1936 год. Из обсуждения генерального проекта реконструкции Харькова
Серьезной пробой сил для молодых украинских кадров архитекторов и проектировщиков явилось составление генерального проекта реконструкции Харькова. Опыта в этой области почти не было... Отсюда необычайные трудности и те споры, которые нам приходилось вести с прожектерами всех оттенков, с рутинерами и консерваторами, тянувшими нас назад.
Левацким прожектерам был не по душе старый город с его историческими сложившимися районами. Они пытались, не считаясь с существующей застройкой города, наложить на него прямоугольную сетку улиц. Мы тоже, разумеется не были поклонниками старого купечески-дворянского Харькова, но отдавали себе ясный отчет в том, что в интересах социалистической стройки надо использовать решительно все, что представляет хоть небольшую ценность.
Старый Харьков, сложился, как и многие другие наши города, на базе крепости и монастыря, являвшихся средоточием всей административной и хозяйственной жизни города. Дальнейшее развитие в условиях капитализма не сломало этой схемы, а лишь усложнило и запутало ее. Город раскинулся по радиусам-дорогам, пересекающимся в одной точке – старом центре города. Поэтому и все внутригородское движение неизбежно скоплялось в центре города, создавая заторы. Отдельные радиусы, где рост населения был наиболее интенсивным (Пушкинская, Карла Либкнехта, Свердлова) уже сейчас перегружены. Чрезвычайно затруднена связь между радиальными улицами.
Основной порок хаотически развившегося капиталистического города мы устраняем, добавив кольцевые и секущие улицы, связывающие отдельные районы. Широкая новая магистраль пройдет от центрального вокзала на восток с выходом по Бурсацкому спуску к площади Тевелева. Две обходные магистрали свяжут между собой разъединенные районы города. Одна из них, идущая вдоль Гончаровского сквера, пересекает реку Лопань по новому мосту и затем, минуя станцию пригородного сообщения, вольется в Плехановский радиус. Другое, северо-восточное полукольцо, связывает вокзал с нагорной частью города, вливаясь в площадь Дзержинского и далее по Белгородскому спуску достигает района заводов. Эту же замечательную площадь, созданную заново большевиками, прорезает новая магистраль, называемая в плане проспектом Ленина.
Внутригородские уличные магистрали, как бы совершенны они не были, еще не решают дела. Дополнением к ним послужат электрические железные дороги и автострады для больших скоростей. С обычными уличными магистралями они будут пересекаться на разных уровнях. А к тому времени, когда для Харькова потребуется внутригородской метрополитен, город уже будет прорезан в нескольких направлениях трассами глубокого ввода. Это будет огромное полукольцо, пересекающее основные жилые массивы и крупнейшие предприятия города. Трасса будет проходить преимущественно по естественным балкам и рвам...
Дополнительные магистрали будут созданы благодаря обводнению и углублению харьковских рек. Общая длина водных путей намечена в 123 километра, из которых 39 проходят непосредственно по территории города. Две крупных пристани на реке Лопань и Харьков будут связаны с ближайшими железнодорожными станциями...
Величественные очертания приобретут харьковские реки в месте их слияния, где проектируется большой бассейн с ниспадающими к нему гранитными ступенями...
Л. А. Эйгорн «Проспекты социализма» газета Харьковский рабочий. 7 января 1936 год