Городище и Дареевск
Одно от другого в 4 вер., от Стародуба в 32 вер. в соседстве с одной стороны с Лобками[1], с другой с Чаусами и Евдокольем.
В Городище, в 380 шагах от храма, у ворот дома А. И. Ханенка, находится насыть, засаженная липами по распоряжению прадеда нынешнего владельца, генерального хорунжего Николая Даниловича Ханенки. Эта площадь возвышающаяся над окружностью аршина на три, доселе называется городком. – Когда местного жителя, идущего из села в господский дом, спрашивают: куда идешь? он отвечает: «в городище»; а если идет из господского дома, говорит, что идет в село. И по памятникам поселение на Судости вблизи Городища называется селом Перегоном, а Городище носит свое отдельное название[2]. – Так народ твердо хранит память об исторических местностях. Местный городок памятник дотатарского быта. Соединяя городок с Дареевском, вызвающим ни мысль, как и Даревичи[3], северскую княгиню Дарью, должны мы положить, что тогда как в Дареевске и Дареевичахбыли богатые хозяйственные заведения княгини Дарьи, в городке проживала она сама с двором своим. Таково значение древних городков.
В 1636 г. «Чаусов, Вытемля, Дешковице[4], Городище у повете и старостве Новгорода северскаго» были маетностью пана судьи новгородского Яна Куницкого[5], что подтверждает показанную древность Городища. Точно также «село Дареевск» известно по акту 1660 г.[6] т. е. как поселение с храмом; в нынешнем каменном храме св. Димитрия остаются книги древнего дареевского храма: евангелие львов. п. 1636 г., цветная триодь львов. п. 1646 г., октоих львов. п. 1686 г.
Владельческий дом Ханенка в Городище лежит на юге от храма; а на западе за селом есть урочище (пахать) называемое Довгиновщина. На нем находили и ныне находят человеческие кости, по большей части черепа головные, кирпичи, железные стаканы, медные перстни, серьги, крестики. Замечательнее всего найденная здесь серебр. медаль. На одной стороне ее змей с 14 главами. На другой Георгий победоносец. В верхней части ушко. Это гривна, такая же, как и известная черниговская гривна[7], дававшаяся в отличие заслуг для ношения на шее, но с своими особенностями. По месту, где найдена она, надобно положить, что дана она заслужившему ее князем северским. Из князей же северских имя Георгия носил только князь Игорь – Георгий Святославич (1180–1198 г.), хотя и св. Игорь – Георгий Всеволодович владел участком – Горбовым[8]. – Эта медаль ныне хранится в ризнице архиерейского дома, пожертвованная сюда А. И. Ханенком. У местных поселян существует предание, что на Довгиновщине было село Довгиново, или Довгиновка; – медаль поставляет это мнение вне пределов сомнения.
Прежний храм Городища был в честь животворящего креста Господня, с теплым приделом во имя Иоанна богослова. Памятником древнего храма остается в нынешнем рукоп. Евангелие с словами на листах: «року 1690 мар. 9. купил раб Божой Ловгин Пуденевич с села Перегону до храма воздвижения креста Господня в село Городище». В дневнике своем Н. Д. Ханенко под 29 сент. 1742 г. записал: «дан крест деревянный церкви воздвиженской городищенской для оправы в серебро золотарю (глуховскому) Матвию Матьяшу, а серебра дано чарка да рубль, весом в пять лотов с небольшим. Окт. 26 ч золотарю Матьяшу зароблене креста к церкви городищенской дано 1 ру.».
Когда построен был прежний храм креста, не известно. Но о пределе вот что записано в дневнике Н. Д. Ханенки, под 1743 г.: «30 июля протопоп погарский отец Кибальчич был у мене в Перегоне, которому архиерейский вручен указ о заложении придела во имя св. Иоанна богослова при церкви городиской». Далее: «10 сент. прибыл о. Петр Кибальчич протопоп погарский з отцем Константином Гилем, священником афанасьевским погарским и з диаконом в Городище для заложения придела сдешной церкви. По отправленьи всенощного бденья и утрени и литургии отправа была от того ж протопопа погарского с присутствующими священниками и диаконом с церемониею заложения придела во имя св. апостола и евангелиста Иоанна богослова, хотя при великом дожде в том заложеньи придела положен камень под стеною олтарною и в нем в месте высеченном вложена оловянная таблица, а на ней надпись таковая: в имя Отца и Сына и св. Духа основася сия церковь в честь и память св. апост. и еванг. Иоанна при державе благ. госуд. имп. Елисаветы Петровны, тщанием и иждивением хорунжаго енерального Николая Ханенки 1743 г. сентеврия в 11 д. По окончании той закладной церемонии кушали у мене протопоп со всеми, священством и причетниками церковными; а по кушаньи дал протопопу 2 р. отцу Гилю 1 р. дьякону и причетникам 65 к. и отпущены во свояси». – Тут же под 17 ч. замечено: «зрану великая была стужа а после полдня не малий снег знатними пластами падал». – Местными священниками были тогда: вдовой о. Михаил Пулчевский, духовник набожнаго Николая Даниловича, преемник о. Стефана Филимоновича, посвященнаго еще Лазарем Барановичем[9], и о. Григорий, сын покойнаго священника Константина, посвященный в 741 г.[10]
Этот храм с приделом сгорел в 1795 г. в пасху от непогашенной свечи.
Нынешний храм, бывший Троицкий погарский, перевезен в Городище и освящен в честь креста Господня в 1797 г. На косяках западной двери вырезана славянскими буквами, вязью, надпись «благословением Бога Отца, изволением Сына и поспешением Духа св., с помощию пресв. Богородицы, при державе царя вел. кн. Петра Алекс. Храм сей сооружен во имя живон. Троицы рабом Божиим Захариею Искрою, обозным полку стародубскаго, и старанием честнаго отца Филиппа Тарасевича, в року 1717 м. марта». – Внутри храма на западной стене, над входною дверью, написано: «храм сй сооружен коштом и старанием подполковницы Софии Григорьевны Ханенковой и освящен преосв. Иларионом новгородсеверским и глуховским 1797 г. мар. 20»[11].
Рисунок для иконостаса делан хорошим архитектором, но выполнен не совсем удачно. Живопись образов очень хорошая, академической кисти и, как говорят, кисти товарища славного Боровиковского[12]. Над царскими вратами образ успения Богоматери, в серебряной вызолоченной ризе[13]. – В алтаре на иконах и во всем иконостасе венцы над святыми серебряные, а иные и вызолоченные. Образ свят. Николая – под серебряною ризою.
В особенной киоте образ (1 ½ арш.) пресв. Богородицы дубовичской в сереб. Ризе, вызолоченной с самоцветными камнями в венце. Внизу надпись: «написана в 1797 г. П. Т. Д.» Эта икона – предмет особенного благоговения как для прихожан, так и для соседних жителей. Верующие получали помощь Богоматери: так показывает значительное число привесок.
В приделе храма – икона Богоматери, по сторонам ее на раме изображения св. Николая и м. Иулиании. Над рамой гербы Ханенков и Корецких. Внизу надпись: Nicolaus Chanenco signifier generalis parvae Russiae, natur die 30 novemb. an. 1691, obit in Dno die 27 m. Iannuarii an 1760. Iuliana de domo Korecka, uxor eius, nata d. 28 iulii an. 1715. Obit in Dno die 29 decemb. an. 1775. Николай Данилович и его супруга похоронены под храмом.
Генеральный хорунжий Николай Данилович, – живший и скончавшийся в Городище, – личность замечательная для всякого времени. Он был умным человеком и при почестях времени искренним христианином. Лишившись матери еще ребенком, он после воспитания в доме родителей ее Ломиковских учился в киевской академии[14]. По дневнику его видно, что он хотел идти в ряду первых по гражданскому прогрессу своего времени; любил просвещение, давал пособия учащимся[15], входил в сношение с учеными людьми[16], приобретал книги и другие средства образованности[17], списывал рукописи[18]; переводил с латинского полезное и сам писал кое-что[19]. Заботливый хозяин, и ревностный слугацраский, он до гроба любил заниматься и духовными предметами.
Вот молитва его в стихах:
«К Тебе прибегаем, единая чистая!
Мати избранная, Дево пресвятая!
Ты царица неба, всего света пани,
К Тебе прибегаем, твои подданнии,
Ты нас сохрани.
Ты в солнце убранна, звезды на Твоей главе,
Месяц под ногами, при Твоей державе,
Ты одна чистейша над все херувимы,
Истинно главнейша и над серафимы,
Грешных не отрини.
Слезно пред образ Твой упадаем,
Вси бедны грешнии чем нибудь страдаем.
Отврати гнев Сына, полна благодати,
Отпроси нам грехи, пречистая Мати,
Бедных не остави.
Кто усердно к Тебе всегда прибегает
И свою надежду на Тя полагает:
Никогда не згинет, ему заступница,
Земли, неба дивная Царица
Чистая голубица».
По дневнику Н. Д. видно, что он обыкновенно приобщался св. таин два раза в великий пост, раз в успенский пост и иногда в рождественский. Так бывало, где бы он ни был: в Городище ли, в Глухове ли, в Петербурге ли или в Москве. – Так поступала и семья по его распоряжению[20].
Николай Данилович за службу свою и предков сових получил не очень много земель, напр. в Городище пожалованы были ему только два двора. Но умный и энергичный хозяин своими трудами приобрел очень многое. Не важно и это. В то время начальствующие Украйны легко приобретали себе многое, но не всегда без обиды правде. Николай Данилович, искренний христианин, был образцом гражданской честности. Земли, какие приобретал он от других, всегда приобретал за деньги и не дозволял себе пользоваться чужим. На это есть документы. Кобержицкий, долго управлявший имениями его, в награду получил от него значительный участок земли. Когда вводили его во владение: соседи козаки предъявили претензию на кое-что в участке. Николай Данилович пишет остановить дело, – он приедет сам и если есть чужое, за все заплачено будет, и выполнил слово. В дневнике его читаем: «1743 г. июня 3 писал к новопринятому старосте Лаврену Козачковскому с увещанием, чтоб не пьянствовал и с людьми не дрался». «1745 г. генв. 3 староста Павел Гузовский наказан за пьянство, а по наказании обещал но уже ничого пьяного не заживати, поки у нас в службе будет». Владелец усердно защищал подданных своих и от обид и от нужд. Напр. 1745 генв. 6 «локотовцам некоим дано в позику жита осмачок 7 ¼ и чрез них писано к Ивану Дащенку, писару сотенному новомлинскому, о изследовании о их обидах, до Василия Березовского о учинении сатисфакции за побой войта нашего старостою его медведовским».
[1] Покровский храм Любков в 1675 г. построен сотником Лазаром Тимофеевичем Лазаренком: так говорит надпись на двери. Первый ли это храм? Едва ли.
[2] Надпись на евангелии; так и в дневнике Н. Д. Ханенки, жившего в городище. В универсале 1719 г. «жителе села Перегону презентовали нам откритий лист покойнаго блаженной памяти Петра Рославца полковника старод. на грунта им данный в року 1974 г., в котором ретельне виражается граница перегонская и самого Перегону». Эти владельцы земель продали свои участки Николаю Даниловичу Х. на что есть гетманский универсал 1732 г. Перегон получил свое название от того, что поданные п. Пясочинского, жившие в Бобрике, перегнаны были из Бобрика на берег р. Судости, в соседство с Дешковичами. В 1723 г. «полковник и старшина», согласно с обещанием покойного гетмана Скоропадского, «определили и дали Ханенку в сотне погарской село Перегон и Дешковичи со всеми до оного надлежащими грунтами и угодьями, позволяя ему Ханенку того села посполитых обывателей до обыкновенных работ употреблять и отбирать с них повинности; а козаки в том селе обретающиеся безобино в своем войсковом звании и волности обретатися имеют. – В том же 1723 г. по высылке его Ханенка с другими в С.-Петербург отобрано назад» и возвращено в 1726 г.
[3] См. о Даревичах в 4 округе.
[4] Вытемля ныне деревня евдокольского прихода, но в прежнее время, даже в 18 стол. был здесь храм. Дешковичи – деревня в версте от Перегона или Городища. Дешковичи – измененное Дашково, Дашино, т. е. кн. Дарьи. Чаусы – тур. слово значат гонец, придворный и показывает, что население образовалось здесь при польском правительстве.
[5] Року 1636 м. июня 2 д. на враде гродском в замку его корол. мл. черниговском предо мною Иозефом Дразиговским, наместником замку черниговскаго, ставши обличне шляхетный Ян Криницкий, урожоного его мл. пана Кринстофа Муховецкого слуга, именем того ж пана своего соленнитер протестовался на урожоноо его мл. пана Яна Криницкаго, судию земского стародускаго, в том способе, иж его мл. пан судья, продавши за певную сумму мененному пану его маетность свою, называемую Чаушов, Вытемлю, Городище и Дешковичи, у повете и старостве Новгородка северскаго лежачую, ведлуг интерцизы межными описанной и актами гродскими черниговскими утвержоной, отобравши за тую маетность сумму себе належачую, кгды через шляхетного Яна Романовскаго, енерала воеводства черниговского на вынесенье консенсу его кор. мл. на тую маетность служачого, его мл. п. Муховецкий на нь его реквировал, абы ведлуг интерцизы и ассекурации цессию продажи учинил и до акт гродских новгородских сполне с ея мл. панею малжонкою своею права и привилеи вси на тую маетность належачие отдал, з отобранной суммы квестовал. – Тогда его мл. п. Куницкий недбаючи ничого на реквизицию Возного, а не помнячи на заклать у интерцизе специфанурованный и о том у дворе чаутовском до часу мешкаючому шляхетному и Алимпе Гарабурде великую перешкоду и распоряженю летного господарства его мл. п. Муховецкому позволил чинить. – Котрий п. Алимпа гарабурда подданных там чаушовских, як и дешковских, значил и пограбил, на р. Десне и Судости бобры половил и уставичные прикрости подданым там мешкаючим чинит, якож и теперь часу недавне минучого подданного оселого, на имя Ивана Прача, з грунту одогнал и маетность позосталую его побрал, до того права не мел, кгдиж ужо и гроши его мл. пан Куницкий одобрал и консенс его кор. мл. на тую маетность п. Муховецкому цессейном листом его мл. п. Куницкого выданный есть. – Протестуючися до интерцизы, иж за першою реквизициею Возного его мл. п. Куницкий з ея мл. п. малжонкою своею не хотел врядовно цессий изреченья учинить прав, привилеев, которые бы колвек у себе самого, яко теж и у кого ничого оных ведаючи, оные ведлуг обетници совей обшукавши до рук его мл. п. Муховецкого отдати, о который-то таковый поступок п. Куницкого, иж цессии на маетность чрез себе проданную не учинил, з суммы отобранной не квитовал, шкоды за позволеньем его мл. п. Алимна Гарабурды преречоной маетности починил и подданных разогнал. П. Криницкий именем пана своего Муховецкого iterum протестовалсе». – Христофор Муховецкий в черниговском воеводстве в 1640 г. у Несецкого VI, 492. У него же V, 448. 449. Каспар Куницкий подчаший черниговский и брат его Ян Куницкий чашкин хельмский:
[6] См. о погарском успенском соборе. Дневник Н. Д. Ханенки «1753 апр. 8 по благоси Божией сообщался св. тайнам и исповедался у попа Дариевскаго Василия. И жена и дети сообщались св. тайнам».
[7] О медали черниговской исследования с ее рисунками – в труд. общ. ист. ч. III. кн. 1 стр. 100–125.
[8] См. о Новгороде и Чернигове.
[9] См. ниже дневник под 28 февр. и 3 мар. 1733 г.
[10] В дневнике Н. Д. Ханенко записал: 1742 г. авгу. 1 по службе Божой и по водосвятии были у меня оба священника городецкие з парохиаными и умовили новаго дяка до здешней городецкой церкви на такой же кондиции, як и прежние дяки служили. – 6 ч. по исповеди пред о. Михаилом Пулчевским отправленной удостоились милостию Божиею причастия св. таин; а обедали у нас попы оба городецкие, атаман погарский Беляй, Кочержинский з женою».
[11] Софья Григорьевна, вдова Ивана Николаевича Ханенка. В доме А. И. Х. находится портрет преосвященного Илариона и портрет Румянцева, с следующей на обороте собственноручной надписью преосвященного: «ея высокоблагородию Софье Григорьевне Ханенковой, супруге коея Иван Николаевич служил при сем фельдмаршале флигель-адъютантом во время славных его побед над турками, коих и я был зрителем, находясь при армии иеромонахом, см. Иларион епископ новгородсеверский и глуховский».
[12] По словам старика живописца погарского, Боровиковский и писавший иконы городищенского иконостаса взяты были в академию художеств в проезд имп. Екатерины II.
[13] Благословение киевского митрополита. Софья Григорьевна жила большей частью в Киеве и погребена в Видубицком монастыре. После нее остались иконы и книги с собственноручными надписями митрополита Гавриила и епископа Феофана.
[14] См. о Стародубе, Козельце и Лотаках сур. у.
[15] Дневник: «1730 июня 20 студентам интермедиантам (дано) 1 р. Сент. 29 студентам 1 р. 6 к. студенту Белецкому 60 к. Окт. 17 студентам приходившим кумалбо дан червоный. 1732 янв. 20 на школы киевские дан двойной червоный».
[16] Дневник: 1747 июня 2 после полдня за приездом к нам (в Петерб.) Илии Журмана ездили в академию наук для смотрения електрических экспериментов, которые нам показывал профессор. Сент. 3 в невском монастыре был на службе потому префекта и отдал ему книгу вторя том Maximae Bibliothecoe. Нояб. 14 был у нас г. Горчаков и привез книгу картин в пергаменте оправную називаемую атлас да книжку: краткая география. 1748 февр. 5. вчера вечером был у мене переводчик иностр. колл. Данилевский и принес нижку латинскую Lucubrationec. А рано вчераж прислал к нам два тома новонапечатанного телемака для вичитания синода обер-секретарь Яков Герасимович Леванидов; а я к нему послал своего переводу катехизис, апологию и Малярдовы ответы. 25 ч. книгу экстракт Савариева лексикона и коммерции прислал для читания Яков Тимофеев. Нояб. 25 от академии здешней прежде ужина поднесена (императрице) печатная ода, профессором Ломоносовым сочиненная, за которую пожалован он 2000-ми рублей. 1752 г. декаб. 17 писал письма в С.-П-бург до Войникова и до секретаря академии наук Петра Исаевича Ханина о газетах на 1753 г. о календаре новом и о книгах вновь печатаных. 1753 янв. 3 писал до переводчика синодального о библии. Апр. 29 отъехал в Новгородок и там быв в монаст. у архиерея Арсения взял у него новоисправленную печетную библию для прочитания.
[17] Дневник: «1730 мая 26 за триодь цвет. и два буквара 1 р. 20 к. 1742 сент. 1 посланы книжки до Алекс. Корецкаго гербар, перегринация к. Радзивила до Иерусалиму, Демократ вершами польскими. 29 ч. писаны до судииной полка миргор. Параскевии Остроградской з отсилкою книг двох латинских Августина и о императорах римских. Окт. 12 получил письмо и 2 календари Дунчевскаго от полковника полтавскаго г. Кочубея. 1745 июля 30 за книги указов импер. Екатерины и Петра II, зерцало юности и Грациана 4 р. 50 к. за книгу Якову Тимофееву 45 к. Сен. 26 за историю траянскую 75 к. 1746 фев. 27 за книжку грамматику руссколатинскую 50 к. 1747 фев. 20 универсальную картину российской империи 70 к. Апр. 8 книг взял печатных из академии (в Петерб.) чрез Григория Политику за 9 р. 91 к. в том числе для себе за 4 р. 36 к. июня 7 за примечнний 1733 г. книжку д. 1 р. 20 к., июля 21 за библию польскую в академию купленную 1 р. 50 к., сент. 2 за книжку басни Езоповы 1 р. 20 к., 22 ч. за картину малоросс. у норимберцев купленую 20 к. 1748 мар. 8 куплены две книжки: прихождение Телемаково за 1 р. 80 к. другая Езоповы басни за 1 р. 20 к., дек. 26 присутствующий в адмиралтейской коллегии Вас. Ив. Войников подарил мне компас. 1749 г. мая 8 к. Алекс. Дмитр. Галицын прислал мне пять картин о римской церкви св. Петра, что в Ватикане. Июля 3 куплены книги: система магометанской рилигии за 1 р. 65 к., минея праздн. 75 к., евангелие страстное 10 к., о поливательн. крещении 10 к., два букваря с толком о блаженствах 54 к., два элементари 20 к., антихрист 30 к., о огородных уборах картины 85 к. См. еще далее в дневнике.
[18] Дневник: « 1742 г. окт. 4. Писец гадяцкаго полку взял переписывать книгу разговоров в царствии мертвых Карла XII короля шведскаго з герцогом голштеин-готториским Фридрихом». 1753 окт. 10 « приездил Ф. Чуйкевич и взял рукописную книгу о неудоб носимом игу».
[19] Дневник: «1747 г. апр. 17 начал переводить Малярдовы до покойного преосвящ. Феофана Прокоповича ответы о вере нашей и о римской и протестантских религиях». Другие переводы – в пр. 33. Письма его к сыну Василию Николаевичу и другим см. в описании Лотаков. Остается в рки. извлечение его из литовскаго статута и местных обычных прав.
[20] 1743 февр. 19 исповедались и по милости Божой приобщались св. таин в церкве городисской. Мар. 31 в великий четверток по благости Божией удостоился исповедь имети и причащатися св. тайнам, Авгус. 6 по имевшейся пред священником о. Михаилом Пулчевским исповеди удостоились по милости Божией св. причащения. 1745 л. (в Петербурге) декаб. 5 ночовал у о. наместника невскаго СОфрония. 6 у того ж о. Софрония исповедывался и поблагости Божией удостоился причастия на ранней службе Божой; а потом ради тезоименитсва моего были у мене на кушаню гости, в том числе г. Разумовская с дочерми и пр.».