Ахтырский Троицкий монастырь (А. Парамонов, А. Парийский)

Троицкий монастырь в Ахтырке, наряду с Успенским Святогорским и Преображенским в Куряже, входил в число наиболее богатых и почитаемых на Слободской Украине в конце XVII - первой половине XVIII ст. Его постройки располагались на скалистой горе Ахтыр на правом берегу Ворсклы. Здесь 29 сентября 1641 г. польский урядник Кульчевский вместе с украинскими казаками выстроил приграничное укрепление, которое в июле 1647 г. по договору было передано России. Укрепление просуществовало до 1650 г., после чего было разобрано[1].
 
В 1653 г. на левобережье Ворсклы пришли переселенцы с Правобережной Украины и на речке Ахтырке основали одноименное поселение.
 
В 1654 г. в Ахтырку из Лебедина, спасаясь от преследований униатов, пришел игумен Иоаникий с 40 монахами, церковной утварью и колоколами[2]. Они основали монастырь на горе, где до 1650 г. стоял «стоялый острожек». Время было неспокойное, и первые монастырские строения частично были «ископаны» монахами внутри горы. Они, как писал Филарет Гумилевский, еще сохранялись в середине XIX ст. в полуразрушенном состоянии. Такие пещеры до 1970-х годов были и в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.
 
В конце XVII - начале XVIII ст. на деньги полковника Ахтырского полка Фёдора Осиповича Осипова строится первый каменный Благовещенский храм монастыря. Храм был разобран в 80-е годы XVIII ст., не сохранилось даже его схематического плана. Однако можно предположить, что это была небольшая трехчастная одноглавая постройка, напоминавшая храм в Сулимовке 1708 г.[3] К этому же типу принадлежал и Успенский собор Святогорского монастыря; однако, выстроенный русскими мастерами, он имел трехчастный алтарь, крупный, примерно 13´13 м центральный объем с приземистым куполом, почти равным по ширине четверику. Его крутая кровля завершалась по слобожанской традиции двухъярусным фонарем.
 
Окончательно ансамбль каменных строений монастыря сложился в 1720-1730-х годах при Тимофее Васильевиче Надаржинском – соратнике и духовнике Петра Великого, бывшем протоиерее Благовещенского собора Московского Кремля. Он получил от царя крупные земельные пожалованья в окрестностях Ахтырки. Благодаря ему в годы запрета каменного строительства, связанного с Северной войной, монастырь оделся в камень. Так был создан один из лучших ансамблей на Слободской Украине.
 
Первым в 1720-24 гг. выстроили соборный храм. В плане он повторял известную по Покровскому собору в Харькове и Николаевской церкви Святогорского монастыря схему: к восьмигранному нефу примыкали шестигранные алтарь и бабинец.. Собор разрушили в 40-е годы, его обмеры не были произведены, о его плане можно судить лишь по схематическому чертежу конца XVIII ст.
 
Центральная часть собора отличалась крупными размерами. Его внутренние размеры ориентировочно составляли 14´14. В боковых стенах первого верха поместилось два крупных оконных проема. Внутренняя площадь храма, по сравнению с Покровским собором в Харькове, увеличилась почти в полтора раза – примерно на 40 м2. Плановая схема Троицкого собора повлияла на построение плана Покровского собора в Ахтырке, выстроенного через четверть столетия уже профессиональными архитекторами по проекту В. Растрелли при участии ученика Д. Ухтомского – Семена Дудинского. Лишь в 60-е годы XVIII ст. слобожанские мастера вернутся к задачам, с блеском решенным строителем храма. Именно тогда появятся храмы с крупным центральным нефом и восьмигранными в плане алтарем и бабинцем[4], собор Николаевского казачьего монастыря под Змиевым с нефом близких размеров, алтарь и бабинец прямоугольной формы которого были усложнены в плане боковыми конхами.
 
Алтарь и бабинец монастырского собора имели глубину около 7 метров и завершались крупными одноярусными верхами, стоявшими на высоких заломах и увенчанными деревянными фонарями и главами с перехватами, – видимо, они первоначально напоминали завершения Николаевского собора в Нежине и Преображенского в Изюме, но в начале XIX ст. были переделаны. Центральный верх состоял из трех ярусов. Среди ярусных башенных храмов Слобожанщины только церковь Николая Казацкого в Путивле (1735-1737 г.) имеет открытый в интерьере трёхъярусный верх, хотя в деревянных храмах встречаются и четырехъярусные завершения. Описаний интерьера Троицкого собора не сохранилось, но, очевидно, к нему подходили все те превосходные эпитеты, которыми пользовался С. А. Таранущенко, говоря об интерьере Покровского собора в Харькове. Высота первого яруса храма по фасаду была примерно 12,2 м., высота интерьера отвечала тройной высоте стен до начала первого залома и равнялась примерно 30 м. Пространство башни пересекалось четырьмя световыми ореолами, льющимися из 32-х оконных проемов. Особенно крупными, высотой до трех метров, были шесть окон первого яруса. Все окна храма были с прямоугольными перемычками, уложенными по железным полосам – прием известный на Северщине, но почти не встречавшийся в Слободской Украине. Высота центральной башни по фасаду составляла более 40 м.
 
Наружный декор храма отличался сдержанностью, в духе Петровского времени. Оконные проемы обрамлялись профильной рамкой, полуколоннами на висячих кронштейнах, и завершались вогнутыми треугольными разорванными фронтонами с шарами-фиалами на пьедестале. Сложные карнизы напоминали карнизы Покровского храма в Харькове и включали 3-4 ряда поребрика. Под карнизами второго яруса центрального верха стояли керамические розетки. По форме они походили на крышки керамических кадильниц, изготовлявшихся украинскими ремесленниками в XVI–XVII ст. Окна в последних ярусах всех трех верхов были крупнее и обрамлены массивной профильной рамкой. Все углы нижнего объема храма украшали пучки полуколонок на кронштейнах, разделенных треугольными тягами. Эта деталь декора, характерная для русской архитектуры середины – второй половины XVII ст., так последовательно была применена в Слободской Украине лишь в трёх храмах[5]. В Ахтырском храме она особенно к месту, придавая не усложненным пристройками башенным объемом остроту и экспрессию.
 
Стены собора, как в других слобожанских храмах, были побелены по затирке, фонари завершений имели живописные вставки. На алтарной стене под центральным окном помещалось крупное монументальное изображение Богоматери «Всех скорбящих радость» – образа, издавна хранившегося в монастыре и почитаемого в народе.
 
Во второй половине XIX ст. храм с трёх сторон окружался пристройками, превратившись в трёхкупольную базилику – лишь алтарная стена оставалась незастроенной. Декор первого яруса при этом был почти полностью уничтожен – только некоторые элементы его воспроизвели на стенах пристройки, что дало возможность выполнить графическую реконструкцию храма.
 
Тогда же, до 1729 г., при Т. О. Надаржинском, начато строительство трапезного корпуса с церковью[6] и келиями, а также башни-колокольни на самой высокой точке монастырской горы; окончили его уже при его приемнике в 1730-е годы.
 
Трапезная церковь с корпусом[7], судя по схематическому плану 1793 г., была очень близка выстроенной примерно в эти же годы Харлампиевской церкви Гамалеевского монастыря под Шосткой. Церковь была зального типа с пятистенной абсидой, перекрытой полусферическим куполом на высоком массивном барабане. За ней располагалась прямоугольная трапезная чуть большей ширины а через сени - келии. Как и в Гамалеевке, декор постройки был минимальным – широкие пилястры по углам и осям поперечных стен и раскрепованные на них сложно-профильные карнизы характерного для Гетманщины типа. Приземистые арочные окна с чуть расширяющимися откосами либо вообще не имели наличников, либо были обрамлены характерной для Черниговщины прямоугольной «ушастой» рамкой. Купол церкви, высокий, грушевидной формы с перехватом, венчался высоким фонарем с такой же главкой. Корпус трапезной стоял к востоку от колокольни на месте теперешних келий.
 
Про колокольню следует сказать особо. Ее выстроил тот же мастер, что и Троицкий собор. Ныне в несколько поврежденном виде, она единственная сохранилась из всего ансамбля. Колокольня восьмигранная, ярусная, высотой (вместе с главкой) примерно 28 м. Диаметр окружности, описанной вокруг основания, 10,5 м.
 
Первоначальная высота первого яруса 5,3 м – 3 торговых сажени по 176,4 см. Ранее он завершался сложным зубчатым карнизом из нескольких рядов поребрика и каменным парапетом обхода – гульбища второго яруса. Эти детали обветшали в XIX ст. и были переложены, а сейчас отсутствуют. Стены первого яруса толстые, 1,7 м толщиной с двумя пушечными окнами-печурами на запад и на юг. Справа широкая внутристенная лестница ведет в верхние ярусы башни. Первоначально в западной стене был вход в подземную галерею, облицованную кирпичом. Видимо это был тайник с колодцем как в Колодезьной башне Ивангорода или в звонковой Изборской крепости. Брусчатый накатный потолок яруса спирался на короткий залом. Еще в XVIII ст. оборонный ярус был превращен в часовю, его окна увеличены в высоту и оформлены тимпанами, близкими к окнам собора[8]. Часовня здесь и сейчас. Современные мастера выковывали изящные решетчатые двери входа в лучших традициях украинских ковалей XVII-XVIII ст. Во втором и третьем ярусе колокольни кельи с колодными косяками окон и дверей, накатными потолками, почти как три столетия тому назад. Из звонового яруса, через арки древних потрескавшихся стен открывается незабываемый вид на окрестности – заливные луга, дальние села, петляющую под горой Ворсклу.
 
Высокий, стройный звоновой ярус покрыт стройным каменным шатром с восьмью окнами-слухами, расположенными ступенчато и обрамленными наличниками с треугольными фронтончиками. Те из них, которые расположены ниже, имеют круглую амбразуру.
 
Колокольня, спроектированная народным мастером, является запоздалой репликой московских ярусных «нарышкинских» построек. В следующем десятилетии по ее образцу будет надстроена в камне колокольня Покровского собора в Харькове[9].
 
О других постройках монастыря, разобранных в конце XVIII столетия, среди которых были больничные палаты с Петропавловской церковью, неизвестно ничего.
 
В 1741 г. окончено строительство оборонных стен с воротами. Стены имели толщину 1,25 м и высоту 2,8-3 м., как и в Гамалеевском монастыре они стояли на невысоком валу. В длину стены протягивались на 269 саженей, их план повторял округлую форму вершины горы. На высоте 1,5-1,6 м в них были ключевидные бойницы. Единственный крутой въезд вел к массивным монастырским воротам на западной стороне холма, представлявших собой почти квадратную постройку с толстыми стенами и широкими сводчатым проездом. Проезд закрывался воротными полотнищами с двух сторон. Имели ли ворота оборонные приспособления, как в Гамалеевке, сказать по схематическому плану трудно, зато об их внешнем виде мы можем составить четкое представление. В Слободской Украине подобные постройки не сохранились, за исключением каменных ворот пустыни в Кочетке под Чугуевом, вид которых еще в XIX ст. помнили старожилы. Однако в Старом Осколе Белгородской области такие ворота, выстроенные слобожанскими мастерами в 80-е годы XVIII ст., чудом уцелели. Высокий фигурный фронтон ворот с нишей для иконы имеет высоту примерно 11,5 м. Рядом сохранилась рубленая из сосновых пластин без остатка хата с покрытой гонтом мансардной кровлей. Под свесом кровли расположена консольная галерейка-балкон, украшенный сквозным орнаментом в духе народной архитектуры Левобережья.
 
Ворота напоминают в уменьшенном виде монастырские брамы Западной Украины и Белоруссии (Епископские ворота во Владимире-Волынском, ворота монастыря Бернардинцев в Луцке и т.д.), хата – корчму первой половины XIX ст., недавно перевезенную в музей народной архитектуры под открытым небом Переяславского музея-заповедника.
 
Стены с воротами и трапезный корпус монастыря были разобраны в первой четверти XIX ст. для постройки губернаторского дома со службами в Ахтырке.
 
Позднее, после повторного открытия монастыря в 1843 г., была выстроена новая ограда с многочленными башенками и воротами в псевдоготическом стиле, подземная трехярусная часовня в склоне горы, новые корпуса келий с Благовещенской церковью[10] и дом настоятеля.
 
Сложившийся ансамбль монастырских построек, наряду со Святогорским и Хорошевским был одним из самых эффектных на Слобожанщине. Особенно красив монастырь был от поворота ведущей к нему дороги – отсюда комплекс скрупулезно запечатлел маслом неизвестный художник в конце XIX ст. и для плывущих по Ворскле, делавшей петлю у монастырской горы.
 
Троицкий монастырь разделил печальную участь других святынь края – в 1922 г. он был ликвидирован, а постройки переданы колонии для беспризорных. В Великую Отечественную войну здания пострадали от артиллерийского обстрела и как бесхозные руины были до основания разобраны на кирпич жителями окрестных сел.
 
Возрождение монастыря ведет свое начало с осени 1998 г., когда на заросший бурьяном пустырь с руинами башни пришли трое первых насельников во главе с иеромонахом Симеоном. За полтора десятка лет трудом и молитвой святыня поднимается из руин – отремонтирована башня-колокольня, рядом по проекту архитектора Трегубова возведен братский корпус в стиле первых монастырских построек начала XVIII ст., заложено основание первого монастырского храма.
 
Весной 2009 г. по заказу братии на кафедре Реконструкции и реставрации Харьковского университета строительства и архитектуры выполнен дипломный проект реабилитации комплекса Троицкого монастыря (автор К. В. Колесник, руководитель В. М. Лопатько), предусматривающий постоянное возрождение монастырского ансамбля.
 
Предполагается восстановление монастырской ограды с башнями и двумя монументальными воротами в стиле XVIII ст. На историческом месте древнего Благовещенского храма будет возведен белокаменный Троицкий в стиле московских соборов первой половины XV ст. (Троицкий собор Лавры, храмы Николы Можайского в Можайске, Никольский собор в Городце). В дальнейшем, после восстановления на старых фундаментах Троицкого храма в первоначальном виде он станет Благовещенским.
 
Предполагается также возведение других построек, частью на старых основаниях, – трапезной, дома настоятеля с домовой церковью, братских и хозяйственных корпусов, корпуса для паломников. Уже начаты работы по восстановлению пещерной церкви над монастырской горой.
 
 
 
 
[1] см. Акты Московского Государства… СПб, 1894, т. 2, с. 224.
 
[2] Филарет Историко-статистическое описание Харьковской епархии. Т.2…
 
[3] Ранее храм датировался 1628 г., новая датировка принята после исследований С. Юрченко и А. Шамраевой.
 
[4] Покровские храмы в Сумах и Ольшане.
 
[5] Кроме собора Ахтырского Троицкого монастыря это собор Змиевского Казачьего монастыря и Воскресенская церковь в Сумах.
 
[6] Церковь первоначально видимо была освящена во имя Антония и Феодосия Печерских, но с построением новой трапезной в восточной части монастыря стала Благовещенским собором.
 
[7] Разобрана в конце XVIII ст.
 
[8] Сейчас восстановлены с некоторым упрощением профилей.
 
[9] Здесь из-за меньшего диаметра основания обходную галерею, существовавшую ранее, когда верх был деревянным, сделать не получилось, но зато в келье третьего яруса выложили пять окошек-бойниц.
 
[10] На месте древней, конца XVII ст.