Синино
В 10 вер. от Погаря, в 3 от Бобрика , в 27 от Стародуба, и в 194 от Чернигова
Поселение расположено на меловых горах. На одной горе насыпной вал до 3 ½ саженей вышины и до 60 ширины. Это остаток дотатарского укрепления. При подошве горы извивается р. Вабля, впадающая ниже в Судость. Вабля около Синина весьма глубока. Таким образом понятно, что сининский мост справедливо пользовался известностью в древнее время. Летопись говорит под 1155 г. «усрете Святослав Ольгович… Гюря у Синя моста» .
В стародубском протоколе 1683 г. записано: «февраля 14 д. пред нами урядом местечка войсковаго войт Петр Волосский, житель села Басихина , жаловался на Демьяна Маслова, жителя села Синина, что жалобщик вместе с почетными людьми, жителями села Синина был у Демьяна, как сват, чтобы высватать за сына Петра. Демьян так сказал: Бог в помочь, я рад быть приятелем. Сказав это всем и ему Петру прибавил, что готов отдать (дочь) за сына его; дочь его подносила горелку всем сватам. Это было в четверг, а в субботу велел приоходить с женихом. По его слову приглашены были священник с дьяком, орендары нашего села и села Синина; но когда прибыли в назначенный Демьяном день, он незахотел принять по приятельски, а выгнал со двора. Посланный служитель местечка Иван Васильевич спрашивал трех человек синиских и они объявили, что точно было заручное, дано слово быть приятелем и по слову прибыл Петр, но был выгнан со двора. Демьян, став на уряде, сам сознался во всем, прибавив: по рукам били, но разговорили люди. Непродолжая дела расправы, сказал он: люди разговорили и от того вышла тревога, но как дано приятельское слово, то в субботу февр. 16 имеет быть венец, а в воскресенье будет брачный пир; сторона, которая хотела изменить слову, имеет заплатить сто золотых заручного. Добровольное это решение и мировую приказали записать в книги местечка . Это образчик обычаев доброго старого времени!
В 1822 г. предводитель уездного дворянства и владелец Синина хотел на месте обветшавшего храма построить каменный; начали рыть рвы, долго искали материка, углубляясь в землю но не находили; вырывали уголья, битыя стекла и т. п. И намерение оставлено без исполнения. Теперь на валу красуется небольшая, но красивая, деревянная церковь святителя. Храм снабжен дорогою утварью.
Поселяне не бедны от того, что приучены к труду. Этим одолжены они покойному владельцу, доброму Владимиру Петровичу. Он до самой смерти был внимательным хозяином: удобрял поля и заставляя поселян любить труд, никогда необременял их работами. Под надзором доброго владельца поселяне приучились так вести дела свои, что каждый во время посеять, во время пожнет и во время уберет хлеб; земля хорошо удобрена и от того очень плодородна.
Число прихожан: в 1790 г. 316 м. 320 ж.; в 1810 г. 335 м. 343 ж.; в 1830 г. 357 м. 339 ж.; в 1850 г. 402 м. 381 ж.; в 1860 г. 409 м. 402 ж.
при р. Вабле, известно по летописи с 1155 г. («усрете Святослав Ольгович Гюргя у Синина мосту»). Древность поселения Синина видна из описания 1781 г. - «положение имеет на гористых местах, с коих на одной прочих высшей, имеется весьма древний небольшой городок с земляным валом, в коем ныне церковь». При поляках принадлежал шляхтичу Маркевичу; после поляков «прислушал» полковникам до 1688 г., когда Мазепой был отдан стародубского войту Спиридону Шираю. В 1712 г. утвержден Скоропадским за его вдовой и младшим сыном Спиридоном же; после смерти последнего, вдова войта приняла к себе зятя Якова Малишевского и, умирая, завещала ему сининскую «скуплю», которая утверждена была за Малишевским в 1714 г. и гетманом. Живя на скупле, Малишевский владел и сининскими крестьянами, как владела и теща. В 1730 г. Синин утвержден был Апостолом за вдовой Якова Малишевского как маетность, принадлежавшая её отцу, и от неё перешел к четырем её сыновьям: Петру, Ивану, Федору и Якиму. Кз. А. З двор Б. 5 двор, 5 Х. Кр. А. значковый товарищ Якова Малишевского, «грунтовых» 33 Х. и «бобылей» 11 Х. Б. 6. товарищ Федора Малишевского, 21 двор, 26 Х. От Малишевских Синин перешел к Лайкевичам, вероятно, по браку.