1857 год. Город Ахтырка "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"
Татарское имя Ахтырки, означающее белый яр, само указывает на то, что на месте казацкой Ахтырки был татрский юрт, иначе притон кочевья татарского с стадами.
Население Ахтырки казаками относят к 1641 году. На этот год населения указывает записка об Ахтырском монастыре 1724 г. Сочинителю географического словаря известна была грамота царя Алексея 1669 г., в которой сказано было, что город построен в августе 1641 г. под надзором королевского урядника Кульчевского и в нем первым урядником был пан Якубовский* (* — Географ. Словарь Максимовича. Т. I стр. 293. Миргородский урядник Кульчевский известен по истории Чугуева, как враг Московского Царя и фанатик Рима и власти ляхов; см. о Чугуеве). В акт размежевания границ 1647 г. сказано, что Ахтырский город передан Польшею московскому Царю вследствие бывшего пред тем договора** ( ** См. о Недригайлове, Алешне и Бакировке). По Чугуевской переписке Ахтырка является черкасским новопостроенным городом в 1654 г.*** ( *** — В Чугуевской переписке боярин Василий Шереметьев пишет в Чугуеве : «ноября 1 числа 7163 (1654) прибежал на Вольный из Нового Ахтырского городка Черкашенин Якушка Степанов… Сказывали в Ахтырке сотнику Ивану Аристову с товарищи» и проч.).
Крепость Ахтырская была с 5 башнями и 2 бастионами, с воротами на запад и север. Остатки валов ее на левой стороне р. Ахтырки и поныне еще видны. Внутри ее стояли два храма — Спасский и Николаевский**** ( **** Ркп. Межевая ведомость 1785 г. Ркп. Чертежи городов Слободской Украйны 1787 г. По переписи 1704 г. в Ахтырке, в ведении Ахтырского полковника 15 пушек, из них 2 турецкие, одна 1625 г. мастера Алексея Акимова, весом 31,5 пуд. Две 1629 г. одна того же мастера, другая Кондратия Михайлова, обе 4 аршина, две литы в Сумах в 1695 г. по заказу полковника Федора Осипова мастером Яковом Осиповым, длиной 2 аршина. Пороха 2 бочки, 746 ядер, 3 полковых знамени, шестопер, медные литавры, четыре трубы медные). Площадь ее была необширна. Но ее окружали, как это было и в других городах черкасов, обширные предместья.
Ахтырка была полковым городом, где полковая канцелярия заведывала по военным и гражданским делам, кроме Ахтырки местечками Красным Кутом, Богодуховом, Мурафой, Рублевкой, Колонтаевым, Коломаком, Боромлей, Хухрой, в последствии и Котельвой. Здесь же постоянно было и духовное правление, или протопопия, двор духовный для церковных дел полка.
А.) Ныне в Ахтырке 7 храмов: Соборный, Покровский, Успенский, Николаевский, Преображенский, Петропавловский, Георгиевский и Михайловский, первые три каменные, остальные деревянные.
1. В 40 саженях от нынешнего каменного Покровского храма остается доселе памятник бывшего деревянного Покровского храма. Время построения деревянного храма подлинно неизвестно. Но при продаже Ахтырского участка земли, 30 сентября 1677 г. свидетелем был «Святопокровский поп Димитрий Романов». Две другие купчие крепости 1702 г. говорят, что Ахтырский Покровский священник Димитрий Тимофеевич продал пану Ивану Бородаю а) две нивы и клин третьей — все три пахотного поля, одну — близ Царина, другую недалеко от первой, а третью у Красной могилы. А по акту 12 сентября 1705 г. известен Покровский священник Андрей, сын протоиерея Назарьева. Таким образом нет сомнения, что еще в 1677 г. существовал в Ахтырке Покровский храм.
С половины 1739 года Покровский Ахтырский храм прославился. Июля 2 сего года священнику Покровского храма суждено было быть орудием славы явленной иконы Богоматери, называющейся по месту явления Ахтырской. Обстоятельства явления сей чудотворной иконы, с которой соединены судьбы не только древнего и нового Покровского храма, но судьбы многих тысяч лиц всего края, были следующие: священник Покровского храма Василий Данилов, купив новую косу, хотел испытать доброту ее на траве, росшей около храма. Когда начал он здесь косить траву, то увидел в траве сияющую икону, «старого великороссийского письма». Пораженный удивлением, он благоговейно перенес сию икону в дом свой. Это было 2 июля 1739 г. Здесь последовало несколько опытов чудесной силы, исходившей от сей иконы, священник перенес икону в Покровский храм. В храме дивные исцеления разных больных текли обильным потоком от св. иконы, и слава ее распространилась в места дальние.
По донесению о сем протоиерея Симеона Садовского (от 24 июля), митрополит Антоний приказал указом из Консистории от 30 июля 1743 г. произвести следствие о чудесах Св. иконы ректору Коллегиума и члену Консистории архимандриту Афанасию Тапольскому, ахтырскому игумену Иоанну Дамаскину и протоиерею Садовскому. Следователи от 13 августа донесли Консистории, что они осмотрели Св. икону и что «г. Ахтырки бригадир Лесевицкий и полковая старшина во свидетельство письменно показали, что от оной иконы ахтырским и приходящим разных мест обывателям в немощах многие исцеления преподаются». Описание чудес вытребовано было в Святейший Синод. Императрица Елизавета именным повелением от 26 ноября 1744 г. приказала исследовать дело о явленной иконе. Ректор архимандрит Гедеон Антонский и белгородский архимандрит Авксентий произвели более подробное следствие. Митрополит Антоний от 18 сентября 1745 года донес Святейшему Синоду, что чудеса, описанные в книжке, присланной из Синода, оказались действительными событиями. Синод для большего удостоверения в истине поручил черниговскому архиепископу Амвросию вместе с архимандритом Киево-Печерской Лавры Тимофеем Щербацким, впоследствии митрополитом, произвести на месте точное исследование. Сии следователи, прибыв в Ахтырку в 1746 г., письменными отношениями к полковым начальствам требовали к себе на лицо всех тех, которые по книжке о чудесах значились испытавшими на себе чудесную помощь св. иконы. Все таковые должны были под присягою показывать, и показывали о случившихся с сими событиях. Историческая верность чудесных событий оказалась несомненной, как по обстоятельствам и свидетелям событий, так и по разнообразию чудесных происшествий. Святейший Синод при экстракте следствий докладывал Императрице о всем деле, и указом от 22 июня 1751 года предписал: а) «святую оную икону почитать за чудотворную; б) если впредь происходить будут от сей иконы чудеса, — составлять точное и подробное описание тому, а Его Преосвященство имеет присылать каждый год донескния о том», в) священник Василий Данилов должен быть свободен от всякого надзора судебного, так как важнейшие из описанных им чудес оправдались следствиями.
Благочестивая Императрица, радуясь о милости Божией, явившейся над Ее Империей в Ее время, положила в благородной душе воздвигнуть достойный храм на самом месте явления чудотворной Ахтырской иконы Божьей Матери. По Ее повелению от 25 апреля 1753 года граф Растрелли сочинил план каменного Покровского храма. И храм явился такой, какой мог только предначертать Растрелли, храм чудный по величию и стройности своей. Святитель Иосаф Горленко совершил закладку храма. Императрица пожертвовала от себя для построения храма 2000 руб. серебром и записала это своей рукой в сборной книге, доселе целой. Тогда же последовал Высочайший указ ее: «Уведомились Мы, что собираемые в слободских полках и в городе Ахтырке в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, которую Мы повелели устроить каменную, доходы деньгами, привесами серебрянными и всякой церковной утварью, учрежденными при той церкви от Белгородского архиерея монахами отбираются на Белгородскую Консисторию, не оставляя ничего на потребу оной церкви. Для того повелеваем: отныне те все доходы от подаяния в ту церковь приходящие употреблять на нынешнее каменное церкви строение — и на церковное украшение, а по совершении церковного строения, на починку оной, и на исправление церковных надобностей; и при той церкви построить богадельню для больных и престарелых из тех доходов; для сбора доходов определить из Ахтырских знатных граждан ктиторов церкви». Храм окончен в 1768 г., длина его 24 сажени, ширина 14 сажень, вышина 30 саженей. Он освящен в 1768 году Порфирием епископом белгородским, и назван Соборным вместо ахтырского Успенского. В нем три престола: главный во имя Покрова Богоматери, южный в честь Ахтырской иконы Божьей Матери, северный во имя праведных Захария и Елизаветы — Ангела благочестивой Императрицы, которая в своем Высочайшем повелении сама изволила наименовать себя храмоздательницей нового Покровского храма.
Одним из чудесных событий, усиливших благочестивое усердие Императрицы к построению нового храма и способствовавших к украшению его разными благотворениями, было дивное событие с баронессой Фон-Вейдель и ее детьми. В 1748 г. вдова Елизавета Богдановна, урожденная Пассек, искренне православная и набожная, по дороге в Петербург сильно занемогла в Ахтырке, озабоченная участью юных детей своих, она усердно молилась в храме пред чудотворной иконой об исцелении ее болезни. Во сне является ей Божья Матерь (это было 2-го мая) и объявляет, что через 5 дней оставит она эту жизнь, почему должна готовиться к смерти, а имение раздать нищим. Больная напомнила Божьей Матери о детях (это были две малолетние дочери), которых она должна оставить в малолетстве и без пропитания, на это был следующий ответ: «о детях твоих не заботься, Я буду для них попечительницей». И повторено приказание раздать имение, дабы совершались молитвы. Больная объявила о виденном своему духовнику и другим лицам и через 5 дней действительно умерла (чудо 209). Вскоре после смерти матери обе малолетние ее дочери неожиданно были потребованы к Высочайшему двору, и там воспитанные впоследствии выданы были в замужество, одна за графа Чернышева, а другая за графа Панина. Эти две графини, до самой смерти своей сохраняя живое, благоговейное воспоминание о чудесном устроении судьбы их, делали важные пожертвования для Покровского храма. Графиня Анна Родионовна Чернышева а) построила вблизи Покровского каменный храм во имя Рождества Христова с жилыми по обеим сторонам комнатами, где она потом нередко проживала по месяцам и хотела провести последние дни свои. В этом храме три картины (дар храмоздательницы) принадлежат кисти знаменитого испанского живописца Мурилльо и приобретены были за весьма дорогую цену; б) В соборном Покровском храме дары графини: напрестольное евангелие М. п. 1759 год., обложенное серебряными досками весом 2 пуда 22 ф., в 15000 руб. ассигнациями, и серебряный вызлощенный потир с дискосом, бриллиантовое перо, изумруд, бриллиантовые знаки, ордена Св. великомученицы Екатерины, Высочайше пожалованные графине, орденские звезда и крест, по ее желанию возложенные на ризу чудотворной иконы. Графиня Марья Родионовна Панина прислала в дар евангелие М. п. 1759 г., в 5000 руб., весом в 1 пуд и 30 ф., на сем евангелии надпись: «сие Евангелие Христа Спасителя прислано в Ахтырскую новопостроенную церковь графинею Мариею Родионовной Паниной в 1771 году, ради ежедневного за упокой повиновения о душах в Бозе почивших родителей ее, барона Родиона Кондратьевича Вейделя и супруги его, баронессы Елизаветы Богдановны, урожденной Пассековой, коих тела ею же дочерью их перенесены и положены в сию св. церковь 1770 года мая 18 дня». Серебряный вызлощенный потир с дискосом и звездой пожертвован графом Паниным. На дискосе надпись: «1771 года работы сей потир со всей принадлежащей к нему, на приношение бескровной жертвы, утварью поднесен в дар вкладом в храм пресвятой Богоматери Ахтырской от графа Панина, известного по покорению города Бендер и по низложению им самозванца Пугачева, по Бозе усопшей супруги его графини Марии Родионовны, рожденной Вейделевой и погребенной в храме сем при гробах родителя и родительницы ее. Принесенных попечением ее из отдаленных мест». В 1768 г. граф Сергей Борисович Шереметьев принес в дар храму: а) небольшой золотой крест с мощами 13-ти святых, украшенный бриллиантами в небольшом киоте, б) копию с чудотворной иконы Ахтырской Божьей Матери в серебряной вызлощенной ризе с приделанными по краям оной несколькими ковчежцами, в коих под стеклом вложены частицы мощей разных святых.
Вообще Покровский собор время от времени украшался пожертвованиями боголюбивых чтителей его святыни; на эти пожертвования разновременно устроены в нем следующие достопримечательные принадлежности храма: 1) престол в главном храме обложен со всех четырех сторон и сверху бронзовыми досками и украшен серебряными посреди священными изображениями; 2) риза на чудотворной иконе из чистого золота, украшенная драгоценными камнями, дарами богомольцев; 3) в иконостасе 7 икон покрыты серебряными ризами; 4) каменная колокольня с храмом в честь входа Богоматери во храм и колокол в 250 пудов; 5) каменная ограда вокруг храмов и колокольни, а за оградою два каменных дома, в которых с 1819 года помещается духовное уездное училище и деревянный дом для богадельни с 10-ю кроватями для больных.
Обращаемся еще раз к Св. чудотворной иконе. Всех чудес, записанных в ркп. Книге о чудесах Св. иконы значится 324 и последнее из них относится к 1774 году.
В 1766 году сделано было епархиальным начальством распоряжение о праздновании Св. иконе в епархии. Передаем это распоряжение в точном виде: «Указ Ее Императорского Величества, Святейшего Правительствующего Синода Члена, преосвященного Порфирия, епископа Белгородского и Обоянского из Консистории Изюмского Святогорского монастыря архимандриту Матфею, да Изюмскому Духовному Правлению. Сего 1766 года Мая 22 дня Его Преосвященство рассуждал о имеющихся в епархии Его Преосвященства чудотворных иконах, явившихся Каплуновской в 1689 году Сентября 11, Ахтырской в 379 году Июля 2 числа, при которых многие разные чудотворения происходили и ныне притекающим с верою подаются исцеления; но токмо дабы Матери Божьей надлежащее церковное празднование было в которые числа положено по ныне о том не обнародовано. А во всей России празднества, установленные в церквах благоговейно исправляются по причине разных явлений в различные времена, яко-то Тихвинские иконы, Казанские, Владимирские, Смоленские, Грузинские, Донские и прочих. Того ради в сходство того по Ее Императорского Величества указу Его Преосвященством определено во дни явлений обоих чудотворных икон отныне в Белгороде и во всей Белгородской епархии во всех церквах церковное празднование первое сентября 11, второе июля 2 числа по надлежащему церковному чиноположению без всякого упущения всем градским и уездным священником объявить с подпискою, что и учинено. И о том Белгородской епархии в монастыри ко властям, а в городе в Духовные Правления послать указы. И Изюмского Святогорского монастыря архимандриту Матфею, да Изюмскому Духовному Правлению чинить о том по сему Ее Императорского Величества указу и о получении в Консисторию рапортовить. Июля 2 1766 года». В 1844 году с Высочайшего соизволения учрежден крестный ход с чудотворной Ахтырской иконой из Покровского собора в возобновленный Ахтырский монастырь. Торжественный ход в Троицкий монастырь совершается накануне Троицына дня, а обратное шествие Св. иконы из монастыря в собор бывает в неделю всех святых.
2. Вторым храмом в Ахтырке ныне считается Успенский, бывший до построения каменного Покровского соборным.
«Лета 7174 (1666) года Августа 29 дня по Государеву Цареву и вел. Князя Алексея Михайловича всея России Самодержца указу окольничий и воевода князь Юрий Никитич Борятинский с товарищами дали выпись Ахтырского города соборной церкви протопопу Самуилу Федоровичу с отказных книг». Содержание выписки состоит в том, что Ахтырской соборной церкви по указу Царя отведено пахотной земли 5 десятин и сенокос возле Гусинца. Таким образом, Успенский храм в Ахтырке существовал еще в 1666 году и без сомнения был современен основанию самого города Ахтырки. Упоминаемый в грамоте протоиерей Самуил Федоров известен еще по актам 1681 и 1685 годов, в последнем упоминается «Ахтырская протопопица вдова Пелагея, Самойловская жена, и сын ее Успенский поп Иван Самойлов», по акту 1700 года поповский староста. С 1691 года известен «пречестный в Бозе отец Назарий Яковлевич протопоп Ахтырский». Каменный Успенский храм, которого освящение было в 1738 г., построен ахтырским полковником и бригадиром Алексеем Леонтиевичем Лесевицким. Высокие своды храма, опирающиеся на столбах, придают много величия сему храму. В нем три престола в ряд: главный в честь Успения Богоматери, южный в честь Воскресения Христова, северный в честь Рождества Христова. Под нижними сводами храма есть еще престол во имя Алексея человека Божьего, Ангела создателя храма. Живопись главного иконостаса в греческом вкусе и правильная, дышит жизнью и величием, это работа украинского художника, известного в предании под именем Владимира. По бумагам Консистории видно, что живописный мастер и сын живописца, уроженец харьковский, Владимир Дмитриев до 1734 г. жил в Харькове, после того до 1744 в Печерской Лавре и в Свенском монастыре, а в 1744 г. во время пребывания Императрицы в Киеве вызван был ко двору, где оставался до 1747 г. Затем указом 8 января 1747 г., согласно с Высочайшей волей, Синод предписал дать ему по его желанию причетническое место при Харьковской Рождественской церкви для его покоя и пропитания, но здесь он пробыл недолго, хотя из Петербурга отпущен он был по слабости зрения, но страсть к живописи не давала ему покоя. В начале 1748 г. он по его желанию уволен был в Брянск «для живописного мастерства», где оставался два года. Ныне Успенский храм хотя и требует возобновления, но к сожалению недостаток средств не дозволяет исправить в нем все в надлежащем виде.
Достойны внимания: а) три евангелия, одно с изображением Успения Богоматери, К. п. 1707 г., другое, в серебряных досках, М. п. 1744 г., пожертвованное 1747 г. Натальей Лесевицкой; третье К. п. 1732 г.; б) книжка благодарных молебных пений М. п. 1743 г.
3) Ахтырский храм Свят. Николая известен еще с 1665 г. В этом году, под одним актом подписался вместо ахтырских черкасов ахтыр. Николаевский дьячок. Бумаги Ахтырского Николаевского храма начинаются с 1722 г. В 1805 г. вместо деревянного построен был каменный храм Св. Николая.
Николаевский храм с первых времен своих пользовался особенным уважением. Так «вдова панна Иванова Бородая Елена» в духовном завещании своем 1726 г. писала: «тело мое грешное погребсти у храма Николая Чудотворца, где небожчик муж мой и я были вкладчиками». Около того же времени Стефан Негребецкий, бывший в 1710 г.наказным ахтырским полковником, завещая погребсти тело его у храма свят. Николая, говорит, что он был здесь «укладчиком». В недавнее время коллежский ассесор Моисей Власов завещал, чтобы проценты с 1050 руб. асс. Употреблялись на покупку просфор и вина для Николаевской церкви. Павел Иванович Хлебников в 1829 году пожертвовал Николаевскому храму жемчуга на 1160 руб. ассигнациями и перстень с алмазом в 76 руб. ассигнациями.
Утварь и ризница в сем храме — дорогие. В библиотеке хранятся: напрестольное евангелие, М. п. 1698 г., другое М. п. 1716 г., требник Петра Могилы К. п. 1646 г., октоих Черниговской печати 1685 г., М. п. 1753 г. служебные минеи в 12 кн. М. п. 1724 г.
Заметим еще одну особенность древнего Николаевского храма: при нем еще по акту 1675 г. видим школу.
4) Существовавший прежде нынешнего Преображенский Ахтырский храм сгорел в 1785 г. По документу 1681 года уже известен ахтырский «Спасский поп Корнилий Микулаев», а в деле 1683 г. подписался священник Преображения Господнего Михаил Матвеев. Существующий деревянный Преображенский храм построен в 1790 г. особенной заботливостью священника Якова Назаревского. Моисей Феодорович Валюхов (+1836 г.) на возобновление иконостаса пожертвовал 280 руб. серебром; он же, находясь при смерти, явил дело любви к Господу тем еще, что завещал 1000 руб. ассигнациями, чтобы на проценты были покупаемы просфоры и вино для церкви.
Памятниками древнего храма остаются в нынешнем: а) рукописное евангелие в кожаном переплете с одной верхней политуркой, на коей вытеснено 17 икон; б) «евангелие, сиречь благовестие богодохновенных Евангелистов, благословением святейших четверопрестольных патриархов тщанием и иждивением братства Ставропигиона, храма Успения Пресвятой Богородицы, опасно вторицею издадеся, во Львове, в лето от Р. Х. 1644 г. Мая 25 дня»; в) Октоих, сиречь Осмогласник, елински же Параклитики, творения преподобного отца Иоанна Дамаскина и прочих богодохновенных Отец, Всесильного в Троицы Бога благодатью, благословением четверопрестольных патриарх, тщанием братства при храме Успения Пречистой Богоматери, в типографии их совершенне третицею издадеся во Львове, в лето 1644». Предисловие «с всяким опасным исправлением (издано) от среды (братьев Львова) скудоумна и трудолюбива брата».
Из священников сей церкви более других заслужил благодарную память о. Яков Назаревский. По словам признательных старожилов, ни слабое здоровье, ни довольно преклонные лета, ни стужа суровой зимы не ослабляли его рвения, с каким он ездил отыскивать лучший лес для построения храма; по освящении же церкви он целые 8 лет сряду каждый день совершал литургию, пока предал дух свой Господу. По собственной просьбе его, которую он в 1769 г. просил перевести его к Покровской соборной церкви, видно, что он по окончании полного курса учения в Харьковском Коллегиуме два года был учителем пиитики, потом в 1764 г. поступил к Преображенской церкви в виде помощника отцу своему, у которого кроме того было два сына и две дочери. Прошение его не исполнено только потому, что ученик богословия Михаил Назаревский, просивший в то же время о том же, еще в 1760 году лишился отца, бывшего священником при Покровском храме и однако продолжал учение. По ведомости 1785 г. видно, что о. Яков Аввакумович владел 48 десятинами земли, а Николаевский священник Василий Назаревский 30 десятинами, в 1792 г. о. Яков просил Харьковское Дворянское Собрание признать права его на дворянство, и Собрание признало его дворянином — вместе с детьми его. Справедливость требует вспомнить при этом, что потомки о. протоиерея соборного Назария Яковлевича (+1723 г.) Назарьевы и Назаревские долго и с честью служили Ахтырским храмам. Сыновья его Григорий Назарьев был протоиереем Никольского храма, Андрей — Покровским священником, Яков — Спасским, внук Стефан Григорьевич — Никольским, другой Василий Яковлевич — также Никольским. Дело 1746 г. о посвящении Василия Яковлева Назаревского во священника; под просьбою о посвящении подписались полковой эсаул Михаил Негребецкий, Ахтырский сотник Василий Парафиевский, Ахтырский сотник Стефан Негребецкий, Ахтырский протоиерей Симеон Садовский.
5) В 1827 году Петропавловским священником, а впоследствии протоиереем, Максимом Ливанским случайно отысканы под престолом два древних антиминса, с изображениемна них Христа Спасителя в цепях, в ризе и терновом венце, привязанного к колонне посреди двора. Один из них, со Св. мощами, выдан в царствование польского короля Владислава 1652 г., а другой без мощей 1664 г., оба освящены Киевским митрополитом, антиминсы сии, которые тогда же отправлены при рапорте высшему Начальству, могли бы служить несомненным доказательством тому, что ахтырский Петровский храм построен не позже 1652 г., если бы на них видна была надпись о назначении их для сего храма. Но к сожалению сего-то и не видно, могло быть, что эти антиминсы принесены из-за Днепра первыми поселенцами Ахтырки. На одном из них совершалась литургия в первом Петропавловском храме. В 1725 г. прихожане, испрашивая архипастырского благословения на починку глав Петропавловской церкви, писали, что она построена по благословению «преосвященнейшего Мисаила митрополита белогородского», следовательно не раньше 1672 года. По надписи на древнем евангелии, о котором скажем ниже, несомненно существование Петропавловского Ахтырского храма в 1661 году. Нынешний храм построен в 1768 г. и возобновлен недавно. Новая деревянная колокольня устроена в 1834 г. старанием майора Кирилла Ротовского, который сверх того на приобретение утвари пожертвовал до 250 руб. серебром.
Из древностей в сем храме хранятся: а) небольшое в самой простой оправе евангелие, напечатанное во Львове при короле Владиславе, без выходного листа, но с надписью по листам: «Року Божьего 1661 окт. 21 д. я Григорий Яковлев Якович, обыватель ахтырский, и с женою своею Настасиею сию глаголенную евангелию отменяем за отпущение грехов и надаем ее ко храму св. Апостолов Петра и Павла на отправу церкви». Следованная псалтырь М. п. 1728 г., октоих М. п. 1747, минеи служебные, М. п.1747 г.; б) Из икон древнего иконостаса остались иконы греческой иконописи: Спаситель благословляющий, Матерь Божья, держащая предвечного Младенца, и Святитель Николай. Горнее место в алтаре резной работы, довольно еще благовидное, на котором изображены 12 Пророков и несколько событий из страстей Господних, а посредине распятие Спасителя.
6) Храм Победоносца Георгия видим в Ахтырке в XVII столетии; так по акту 1695 г. известен «Ахтырский Юрьевский поп Иван Афанасьев. Сироты, дети Георгиевского священника, в 1756 г. писали: «в ахтырской св. вмч. Георгия церкви прадедов отец, також прадед и дед наш Иоанн Корж были священниками, и дед наш, завдовев, постригся в иеромонаха в ахтырском монастыре, а на место его произведен во священника отец наш Григорий Линицкий». Следовательно прежде Ивана Афанасьева Коржа, известного в 1695 г. при Георгиевском храме были еще два священника, и следовательно первый храм основался не позже 1660 г.
Из указа Консистории от 21 февраля 1740 года видно, что Георгиевская церковь города Ахтырки сгорела 22 декабря 1739 г. по небрежности пономаря, оставившего свечу в храме, и что священник успел спасти из горевшего храма только евангелие, служебник и одни ризы. Нынешний Георгиевский храм построен в 1795 г.
Книги храма: служебник К. п. 1735 г., другой Черниговской п. 1747 г., третий М. п. 1743 г., апостол К. п. 1738 г. цветная триодь К. п. 1747 года.
Место, где стоит храм Архангела Михаила, поныне народ называет Гусинкой, а храм его церковью, что на Гусинце, так называется местность по р. Гусинике. В древности здесь была особая слобода Гусинец, ныне же поселение сливается с городом и называется частью его.
По Ахтырским актам известны священники Михайловской церкви Лев Перекрест, бывший свидетелем акта 1675 г., Алексей Федоров свидетель акта 1700 г. «Ахтырского полка села Гусинца Михайловский поп Стефан Алексеев», о котором говорится в акте 1734 г.
Таким образом нет сомнения, что Михайловский храм Гусинца основался не позже 1670 г.
По местному преданию Архангельский храм Гусинца, существовавший прежде нынешнего, был небольшой и походил на простой дом. На четвертый день праздника Рождества Христова 1771 г. пожар, проишедший от огарков, истребил его до основания. Новый храм в честь Архистратига Михаила освящен в 1775 г.
Памятниками древнего храма остаются: а) иконостас, устроенный, как говорит надпись, в 1721 г., очень замечательный по искусной резьбе; б) книги: евангелие Л. п. 1644 г., служебные минеи в 12 кн. М. п. 1741 г., цветная триодь М. п. 1747 г.
По ведомости 1785 года, священник Михайловской Ахтырской церкви Михаил Зинковский владел 52 десятин земли, а Покровский протоиерей Иоанн Щербинский 74 десятин земли.
Обращаясь к прихожанам Ахтырских храмов, при скудости памятников древности, не надеемся сказать многое о казаках ахтырских; но немногие дошедшие до нас сведения не лишены занимательности.
Колонтаевский воевода Григорий Тарбеев в отписке к чугуевскому воеводе от 4 декабря 1660 г. между прочим писал: «А которые ахтырские черкасы были в Голтве, и черкасы де вестят: ахтырского сотника со сторожею в Лубнах посажали 50 человек; а в листах де то и пишут, чтоб собирались идти войною на Государевы Украинные города».
Он же к нему же в январе 1661 г.: «Писал ко мне Андрей Арсеньев с Ахтырки, что окольничий однолично будет в Ахтырке вскоре с Государевыми ратными людьми».
Он же: «По отписке окольничего кн. Григория Гр. Ромодановского велено полковнику Ивану Донцу с военными людьми идти в Ахтырский».
К нему же Андрей Арсеньев из Ахтырки: «В нынешнем 169 (1661 г.) янв. 20 писал ты ко мне: в Ахтырский из Чугуева посланы для проведывания всяких вестей. И января 8.9.10 и 12 числа приходили под Ахтырский изменники Полтавский полковник Феодор Жученко с черкасами и Татары. И ахтырские черкасы с ними изменники бились… А ныне изменники и татары стоят под Ахтырским в 10 верстах; языки говорят, хотят де идти под Государевы Украинные города черкасские».
В объяснение этих известий, которых не видим у историков Малороссии, заметим: События, объясняемые Чугуевской перепиской, относятся к тому времени, когда коварный Выговский, долго обманывавший Царя, возбудил против себя восстание казаков. Мартин Пушкарь, Полтавский полковник, прежде всех понял, кто таков был этот полуполяк и полуказак, клявшийся в верности русскому Царю за гетманскую булаву. Пушкарь восстал против Выговского, лишь тот только вступил в тайные сношения с ляхами. Выговский вызвал на помощь своим замыслам и ляхов и татар. Пушкарь бился с врагами веры и отчизны под Голтвою, бился под Полтавой, но наконец пал, подавленный многолюдством врагов.
Хилков писал: «В нынешнем 166 (1658 г.) писали к нам в Белгород из табора из под Голтвы кошевой атаман Яков Барабат, да Полтавский полковник Мартин Пушкарь, а в листе их написано, что де Гетман Выговский с Ордами и иными полками перешел Днепр и село Браварки ниже Голтвы. Татары и казаки церковь Божью и образы разбили и людей в орду поотдавали, а иных многих порубили, а они де от того боя от Голтвы отступили и стоят меж Плотавой и Решетиловкой на сухой Голтве; а из городов многие люди расходятся в леса; а Хан Крымский по сю сторону Днепра с большим собранием, идет войною под Плотву и под иные Государевы Украиные города». Хилков предписывает чугуевскому воеводе принять меры осторожности в Чугуеве, но ни слова о помощи Пушкарю. Ни Маркевич (2, 37–39), ни Арцыбышев (3.2. стр.132, 133) не знают ничего о Голтве; Маркевич относит смерть Пушкаря к октября 1659 г., а Арцыбышев к 31 мая 1658 г. Последнее оправдывается летописью Хмельницкого (стр.30) и царской грамотой от 23 сентября 1558 г. (Собр. грам. 4 № 12)).
Феодор Жученко стал управлять Полтавским полком. Выговский при его избрании выразил свое неудовольствие, но, как и в других случаях, чтобы обмануть других, Жученко употребил все, чтобы поддержать Выговского. Вот под Ахтыркой он вместе с татарами бьется несколько дней за Выговского. Вместе с ними увидим его в Котельве и под Колонтаевым. Ахтырка так близка была к Полтаве. Жученко и лестью и силой домогался склонить Ахтырских казаков на сторону Выговского, но все было напрасно. Не только кн. Ромодановскому, но и севскому воеводе кн. Куракину еще от 27 октября 1658 г. предписано было явиться с войсками русскими в Ахтырку и ее окрестности** ( ** Собр. закон. Т. I. № 238), но они удержаны были на других пунктах. Ахтырке оставалось защищаться своими средствами. Со слободскими казаками действует против Жученка и татар полковник Иван Донец. Брат ли это харьковского полковника Григория Ерофеевича Донца? Не известно. Но едва ли он не первый полковник Ахтырского полка*** (*** По межевой выписке 1676 г. известен Иван Донец, владелец лесной дачи, на левом берегу Псла, смежной с дачей ворожбанского сотника Григория Даценка).
О страдании и отважных подвигах Ахтырских казаков во время бунта Брюховецкого говорит нам царская жалованная грамота, которою Царь почтил верных казаков. Царь писал:
«Божьею милостынею Мы Великий Государь Цесаревич и Великий Князь Алексей Михайлович, всей вел. и м. и б России Самодержец… пожаловали есмя белгородского полка ахтырского полковника Демьяна Зиновьева и его полка старшину и все посольство за их к нам Вел. Государю, к нашему Царскому Величеству, прежние и нынешние службы и за разорение, что им учинилось от изменщиков черкасов и от крымских и от нагайских Татар после измены Ивашки Брюховецкого и за осадное сиденье велели им вместо нашего Государевого денежного годового жалованья отдать оброки, которые на них довелось взять с промыслов их, с котлов винных и пивных и с шинков, побелогородскому окладу 173 (1665) г. на нынешний на 177 (1669) г. 821 р. с полтиною, да из доимки на прошлые годы по нынешний 177 (1669) г. 1319 р. 25 алт., а всего на нынешний 177 и на прошлые годы 2141 р. 8 алт. 2 деньги. А с иных городов того ахтырского полка с таких промыслов оброки и по се время были не положены и теми промышляли безоброчно и по сие время. И впредь для нашего вел. Государя полковые службы пожаловали мы, Вел. Государь, наше Царское Величество, велели им вместо нашего Государевого годового денежного жалованья такими промыслы в городах ахтырского полка промышлять безоброчно, чтоб им было с чего наши Вел. Государя полковые службы служить и пр. Писана в Москве л.7177 (1669) мес. мая 5 дня.
После Демьяна Зиновьевича управляли Ахтырским полком Николай Матвеевич, известный по акту 1677 г. Свидетель Ахтырской купчей февраля 22 1681 г. (№ 838) «Спасский пон. Корнилий Микулаев», как кажется, другой сын полковника Николая, или как писали его, Микулая Матвеевича. Полковник Демьян Зиновьевич известен и по актам 1675 г. (№ 894 910.), в котором он, как кажется, и умер. О нем см. в ст. Белка, Журавное и Михайловка. В первой и о Микулае Матвеевиче) при котором наказным полковником был в 1679 г. Влас Андреевич*** (*** Ахт. купч. № 916), и полковник Феодор Сагун известный в 1680 и 1681 г.**** (**** См. о Коломаке прим. 3. По ахтырской купчей февраля 22, 1681 г. в присутствии «ахтырского полковника Феодора Сагуна» продана мельница «черкашенину Ивану Яковлеву сыну Перекрестову», который известен и по акту 1665 г. (№ 839)). Во время Сагуна в 1680 г. поселения ахтырского полка по р. Мерло-Малижино, Богодухове, Коломаке претерпели опустошение от татар «множество тысяч православных христиан впали в бусурманскую неволю».
И в последующем году полк был в сильной тревоге. Татары были в Переяславском полку, и даже доходили вести в Ахтырку, что они, ограбив Диканьку и окрестности Опошни идут под Ахтырку** (** Полковник Донец от 3 января 1681 г. к генералу Касогову: «в Ахтырке пришла ведомость подлинная дек. 31 против 1 янв. в ночи, что Татары забрали Диканьку и около Опошни воюют, а ныне идут под Ахтырку». Он же от 4 января пишет, что по новым известиям между прочим из Рублевки, которая от Опошни в 5 верстах, татар не было в Опошне, и Диканька цела, а были они в Переяславском полку).
Царская грамота от 30 марта 1686 г. говорит: «пожаловали мы черкасского ахтырского полковника Ивана Иванова сына Перекрестова, велели ему, по выбору того полка урядникови старшины и казаков, быть у того полка полковником по-прежнему… а полка своего старшине и урядником и всему посольству в судных и во всяких делах исправу чинить в правду по старым своим казацким обыклостям».
Другая грамота полковнику Перекрестову 1686 г. замечательна как по отношению к личного сего полковника, так и потому, что из нее видно, какова была населенность земель ахтырского полка в 1686 г. Грамота говорит:
«Бил нам челом стольник наш и полковник Иван Иванов сын Перекрестов: в прошлых годах служил он Иван отцу нашему блаж. пам. вел Государю Ц. и В. К. Алексею Михайловичу и брату нашему блаж. пам. Ц. и В. К. Федору Ивановичу многие годы и ныне служит нам. вел. Государям со всяким рачением; а вотчинных и поместных земель и всяких угодий пред братьею его малое число; а в Ахтырском уезде его полка порозних земель и диких полей и никаких угодий нигде нет. И для пополнения нашей вел. Государей службы и прожитья ему Ивану к прежним его вотчинам и поместным землям прибавить вновь земли негде. А у Алешенцев и Вольновцев и Хотмыжан, детей боярских, во многих местах есть жеребьи, которые для своей скудости ему Ивану отдают в оброки на урочные годы и без нашего вел. Государей указа тех поместий и вотчинных земель они продавать, а он Иван покупать не смеют… И нам вел. Государям пожаловать бы его Ивана за многие службы, велеть в тех городах Алешне, Вольном и Хотмыжине воеводам дать наши велик. Государей грамоты, чтоб ему Ивану у тех детей боярских поместные и вотчинные земли и всякие угодья покупать, а им детям боярским еиу Ивану продавать было повольно. И мы вел. Государи пожаловали стольника и полковника ахтырского Ивана Перекрестова за многие его службы и для его иноземства, указали ему в тех городах у детей боярских поместные и вотчинные их земли и всякие угодья покупать и менять. Писано на Москве л. 7196 (1688.) март. 31 д.».
В жалованной грамоте полковнику Перекрестову от 25 января 1685 г. между прочим видим, в чем состояла служба ахтырских казаков того времени. Здесь читаем.
«Пожаловали мы белогородского разряда черкасского ахтырского полковника Ивана Перекрестова, что он в мимошедших летах служил и ныне нам служит верно и над воинскими людьми полка своего с казаками промыслы и поиски чинит и тамошних мест от приходов воинских людей оберегает и для ведомостей о поведении Турского Салтана с Цесарем римским и с королем польским в заднепровские места и в польские города посылает полка своего казаков по части».
По сей грамоте отличием службы ахтырских казаков от службы других черкасов служило то, что они обязаны были наблюдать за сношениями Австрии и Польши с Турцией и для того имели охранные и наблюдательные посты за Днепром, тогда как вместе с тем для наблюдения за Татарами имели наблюдательные посты не только у Коломака, но и на Голой Долине около Изюма* (* См. примечание о Коломаке)
В 1687 г. Ахтырка была квартирой главнокомандующего Василия Вас. Голицына, шедшего в первый поход свой против Крыма** (** Акт. Арх. Эксп. 4, 457. 458. Царская грамота от 4 декабря 1686 г. Той же грамотой назначено собраться с войсками воеводе Алексею Семеновичу Шеину в Сумах, воеводе Леонтию Романовичу Неплюеву в Красном Куте). Казаки Ахтырского полка делили несчастья этого похода вместе с русскими и малорусскими войсками. По возвращении из похода ахтырский полковник Перекрестов получил за поход жалованную грамоту, которой утверждены за ним купленные участки земли и мельницы.
Второй поход Голицына в Крым (1689 г.) особенно был несчастлив для Ахтырского и Сумского полков. Тогда эти слободские полки потерпели страшное истребление: в обоих полках, бывших в бою на Черной долине, едва осталось 150 человек, пушки, знамена, бубны были отняты, сам полковник Перекрестов был тяжело ранен. Вот что писали тогда чугуевскому воеводе Степану Богдановичу Лачинову:
«Прислана ко мне из войска ведомость июня сего 7 д. от Ивана Артемьевича из Карапарчака. На письме писано же, по указу вельможного его милости пана боярина В.В.Голицына с товарищами, так и Гетмана Ивана Мазепы, отосланы были с войсками полк харьковский и полк лубенский, так теж час полтавского полка и миргородского полка выборнейшие. — И те войска денно и нощно приступ чинили шанцами, за чем притеснивши Ширим Бей с многими ордами, также из Кафы 3000 янычар, против наших войск чинили напор великий конных и пеших и бой великий чинили, на котором бою многих бусурман побили и без числа живых побрали. Наши войска, видячи не меру свою против поганых, мусели отвернуть; они бусурмане на сошествие Св. Духа и сам Ширим Бей с многими ордами шли за ними. А те войска, которые ходили под Горбаток, стоят впусте у Карапарчака. А як шел его милость пан боярин Василь-Васильевич Голицын за многими силами войск Московских под Перекоп, встретил его Хан с ордами Крымскими на Черной долине и там сильный бой до килька разов чинили. Потом орда, вибачивши час, в дождевую тучу ударили назад войска, на полк Сумской и на полк Ахтырский.— И с тех двоих полков заледво полтриста человек осталось в живых. И самого полковника ахтырского ранено в плечи. И на том бою полковники бубни и пушки, и знаменв втратили.— Пан боярин с войсками от Перекопа отвернул, учинивши с Ханом Крымским примирение вечное. Року 1689 года».
Симонич, говоря об этом несчастии Сумского и Ахтырского полков, замечает, что главным начальником этих полков был тогда «некто думный дьяк Емельнов, кой надежно лучше пером умел, нежели шпагою, работать». Краткое описание о казацком народе, стр. 16 М. 1847 г. у Арцыбашева недостает многого (3 стр. 240. 241.) об этом походе. Ригельман (3, 12) упоминает о поражении Сумского и Ахтырского полков, но ошибочно относит это несчастие к 1691 году и даже выставляет небывалый третий поход Голицына в Крым, тогда как все, что говорит он о походе 1691 г. промсходило в 1689 и 1690 г. Вернее и больше сказано о втором походе в летописи Хмельницкого, стр. 80. 81. Неизвестный крымский историк (Зап. Одесск. Общ. Ист. 1. 390. Одесс. 1841 г.) пишет, что на долине Кара-Эгла у неприятеля (т.е. у русских) отнято было 30 пушек, взято в плен 1000 казаков и убито множественное число ратников). Он то, конечно, разумеется в приведенной отписке под именем Ивана Артемьевича.
Нельзя не заметить, что хотя поход 1689 года в Крым не имел тех последствий для России в отношении к Крыму, каких ожидали от него, и не имел их по неспособности главного военачальника; — но мы имеем верные сведения, что он имел важные последствия в отношении к Дону. Там раскольники, соединясь с Азовскими татарами, производили в это время страшное волнение, и Крым отказался помочь раскольникам в выполнении всех замыслов их только по тому, что занят был войной с кн. Голицыным. Так показывают чугуевские бумаги. Чугуевский воевода Лачинов доносил Борису Шереметьеву: «в июне 1689 г. приходили в верхние казачьи донские городки раскольщики, чернец Пафнутий да Левка Маницкий со многими раскольщиками и горскими черкасами… Левка Маницкий живет в Азове и дал ему Бей Азовский 10 кобыл да 10 лошадей езжалых; а он де Левка сказал, что служить будет Салтану Турскому, а донских старшин всех обещался привесть под свою волю и договорился с Азовцами на том, чтобы с ним, Левкою, отпустить Азовцев конницу под верхние донские городки к ним раскольщикам и к горским черкасам на помощь. И как Азовцы пошли, донские казаки ходили тогда для добычи вверх по р. Дону из Черкасского 60 человек и поворотя с р. Дону на речку Сусан, а из Сусана в р. Кагальник стали на стану кашу варить. И на тот де дым азовские Татары, которые шли на помощь раскольщикам, прибежали и начали тех казаков добивать,— а те казаки осыпались землей и, лодки вытащив, насыпали землею и с теми Татарами бились два дня. И убили они тех Татар 40 человек, а 30 человек ранили. И те Татары пошли к раскольщикам. Казаки с той ведомостью прибежали в Черкасский и сказали войсковому атаману Флору-Минаеву с товарищами. Атаман, собрав казаков 700 человек, послал к Когальнику, а под Азов послал казаков 8 лодок для языков и те посыльные привезли из Азова Татарина и тот с пытки сказал: по договору Азовцев с Левкою Миницким Татары вышли из Азова в судах многими лодками. И атаман Минаев тогож часу собрался с казаками не многими, в лодках пошли на встречу к Азову, а иные казаки за ним после пошли. И те Азовцы побежали к Азову.— А которые донские казаки посланы из войска в верхние городки и пришли к Кагальнику: а под Кагальником раскольщики отняли у торговых людей, у Воронежцев, 2 будары. И как у раскольщиков учинилась ведомость о казачьем приходе, и они, раскольщики, от Кагальника, не дождавшись казаков, пошли прочь. А сказывают де, что собрали четырнадцать городов, от городка Чира вниз по Дону до Бабьего городка, а в Бабий городок и в иные городки по Кочетов городок приходили раскольщики и подговаривали.— А тех, которых раскольщики с собою поймали, половина пошла на Куму реку с Чернецом Пафнутием, а другая с Левкою Миницким в Азов. А на Дону были во всех городках в великом страхе. Писали Азовцы к Крымскому хану, что пришло время, чтоб донские городки разорить и чтоб подать помощь из Крыма; а Хан отписал, что помогать им ни в которой мере не может, потому что от Государских людей побиты и чают де и Перекоп возьмут, сами бы себя Азовцы остерегали, а они Крымцы, познав немеру, хотят бежать за море».
Он же к нему же: «197 июля 26 в отписке твоей написано, июля 17 197 писал к тебе… Кн. Василий Вас. Голицын о приходе с Кумы р. в казачьи городки верхние под Кочетов и под Михайлов раскольщиков, что словут Кузьминцы, атамана Левки Миницкого да есаула Давида Проскурина с товарищами 500 человек; с ним раскольщики, прелестник и богоотступник, которого зовут Полутика, да с ними ж раскольщики Князек Шиполов, да азовский Бей-Мурза с горскими черкасами и с азовскими Татарами из 2000 человек. И, соединясь, приступили с боем к Кочетову и к Михайлову. И идут Азовцы войной по обе стороны Дона и реки Хопра многие люди»).
По актам 1691 и 1699 г. видим ахтырского полковника Романа Герасимовича Кондратьева, сына знаменитого Сумского полковника, тогда как и Перекрестов оставался еще с званием полковника. Это конечно было следствием того, что Перекрестов, тяжело раненый на Черной долине, долго не мог заниматься делами. Наказными полковниками были есаул Андрей Прокопьевич Несвятипасха в 1691 г. и Александр Иванович в 1697 и 1703 г. Первый, как видно, столько же известен был храбростью и подвигами отваги против Татар, сколько был благочестив: он был с полком у Высокополья на стороже против Татар, грабивших полтавский полк — и не дремал там. Чугуев. переписка: «В 199 (1691) января 31 писал ко мне в Новую Водолагу, так пишет Григорий Донец, из Высокополья ахтырский полковник Андрей Прокопьевич и прислал список из листа полтавского полковника Федора Жученка, а в том листовом списке написано: января 27 припавши из-за Днепра сильная орда полка полтавского под городок Орель ночью, подварки коло того городка выжгли и много людей в полон взявши назад тогож часу с того городка вернулись, за которыми неприятелями полка его полтавского побережние сотники, скупившись с комонным сотником Захаром Стеблиною гоняли вслед до Саксимы и там чинили с ними бой и одолеть их неприятелей не могли и на том бою убиты комонный сотник Захар с товарищами его до смерти»). По возвращении из похода видим дело набожности его для собора. «Р. 1691 дек. 15 предо мною Романом Герасимовичем, полковником ахтырским, отвечал ахтырский полковник Андрей Прокопович»: купив половину мельничной плотины на р. Гусевике дарит он эту покупку честному о. Назарию Яковлевичу, протопопу Ахтырскому. Ахт. куп. № 930. Он скончался в 1705 г. (Ахт. куп. № 978.).
Грамотой 28 февраля 1700 г., данной на имя полковника Перекрестова, постановлено для ахтырского полка: «быть в конской службе указному числу 820 человек, которые выбраны и написаны» по распоряжению воеводы кн. Долгорукого, и вместе с тем подтверждены древние преимущества полка.
В том же году казаки ахтырского полка отправлены были в Ингерманландию для дела с Карлом ХII. Царь Петр был очень доволен службой казаков и выразил свое удовольствие тем, что сделал сына полковника Ивана Ивановича Перекрестова Даниила Ивановича ахтырским полковником, помощником отцу. В грамоте 1702 г. Царь писал: «пожаловали мы стольника нашего и ахтырского полковника Ивана Ивановича Перекрестова и сына его Даниила за многие и верные его Иванова и сына его Даниила службы и за службу их прошлого 1701 г. Свейского похода, — повелели ему Даниилу, по челобитью того ахтырского полка старшины и казаков, для лучшего управления наших дел и полковых нарядов и частых по вестям походов, против иных черкасских полков у того полка быть полковником с отцом своим обще и быть отцу своему во всем послушным.
Печальна судьба последних лет Ивана Ивановича Перекрестова. Указом 4 марта 1704 г. Перекрестов неожиданно лишен был звания полковника, огромные имения его отобраны были в казну, и комиссии предоставлено продавать ненужные из имений с торга. Над ним исполнилось слово апостольское: хотящие обогатиться впадают в напасти. По ахтырским купчим видно, что едва только получен был указ об отобрании имений Перекрестова в казну и передаче их особой комиссии, как стали их продавать и дарить. См. № 226. 229. 565. 808. 979. 980. 1033. Последний акт 1705 г. говорит: «отписную бывшего ахтырского полков. Ивана Перекрестова, деревню под г. Мурахвою Тормовую велено перевести по иным отписным вотчинам, он Иван иное покупил, а больше насильно у Муратовских жителей всякое угодье отнимал». Только те имения, которые даны были полковником в приданое за дочерью, вышедшею за Феодора Гречаного, кое как удержаны были Гречаным, и на них выдана была грамота 14 февраля 1705 г. (см. о Журавном). Потом часть имений отдана была сыну Даниилу Ивановичу Перекрестову. Молодик за 1843 г. стр. 188. 189. Ясеновое и часть Мартиновки очутились в руках Меньщикова). В 1714 году он просил как милости, чтобы не теснили его в жигайловском его хуторе и едва получил эту милость от жигайловского сотника. В 1721 г. потребовали к допросам тех, которые заведовали отобранными имениями Перекрестова. «Г. Бригадиру Федору Осипову. По указу Царского Величества из С.Петербурга, из Канцелярии тайных разыскных дел, велено мне по делу бывшего ахтырского полковника Ивана Перекрестова о отчетностях его и о прочем, у кого под присмотром было и с которого по который год и что в каком году каких было сборов и куда употреблены, исследовать и допросить тебя, також судью Леонтия Лесовицкого и писаря Кобыляцкого, да Михайлу Турчанина Яблонского, атамана Григория Овчара, ахтырского казака Антона, села Каплуновки мужика Дороша, полкового городка городного казака Власа Данилова, богодуховского сотника Власа. Того ради по получении сего ваше благородие с вышеписанными извольте прибыть в Белгород с посланным для сего нарочным. Апреля 16 1721 г. Степан Вемяшинов»), а вслед за тем Перекрестова потребовали к суду в Архангельск по каким-то делам Архангельской крепости. Перекрестов, уже маститый старик, лежал на смертном одре, об этом дали знать в ответ начальству Тем не менее прислано предписание, не взирая ни на что выслать его в Архангельск. И старец скончался на дороге По Ахтырским купчим двоюродные братья его Петр и Афанасий 1703 г. в Люботине, их дети там же, в Буймере и Ахтырке в 1730 г. Черкашенин Иван Яковлев Перекрестов (прим. 15) вероятно был отец полковника, а Михайловский священник Лев Перекрест дядя. См. о Журавном). На место Перекрестова с марта 1704 г. Ахтырским полковником был Федор Осипович Осипов, с 1711 г. бригадир слободских полков. Опись Ахтырки 1704 г. Здесь и полковая старшина: обозный Павел Гаврилович (Павлов), судья Леонтий Степанович (Лесевицкий), писари Василий Иванович (Кобиляцкий), Яким Кузьмич (Кардашев), есаул Михаил Никитич Уманцев, хорунжие Феодор Кияница и Корней Благочеста, сотники: Степан Негребецкий, и Михайло Марущенко. Всего по этой описи показано в Ахтырском полку 10245 душ муж. пола в том числе рядовых казаков 5669, но здесь не значатся люди неполкового ведомства, боярские дети и др. Лист бригадира: «Царского Величества слободских полков бригадир Федор Осипов. Объявляем сим нашим листом. Понеже в приход неприятельский хана с ордами и с изменниками запорожцами на Украину под Водолагу, по указу вел. Государя велено гарнизоны крепить и строиться в них для надежнейшего от неприятеля нашествий сиденья и яко було повелено кому хотя внутри города на порозжих местах строиться, так по тому по вел. Гос. Указу и по нашему рассмотрению дворовое порозжее место, оставшееся от бывшего полковника Ивана Перекрестова издавна пустующее, прозываемое Снецаревское, обретающееся против осинников Негребецкого двора,— отдано для поселения ахтырскому писарю Семену Кобиляцкому. Року 1711, марта 24 дня сл. пр. 45).
Это было время самое важное как для всей России, так и для Слободской Украйны. Ахтырский полковник в письме от 10 февраля 1708 г. передал кн. Меньшикову донос Кочубея и Искры на Мазепу, лично сообщенный ему священником Святайлой, а при письме от 15 февраля препроводил к Царевичу Алексею Петровичу письмо к самому Царю. Последствия известны* (* Письмо полковника Осипова напечат в Молодике 1843 г., стр. 113–130). Осипов в том же году отправлялся с отрядами полка своего на Дон против Булавина: но был столько счастлив, что возвратился даже с некоторыми добычами, тогда как Андрей Герасимович Кондратьев был убит бунтовщиками.
В делах с Карлом Ахтырка занимала довольно важное место. Ригельман пишет: «когда неприятель расположился по квартирам в Ромнах, Рашевке и Гадяче, тогда и Царь обратился в ту же сторону. Он отправился из Глухова 16 ноября (1708 г.) на Хорунжевку и Комаровку в Лебедин, а отселе к Веприку, где московская конница и 1500 пехоты. Осмотрев все, он возвратился в Лебедин, а отселе отправился с войсками к Гадячу, чтобы атаковать неприятеля, которого в Гадяче было до 6000. Король из Ромен поспешил на помощь. Но мороз так был лют, что остановил все покушения Карла. Шведы падали на дороге от холода». Хорунжевка в 4 верстах от Ахтырки, а Комаровка в 10 верстах, у Хорунжевки находился мост через Ворсклу по дороге в Лебедин. Петр из Глухова в Лебедин ехал не по прямой дороге, когда ехал через Хорунжевку. Для чего же? Конечно для того, чтобы видеть положение Ахтырки и полка Ахтырского, к которым так близок был неприятель. Итак, Царь был в Ахтырке еще в ноябре 1708 г., но на короткое время. От 12 декабря 1708 г. он прислал грамоту на имя бригадира полков Ахтырского и Изюмского Федора Шидловского с увещанием действовать против неприятеля твердо и усердно и не слушать обольстительных писем изменника Мазепы* (* Архив Харьковского Губернского Правления № 88). Января 27 дня Царь, получив известия о намерениях Карла пробиться в Москву через Ахтырку, приказал кн. Меньшикову немедленно выступить из Сум в Ахтырку с 20 драгунскими полками. Меньшиков, оставив Сумы 28 января, прибыл в Ахтырку 30 января. Сам Царь прибыл сюда же 4 февраля. Карл разбил отряд русских драгунов под Опошней и появился в Хухре, партии его являлись даже под Ахтыркой. Царь остался с прежним намерением ослаблять отважного наездника мелкими сшибками, после которых каждая убыль для него, отдаленного от Швеции, была слишком чувствительна. Февраля 7 Петр отправил из Ахтырки в Запорожье грамоту, где разуверял запорожцев в ложных слухах, распространенных Мазепой о насилиях и обидах, наносимых будто-бы казакам воеводами и войсками московскими, обещал вскоре прислать кошевому и судье новые милости и приложил к своей грамоте письма Мазепы к Лещинскому и к казакам, которые говорили о намерениях Мазепы отдать казаков ляхам. Отдав приказание Меньшикову строго наблюдать за движениями Карла, Царь 8 февраля выехал из Ахтырки в Белгород и оттуда отправился в Воронеж и Азов. Карл в тот же день явился в Котельву и оттуда распоряжениями и слухами давал знать, что идет на корпус Меньшикова. По ныне видны остатки сожженного места на р. Ворскле, бывшего у дер. Хорунжевки по дороге в Лебедин. Местное предание говорит, что мост сожжен был во время шведской войны. Когда же это было? Без сомнения не в ноябре 1708 г., как видим из слов Ригельмана. Если допустить, что мост сожжен был самими русскими для пресечения пути неприятелю к Ахтырке, то это конечно могло быть и 27 января 1709 г., когда наездник Карл так близок был к Ахтырке. Но бригадир Шидловский в своем листе от 4 марта 1709 года пишет: «а ту деревню Хорунжевку и мельницу в приходе короля шведского неприятельские люди без остатка разорили и выжгли». Шидловский дает знать полку, что земля Хорунжевская отдается судье Леонтию Лесевицкому вместо жалованья за четырехлетнее управление отобранными в казну имениями полковника Перекрестова и «за услугу в селитренном труде»). Итак истребление Хорунжевки и всего, что в ней было, мельницы, моста, — дело шведов. В дневнике Крекшина видим, что Карл слухами и движениями дав знать русским, что идет он на Меньшикова в Ахтырку, на дороге к Ахтырке оставил Круза, а сам пошел на корпус Рена к Красному Куту. По другим сведениям знаем, что Круз предал опустошению Алешню, выдержав сильное сопротивление Алешанцев. Без сомнения он же со своим корпусом уничтожил Хорунжевку и сжег мост ее в предупреждение преследований Меньшикова на пути к Алешне. До какой степени простирались тревоги в Ахтырке во все это время, показывает между прочим донесение протоиерея Назария Яковлева от 25 февраля 1709 г. Он доносил м. Иустину, что определенный на время к Гусинской Архангельской церкви священник Алексей служил до Рождества Христова, а «ныне оного священника до той церкви нет и в городе Ахтырке нема; от того часу, когда стала в нас великая тревога, оный священник с женою и детьми, неведомо куда, сбежал».
Поселения ахтырского полка в это время сильно пострадали от раздраженного неудачами неприятеля: храмы их были ограблены, а частью сожжены, многие из жителей лишились всего (Смотри статьи о Хухре, Городном, Краснокутске, Рублевке, Колонтаеве, Мурафе, Каплуновке Козеевке, Богодухове).
После Федора Осиповича ахтырским полковником был сые его Максим Федорович Осипов, а наказным полковником в 1710 г. был Степан Негребецкий. Последний акт завещание обозного Степана Негребецкого: «Тело же грешное погребсти у храма Николая Чудотворца, где я был укладчиком, именье сыновьям Степану и Михаилу; свидетели завещания: ахтырский протопоп Григорий Назарьев духовник, староста поповский отец Семен Иванов и ахтырский полковник Алексей Лесовецкий); в 1711 и в 1713 г. полк отражал Крымцев в нападениях их на харьковский и ахтырский полки. Указ 1754 г. января 27 об увольнении от службы есаула Михаила Степановича Негребецкого и пожаловании его званием обозного. Смотри статьи о Коломаке, Высокополье, Богодухове, Вольном. В 1724-1734 г. Ахтырским полком заведовал Алексей Леонтьевич Лесевицкий, строитель великолепного Успенского храма и с 1735 г. по 1744 г. бывший бригадиром слободских полков. Отец его — Леонтий Степанович, судья полковой, братья меньшие — Леонтий и Александр и сын Емельян, капитан (№ 249). От 8 сентября 1745 г. писал он к ректору Гедеону: «намерение мое есть, дабы детей наших в харьковскую Академию наук латинского диалекта в сых числах отправить… чего ради оных детей моих Инспектор Данылевский и отправлен, которому прошу в приискании квартиры вспомоществовать»). Жалованная грамота 22 ноября 1743 г. доброй Императрицы Елизаветы Ахтырскому полку дана была на имя полковника Ивана Алексеевича Лесовицкого, который в 1735 г. был с полком своим в поисках за Нагайской ордой, а в 1736 и 1739 г. был в Крымских походах. Указ 27 января 1754 г. об эсауле М. Негребецком. Указ 30 ноября 1750 г. о Тимофее Федоровиче Боярском: «в службу вступил он из старшинских детей в 1693 г., потом был сотником и эсаулом, а в 1732 г. произведен в полковые обозные и против крымских орд и иных неприятелей в походах, баталиях и штурмах обретался… награжден слобод. полков полковничьим чином».
Два другие сына Алексея Леонтиевича, Константин и Юрий, также были полковниками. Последним полковником слободского ахтырского полка был Михаил Иванович Боярский, при реформе полков в 1762 г. поступивший в гусарский полк подполковников* (* Записки о Слободских полках, стр. 48. 78. 79., где впрочем, много ошибок и пропусков).
В новейшее время жители Ахтырки страдали: а) от холеры, от которой в 1831 г. умерло до 190 человек, а в 1848 г. 299 человек; б) от пожаров несколько раз бывших 1845-1848 г., из которых особенно грозен был пожар 22 июня 1845 г.
В консисторском архиве сохранились метрики Ахтырских церквей: Успенской, Покровской, Преображенской, Петропавловской и Архангельской за 1726 г.
По описи 1704 г. значится: «города Ахтырки первой полковой сотни сотника Степана Негребецкого казаки Иван Бородай» и пр. а всех 2786; «второй сотни сотника Михаила Марушенко казаки Андрей Несвятипасха», всего 752, следовательно в обеих сотнях 3538.
Две доли жителей Ахтырки ныне состоят из государственных крестьян, которых считается до 4880 д.м.п.
Торговля незначительная, ярмарок в году пять: на всеедной неделе, 17 марта, 9 мая, 8 июля, 26 октября. Оборот капиталов простирается только до 10 950 руб. серебром.
Существующее здесь человеколюбивое заведение окружная лечебница пользуется известностью, 60 больных содержится на счет общественных сборов, за прочих получается плата. Богадельня для нищих содержится городом.