Кистер
В 30 вер. от Стародуба на р. Варе и Кистре.
Первым поселенцем на возвышенном месте был Сенько, устроивший на реке Рире плотину; эта часть Кистра доселе носит название Сенковки; новые поселенцы очищали для поселения густой лес, покрывавший тогда место Кистера; костер или по-польски кистер, в который свавивали срубленный лес, оставил свое имя поселению. Когда это было? Вероятно, что в эпоху литовского владения краем (1320–1490 г.).
По актам видим кистерского священника и без сомнения храма св. Троицы в 1665 г.[1] Местное предание называет строителем древнего храма священника Алексея Боярского: но во времени последнего это был не первый местный храм. Храмоздатель Боярский в 1708 г. умерщвлен был партией шведов, которую не успел предупредить генерал Гольц, получивший поручение защищать Костер.
Книги храма: триодь постная к. п. 1648 г. Триодь цветная черн. п. 1685 г. с надписью: «сия книга куплена превелебным отцем Климентом Алексеевичем Боряским протопопою – до храму живонач. Троицы в Кистер в год 1724». Требник м. Петра Могилы в 4 д. (львов. 1668 г.). Евангелие м. 1722 г. другое в сереб. оправе м. п. 1753 г. служебник черн. 1747 г. литургион к. 1750 г. о. Климент имел страсть – пользоваться легко добытыми вещами, принимал у воров краденное, и за то дорого платился[2]. В 1741 г. он, оставаясь только священником, а не протопопом, просил посвятить сына его Иоанна в священника на половину прихода.
Другой храм в Кистре в честь велик. Георгия построен после 1720 г. это увидим из универсала Скоропадского о ярмарке. Первый храм, перенесенный из Картушина, сгорел в 1797 г. по неосторожности причетника; нынешний освящен в честь св. Георгия в 1798 г.
На площади вблизи сего храма бывают ярмарки: в четверток страстной недели и в дни св. Георгия 23 апр. И 26 ноябр. Храм получает от того небольшой доход. Вот универсал о Кистерской ярмарке гетмана Скоропадского! – «Ознаймуем сим универсалом, иж подавали нам суплеку вси вобще, так товариство, як и посполство маетности нашей села Кистра, что пред сим за антецессора нашего и покойнаго гетмана Самойловича установлены были у их торги и два ярмарки, чрез що селу их и окиличным селам була всякая выгода, а за бывшой власти антецессра нашого гетм. Мазепы тие торги и ярмарки, неведомо для чого, опущены, чрез що они коистряне, узнаючи не меньшую трудность, просили нашого респекту, жебысмо им знову поволили мети торги и един ярмарок на день свято-Троицкой, а торги же недели в четверток день». Гетмн исполняет просьбу универсалом от 3 февраля 1720 г.
В приходе Георгиевской церкви ныне состоит Сухосеевка с храмом покрова Богородицы. Сухосеевка называется селом в старод. протоколе 1690 г.[3] Книги Покровского храма евангелие м. п. 1697 г. минея служеб. За декабрь и генварь м. п. 1720 г.[4]
Число прихожан: Троицкой ц. в 1750 г. 480 м. 470 ж.; 1770 г. 529 м. 501 ж.; 1790 г. 599 м. 549 ж.; в 1810 г. 660 м. 622 ж.; в 1830 г. 600 м. 612 ж.; в 1850 г. 705 м. 779 ж.; в 1860 г. 702 м. 717 ж. Георгиевской ц. в 1750 г. 465 м. 460 ж.; в 1770 г. 509 м. 496 ж.; в 1790 г. 545 м. 536 ж.; в 1810 г. 580 м. 575 ж.; в 1830 г. 611 м. 615 ж.; в 1850 г. 642 м. 724 ж.; в 1860 г. 928 м. 711 ж.
В 1805 г. житель с. Кистра Иван Бугаев в просьбе к преосвященному писал: «с начала рождения моего до пятнадцати летняго возраста находился я благополучным и жил как и живу, при отце моем в селе Кистре холостым. Незнаю, с какой причины последовало мне сомненье, но видоно от диавола: когда приду в церковь Божию, то мне показывается стоять очень страшно и сумнительно и якобы я стою не в храме Божием, но в некоором неспособнм месте; когда же во время узаконенное по христианскому обряду подхожу к священнику для причастия св. таин, то вдруг находит на меня ужас и мнится, что будто напрасно таковыя принимаю тайны. В чем я сознавался на исповеди, как своему приходскому кистерскому священнику Димитрию Головачевскому, так и другим и просил дать в моем бедствии вспомоществование; хотя они не мало старались о моей пользе, но ни чем помочь не могли. Чрез что мне и другия от диявола делаются противныя христианскому закону мечтания, – чему уже идет ныне девять годов. Принужденным нашел себя донести о том вашему высокопреосвященству и всенижайше прошу объявить, где я могу самыя нужныя обстоятельства пояснить вашему высокопреосвященству и для исправления моего прошу определить меня в какой-либо монастырь». Архипастырь Михаил написал: «чрез благочиннаго объявить просителю, чтобы он, как для явки к нам, так, и для некотораго пребывания в монастыре испросил позволение и пашпорт у своего начальства, а требовать его неудобно; когда же получит увольнение, то свободно может явиться». По делу консистории не видно последующих событий.
[1] «1665 дня 2 февр. перед урядом и судом меским и старод. Купрей Осинович, обыватель кистерский и з швагром своим Сидором Мосеевичом скаргу перекладали на Корнея Дмитровича о забойство жоны его Купрея Марии; Карней с ручнице Купрееву жону забил. На том же уряде, не истригуючи на горло Корнея, сами добровольне уволнили при священнику кистерском, их духовном» Наивно! Другая запись войта старод. «року 1665 декемрия 12 д. Никипор Дешкович, бывший атаман кистирский и обыватель стародубовский – продалем пляц свой, лежачий за валом, пану – против улицы пробитой – славетному Левку Остренину за конь пятнадцать личбы литовской; – вольно тот пляц пану полковники стародубовскому, кому хотети, дать продать. – Даю сей лист при пану Ивану Плотнику, пану Гавриле Еремеенку сотнику погарскому, при пану Овдею Рославцу сотнику почепскому, пану Гавриле Дащенку обозному полку стародубскому».
[2] Дело консист. 1724 г.
[3] Протокол 1690 г. стр. 39 чер. 1852 г. По акту 1670 г. «Хома Колесников, житель сухосеевский завладел было пожнею» чужой (см. ниже прим. 15). По фамилии Клесников – из великой России.
[4] См. Каратаева № 1435 г.