Куряжский монастырь

А. Парамонов

Древняя обитель во власти темных сил

Прочитав заголовок, кто-то подумает – не сошел ли Парамонов с ума. Да, нет это Харьков сошел с ума, если уже 90 лет как свой пригородный монастырь, основанный предками в середине XVII столетия, до сих пор не освободил от малолетних преступников. Старохарьковский Куряжский Преображенский мужской монастырь был основан в 1663 году по указу царя Алексея Михайловича и по просьбе харьковского полковника Григория Ерофеевича Донец-Захаржевского. Его просьба была поддержана казацкой старшиной и жителями Харькова.

Архиепископ Филарет (Гумилевский) так описывал в середине XIX ст. местоположение обители: «на возвышенности довольно значительной, окруженный с трех сторон садами и деревьями, оставшимися после глухих лесов, на дороге из Ольшаной он виден на восемь верст. Обрывы горы на северной и северо-западной сторонах его, покрытые зеленью, деревьями и садами, дики и картинны. Самую же лучшую собственность его местности составляют ключи, бьющие из ребер горы с водою холодною, чистою, легкою и здоровою».

А вот как описывает Куряжский монастырь наш земляк, военный историк Евгений Альбовский: «Место для Куряжского монастыря было выбрано очень удачное по своему живописному положению. И теперь монастырь окружен прекрасным громадным лесом, с удивительным источником ключевой воды. Что же было тогда! В деле заселения края и развития его культуры монастыри играли видную роль. Владея землями и угодьями, они зазывали крестьян, заселяли ими деревни. Хозяйство, веденное в больших размерах, служило образцом для населения края, тем более, что монахи не ограничивались одним хлебопашеством, вели скотоводство, пчеловодство и пр., в чем только нуждался монастырь и его братия. Татарские нападения заставляли укреплять стены, заводить пушки, держать ратных людей. И в деле просвещения монастыри всё-таки кое-что вносили в народ».

Главным храмом Куряжской обители с самого начала являлся соборный храм Преображения Господня. Первый храм был деревянным и обветшал к середине XVIII ст. Новый, каменный, заменил его в 1760–1762 гг. Он продолжал распространенную в Украине традицию возведения пятичастных кресчатых храмов с пятью куполами, став на Слободской Украине третьей подобной постройкой.

Из Преображенского собора шел подземный ход. Через пятьдесят шагов после ступеней он разветвлялся. Один его ход вел к тайному колодезю, Скиту, Онуфриевской церкви, в нем же располагалась келья бывшего настоятеля Онуфрия. Второй ход вёл к усыпальнице настоятелей монастыря, а также тайному выходу в сторону Харькова. Этот выход был засыпан монахами в 1860-е годы за ненадобностью.

Трапезная каменная двухэтажная Георгиевская церковь монастыря была построена в 1709 г. при архимандрите Сильвестре. На первом этаже её располагался тёплый храм Святого Великомученика Георгия, а на втором этаже Святых Апостолов Петра и Павла.

Монастырская колокольня была построена стараниями архимандрита Наркиса Квитки в 1786 г. Первый колокол весом в 314 пудов был отлит в 1796 г., второй в 113 пудов в 1836 г. Остальные были приобретены в позднее время. На этой же колокольне в 1860 г. были устроены часы с двумя циферблатами и боем по 12 медным чашкам, отбивающим четверть.

Вне ограды, под горой располагалась деревянная церковь Преподобного Онуфрия, которую выстроил за свои средства на месте древнего скита в 1753 г. бывший настоятель Куряжского монастыря и проживший в пещерной келье – Онуфрий. Из под алтаря храма пробивался чудотворный источник. Этот источник единственное, что сохранилось от храма.

В середине XIX в. Монастырские постройки были обнесены массивной белокаменной оградой с круглыми башнями и высокой трехъярусной колокольней над входом.

Харьковчане весьма трепетно относились к своей обители, многие делали вклады на его благолепие, с весны до осени толпы паломников приходили в его стены. В первых числах мая почти весь Харьков выезжал на пикники к монастырским стенам. Дважды в году встречали и провожали местную чудотворную икону Озерянской Божией Матери. Осенью она сопровождалась крестным ходом в Харьков, а весной обратно в Куряжский монастырь.

Но вот грянул октябрьский переворот и в начале 1920-х гг. здесь разместили колонию для малолетних преступников, потом колония им. Горького под руководством А. С. Макаренко, все постройки еще были целы. Завершения всех храмов, колокольни, башен были сломаны, в 1930-е гг., снесены строения скита и Онуфриевская церковь. Особенно сильно пострадал собор, превращенный в производственное помещение. Один из самых древних храмов Харьковской области стоит обезображенный, разделенный перекрытиями на ярусы. Намоленное место сотнями тысяч наших предков сегодня до сих пор топчут преступники. В монастыре похоронены десятки известнейших людей Слободской Украины, среди них настоятели монастыря, основатель его – Г. Е. Дорец-Захаржевский, губернатор П. Ф. Сабуров, генерал-лейтенант А. Ф. Засядько…

Не видать Харькову своего величия без своей святыни, без своего святого места, пока не вернем, так и будем безбожниками и торгошами, какими нас все собственно и знают!