1857 год. Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Спеваковка – на левой стороне Донца, при озере, которое шириною до 40 сажень, в 17 верстах от Изюма.

            В грамоте царя Феодора Алексеевича, данной 17 февраля 1682 года на имя Харьковского полковника Григория Донца, сказано: «По указу Великого Государя и по твоему челобитью велено тебе, Полковнику, жить в новопостроенном городе Изюме – и в том городе и урочища, которые к тому городу смежны, её Спеваковку и Пришиб, призывать на вечное житьё неслужилых Черкас; и в Спеваковке и на Пришибе тем Черкасам города строить и селиться в тех городах собою и пашенные земли пахать и всякими угодьями владеть». По этой грамоте Спеваковка уже в 1682 году является знаменитым местечком; Полковнику даётся позволение построить здесь город, то есть крепость, и увеличить число жителей неслужащими Черкасами других мест. По Чугуевской переписке видим «Спеваковскую слободу» ещё за 10 лет ранее того времени, именно в 1673 году.[1]

            Город действительно был построен здесь полковником Донцем, и в то же время по берегу Донца сделаны были береговые укрепления. «От Липового озера до Спеваковского брода устроены надолобы, а у того брода построен городок, а возле городка башня; от того городка устроены надолобы до Кривого озера, а от Кривого озера построены надолобы Креднянского брода 1450 саженей» Так говорит Чугуевская переписка 1682 года. По делам 1729 года  известен «атаман горда Спеваковки».

            Без сомнения – первый храм местный существовал ещё в «Спеваковской слободе», то есть в 1673 году. В нынешнем храме хранится дарственная запись на землю, подаренную храму Спеваковскому в 1709 году. По делам  1726 и 1723 годов видно, что древний храм Спеваковский посвящён был Чудотворцу Николаю.

            Указ домовой канцелярии преосвященного архиепископа Петра, последовавший 7 сентября 1736 года на имя Изюмского Духовного Управителя, говорит: «Доношением твоим предложено, что августа 17 дня сего года, Изюмского ведомства, в сёлах Заводах и Спеваковке храмы Татарами, по разорению тех сёл обывателей, отперты и в них утварь и протчее к священнослужению потребное разорено и со всем ограблено, и по объявлению тех сёл обывателей, лошадьми в тех храмах оные неприятели ездили. По сему доношению собственноручным Его Преосвященства предписанием велено: оных храмов разорение починить, надлежащею церковною утварью, по возможности, снабдить, и ежели освящённые антиминсы имеются в целости, то в тех храмах всякое церковное служение отправлять позволяется. Буде же антиминсов не имеется, то о том писать обстоятельно, и присланы будут в те храмы другие антиминсы». В указе от 17 января 1737 года написано, что, по доношению Спеваковского Священника, Крымские Татары, во время нападения своего на церковь, забрали в ней «срачицу престола, крест, антиминс и протчую церковную утварь», так, что служить в ней нельзя. Вследствие сего донесения, велено «выдать антиминс и Святое миро и велеть освятить чином по требнику о поколебании трапезы». Но этим бедствие не кончилось. Священник Григорий умер, не успев освятить храма. А между тем татары 15 февраля 1738 года снова ограбили Спеваковский храм. Изюмское Духовное Правление, имея в виду как эти бедствия храма, так и то, что прихожан самое малое число осталось, а «пока Бог пошлёт мирное окончание», надобно опасаться нового вторжения Татар, указом от 14 марта 1738 года предписало Священнику Изюмского Собора немедленно забрать, если что ещё есть в Спеваковском храме, и доставить для хранения в Изюмский Собор, причём составить опись как разграбленному, так и оставшемуся имуществу; по известию находится, что «церковные деньги, пчёлы, и при них церковный мёд и воск, и протчое движимое имение к разграблению неприятельскому не допущено».

            Уже в 1743 году, указом от 13 февраля, предписано было протоиерею Прокопию Бужинскому, вследствие прошения атамана Иосифа Будянского с товарищами, «освидетельствовать церковь, и если в ней не повреждён престол, или от Татар не было учинено кровопролития, прочитать потребные молитвы с окроплением Святою водою, в противном же случае – совершить освящение полное».

            По ревизии 1732 года оказалось в Спеваковке: «во дворе Подпрапорный Степан Васильев Дыканский 40 лет; у него племянник Осип Васильев Дыканский», казаков и подпомощников 84 души мужских; при храме школа; в хуторе Купчинова на реке Емельяновке 13 душ мужских.

            Метрики и исповедные книги Спеваковского прихода начинаются с 1738 года.

            Число прихожан: в 1730 году 197 муж., 181 жен.; в 1750 году 110 муж., 73 жен.; в 1770 году 204 муж., 175 жен.; в 1790 году 264 муж., 244 жен.; в 1810 году 401 муж., 412 жен.; в 1830 году 336 муж., 379 жен.; в 1850 году 436 муж., 418 жен.

            В 1726 году приходской священник Василий, прописав, что, по указу Петра I-го, при каждой церкви должно быть 100 дворов, а в случае недостатка сего числа, велено отделять дворы от соседних приходов, писал: «ныне в мене, богомольца Вашего Преосвященства, в селе Спеваковке токмо 16 дворов приходу имеется и неоткуду пропитаться; а в онаго села Спеваковки поблизости, на версту, соляные Государевы заводы, в которых имеется дворового числа сот пять и больше, и поп один, и за многолюдством не может управиться»; потому просил причислить несколько дворов от Заводов к Спеваковской церкви, и просьба была исполнена. По ведомости 1732 года, при Спеваковской Николаевской церкви показано 129 дворов. Но вскоре число прихожан опять слишком уменьшилось; в указе 1738 года писали: «прихожан малое число осталось». По ведомости 1749 года показано их только «12 дворов». Без сомнения это произошло вследствие разграбления Спеваковки в 1736 и 1738 годах. Изюмское Правление в 1738 году, как видно, ожидало с скорбию того, пока Бог пошлёт «окончание мирное». Что ж это было за немирное время? Известно из общих источников истории России, что в 1736 – 1739 годах была война с Крымом. Сего мало: нападение татар на Спеваковку и Заводы было очень важным делом не по отношению только к этим местечкам. В 1736 году, тогда как Миних уже был на границах Крыма, фельдмаршал Ласси, по распоряжению Миниха, шёл с корпусом с западной границы к Азову; Ласси ехал с отрядом казаков впереди корпуса. Между Изюмом и Украинской военной линией (Петровское, Михайловское и пр.), отряд казаков неожиданно окружён был татарами; Ласси едва успел ускакать, экипажи его были ограблены, многие из казаков попались в плен, а другие рассеялись, татары рассыпались по окружным местам для грабежа и опустошений. Так говорит история.[2] Потому то и в донесении Изюмского Правления сказано: «в полудни с Крымской стороны внезапно неприятели напали». По показанному числу Спеваковских прихожан 1732 и 1749 годов не можем сомневаться, что очень многие из Спеваковцев попадались тогда в плен.

            Жители Спеваковки, без сомнения, и прежде того не раз страдали от татар. Так, в сентябре 1694 года «орда переходила на Бунином броду, под слободою Спеваковкою», в числе 5000.  Шереметьев поспешил поставить Изюмский полк от Бишкина до Савинец, а другие – в других местах. Татары, узнав от двух пасечников, пойманных на устье Чепели, что Шереметьев вывел полки, поспешили возвратиться в Крым.[3]


[1] См. о Савинцах.

[2] Вейдемейер, История Императрицы Анны.

[3] Собр. Зак. Т. 2, N 14962. Указ 2 октября 1694 года.