1873 год. Уездный город Стародуб из "Историко-статистического описания Черниговской епархии"
В 170 верстах от Чернигова, – расположен большей частью по горам, при речке Бабинце, которая Ваблею соединяется с Судостью.
Знаменитый Мономах пишет в своем завещании: «на ту зиму повоеваша половцы Стародуб весь и язь шед с черниговцы, на Десне изымахом князя Асадука и Саука и дружину х избиша, а на заутреи за Новым-городом разгнахом вои Белкатгина». Это было в 1080 г. Вот когда в первый раз является по памятникам Стародуб! В 1095 г. стародубская крепость была уже так тверда и безопасна, что могла выдержать осаду целые 30 дней[1].
Во время гетманщины, когда Стародуб был полковым городом и потому был местом пребывания всей полковой знати, пользуясь при том правом магдебургским[2], – на улицах Стародуба[3] было множество храмов, из которых иные известны ныне только по памятникам. Ныне здесь 11 приходских церквей, 4 приписных и 4 кладбищных.
Соборным храмом до конца 17 столетия был храм рождества Богородицы. – По местному убеждению, это самый древний храм в Стародубе; думаем что он, занимая место в старом городе, был при московском правительстве, а не был ли до татарщины храм в крепости другого названия, не решаемся утверждать. «Року 1664 сентября 29 пречестный господин отец Кирилл Афтанасович, протопоп стародубский позволил хатку поставить до час на власном пляцу Евдокеи Тарасовой и сыну ея. – А ежели бы важилися продать, то тилько хату, а до пляцу не мает потребы; тилько мешкають до ласки его. Што про память до книг меских войтовских записано»[4]. По акту 1674 г. известен «о. Андрей Грушевский, протопоп стародубской церкви рождества Богородицы», который потом основал монастырь Рябцевский и был его игуменом. В 1681 г. Богородичный храм сгорел от молнии, но в протоколе 1683 г. является «Максим Бойковский, паламарь рожд. пресв. Богородицы протопопский»[5]. Итак преемнику о. Андрея, поступившего в 1675 г. в иночество, пришлось строить новый соборный храм. В ноябре 1696 г. при избрании Иоанна Максимовича в архиепископа черниговского был «Самуил Данисевич Хоменский, протопоп стародубский», дворянин, владевший имениями по царской грамоте[6]. По другому известию о. Самуил в 1674 г. священник Никольский[7]; потому надобно положить, что он был посвящен в протоиерея в 1675 г., по поступлении о. Андрея в иночество. Преемник о. Самуила протоиерей Подгурский, к сожалению, плохо понимал свое духовное звание[8]. Протоиерей Григорий Подлуцкий, «служитель собора рожд. Богородицы», был другого духа, лучшего[9].
Каменный храм рождества Христова, с начала 18 века соборный, построен после страшного пожара 1677 г., истребившего богатые 4 храма Стародуба. «1677 г. мая 17 в четверг, пишет современник, в обеденное время, после службы Божией, загорелась в Стародубе церковь рождества Христова, что на рынке, близ торговых лавок. От этого пожара, вероятно, по неосторожности пономаря, но по особому гневу Божию за беззакония наши, погорели огромные постройки четырех церквей Божиих, стоявших в самом городе, со всем их украшением, которое славилось по всей Украйне, как по письму образов, так и по звону колокольному. Все укрепленное место сгорело, не осталось ни одной хаты, даже обгорели валы городские и за крепостью сгорело несколько сот строений»[10].
Ныне существующий храм рождества Христова довольно величественный, с иконостасом в 4 яруса, 13 саженей в длину и вышину. Евангелие его м. п. 1678 г. в серебр. окладе; другое м. п. 1688 г.; третье м. п. 1744 г. В пожар 1744 г. соборный храм рождества Христова пострадал в своей наружности, в 1745 г. ревностный священник собора Алексей Левицкий отобрал у стародуб. раскольника Тимофея Ерофеева раскольничьи книги и представил начальству[11]. В пользу причта служат проценты с капитала (2857 р. с.), положенного на поминовение статского советника Зиновия Кибальчича.
По летописи сомовидца в страшный пожар 1677 г. прежде всего сгорела церковь св. Николая[12]. Это без сомнения, тот храм, который ныне называется старо-Николаевским. По той же летописи в 1690 г. «церковь барзо коштованая св. Николая» снова сгорела[13]. В нынешнем храме найдена медная дощечка с надписью: «основася церковь сия в честь и память иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир-ликийск. чудотворца, – при святительстве господина Лазаря Барановича, архиепископа черниговского, старанием и коштом пана Михаила Андреевича Миклашевского, полковника стародубовского з товариством и панами мещаны и положены мощи св. м. Сергия, року 1691 м. июня 28 д.». Этот храм загорался потом в куполе, но пожар скоро прекращен; в 1786 г. загорелся во второй раз от молнии, и, хотя пожар затушен, но купол весь обрушился. В 1802 г. построен нынешний храм святителя. П малому числу прихожан храм сей причислен к преображенскому.
Каменный храм преображения Господня – памятник набожности полковника Михаила Андреевича Миклашевского; да помянет его Господь во царствии Своем! Храм освящен в 1698 г.[14] Иконостас его в 3 яруса. Здесь требник Могилы к. п. 1646 г. Евангелие м. 1698 г.
Новый Николаевский храм построен в 1823 г. На построение его помещик Николай Андреевич Ширяй пожертвовал 15000 руб. и до 10000 руб. другие благотворители; при том много было материала не купленного. Это – храм великолепный и по размерам и по отделке. Им заменен был ветхий деревянный храм святителя, стоявший не вдали от места занятого каменным, и который известен еще по акту 1682 г.[15]
Памятником благодарности к милостям неба для Ивана Ильича Скоропадского, сперва полковника стародубского, потом гетмана, служит каменный храм в честь рождества Иоанна Предтечи, освященный в 1720 г. На задней стене храма доселе виден герб гетмана: В алтаре на восточной стене – превосходная живопись. За то на прочих стенах – самая безобразная. Жаль, что доселе не уничтожат печального безобразия. Здесь показывают евангелие м. п. 1607 г., цветную триод к. п. 1702 г.
Каменный храм вознесения Господня построен в 1800 году, на место обветшавшего деревянного. В прежнем храме было два придела, один в честь Афанасия и Кирилла алекс., другой в честь муч. Варвары. В нынешнем придел в похвалу Богоматери. Храм – красивый. Блаженной памяти импер. Александр в 1825 г. слушал в этом храме литургию и в пользу служащих дано было 500 р. ас.
По делу 1739 г. известны священники стародубской Афанасьевской церкви Стефан и Дионисий Нестеренки. Нынешний деревянный храм св. Афанасия и Кирилла на каменном фундаменте возобновлен в 1835 г. Храм с двумя приделами – во имя св. Варвары и св. Димитрия ростовского.
По протоколу 1690 г. известны стародубская церковь св. Георгия[16]: но ее уже давно не видят в Стародубе; равно давно нет храма воскресения Христова, в котором завещал отпеть тело свое Владимир Борозна в 1629 г.[17]
Закрыты храмы Иоанна Богослова и праведных Захарии и Елисаветы, как безприходные.
Каменный храм священномученика Симеона построен в 1827 г. на место сгоревшего деревянного. В пользу причта его служат проценты с капитала (803 р. с.), положенного Василием Холодовичем.
По протоколу 1690 года «честный господин отец Димитрий, священник церкви успения пресв. Богородицы, стародубовское, з притомностию ктиторов преречоное церкви Григория Плытки и Михаила Ляшка, доходили длукгу (долга) церковного»[18]. Нынешний каменный успенский храм построен в 1781 г. По недостатку прихожан, он причислен к Симеоновскому.
Речка Бабинец отделяет значительную часть жителей от главного города, почему эти называются заречанцами. В зарецкой части города ныне храмы: Богоявленский, Покровский и Михайловский.
По описи 1708 г. видим на предместьи старого города храм св. Духа[19]. В 1735 г. выдан был антимис для сего храма; след, тогда был построен новый храм. На паперти сего храма похоронена была дочь генерального хорунжего Николая Дан. Ханенки: надгробная плита с надписью еще цела[20]. По истреблении сего храма пожаром 1835 г. прихожане причислены к храму рождества Богородицы.
По записи войтовой книги 1664 г. известен «честный господин отец Афанасий Стефанович, священник зарецкой стародубской церкви положения ризы пресв. Богородицы»[21]. По протоколу 1690 г. являются на уряде «Игнат да Иван ктиторове и братство зарецкое положения пояса (чит. ризы) пресв. Богородицы»[22]. В нынешнем богоявленском храме придел в честь положения ризы Богоматерней во влахерне. Каменный Богоявленский храм, как говорит записка священника Иоанна Затворницкого на евангелии, основан в 1770 г. и освящен в 1789 году. Четыре местные иконы под серебряными ризами. Донская икона Богоматери, древняя по письму, украшена серебряною ризою в 1804 г. девицами Ханенковыми, дочерями генерал хорунжего Ник. Дан. Ханенки. Эта икона перенесена из Духовского храма после пожара. Она благоговейно чтится многими. Остатки древности: цветная триодь черн. п. 1685 г. общая минея к. п. 1680 г.
Покровский деревянный храм построен был в 1688 г. Тимофеем Алексеевичем Жоравкою. В 1852 г. он возобновлен на пожертвования Зиновия Кибальчича. Здесь постная триодь черн. п. 1685 г. Евангелие 1690 г. На содержание причта полковница Анна Якубовичева внесла в банк 1429 . с., а Семен Кункевич отделил 54 дес. земли.
В 1690 г. полковник Михаил Андреевич Миклашевский в честь архистр. Михаила, своего ангела, построил на место ветхого новый храм. В 1835 г. храм сей перестроен потомком набожного полковника Михаилом Михайловичем Миклашевским, при чем прибавлен придел в честь казанской иконы Богоматери.
Жителям Стародуба пришлось испытать много перемен счастья. Такова жизнь земная, по милости страстей земных!
С 1380 г. город черниговских князей подчинился Литве и хотя в том же году был завоеван в. к. Дмитрием Донским, но скоро перешел во власть Литвы[23]. В 1446 г. отдан он был бывшему можайскому князю Василию Ярославичу. С 1499 г. князь Семен Иванович по притеснениям за веру, передался с краем московскому великому князю[24]. В 1534 г. польский воевода Андрей Немирович осаждал Стародуб: но отважная вылазка Левина до того устрашила ляхов, что они бросились бежать; наместник Алексей Вас. Кашин-Оболенский захватил и отослал в Москву 40 пушкарей со всем их снарядом. – В следующем году гетман Тарновский подступил к Стародубу с намерением отомстить за прежнюю неудачу. Современник пишет: «город был большой и людей в нем было много. Неприятели сделали подкоп к городу на протяжении полверсты и насыпав пороха зажгли; огонь побежал по подкопу к городу и загорелась городская стена. Воеводы государя, как и другие, не зная этого замысла, вдруг услышали как бы гром; порохом взорвало часть городской стены и город загорелся. Воеводы вел. государя и все граждане начали сильно биться с врагами; а те шли к городу как вода. Произошла битва кровопролитная. По грехам нашим иноплеменники одолели город, все воевод взяли в плен, одних из мужчин и женщин умертвили, других многих повели в плен, весь город сожгли. Впрочем неприятели в страхе удалились, опасаясь больших сил государя. – Государь в том же году велел поставлен новый город. И город Стародуб тогда же построен, построены святые церкви, сколько было можно, и незримо неполнился город людьми»[25]. В последующее время Стародуб охраняли две военные стражи: одна в городе, другая за городом[26].
В 1579 г. войска Батория сожгли предместья Стародуба[27].
Печальна история Стародуба 1607 г. Ляхи поручили играть роль царевича Димитрия жиду, очень ловкому и самому бессовестному мошеннику. Он тайно пришел из Поповой Горы в Стародуб, тогда как польские агенты уже с год разносили весть по северским городам, что царевич жив; в число агентов нанялся подьячий Рукин. Когда стародубцы стали нетерпеливо спрашивать где же царевич? Рукин смело указал на выходца литовского, а нарядный мошенник еще смелее выставил себя государем. Простодушные стародубцы пали в ноги самозванцу, ударили в колокола, пели молебны, честили мнимого государя. Увлечение до того было велико, что один из стародубцев отправился к царю Шуйскому с требованием уступить престол царевичу и, разумеется, погиб. – Обман поддерживаем был ловко. Явился Заруцкий с донцами и признал выходца царевичем. Пришел Меховецкий с головорезами лисовчиками, друг первого самозванца, и объявлен главнокомандующим царя[28]. – Дорого стоила северскому краю, как и всей России, эта проделка ляхов. Вот что писал царь Василий в следующем году: «в 116 г. пришли к нам наших украинских и северских всех городов дворяне и дети боярские с женами и детьми, пометав свои поместья и вотчины, разорены до основания от изменников и от воров и бьют нам челом, чтоб нам их пожаловать для их нужи денежным жалованьем»[29].
С 1619 г. Стародуб перешел во власть Польши и она не замедлила осчастливить его униею и иезуитами. Как ни ласкал стародубцев привилегиями кор. Сигизмунд[30] Стародуб объявил решительно, что если у него уния, то он подданный Москвы, а не Польши. В 1622 г. Сапега писал фанатику Кунцевичу, униатскому спископу: «Новгород-Северский, Стародуб, Козелец и другие города уния отторгнула от нас»[31]. – Частью строгостью, частью ласками успокоили взволновавшихся: но продолжали дело пропаганды. Смоленский епископ Андрей Квашнин – Золотой, при получении королевской грамоты на кафедру, обязан был клятвою (1632 г.) «учинить в Смоленске и в Дорогобуже и в Стародубе и в Чернигове всех людей благочестивыя христианския веры в унеи, а старую веру греческого благочестия искоренить без остатку»; ему дали титул смоленского архиепископа и архимандрита черниговского, стародубского и черейского[32]. Это имело печальные последствия при Скидане[33], а еще печальнее было спустя 10 лет после того. В 1648 г. казаки стародубские, у которых в это время уже был свой полковник, Яков Карпович Коровка[34], очистили стародубщину от жидов, езуитов и ляхов[35]. В 1651 г. в следствие договора гетмана с Польшею паны и жолнеры (солдаты) снова явились сюда и начались кровавые притеснения. Многие из стародубщины, бросив свои пожитки, ушли в харьковские слободы и там поселились. Те, которые был удержаны, то силою ляхов, то своим положением, быв выведены из терпения насилиями всякого рода, восстали против наглых притеснителей. В 1652 г., говорит летопись, «снова по городам много пропало панов, которые наехали было в свои имения; простой народ перебил их и козаки, удалившиеся из своих дворов, опять возвратились. Простой народ выгнал жолнеров (солдат) из стародубщины, Почепа, Мглина и Дрокова и многие были убиты[36].
Последующую историю стародубского полка перескажет сказка Филиппа Немировича Данченка 1735 г., данная в канцелярии министерского правления[37]. Помещаем ее, как документ исторический.
«Отец де его Матвей Данилов сын Немирович Данченко за владения польского служил в жолнерско при замку стародубском когда замком заведовал Абрамович; а сколько тому лет, того неупомнить[38]. А по выгнане Богданом Хмельницким з Украйны ляхов почал отбувать службу козацкую в полку стародубовском[39], И он Филипп Матвеев сын Немирович Данченко родился в Стародубе и пришовши до лет дорослих начал служить на местцу отца своего в полку стародубовском козацком, под сотнею полковою стародубовскою от 1685 г. В том 1685 г. первый раз был в походе, як орда на Украйну выходила и стояли в Лохвици и на других местах, при гетмане Мазепе и при полковнику стародуб. Михаилу Миклашевскому з сотником полковим старод. Прокопом Силенком. – Потом як первый раз Азов взял государь Петр Алексеевич при гетмане наказном Евфиму Лизогубу, стояли на Коломаку и Ореле; тогож году зимою з гетманом Мазепою и при тойже полковой старшине, для обережности от татар стояли в Баришовце и в других местах; а перезимовавши, водою пошли под Казикирмен и Тавань и стояли там чрез целое лето; а возвратясь от Казикирмену знову зимовали в Пушне и Монастырищи и повернулисья з Рашевки в домы. А на лето того ж году при гетмане Мазепе и полковнику Миклашевском з сотником полковим Силенком стояли под Шламом городком от перекопу и давали там с ордою баталию и оставивши в Тане разных полков козаков при сотнику погарском Тарасу Гавриловичу, з гетманом Мазепою пошли, перебравшись чрез Днепр в домы. Потом перелетовавши в домах, были в полку сумском и олшаном чрез целую зиму с полковником Миклашевским; а гетман Мазепа з другими полками стоял под Гадячом. А повернувшись з сумского полку в домы, того ж году (1701 г.) летом (пошли) против шведов под Ругодив (под Нарву) при наказном гетмане полковнике нежинском Обедовском и зимовали с полковником наказным Яковом Заводовским во Пскове и в Печерах, где Обедовский и умре. А весною повернулися в домы[40]. И мало поживши в домах тойже весны при гетмане Мазепе и полковнику Миклашевском пошли были под Ругодив, из Могилева повернулися назад в домы; потом с наказным гетманом полковником Миклашевским были под Быховым, поки взяли Быхов и губернатора быховского Бинугоневича; а оттудова повернулись в домы; да в 1704 г. з гетманом Мазепою и наказным полковником стародуб. Яковом Заводовским под Любаровым, где гетман Мазепа выписавши могилу повернулся в домы; а полковника переяславского Мировича наказного гетмана с полковником наказным старод. Мовчаном при польском рефендау Ревуцком командовали под Варшаву и там з Шведами баталию имели[41].
Возвратясь с под Варшавы в домы, мало поживши в домах, в 1705 г. при гетм. Мазепе и полковнике Миклашевском ходили под Замостье и зимовали в Польши с полковником Миклашевским; а гетман у Дубни в великий пост пошли до Слуцка, а з Слуцка полк стародубовский с полковником Миклашевским командирован в Несвеж, где (1706 г.) нападением шведским Миклашевский убит, а он Немерович с обозным полковым старод. Есимонтовским в кляшторе отбилися от шведов и отпущены оттуда в домы[42]. И возвратясь поставлен Филип Немерович асаулом сотни полковой в 1706 г. Потом тогож году и хорунжим был в Киеве, як государь крепость погорскую заводил. Да в 1707 г. при генерале Боуре с Прокопом Силенком полковником наказным быв в Быхове, где и Синицкаго взяли; а оттуда, не будучи в домех, пошли при том же командире в Киев, где и зимовали. Возвратясь с Киева в домы, в 1708 г. с полковником старод. Иваном Скоропадским, который и гетманом тогда был наказным, были на Ростови и под Пропойском в польской области[43] и оттуда против шведа пошли под Кадин и там под Кадином з шведом имелибаталию при генерале Боуре; а оттуда с генералом Инфлянтом, упрежаючи шведа, маршируючого на Украйну, возвратились в полк стародубовский. Когда король шведский пришел в полк стародубовский и стал в селе Шкрябине под Стародубом: тогда он Немирович при полковнику стародубовском уставичне, аж поки пошол швед с под Стародуба, отправовал партии[44], а потом был з гетманом Скоропадским в Лебедине; да в 1709 г. к границе польской был полк стародубовской командирован в Бобовичи и стояли над Ипутью при полковнику наказном Прокопу Силенку[45]; потом с полковником старод. Лукьяном Журавкою стоял в полку лубенском в местечку Сенчи, а гетман Скоропадский в Лубнах, а оттуда возвратившись пошли под Каменный затон при том же гетману и полковнику старод. в Киеве фашинами город робили, а повернувшись с Киева был при полку старод. под Ромном в селе Николаевци з наказным полковником Захариею Искрою, когда гетман Скоропадский в Гадячом стоял; на канальную работу при полковнику наказном старод. Иване Чарнолузком был отправлен. В 1723 г. полковником наказным ординован по инструкции в енеральной войсковой канцелярии с полком стародуб. при наказном гетмане полковнику гадяцком Милорадовичу на канальную ж работу и возвращены с Калуги в домы. Того ж году при наказном полковнику Семену Березовском асауле стародубовском, сотником наказным полковим был на Коломаку. В 1724 и 1725 г. в низовый поход проводил полк старод. в слободские полки и вручил там Федору Данченку хорунжему полковому, а другий раз до Харкова и вручил Павлу Дублянскому сотнику новомесскому полку старод., а сам возвратился с байбарашовых байраков; да в том же 1725 г. был ассесором в полковой стародубовской канцелярии при Семену Березовском, а в 1726 г. вольними голосами атаманов куренних и рядовых казаков сотни топальской выбран сотником топальским настоящим; а в 1728 г. з гетманом Апостолом был в Москве мало не год[46]. В 1731 г. был на линейной работе полковником старод. с командою наказним при генералах Тараканову и Дебринею[47]; да в 1734 г. тож полковником наказним с полком стародубским командирован в польскую область; а повернувшись с Польши за царичинскою линеею стоял над Днепром при Самаре, при генералах Геипу и Леонтьеву; а оттуда за пашпортом генерал-фельдмаршала и кавалера фон Миниха отпущен в дом. И сие он Филипп Матвеев Немирович Данченко сказал в самую сущую правду». Прибавим к этому, что 1735 г. козаки стародубского и черниговского полков обязаны были беречь раскольников, высланных с Ветки; но в конце года участвовали в несчастных крымских походах[48].
При московском[49] и гетманском правлении Стародуб был богатым торговым городом; по актам 1664–1670 г. не раз видим в Стародубе немецкую улицу[50] и купцов[51]. В нем были сильные ярмарки: сборная начиналась на первой неделе вел. поста; другая с 10 недели после пасхи шла три недели[52]. Ныне здесь три ярмарки: мая 9, августа 15 и дек. 6; но все три незначительные.
Древний летописец не хвалит нравственности жителей гетманского Стародуба. Описывая пожар 1677 г., он пишет: «такой страшный пожар был Божиим наказанием. Ибо в том месте (в городе), прежде всего начались вражды: полковник против гетмана, священники между собою, осмеро против двух, волновались целый год; между коазаками и посполитыми ссоры, позвы и потом гульба в кормчах. Едва не в каждом дворе шинок, а при шинках безчинства и частыя убийства; за разврат не чинилось никакого наказания, напротив считалось то удальством. Пьянство неудержимое, равнодушие к благочестию: ибо духовных считали ни за что, гордясь богатством храмов Божиих: нам говорили, тяжело от попов; от таких, которые от злодейств приводили к порядку, отходили с гневом, и по произволу выбирали себе духовников не печалясь о грехах[53]». Такое сильное расстройство нравственное, обнаружившееся и заговором полковника Рославца против гетмана, вызвало против себя ревность архипастыря Лазаря Барановича. По воле святительской черниговский благовещенский священник Стефан Шуба, прежний выбельский сотник, в полковой Николаевской церкви торжественно произнес анафему на буйных, сопровождавшуюся погашением свечей. Это было в 1676 г. не задолго до пожара[54].
И после того, вместо того, чтобы прийти в себя, оплакать грехи, призвавшие грех Божий, «августа 1677 г. народ взволновался против священника Якова, того, котораго Рославец побил и за котораго произнесено в прошлом году проклятие, выволок сего священника из олтаря после службы Божией, бил жестоко и убил бы до смерти, если бы не защитил наказный полковник, подоспевший с своими козаками»[55].
«Писал ко мне стародубский полковник, доносил Мазепа в окт. 1708 г., что шевцы и кравцы и все проспольство в Стародубе, в доме войта тамошняго, учинивши с дубьем нападение, склеп отбили, вины ренския и секти в земли закопанные повыбирали, а в иных дворах бочки с вином побрали ж и упившись жидов 50 до смерти побили… Козаки те, которые расположены во время партикулярной баталии с шведами при енералах Боуре и Инфлянте, врозь разбеглися и прибывши в городы разгласили везде, будто неприятель не токмо их, но и войска все великороссийские разгромил»[56]. – Печальные и неверные слухи о войске русском, по всей вероятности, распускал сам Мазепа чрез своих агентов, чтобы возбудить козаков к измене. Как вели себя стародубские козаки в отношении к царю и шведам, свидетельствовал сам царь[57]. Если в Стародубе и происходили печальныя сцены, о которых пишет Мазепа: то тревоги народа могли быть вынужденными, частию по влиянию слухов ложных, частию по тесноте обстоятельств. Неприятель шел в Украйну; в видах предосторожности делались распоряжения не легкия для местных жителей[58]: а Мазепа, сколько ни писали к нему поспешить стать с войсками в стародубщине, – переходил с места на место вблизи Чернигова[59], край оставался без защиты, пока не подошли русския войска и с ними стародубский полк, бывший в Белоруссии. Но бйное своеволие во всяком случае – дело худое.
Вот и еще гетманский универсал для стародубского полка.
«Пресветлейшого и державнейшого вел. государя нашого войск запорожских обоих сторон Днепра гетман Иоанн Скоропадский и п. полковнику стародуб., всей старшине его полковой, сотникам, атаманам, войтам городовим и сельским, також п. державцам, духовным и свецким, в том полку маетности меючим, и прочим всем войскового и посполитого чину от старшого до наименьшого полчаном тамошням, ознаймуем универсалом сим, иж не от теперь дается нам ведати з розных мест, что в полках регименту нашего в городах, городках и селах многое от полу мужеска и женско молодие и свовольные люди, барзо не постягливо и от родителей своих, вимисливше себе безчинное гулянье вечернице, нанимают подобных себе ж легкомысленников и збираючись по ночам купали справують, игри, танци и пятики, з яких бывают галаси и зачепки дозводок последовательно. Зась з того уростають забойства. Под час такових зборов чинятся ексцесси, яко то грехи блудные, растления девства, беззаконное детей прижитие; потом чрез тих же беззаконников закриваючих свое нерадное дело стаются детогубства, яко от разных мест не раз мелисмо о том известие. За якое безчиние видим гнев Божой на всех нас. Ибо не от теперь письмо летные неурожай хлеба, многие надежи скота, а шо большеи моровия язвы и другия тяжкия в людях болезни Малая Россия понесла и прочия поносит заключения. За чим хотячи ми злонравное заповеди Божой и христианскому званию противное вывести и ускромити безчиние, яко в том в иныя регименту нашого полки послалисмо грозние указы, так и полк стародубовский ординуючися сей универсал, пильно вспоминаем и приказуем, абы пан полковник тамошней старшине своей полковой сотникам атаманам и войтам, городовым и сельским, а паны державци, духовние и свецкие, дозорцам маетностей своих, повелели накрепко того постерегати, же бы от сего часу в городах, городках и селах на помнутые на вечерницы зборы, а к тому ж на богомерзские купальные игриска в Петров пост звиклие и на кулачные бои, чрез которые многие здоровья, а иные лишаются и жития, нихто никогда и нигде сходитися и жадного безчиния галасов и звадок, барзей с контентуючимися великороссийскими жолнерами, чрез що нам особливая деется трудность, затевати не важился. Хтобы зась упорне против заповеди Божой и сего нашего указу поступуючи впредь не имел такових перестати екцессов то не тилько всякого виполняючого оное старшинам городовим и сельским вязаньем без вощяденья трапити и боем наказовати позволяем; лечь и то, хто би з легкомисленности яковой, либо сквернаго ради прибытчества важился тих нерадних сходов карати на горле росказуем. Того и духовнии власти постерегати таковых безчинников крипко истязовати и преслушних от церкви отлагати меют. О таковей воле и указ нам ведали бы… Должен есть пан полковник тамошний и оный закон велети и оный содержати непременно должен есть пан полковник и тамошние сей универсал везде в полку своем разославши, по городам и селам оголосеты и народом читовати пильно и рейментарно приказуем. Дан в Глухове ианнуария року 1719.
Акт собственно духовного управления:
«Пречесному отцу протопопу стародубовскому и всему протопопии твой священству объявляется з консистории епископии черниговской. Прошлого февр. 4 1725 г. преосвященнейший господин Иродион Жураковский епископ черниговский, ведаючи подлинно, что Иосиф Самусенко, мещанин стародубовский, млин о двух колах мучних и о третем ступном, на р. Бабинце выше Стародуба стоячий, от покойного блаженной памяти Никиты бурмистра старод. на церковь Спасскую старод. наданний неслушне собе привлащает, отказал приватным архиерейским листом, имеючи в епархии своей над добрами церковными власть, ему Самусенку от оного млина и вручил тот млин в заведыванье ктиторам спасским Степану Яковлевичу с товарищи открытым листом, виразивши в нем: ежели бы Иосиф Самусенок в содержаньи того млина церковного им ктиторам препятие якое дерзнул учинити, то за такую церкви обиду неблагословение Божие и его архипастырское ему Самусенку объявлено будет.
Понеже учинилося известно консистории, что Самусенок по приятии того листа архиерейского к заведыванью церковнаго млина не допускает ктиторов: за такую церкве святой обиду Божие и архиерейское неблагословение Иосифу Самусенку и домови его з консистории епископской объявляется и дотоле, донеле же не возвратить церковнаго церкве, запрещаетя ему и домашним его в церковь входити и в дому его и домашним его в церковь входити и в дому его священническому чину с благословением и молитвою бывати и пасхального хлеба находящаго дня воскресения Христова не освящати. – Року 1725 мар. 13 д.» После того Самусенко обязался уплатить за мельницу 100 руб. и вносить ежегодно по 150 р.[60]
Число прихожан:
|
1790 |
1810 |
1830 |
1850 |
1860 |
|||||
Ц. р. Христова |
240 |
231 |
529 |
521 |
383 |
352 |
331 |
460 |
158 |
219 |
Ц. р. Богородицы |
– |
– |
211 |
228 |
144 |
143 |
179 |
252 |
160 |
231 |
Ц. Преображения |
– |
– |
486 |
470 |
148 |
156 |
183 |
186 |
176 |
207 |
Ц. Ново-николь. |
– |
– |
278 |
260 |
216 |
235 |
204 |
252 |
153 |
199 |
Ц. Предтечевой |
– |
– |
284 |
200 |
215 |
255 |
207 |
269 |
188 |
243 |
Ц. Вознесенской |
– |
– |
302 |
309 |
298 |
337 |
224 |
230 |
219 |
250 |
Ц. Афанасьевск. |
– |
– |
505 |
516 |
289 |
344 |
267 |
337 |
206 |
254 |
Ц. Симеоновой |
– |
– |
557 |
548 |
493 |
517 |
380 |
476 |
349 |
426 |
Ц. Богоявленск. |
206 |
219 |
224 |
224 |
249 |
315 |
206 |
251 |
135 |
171 |
Ц. Покровской |
– |
– |
249 |
238 |
252 |
247 |
275 |
349 |
287 |
337 |
Ц. Михайловск. |
– |
– |
272 |
250 |
240 |
259 |
337 |
383 |
280 |
317 |
Число прихожан в последнее время уменьшается и от того, что в Стародубе время от времени увеличивается население евреев, которые, захватывая в свои руки промыслы и торговлю, вынуждают коренных жителей переходить, кто куда может. Торговля падает, так-как жиды, как и везде, высасывая соки из других по примеру тунеядных растений, сами остаются все-таки тощими, голыми бедняками.
[1] Собр. л. 1, 98. Владимир, напоминая Олегу об осаде стародубской крепости, говорит (1, 106): «не хотех бо крови твоея видети у Стародуба… А его же то и хощеши насильем, такове даяли у Стародуба, милующися (а не «милкусяюча») по тебе, отчину твою».
[2] В музее Румянцева: а) просьба к ц. Алексею Мих. от жителей г. Стародуба, 1666 г., возобновлении их привилегий; б)протокол о выборе магистратских чиновников в Стародубе, в следствие, указа царя, коим пожаловано городу право магдебургское, 17 января 1666 г.; в) грамота к. Сигизмунда о пожаловании Стародубу магдебургского права и других привилегий от 18 февраля 1620 г. (Опис. музея стр. 138, 139). – Гетьман апостол, подтверждая право магдебургское, назначил для урядников магистрата, села Сергеевку и Кустичи. Судиенко 1, 2, 41.
[3] По книге старод. войта 1670 апр. 27 «учтивый Сергей Иванович, мещанин старод. продал хату свою з пляциком, стоячую об межу едва сторона Закаблуцкого шаповала, а з другое стороны от валу в замку старом». По той же книге улицы: Черниговская, к браме Черниговской, Кривая, Земляная, Петрятинская, Пробитая, Немецкая за валом и пр.
[4] Книга страод. войта.
[5] Протокол 1683 г. стр. 3. 5. 7. нап. в черниг. губ. вед. 1857 г. Летоп. самов. Стр. 112.
[6] Величко III, 422. За протоиереем Самуилом Хоменским утверждено «село Логоватое» ц. грамотою 1688 г. Этим имением владел потом сын протоиерея «значковый товарищ Яков Хоменский». Дочь полковника Рославца и жена «отца Федора, священника пречистенского стародуб.» в грам. 1695 г.
[7] См. о Яцковичах.
[8] У Судиенки журнал стр. 106.
[9] Дела Консистории 1743 г. № 235. 265.
[10]Лет. самовидца стр. 110. М. 1846. Сл. Ригельман II, 155.
[11] Дело консист. 1745 г. № 380. Дневник Н. Д. Х. «1744 г. сент. с 29 на 30 в ночи загорели все комори в Стародубе на ринку и церковь соборная рождества Христова звне згорела и колокольня з дзвоном новониколаевской церкви».
[12] Летоп. самовидца стр. 111. Актом 1664 г. «отец Тарасий Никольский» продал пляц свой. В 1665 г. продан дом стоячий в месте (новой крепости), ведле дому Ивана дяка Микольского». В 1670 г. продан дом «за валом на клину к Никольскому колодезю». Гетманский универсал 1687 г. «маючи в особливом респекту – духовную особу велебного в Богу господина отца Романа Ракушки, священника церкви св. Николая в месте Стародубе стоячое – зов сими до него принадлежними пожитки». В 1709 г. это село утверждено за сыном о. Романа Ракушки паном Константином Романовским.
[13] Лет. самовидца стр. 82.
[14] Грамота архиеп. Иоанна на освящение сей церкви – в муз. Румянцева стр. 222.
[15] «Душу мою, егда з теле вийдет, полецаю Господу Богу, а тело мое грешное меет быти поховано при церкви святителя Христова Николая нового; а убозтво мое дочце моей – огород на пробитой улице об межу – отца Самойла священника свято-Никольского»; так говорит в завещании своем 1682 г. Анна Федоровна Федорова, обывательница стародубовская. Черниг. губ. вед. 1863 г. № 40. Сл. выше пр. 10.
[16] Протокол в черниг. вед. 1852 г. стр. 135.
[17] См. о Куршановичах зыбков. у.
[18] Протокол 1690 г. стр. 177.
[19] Черниг. вед., 1858 г. № 40.
[20] Дневник Н. Д. Ханенки: «1743 г. явнаря 9 ч. прибыв в дом (в Городище из Чаус) застал тут старого о. Иоанна Свято-Духовского стародуб. и сына его Иоанна диакона Подольских. 10 ч. писал письма к преосвящ. епископу черниговскому Амвросию Дубневичу с поздравлением нового года и восприятия престола и з инстанциею о неоставлении отца и сына Подольских в их нуждах». –В приход Свято-Духовском стародуб. был дом у Н-Даниловича. См. прим. 33.
[21] Румянцева музей № 76.
[22] Протокул стр. 7. 93.
[23] Никон. л. IV, 84. Собр. л. VIII, 34. После татарского погрома Стародуб был во владении брянского князя. В 1380 г. брянским князем был Дмитрий Ольгердович (Никон. л. IV, 105). Затем стародубскими князьями были Патрикий Наримунд, внук Гедимина; а с 1400 г. кн. Александр Патрикиевич Ак. зап. Рос. 1, 28.
[24] Собр. л., VI, 46. «апреля 1499 г. прислали к вел. князю бити челом князь Семен княж Иванов можайского (владевший Черниговом и Стародубом) да князь Василий княж Иванов сын Дмитриевича Шемякин (владевший Новгородом и Рыльском), что на них пришла великая нужа о греческом законе». Собр. л. VIII, 239. По делам местничества (Ист. сбор. 5, 212, 216, 250, 90) «в 1519 г. были воеводы в Стародубе кн. Иван Вас. Оболонский – немой да кн. Иван Фед. Овчина да кн. Петр Фед. Охлебинин да кн. Михаил Дмит. Мещерский… велено быть с Николина дни вешняго; а по вестям велено ити к Шемячину кн. Ивану Овчине да кн. Михаилу Дм. Мещерскому».
[25] Собр. л. VI, 298. VII, 287–291. Ак. зап. Рос. II, № 181 Nieseckiego Herbare IX, 40. 41.
[26] По делам местничества (ист. сбор. 5, 250) в 1563 г. «в Стародубе был (военным начальником) за городом с людьми кн. Александр Ив. Вяземский; а в городе были Алекс. Оксаков да Григорий Злобин». – В 1565 г. «в Стародубе на Семеново место Оксакова на год Никита Змыцкий; а за городом, для вылазок Василий Коробов. Июня 26 царь велел воеводам с Почепа и Стародуба быти по полкам и идти по брянскому лесу… Из Стародуба Василий Коробов, а с ним были люди по их спискам». Синбирский сборн. 9. 10. 12. 18. 24.
[27] Маркевича ист. 1, 64. Соловьева VI, 365.
[28] Карамз. XII, 46. 138. 141. 143. Никон. л. VIII, 78. 89–92. Сл. о Поповой гряде.
[29] Ак. э. 2, 179.
[30] Соловьева ист. IX, 147. В грамоте 1620 г. на право магдебургское Стародубу король говорит: «избрать войта из католиков святого набоженства римского»; членов в магистрат выбирать од среды себя людий цнотливых и уметельных права майдебрского, католицкого, и римского и руского, набоженства». – Езуитская проведь об унии!
[31] У Соловьева ист. X, 88.
[32] Ак. югоз. Росс. III, 303.
[33] См. ниже прим. 38 и о Соснице.
[34] Марков говорит, будто Стародуб с 1649 г. сотенное местечко и только с 1711 г. полковой город; а Максимович в основе начинает старод. полковников с 1663 г. То и другое несправедливо. Стародубские полковники по актам и летописям: Яков Карпович Коровка 1637–1653 г. (см. о Почепе); Яков Обуйноженко 1655–1657 г. (Летоп. самов. 28); с 1656 г. наказные полковники Тимофей Жоравко и Михаил Еременко (ак. югоз. Р. III, 512. 514. 520); Иван Яковлевич Плотник 1658–1693 г. (Соловьева ист. XI, 177. О Камянке); Леонтий (Левко) Острянин 1664–1667 г. и при нем Тимофей Алексеевич – наказный (о Кистере); Петр Рославец до февр. 1673 г. (Ак. ист. IV, 322–327. Допол. к акт. V, 324); Тимофей Алексеевич Жоравко до мар. 1678 г. Григорий Карпович Коровченко-Вольский 1678–1680; Семен Иванович Самуйлович + 7 июн. 1685 г. (Величко 2, 550, 551); Яков Иванович Самуйлович с июля 1685 г. (Величко 3, 11, 15); Тимофей Алексеевич Жоравко 1687–688 г. Михаил Андреевич Миклашевский 1689–1705 г. Иван Ильич Скоропадский 1706–1708 г. Лукьян Иванович Жоравко 1709–1717 г. Затем наказный полковник то Иван Чарнолусский (муз. Румянц. 139, 140, 142), то Андрей Михайлович Миклашевский. Последний в 1722 г. был избран в действ. полковника, но Меньшиков в гневе был на него за Млынку и 1723 г. определен Леонтий Кокошкин, (Ханенко 37, 49. Летоп. самов. 100. 103. Судиенка матер. 1, 16, 31, 59); с окт. 1730 г. Александр Иванович Дуров, отрешенный и преданный суду за хищничества (Маркевича зап. 1, 357 Судыенка 1, 2, 94, 95); Афанасий Прокопьевич Радищев с 1735 г. (Маркевича зап. 1, 443), Федор Дмитр. Максимович с марта 1742 г. Яким Яковлевич Барсук; Степан Ефимович Карнович; кн. Юрий Вас. Хованский; Иван Вас. Завадовский. У Маркевича V, 169. довольно ошибок. Выпишем здесь церемонию объявления Максимовича полковником. Генеральный хорунжий Николай Данилович Ханенко в дневнике своем пишет: «1742 г. марта 14 подлуг отданного вчора приказу собрал полк з знаменами перед мою квартиру, а потом как прибыл и полковник ко мне, то отдана ему честь от всего полку поднятием ружья на караул и з музыкою. Потом пошол полк строем к соборной церкви и как там построился в триангул: то и я з полковником приехал цугом перед полк, где отдана нам честь при игранию музыки ружьем и выпалено з трох штук (пушек). Потом как приступили все сотенные корогвы к полковым знаменам и старшина полковая и сотники и значковые посеред строю при знаменах стали: то я учинив объявление о определении в полк стародубский полковником г. Максимовича, велел читать в слух всем данный из войсковой канцелярии оному г. полковнику универсал, который и читал писарь полковый Стефан Петрунькевич; а по прочтении универсалу взяв я первее большое знамя полковое, потом значок полковой же, оные вручил полковнику, потом показал ему летаври и музику полковую и сотенные знамена, велел его всеми знаменами покрыть и по здешнему обычаю покрыв его шапками окончили тую церемонию поздравлением его полковника получением императорской милости, при чем паки из пяти штук випалено. И пошли все в церковь. А по службе Божой было молебствие при троекратной из пушек пальбе; а на остаток из мелкого ружья козаки один залп випалили. – Потом обедали у полковника и при многократной з мартиров и мелкаго ружья пальбе гуляли до позна в ночь». – 23 ч. при указе ко мне из войсковой енер. канцелярии привез значковый товарищ Данило Зиневич пернач полку стародубского для вручения оного полковнику стародубскому господину Максимовичу… 28 ч. перед службою Божою были у мене старшина полковая, а после служби слушаной в церкве Духовской был у мене протопоп и о. Иван старый, також п. Александр Корецкий з женою. А потом отъехал я к полковнику. И как только въехал в двор: то з музыкою честь мне отдана и полковник з всею старшиною встретил перед крильцем; а когда вошел я в большую избу, то випалено з троих штук. А после велел принесть пернач и оный вручив полковнику учинил ему поздравление. – Далее за приготовленным большим столом севши кушали обед и пили за високия здравия при пушечной пальбе и даже до позна гуляли. При якой компании был и брат полковничий п. Василь Максимович сотник волынский з женою своею. – По отъезде моем и компании учинилась ссора, в которой обозный полковый Юркевич арестован был. 29 кушали у мене п. Александр Корецкий з женою; а между тем приехал и полковник Максимович, котораго я упросил свободить от аресту обозного полковаго Юркевича и отдать ему шаблю, что и сделалось. За приходом его и другой старшины полковой в мой дом учинили прощение».
[35] По известию от 31 июля 1648 г. «город Стародуб запорожские черкасы взяв было и покинули и вышли из него вон. И поляки, послыша то, что Черкасы его покинули, собрався немногие люди пришли в Стародуб и учали уездных крестьян грабить. – И те уездные крестьяне, не стерпи их грабежев, дали весть запорожским козакам. И козаки, собрався человек с 500, пришли опять к Стародубу. И поляки от козацкого приходу убоясь, из Стародуба выбегли врознь. И козаки стали стоять станом в Стародубе». – По другому известию от 22 июля, черкасов «в Стародубе и Почепе» было до 36000, но Хмельницкий велел им идти к Киеву. Ак. зап. Р. III, 235. 236. Спб. 1862 г. сл. стр. 210. 217. 240. 283. Убит был Карл Стравинский, в звании полковника начальствовавший жолнерами: но два брата его спаслись. Nieseckiego Herber. VIII, 535.
[36] Лет. самов. 10–21. Соловьева ист. X, 119. Костомарова Хмельницкий 1, 191. 192.
[37] Дело дворян. собрания о Немировичах-Данченках.
[38] Николай Абрамович староста стародубский до 1648 г. См. о Мглине.
[39] В деле дворян. собр. о Немировичах акт: л. 7175 (1666) нояб. 23 д. били челом в. г. ц. Алексею Мих. в малорос. гор. Стародубе в съезжей стольнику Кирилле Осиповичу Хлопову старод. козаки Матвей Данилов з братом Яковом: в прошлых годех служил отец их в. г. многое время и за те его службы дано было отцу их от гетмана Хмельницкого универсал на грунт и на селище Акилшин над речкою Бабинцем на разробление поля; а тот де грунт искони козацкой; а запустел де было от Гуньковской (1638 г.) войни да Шеиновой (1633 г.) и отец их потому гетманскому универсалу тем грунтом владел. И как де отец их умер, они после отца своего тем грунтом владели и по се время и ныне владеют. И тот де универсал у них потрачен от неприятелей, полских и литовских воинских людей». Немирович говорит о походе или точнее бегстве короля по стародубщине. Он не сказал о том, что в 1661 г. Стародуб сильно пострадал от татар. (Грабянки летоп. стр. 175). Что касается до происхождения фамилии Немировичей-Данченков: то несомневаемся, что это – отрасль Немирей, перешедших из Новгорода к Витовту и которым даны были земли Литовки и Самбора. Старшины стародубского полка 1669 и 1672 г. у Величка II, 185–187. 315. 316.
[40] Шереметьев писал к царю от 2 янв. 1702 г. «Взято (в дерптском у.) 140 языков; а сколько чухны, нельзя определить, потому что черкасы (казаки) по себе ее разобрали; я отнимать не велел, чтоб охочее были». От 4 янв. доносил: «посланный мною наказный гетман (Д. Апостол) к Алысту (Мариэнбургу) все разорил, полонив более 2000 и скота пригнал множество. До Алыста не доходил за великими снегами. Другой отряд с любенским полковником был под Алыстом и все в окрестностях разорил. – По возвращении я отпустил козаков, не успев удержать их на зиму, от того, что обезлошадели; а весновать им не возможно, потому что не вспахано и не кошено».
[41] У Маркевича 2, 360–364. многаго петь о 1704 г. Сл. Устрялова 4, 355, 356.
[42] См. о Фоевичах и суражском монаст. летоп. самовидца: «року 1707 полковника стародубскаго Михаила Миклашевскаго, зятя его Андрея Гомалею, Тараса Гавриловича (Еременко) сотника погарскаго, в Несвижю в смерть убито; а протчих многих, в том числе Романовскаго и Ивана Чарнолускаго, асаула полковаго, Турковскаго, Тимошенка, Бурмаку, в неволю взято» стр. 92. По черниг. летоп. это было в 1705 г. стр. 88, показание ошибочное! Плейер от 15 июля 1706 года доносил своему двору: «армия стала в Гродне в ней было до 40000, но при болезнях голодала; в Киев взято до 14000; но опять набрано до 40000, – хотя из Курляндии никого нет. Войска было бы больше, если бы козаки не были так сильно раздражены Александром (Меньшиковым); ибо он силою взял у них до 6000 лошадей; из церквей, из всей Украйны, взяты приношения (Ohfer), денег взято больше, чем из церквей Росии; этим так были раздражены, что военачальник Мазепа поспешил к царю, – они не хотели более принять его, а желали Палея, посланного в Сибирь, и вместе удовлетворения за все убитки и оскорбления». Устрялов IV. 2,655. О марше Мазепы от 11 февраля 1706 г. у Устряна IV, 1, 459, 460.
[43] Мазепа от 10 авг. 1708 г. к царю из Русанова: «стародубовский и черниговский (полки) – в Пропойску. От 19 августа: «отправил я – к Пропойску под команду Скоропадского, полковника стародубовскаго, – два полка надежной компании в 800 числе», т. е. в прибавку к прежним.
[44] См. о Дрокове, Мглине, Костяничах. Царь 9 ноября 1708 г. писал: «король шведский, усмотря свой ущерб и когда Стародуб, Почеп, Погарь и Новгородсеверск, по введении в оные гарнизонов, не дерзал добывать, принужден в целости и не зацепляя оставить, потеряв при Стародубе и протчих местах в Украйне несколько тысяч человек, которых как великороссийские наши войска, так и верные наши подданные малороссийскаго народа жители, побили и в полон побрали, – намерен был бежать для спасения своего в Польшу на Волынь». На полях Мохновки доселе видно много могил, где лежат убитые шведы. Ригельмана III, 44–49.
[45] Универсал гетмана от 11 дек. 1709 г. пану хорунжому Филиппу Данченке: «уважаючи, же он от неприятельскаго наступства чрез пожар не менший субстанции своей понес ущербок, надаем ему к успартю домовому село прозиваемое Унуковичи з млином в том же селе на кринице стоячим со всеми до того села приналежными фундами и угодиями» и проч.
[46] У Судиенка журнал о поездке в Москву стр. 58.
[47] Дневник Н. Д. Ханенки: «1731 г. окт. 4 ч. прибыл г. полковник с полком и с 4 сотнями в Стародуб з походу в 10 часу пред полуднем, на котораго приезд 35 пушек и козаки тех сотен беглым огнем палили. Декабря 5 пришел указ от ясновельможнаго о приготовленю в поход». О походе 1733 и 1734 г. Марковича записки I, 403. 407. 409. 413. 414. 416. 424. 427.
[48] Марковича записки 1, 440. 443. 445. 2, 21–23.
[49] При царе грозном литовские купцы жаловались, что могилевских мещан, ехавших с обозом торговать в Стародуб побили до смерти под самым городом и товару ограбили на 600 р. Соловьева ист. VII, 69.
[50] В акте 1664 г. дом «на улице немецкой за парканом» (за крепостью). В другом акте того же года «дом на улице немецкой за валом стоячий». – След. немецкие купцы жили не в крепости, а на форштате.
[51] В войтовой записи 1664 г. «Григорий Карпович Деша, мещанин (местный житель) и купец стародубский». В акте 1666 г. «мещане и слюсари стародубские, братья рожоные, Владимир и Иван Денисовичи. В акте 1670 г. шаповал (прим. 2). Дневник Н. Д. Х. «1745 г. янв. 7 вручены две кунице и один бобр для чивбы в Стародубе Максиму шапочнику припечатанные».
[52] Черниг. вед. 1853 г. № 3. Ярмарка 10-й пятницы известна уже по делам 1648 г. Акт. южн. рос. III, 210. 217. «Року 1665 дня 3 марта, под час ярмарку стародубского Купрей Романович, тож обыватель коропский» представили в суд борзенца с украденною им лисицею; а потом оказалось у него же много других украденных вещей. Дневник Н. Д. Ханенки 1743 г. февр. 19 исповедались и причащались в церкве городской. – По обеде выехал я к Стародубу на ярмарок и ночевал в Левенце у Федора Корецкаго. 20 ч. рано прибыл в Стародуб и слушал обедни в церкве рождества Богородицы. 21 ч. рано были у мене полковая старшина; потом ходили по ярмарку».
[53] Летоп. самовидца стр. 110. И по записям стародубского войта 1664–1670 г. видно множество дел худых того времени, воровства, драки, пьянство; видна даже и слабость суда в преследовании злодеев. Гетман Демьян Игнатович от 1 мар. 1669 г. писал полковнику Рославцу: «право на таких запомяталых и злых людей в книгах описано, – с которых едного в себе в вязеню держите. Теды же бысте оному жадного не показывали милосердия, а смертию як насрожшою, на таких в книгах описанною, перед всем народом прикажи ваша мл. судити и на горля карати. – Писмом обошли полк, же бы таких шукано и имано. Также кажи ваша мл. писать в литовские городы, же бы таких люди шукано и до вязеня брано и по слушным доводам яко злочинцев карано, же бы не разумели на нове уряде зостаючии и купци литовских городов, же та от войска запорожскаго злость такая деется, стороны Ивашково товариства». – В число позвов на суд видим: « року 1666 д. 6 февр. жалил Сава Матвеевич и з жоною своею Настасьею на Михаила Плохотного, обывателя остроглядовскаго (Остроглядовка дер. в 4 вер. от города), иж его Савину жену ведьмою и чаровницею звал, на што и памятное людем подавал Сава; а просил нас уряд, абы то записано было до книг местких старод. И мы з уряду нашого наказали на день 7 февраля; а то емо казали записать». – Продолжение дела не видно. Вероятно, все кончилось попойкою в шинке.
[54] Ригельман II, 155.
[55] Летоп. самов. стр. IV прибавл.
[56] Чтен. общ. истор. 1859 г. 1, 164. 165.
[57] См. выше прим. 43.
[58] В августе 1708 г. было предписано: «город (Стародуб) укрепить и около него и внутри строение на 30 сажень выломать и в уезде козакам и крестьянству хлеб спрятывать в ямы в лесах, також себе и скоту место в лесах и в крепких местах приготовить… Из мельниц жарнове и снасти вывезти в леса». Судиенки матер. 2. 98.
[59] См. письмо Мазепы в чтен. общ. ист. 1859 г.
[60] Дело конс. 1725 г. по указу синода от 7 мар. 1727 г. видно, что церковную мельницу продал Осипу Самуйлову владелец Левенки Корецкий за 400 р. но денег не отдал в церковь; св. синод предписал о взыске денег с Корецкого писать в малороссийскую коллегию, куда послан указ синода.