, и на военные труды, какие несут они по милости татар, но они ясно не говорят того, что татары разорили укрепление их.

            Орновский, в истории Захаржевских пишет: «в 1675 году, по распоряжению Полковника Григория Донца, Савинцевский Сотник Могилка, нахватал множество Татар в плен, эти добычи отосланы в Москву и Полковнику прислана похвальная грамота».

В июле 186 (1678) года писали из Балыклеи в Чугуев: ведомо учинилось, что «июля 28 в ночи, пришли многие воинские люди Татарове под Савинскую слободу и многих людей в полон поймали и побрали, и посад сожгли; только отсиделись в городке небольшие люди; и те Татаре стоят под Савинскою слободою. а иные пошли под Балыклею, под Государевы города, под Чугуев и Печенеги».

            1679 года июля 15 писал сотник Савинский к Лиманскому и Бишкинскому: «одноконечно перешли Татарове на Нагайскую сторону чрез реку Донец, великая орда на Чепельку».

            Отписка генерала Григория Косагова: «нынешнего 188 (1680) года июня 7, писал, ко мне в полк из Савинска Наказной Полковник Гаврила Могилка: неприятельские люди Татарове с Крымской строны к реке Донцу к Савинским перелазам для осмотра бродов приезжают часто». Того же 7 числа, Могилка писал к воеводе Борису Шереметеву, что «орда большая пришла к Донцу, меж Изюмом и Савинском».

            В 1688 году 4 июня многочисленная орда стояла под Савинцами с полудня до вечера, и пошла к Чепелю. Отважный Могилка, 5 июня, с 200 казаков бросился из Балаклеи за татарами, вступил с ними в бой, чтобы прогнать за Донец. Татары ушли, но явились опять под Савинцами 9 июня и опустошили Савинцы. «Июня 9, 1688 года, в приход воинских людей, Савинских жителей побито и в полон поймано 63 человека, а в остатке ныне на лицо 40 человек». По другому известию, татары угнали и скот у Савинцев – лошадей и коров.

            В 1697 году татары также встревожили Савинцев. Изюмский полковник Фёдор Шидловский предписывал тогда «Лиманскому сотникови Ивану Лебе – сотни его козакам, стать для обережения на Савинском броду».

            Более чем вероятно, что в 1736 году жители Савинского городка также сильно пострадали от татар, как пострадали и многие другие, например жители Куньей, Левковки и прочие.

            О физических особенностях местности Савинцевской следует заметить, что даже в ведомости 1782 года писано о лесах Савинцевских: «в них звери – волки, лисицы, дикие козы, горностаи, белки; птицы – тетерева , куропатки, - при водах дикие гуси» и прочее. Ныне ни зверей. ни птиц такого рода не видно в окрестностях Савинцев.

            Довольно не скудным источником продовольствия служит для жителей, после хлебопашества и рыбной ловли, ломка известкового камня, покупаемого для мощения дорог. Ярмарки бывают здесь – 23 апреля и 15 августа.


[1] Роспись сторожей 1571 года у Беляева в ст. «О сторожевой службе» стр. 7 – 17. Чугуевская переписка 1646, 1647 и 1668 г.