1857 год. Историко-статистическое описание Харьковской епархии
Стратилатовка – на берегах речки Камянки и вблизи Донца, на дороге из Изюма в Славянск.
Первый храм в Камянке, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построен был в 1746 году полковым есаулом (впоследствии Изюмским полковником) Федором Краснокутским. Второй деревянный храм построен в 1784 году старанием священника Григория Гринькова.
Ныне существующий каменный храм построен в 1832 году дочерью придворного протоиерея Андрея Афанасьевича Самборского и племянником полковником Иваном Васильевичем Малиновским. Храм сей один из самых примечательных как по красоте постройки и богатству украшений, так по историческим памятникам. В нём три престола: главный – во имя Софии Премудрости Божьей.
Здесь иконы Софии Премудрости Божьей и Богоматери, Благовещения и Евангелистов на Царских вратах, Архангелов Гавриила и Михаила – работы знаменитого художника Венецианова.
В южном приделе, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, местные иконы на медных досках Василия юродивого и Мученицы Софии, южные и северные двери – медные, с изображением Праведника Симеона и Пророка Моисея, - все четыре писаны знаменитым Венециановым.
Северный придел, в честь Андрея Стратилата, украшен четырьмя иконами – работы академика Боровиковского, которые подарены императором Александром дочери наставника его протоиерея Самборского; в северных дверях образ мученицы Александры украшен яхонтом и бриллиантами. Образ Благовещения – древней итальянской живописи. Иконы сии находились в придворном храме великой княгини Александры Павловны в Уриме близ Песта.
В Андреевском приделе на престоле: а) дарохранительница в виде Иерусалимского гроба Господня, с изваянными из золота изображениями страданий Спасителя, - дар Иерусалимского патриарха протоиерею Самборскому, дарованный в Константинополе. б) Дарохранительница в виде креста, с бриллиантовым на верху её крестом, который возложен был собственноручно императрицею Екатериной на протоиерея Самборского, в 1783 году по возвращении его из чужих краёв с их Высочествами великим князем Павлом Петровичем и Марией Феодоровной. в) Крест серебряный, в виде звезды, с частью животворящего древа Креста Господня, подаренный протоиерею Константинопольским патриархом. г) Золотой крест, укреплённый в жёлтом аметисте – дар князя Александра Николаевича Голицына протоиерею Андрею Афанасьевичу.
В главном храме потир серебряный под чернью, с прибором, весом в 2 фунта.
По стенам храма 10 икон в золотых рамах лучшей живописи. Одна, с изображением поклонения волхвов Спасителю, писана в Италии в 1592 году.
Вероятно из храма есаула Краснокутского перешли в нынешний: евангелие, М. п. 1746 года; общая минея, М. п. 1709 года; акафист Великой Варваре, К. п. 1739 года; служебник, К. 1744 года; триодь постная, М. п. 1745 года; триодь цветная, М. п. 1746 года; минеи служебные, в 12 книгах, М. п. 1754 года.
Из Священных облачений замечательны: а) Светло-зелёная бархатная риза с серебряными крестиками, подаренная императрицей Марией Феодоровной протоиерею Самборскому, по возвращении его из Венгрии в 1803 году; б) Ризы: золотая, глазетовая, глазетовая бланжевого цвета, белая парчёвая и тёмно-зелёная бархатная, устроены из царских одежд покойной великой княгини Александры Павловны, купленных духовником её протоиереем Самборским в Венгрии.
С храмом Стратилатовки, как видно, соединено имя протоиерея Самборского, оно же соединено и с приходом Стратилатовки, так как Камянка подарена была ему императором Павлом. По тому надобно вспомнить о самом протоиерее Самборском.
Андрей Афанасьевич родился в 1732 году в Никитовке Ахтырского уезда; отец его Афанасий Самборский, священник из дворян, имел родственником Цареборисовского Сотника Андрея Самборского. Андрей Афанасьевич обучался в Киевской Академии и, по окончании образования духовного, послан был в Лондон, где в 1769 году сочетавшись браком с англичанкой, посвящён был во священника посольской церкви; любимым занятием его была здесь агрономия, которую изучил он отчётливо. В 1781 году Высочайше назначено ему было состоять в свите государя наследника во время путешествия по Европе. В 1784 году он избран был в духовника и наставника по закону Божьему и английскому языку великим князьям Александру и Константину Павловичам. В 1788 году определён в протоиерея придворной церкви города Софии. В 1797 году ему поручен был главный надзор за школою земледелия, открытой тогда близ Царского Села. В 1799 году император Павел избрал его в духовника для великой княгини и эрц-герцогини Австрийской Александры Павловны; при её особе находился он до самой кончины её. По предании же тела земле, он путешествовал по Черногории, Боккодикаттаро, Греции и островам Архипелага, был в Константинополе и Крыму. Отчёт о сём путешествии, которого целью было ближайшее знакомство с земледелием и торговлею разных мест, представлен был высшему начальству. Рескриптом от 4 марта 1797 года Высочайше пожалована ему Каменка в потомственное владение, и в ней он пробыл несколько времени, по возвращении из-за границы. Здесь он обратил всё внимание на нравственное и хозяйственное состояние черкасов Камянки: он завёл школу, больницу, аптеку и певчих, что всё поддерживается и поныне. По возвращении из-за границы, пожалован ему орден Иоанна Иерусалимского, а в 1799 году орден Святой Анны I степени с бриллиантовыми знаками. Ему дозволено было иметь квартиру в Михайловском замке. Здесь он скончался на 84 году жизни в 1815 году, хотя и приготовил было гроб с часовнею для своего вечного покоя в Камянке. Из сочинений его напечатаны: а) Речь Императрице Екатерине, по возвращении её с юга, Спб. 1787 года; б) Описание практического Англинского земледелия, М. 1781 года.
В ограде Софиевской церкви похоронен один из знаменитых генералов нового времени Владимир Дмитриевич Вальховский, храбрый воин на поле брани, строгий в отношении к себе и готовый на всё для других. Высочайше дарованную ему аренду обратил он на погашение долгов отца своего, а пенсию употреблял на уплату подушного оклада за крестьян жены своей. В продолжение военной службы своей он был на 6-ти штурмах, в 80 сражениях и перестрелках и в 3-х степных экспедициях. Он был женат на внучке Самборского.
Число прихожан: в 1750 году 222 муж;., 207 жен.; в 1770 г. 358 муж., 347 жен.; в 1790 году 720 муж., 750 жен.; в 1810 году 747 муж., 786 жен.; в 1830 году 1103 муж., 1195 жен.;
в 1850 году 1277 муж., 1275 жен.