1857 год. Ямполь, из "Историко-статистического описания Харьковской епархии"
Строитель Святогорского монастыря Герасим, в своей просьбе 1665 г. писал: «их монастырского, угодья есть Репин юрт на р. Донце, ниже гор. Маяк верст с 30 и больше, смежен с козачьими юрты, и тем юртом, которые люди ходят на степь для своих промыслов, завладели». В отзыве старожилов Цареборисова, Чугуева, Салтова, Змиева и Балаклеи, поданном в следствие этой просьбы, сказано: «иныя угодья по Сев. Донцу были за ними (за брат. монаст.), а почему те юрты у них и перевозов и всякие угодья отняты – того не ведают». В межевом акте Василия Струкова, осматривавшего тогда же земли монастыря, написано: «от р. Тору Крестовский юрт вниз по Донцу по Кривой Рог (ныне Кривая Лука) до Репина юрта, по Пришиб, восемь верст, а от Кривого рогу вниз по Доецу до р. Бахмутки 11 верст. 560 саж.; от р. Бахмутовки вниз по Донцу до р. Черного Жеребца 560 саж.». В определении Белгородского воеводы, князя Репина, от 5 октября 1665 г. сказано, что земли по Донцу, от Маяка до устья Жеребца, поступают в пользу новых городов Маяка и Тора. В грамоте в 1704 г. краснянцы и сухаревцы показывают, что они владеют землями вверх по Донцу «по урочищу Репину яму, где ныне поселились Изюмского полку козаки села Ямполя».
По эти актам видно, что земли Ямполя первоначально принадлежали Святогорскому монастырю, и монастырь населил здесь под защитой Донского Сухарева городка, Репин юрт, а невдали от него – Крестовский (Райгородок). Правительство, заботливое о защите России от крымцев, отдало эти земли, вместе с Крестовским и Репиным юртами, казакам Маяцким и Торским.
В грамоте 1704 г. сказано, что по исследованию, произведенному 1703 г., «в том селе, Ямполе Изюмского полку, Козаков 117 дворов, и в том селе построена саовня, а построено то село по Нашему указу, а по отписке из Белгорода Боярина Нашегои воеводы Якова Федор. Долгорукова, с котрого отписки подали они, Ямпольские жители, атаман Павел Рубан с товарищи список».[1] Черкасы, заняв урочище Репину яму, построили крепость на лугу левого берега Донца. В 1712 г. Ямполю дано было значение форпоста, откуда русские драгуны должны были оберегать Торские и Бахмутские соляные заводы.[2] Но весенние разливы бурного Донца нередко причиняли ямпольцам разорение, потому они переселились на возвышенность, не в дальнем расстоянии от прежнего места. Это новое место, даже в 1729 году, когда уже жили здесь черкасы, называлось Старым селищем, то есть потому, что здесь в прежнее время был монастырь Репин юрт. С 1729 года построена здесь крепость с пороховым погребом и пушками. Старики помнят, что в царствование Екатерины II эта крепость была уничтожена, а при вступлении на престол императора Александра, пушки и другие военные принадлежности вывезены были из Ямполя.
По грамоте 1704 года видим в Черкасском Ямполе часовню, или молитвенный дом. Был ли в Репином юрту храм, когда состоял он в ведении Святогорского монастыря, в памятниках не отыскано. Но, по заботливости монастыря об освящении мест и сердец христианством, не можем сомневаться, что здесь была, по крайней мере, часовня.
О древнем храме Ямпольском – по памятникам открывается следующее:
1) В Синодике Святогорском 1710 года записано: а) во время моровой язвы 1718 года внесены вклады Ямпольским священником Максимом и несколькими ямпольцами; б) в 1724 году записан род Ямпольской дьячихи. 2) По делам Консистории видно, что в 1715 году посвящён в священники Ямпольской Николаевской церкви, по просьбе прихожан, Афанасий Павлов (в 1744 году поступивший по желанию своему в Хотмыжский монастырь), а с 1745 года был священником Ияков Лучинский. Указом 1724 года разрешено было построить Николаевскую церковь в Ямполе. Довольствовались ли до того времени ямпольцы только часовней со священником, не видно. В 1731 году, вследствие прошения сотника Степана Гуковского с товарищами и священника Афанасия Павлова, разрешено было перенести Ямпольский Николаевский храм на новое место поселения, «на место - как писали ямпольцы, - называемое Старое селище, которое в близости того же местечка». В 1733 году выдан был антиминс, освящённый архиепископом Досифеем, «в храме Святого Николая слободы Ямполя». Нынешний храм построен в 1878 году, иконостас и горнее место поступили из прежнего храма.
В Ямпольском храме имеются: а) два медных креста с печатью, которые положены на престоле, где и доселе хранятся, в 1800 году проезжавшим чрез Ямполь из Гороховатской пустынки иеромонахом Калистратом. По его словам кресты сии с мощами, но каких угодников Божьих – не известно. б) Книги: евангелие, М. п. 1711 г.; служебные минеи, М. п. на Сентябрь, Октябрь 1704 г., а прочее 1705 г. Метрики о ямпольцах начинаются с 1729 г. По Святогорскому Синодику видим, что 1718 г. для жителей Ямполя был весьма грозен, тогда многие из них спешили умилостивить гнев Божий, изливавшийся в страшной моровой язве, благотворениями храму своему в Святогорской обители. В 1833 г. неурожай хлеба и голод так были велики, что богатые делались бедными, а бедные близки были к голодной смерти. Да и в 1848 г. не менее упала хозяйственная часть, а особенно от сильного падежа скота. Холера 1831г. в Ямполе по милости Божьей действовала слабо, в метрике означено за тот год умершими от неё только 5 душ. Милосердная десница Господня соблюла Ямполь от цынги, свирепствующей в 1849 году; ибо хотя и умерло от неё до 5 человек, но то были сторонние люди, а не коренные Ямпольские жители.
По переписи 1762 г. в Ямполе 305 душ муж.; затем по церковным ведомостям: в 1750 г. 430 муж., 405 жен.; в 1790 г. 1364 муж., 1475 жен.; в 1810 г. 1706 муж., 1733 жен.; в 1830 г. 1098 муж., 1200 жен.; в 1850 г. 1170 муж., 1248 жен.
С русскими драгунами, которые составлялись для отдалённого от Москвы края из разного сброда людей, в Ямполе поселился было раскол. Когда по Высочайшей воле последовал указ 11 августа 1732 г., предписавший отыскивать везде раскольников и предавать суду укрывателей их, то Ямпольский священник Афанасий от 17 Февраля 1733 г. доносил Консистории, что в его приходе находится 13 семей раскольничьих. Консистория требовала к себе раскольников, для расследования, но не видала их, и раскол остался на месте. Ныне в Ямполе нет раскола.
[1] Записки Одесского Общества Истории Т.1, стр. 362, 363, 365.
[2] Скальковский «О соляной промышленности» в журнале МВД № 1, 1849 г.