Медведево
В 14 вер. от Стародуба, в 4 от Ярцова[1], в 5 от дер. Селища, в 2 вер. от с. Горчаков.
Медведово, как и Горчаки[2], как Бухаевское известное ныне только с именем Селища, было с храмом еще до татар. В московское правление (1490–1608 г.), Иван Борозна, один из древних русских дворян Подолья[3], уклоняясь от насилий делаемых совести и чести, перешел в черниговскую украйну в московское управление (1490–1608 г.) и здесь даны ему разные имения в том числе и Медведово.
Король Владислав в грамоте своей от 11 ноября 1625 г. писал:
«Ознаменуем, – маючи мы взгляд на заслуги шляхетне уроджоних Осифа, Лаврентья и Данила Борозн, людей народу московскаго, котории нам так часу покою, як часу разных военных потреб, менжне (мужественно) и отважне мелитуионц для достоинства нашего и целой речи посполитой, не жаловали здоровья и субстанции своих, позволилисмы ин певне добра, назване пустоши, Горск над рекою Сновью, Клюси над р. Цатою, Куршановичи над рекою Трубежем, селище Медведово, пустошь Бутовске, селище Клещово, Жабчича, деревня Ярцово над р. Цетвою (Титвою), селище Бухаевске, Тостанске над р. Тростянскою, селище Рощинске, селище Роевске, рад р. Белогощею, село Гарцов»[4].
По этой грамоте а) Бороздны «московские люди» т. е. дворяне служившие краю еще в московское правление, б) в 1625 г. Медведово селище, Ярцово деревня, и Бухаевское – селище (ныне безимянное селище). По всей вероятности все эти поселения опустели в следствие опустошительной войны ляхов с москалями. Медведово назывлаось селищем и тогда, как универсалом Хмельницкого 1656 г. Медведово и другие имения утверждены были за Лаврентием Бороздною[5]. Но более чем вероятно, что вскоре после того снова построен в Медведове храм арх. Михаила[6].
Предписание преосвященного Ираклия от 11 июня 1755 г. каташинскому игумену говорит: «сего июня 10 д. 1755 г. присланним к нам листом бунчуковии товарищ господин Иван Бороздна объявил: не от теперь де в селе его Медведеве к церкве большой арх. Михаила устроен с левой стороны придел на другии престол во имя честнаго и славнаго прор. и предтечи крестителя Христова Иоанна зачатия его. Но оний де за продолженною работою майстерами резбою и живописством иконостаса долговременно к священнослужению не осящен; а ныне де на другий престол устроенной церкве иконостас весь резьбою снецарскою и живописными художеством и другими потребами звне и звнутрь изрядно споряжень. И просил госоподин Бороздна на освящение предпоказаннаго придела кому пристойно нашего указа и для совершения литургии антиминса. Того для по оному прошению съехва вам в удобное время с потребным числом священства в село Медведово устроенной в той церкви с левой стороны во имя честнаго пророка и Предтечи придел, буде оный надлежаще, по силе ея величества из свят. синода 1742 г. окт. 9 дня, состоявшагося указа звне и звнутрь совершенно устроен, и всем потребним крашением снабден; да и буде в нем престол по силе ея величества указа в св. синод сент. 17 д. 1734 г. состоявшагося а именно в вышину аршина шести вершков, в ширину аршина четырех вершков с доскою сделан, по церковному чиноположению освятить и заположением в тмо приделе на престоле врученною села Медведева священнику Марке Деше освященнаго антиминса по надлежащему священнодействовать благословляем. А без такого устроения онаго придела и буде престол не в указную меру зделан осящать отнюдь вам не держать. Когда же церковь будет освящена, о том в канцелярию нашу репортовать приказуем».
По переписи 1767 г. в Медведове храм с двумя престолами, из которых главный в честь арх. Михаила и придельный в честь Предтечи.
Ныне существующий каменный храм освящен в честь успения пресв. Богородицы в 1798 г. Он построен иждивением Петра Ивановича Бороздны. Храм довольно великолепный 11 саж. от горняго места до западной двери, 7 ½ саж. в ширине и 20 саж. в вышине.
Из священных древностей храма прежде всего обращает на себя внимание образ страждущего Спасителя, написанный на холсте, – с подписью: «на Фаворе Твое лице ако солнце просветися. Се же увы, увы, зрим кровию обагрися». Образ сей найден чудным образом. Строитель храма Петр Иванович Бороздна был тяжко болен, – страдал расслаблением жил, – так рассказывают престарелый протоиерей храма Иоанн Деша и другие сторожили. Во сне больной видел, что в имении его в с. Куршанвоичах, на колокольне находится образ и что когда поставлен будет образ в приличном месте, больной исцелится. Нельзя было не послушаться такого видения. Бороздна немедленно отправил доверенных в Куршановичи и те нашли образ свернутым на колокольне, в углу под сводом кровли; образ привезен в Медведово и Бороздна выздоровел. Признательный Бороздна в след за тем устроил в храме два великолепные киота и в одном поставлен образ страждущего Спасителя, а в другом казанская икона Богоматери, дотоле бывшая домовою Бороздны. Оба эти образа покрыты серебр. ризами. В 1853 г. когда свирепствовала холера, образ Спасителя обносим был с крестным ходом во круг села и жители остались целы во время самого сильного свирепствования болезни. После того каждый год в 29 д. августа совершается крестный вокруг его ход в благодарную память о милости Божией.
Изумительна по устройству своему дарохранительница храма. По виду она походит на выпуклые карманные часы. На верхней костяной доске, укрепленной позлащенным ободочком, вырезано распятие Спасителя, а на исподней вычеканен на серебре осмиконечный крест. Внутри находятся миниатюрные чаша, дискос, лжица, губа и три сосудца в виде треугольников, все серебряные. На внутренней стороне дарохранительницы на кости вырезано знамение Богоматери, а вокруг песнь: «достойно есть, яко воистину блажити тя Богородицу». По художественной отделке это редкость драгоценная.
Евангелие к. п. 1746 г. в сереб. оправе и с надписью: «1771 г. оправлено сие евангелие кошт ом и старанием бунчуковаго товарища Василия Бороздны».
При входе в храм, в стене два мраморные памятника над прахом строителей храма Петра Ивановича Бороздны и супруги его Екатерины Григорьевны, урожденной Кулябкиной.
По ведомости 1767 г. при храме школа, двор для пономаря и другой для священника Василия Деши; к последнему двору принадлежат: пахатная земля, по местному названию полчвертка, на которой «во всех трех зменах посевом ржи 3 четверти, два огорода в посеве конопли на 3 четверика, сенокос на 13 возов». Все это дано священнику отцу Василию владельцем села.
Число прихожан: в 1790 г. 470 м. 467 ж.; в 1810 г. 564 м. 546 ж.; в 1830 г. 502 м. 530 ж.; в 1850 г. 644 м. 691 ж.; в 1860 г. 642 м. 680 ж.
[1] Универсалом 1656 г. «село Герцово и деревня Ярцово» утверждены за Лаврентием Бороздною. Акт. югозап. Рос. III, 544. По акту войтовства 1664 г. «Корон Трояненок з села Ярцова, волости стардубьской». Последнее показывает, что Ярцово по началу заселения близко к основанию Стародуба.
[2] По книге генерального следствия, «село Горчаки которое было пустым селищем, гетман отдал во владение за войсковые заслуги Климу Осипенку, казаку полку стародубовскаго, в року 1668 г., а в 1667 г. стольник и воевода Климова имеется». – В троицком храме села Горчаков цветная триодь чернигов. п. 1685 г. евангелие м. 1717 г.
[3] Это видно по гербу Борозн. Лакьера геральдика стр. 444. Спб. 1854 г.
[4] Дело дворян. соб. о Борознах. – Сл. о Горске городниц. у. и Куршановичах зыбков. у.
[5] Акты югоз. Рос. III, 544.
[6] В грамоте 1715 г. Медведово «село». Дело двор. Соб. о Борзднах.