Филарет Гумилевский (Историко-статистическое описание Черниговской епархии)
В 30 верстах от Стародуба, в соседстве с Гудовкою[1], – Сухосеевкою – и Субочами[2].
Та часть поселения, где храм рождества Богородицы, называется: стародубские Андрейковичи, село Андрейковичи и старые Андрейковичи. А поселение с храмом св. Николая называется – слободою Андрейковичами. Отсюда понятно, что старые Андрейковичи поселение очень древнее, принадлежащее давним временам Стародуба; а во время гетманщины присоединилась к нему слобода Андрейковичи.
На юго-восточной стороне села Андрейкович есть полукруглый большой курган. Всход на него с запада. Сторожилы называют его «городком» и говорят, что с этого кургана казаки с. Андрейкович бились со шведами. На двух концах городка видны небольшие насыпи; их называют могилами своих и шведов. Без сомнения во время нашествия шведов козаки воспользовались древним городком для своей защиты; но огромный курган вовсе несходен с охранительынми окопами времен Петра вел. Это – остаток дотатарского укрепления.
В Богородичном храме Андрейковичей евангелие львов. п. 1670 г., служебник черн. п. 1747 г. всего замечательнее: «метрика албо каталог иером мирским, вписания ради в коейждо парохи обретающихся духовных чад, от ясне в Богу преосвященнаго его мил. господина отца Иоанна Максимовича, милостию Божиею православнаго архиепископа Черниговскаго в свою его диоцезию поданная в л. 1698, в типографии Троицкой Черниговской»[3]. Здесь в предисловии доказывается необходимость метрик, причем объясняются слова евангелия: глашает овцы по имени; показывает повод к установлению церковного письмоводства; затем форма метрики.
В николаевском храме цветная триодь Черн. п. 1685 и постная триодь – той же печати.
Универсалом 1719 г. утвержден за о. Петром Тимофеевичем, пресвитером церкви Андрейковичской Николаевской «млин ветряк на р. Кистре», подаренный ему братом покойным о. Иоанном Андрейковским. Эта мельница была потом предметом долгой переписки. Шептаковский «дозорца» Василий Мовчан отнял эту и другую бучковскую мельницы. Преосвященный Иродион послал ему увещание – возвратить церкви церковное, угрожая за непослушание запрещением. Мовчан жаловался генеральной канцелярии. Отвечая последней, преосвященный писал: «гниву жадного против его милости неимию, тылко за обыду явственную церквам Божиим и мслужителем тех учиненную по должности моей буду стояти и о церковных добрах старатися». Указав потом на указ государя, требовавший, чтобы при каждой церкви была земля или руга и чтобы для священника и причта был построен дом, пишет, что Скоропадский дал в Анедрейковичах священнику «не до часу, а последовательне и сукцессорам его» две войсковые части мельницы. Канцелярия принуждена была возвратить церковное церкви.
При Богородичном храме, по переписи 767 г. ружная земля; пахать на ½ четверти, сенокос на 50 возов, роща осиновая на 60 саж. длиною и на 30 шириною. «Року 1721, так записано там же, я Тимоша Горбаченок, житель Андрейковский, поступилем его чесности о. Захарию Федоровичу священнику Рожественскому Андрейковскому у вечную поссесию загон полевый за душу покойнаго отца своего».
По исповедной книге Богородичной церкви 1732 г. показаны прихожанами козаки стародубской сотни и козацкие бобыли, подданные Стародубской ратуши и их бобыли, всего 292 м. 306 ж.
За тем число прихожан:
Богородичной ц. в 1750 г. 332 м. 327 ж.; в 1770 г. 360 м. 350 ж.; в 1790 г. 382 м. 370 ж.; в 1810 г. 399 м. 390 ж.; в 1830 г. 426 м. 426 ж.; в 1850 г. 458 м. 460 ж.; в 1860 г. 447 м. 446 ж. Николаевской – в1750 г. 460 м. 453 ж.; в 1770 г. 485 м. 476 ж.; в 1790 г. 516 м. 501 ж.; в 1810 г. 535 м. 524 ж.; в 1830 г. 578 м. 563 ж.; в 1850 г. 702 м. 710 ж.; в 1860 г. 739 м. 742 ж.
В Богородицком приходе ныне козаков до 260 м. в Николаевском – 54 м.
Из старинного времени можем привести акт, указывающий на суд купы. В 1667 г. апр. 3 на войтовом стародубском суде Корнилий Зыка «з села Субочович» объявил, что житель того ж села Яков Андреевич украл у него два пуда меда, пять колодок пчелы и полотна на 30 коп грошей. Мая 6 «Корней чинил обвещене, а печатку взял у его мл. князя Игнатия Григоревича Волконскаго, воеводы стародубовского, и пан воевода велел собрать мужов и купу учинить; и он Яков на купе сам признался доброволне перед мужами, перед Борысом Ивавновичом, войтом кожчыным и перед Иваном Тихоновичем и перед Андреем Федоровичом и иными: я, мовит, взял его Карнеев мед, и Корней взявши с оного злочинца с купы з лицом и привели его до папа воеводы и его мл. пан воевода одослал лицом до уряду нашего». На уряде оказалось, что Яков был уже под судом за кражу платья и «его мл. план Тимох Алекс. Атаман декретовал и лист дал, где бы от сего часу Якова злочицу и чим довели, без жодного отволоку горлом каран мает быти (повешен)». Оказалось еще, что Яков украл у Остапа Можея два пуда меда. «Дня 3 мая з уряду старод. наказалисмо з декрету Якова Андреевича горлом карать. Теды инные суседи горлом его Якова даровали (освободили), от сего часу абы з волости сишол и з грунут своего; а где бы от сего часу Якова злочинцу если бы отец его Андрей ховал у своем дворе, теды его самого Андрея также з волости и з грунту согнать вечными часы»[4].
[1] По переписи 767 года для причта Покровской цер. с Гудова земля дана владелицею Гудовки «Ириною Сулимихою». Набожная Сулимиха сперва отвела 10 нив, засеваемых 7 четвертями, сенокос на 19 возов и лесок в окружности на 40 саж.; потом еще прибавила пахать: в 1 руке на 14 четвериков посева, в другой на 3 ½ четверти, в 3-й – на 2 четверти и 6 четвериков. Н. Д. Ханенко в денвнике: « 1743 г. февр. 8 после обеда ездил до Гудовки для осмотру там новопостроенной церкви покрова Богородицы и там же был у вдовы Ивановой Сулиминой».
[2] «Село Субочовичи» в акте 1667 г. Субочский или Сопычский храм св. Николая приписан к случевскому храму св. арх. Михаила. Книги последнего часослов м. 1642 г. Евангелие м. 1677 г.
[3] У Каратаева нет.
[4] В акте 1670 г. Иван Захариенко житель андрейковскоий жалуется на то, что Хома Колесников, житель сухосеевский, завладел было «пожнею дедечною» его Захариенка; «Семен Василевич атаман андрейковский, Ивашко Истоменок, Остап Андреевич и инные многие» объявили, что та пожня его Ивана Захариенка власная дедичная». – Суд запретил Колесникову тревожить Захариенка.