Свадьбы
А. Парамонов ©
Венчание, свадьба по-слобожански
Меня умиляет, что современные туристические организации вдруг решили воссоздать свадебные обряды Слободской Украины, чтобы сделать на этой основе некое действо, чтобы привлекать туристов. Я Вас умоляю – не нужно, столько сегодня не выпьют! Ведь Вы же господа хотите воспроизвести все как было, а это не только песенки. Все эти разговоры, приговоры, сваты и свахи, дружки – это прекрасно, но так далеко от реалий. Мне попадались очень грамотные исследования о свадебных обрядах и обычаях, которые построены на документальных источниках. Авторы в них вынуждены были признавать, что это не так привлекательно, как прославляют собиратели песен и прочей этнографии.
В 1885 году известный деятель земства Егор Степанович Гордиенко публиковал доклад о том, что с давних пор свадьба в Харьковской губернии – это прежде всего попойка, в которой участвует практически каждый житель села, продолжающаяся в течение недели. Для меня свадебные обряды того времени характеризуются не красочными картинками, а вот этой фотографией. Неправда ли хорошие типажи, много объясняющие лица и костюмы!
О венчаниях и брачных обысках, венечных памятях стоит описать отдельно и наверное в книге. А вот парочку интересных для меня случаев хотелось бы привести, хотя подобных можно отыскать по нескольку за каждый год.
Вот в январе 1736 году житель города Харькова Логвин Савельевич Коротенко жаловался в Белгородскую духовную консисторию о том, как его обманул другой харьковец – Павел Карась. В октябре 1735 года Карась пришел вместе с женой к мастеру Прокофию Шевцу, работавшему у Коротенко и предложил отдать свою красавицу дочь, девицу Устинью за хозяина, то есть за Коротенко. Он как водится взял знатных обывателей Харькова: Емельяна Глущенко, Савелия Радченко, Михаила Крутояренко и Алексей Проценко. Карась поименовал его своим зятем, Коротенко одарил невесту заречными дарами, впрочем, даров досталось всей семье Карася. Но венчание Карась все откладывал, так что жениху пришлось жаловаться, среди прочего упомянул он, что в ходе этого сватовства понес он многочисленные убытки в харчах и напитках. И Коротенко делает вывод, что это сватовство было лишь с целью хорошо погулять за его счет. А выпито было немало всего то 4 ведра полугарного вина, считай 50 л. водки крепостью более 40˚. Коротенко требовал венчаться, для чего Карася допросить в канцелярии, чего ради он не исполняет договор, который им собственноручно подписан. Не знаю пока, чем там закончилось дело, знаю только, что у Савелия Коротенко были и дети и внуки и жили они в моём любимом Харькове, а вот Карасей я с того времени не в Харькове не встречал.
Гораздо любопытнее были ситуации, которые могли бы войти в некий роман. Например о венчании дочери помещика Любинского и сына священника Мальчевского.
Предки Иоанна Тимофеевича Любинского, священника с. Любовка Богодуховского уезда, были родом из польской шляхты и пршли со своими подданными с Волыни. До конца XVIII ст. они имели в Любовке внушительных размеров имение, которое всегда становились предметом зависти окрестных жителей из числа казацкой старшины, а позднее местного дворянства. Священник Любинский имел дочь Варвару (1775 г.р.) объявил о том, что в качестве приданного за ней будет отдана половина его имения в Любовке, и в полной мере ощутил внимание окрестных женихов. Большинству Любинский отказывал по разным причинам – их бедности, распутству, пьянству и т.д. Однако это привело только к ухудшению ситуации, когда Ефим Любинский находился в отлучке, один из соседей, проживающий в сл. Любовке – значковый товарищ Петр Кулешов по обольщению Варвары с помощью священника Успенской церкви сл. Рублевка Стефана Божановского увез Варвару в соседнее Екатеринославское наместничество. Они переезжали из селения в селение, где он пытался найти священника для повенчания с Варварой. Однако ни один священнослужитель не согласился венчать неизвестную девицу. Тогда он вернулся с Варварой в Любовку, где вернул ее родителям, надеясь после этого вояжа, а следовательно позора для Варвары, заполучить ее в жены без особых проблем.
Но так случилось, что ситуацией воспользовался священник с. Лихачевка Григорий Игнатович Мальчевский, которые хотя и были дальними родственниками Любинским, не могли до этого претендовать на руку Варвары, по причине своей бедности. Григорий Мальчевский узнав о происшедшем приехал в Любовку к матери Варвары и предложил пока не поздно обвенчать своего сына Иоанна (1773 г.р.), который на тот момент обучался в Харьковском Коллегиуме и Варвару, тем самым спасти ее от позорной свадьбы с Петром Кулешовым. Мать Варвары даже в отсутствие мужа быстро ухватилась за эту возможность спасти честь и свою и дочери и 20 мая 1792 г. священник Григорий Мальчевский обвенчал своего сына Иоанна и дочь священника Варвару Ефимовну Любенскую.
Прознав о женитьбе Варвары значковый товарищ Петр Кулешов тут же бросился писать доносы и жалобы в Белгородскую духовную консисторию и Харьковскому наместнику. Среди прочего он писал о повенчании Варвары насильно, без ее согласия, очевидно рассчитывая на то, что за время их «путешествия» она могла проникнуться к нему любовными чувствами и во время следствия подтвердить его слова и её брак признают не действительным. Однако следствие, которое проводил местный благочинный священник, не выявило никаких проблем с венчанием Варвары, да и сама она призналась, что пошла под венец с Иоанном Мальчевским добровольно. Единственным кто пострадал за время следствия, стал отец жениха – священник Григорий Мальчевский, который не имел права самостоятельно венчать своего собственного сына. За это он был наказан совершить в Краснокутском соборе 500 поклонов.
Мне ещё неоднократно придется вернуться к венчаниям и свадьбам, ведь в этих историях так много любопытного.