1913 год. История Ахтырского Троицкого монастыря

Исполнилась семидесятая годовщина со дня открытия Ахтырского Троицкого монастыря. Правда, период времени, сравнительно, не весьма большой, но для скромной обители, пережившей на своем веку всевозможные пертурбации и массу тяжелых невзгод, он является все-таки довольно значительным. И, нам кажется, не лишним будет в ату знаменательную для неё годину возрождения или воз­вращения к жизни возобновить в памяти, хотя в крат­ких чертах, славную, но вместе с тем полную горя и слез, историю её. И тем насущнее это, что с каждым днем все более и более распространяются в народе зло­вещие слухи то о совершенном закрытии обители, то о пре­образовании её в женский монастырь.

Насколько слухи эти основательны и правдоподобны, говорить не будем.

Ахтырский Троицкий монастырь находится верстах в четырех к северо-западу от г. Ахтырки. Расположен он па, одном из. холмов, цепью разбросанных по бе­регу реки Ворскли. Возвышаясь значительно над уров­нем воды, холм этот называется горою «Ахтырь». Не­известно доподлинно, что собственно послужило причиной к усвоению ему такого названия; по-нашему предположе­нию, вероятно, то, что примыкает он к котловине, по ко­торой раскинулся город Ахтырка. Котловина же эта носить такое название от татарского слова «ахтырь», что значить «бе­лый яр», как объясняет преосвященный Филарет. Правда, точно владыка – историк Слободской Украйны не устанавливает, почему этой местности татарами дано на­звание «Ахтырь», говорит только, что оно свидетельствует о том, что тут, до возникновения Ахтырки, было татар­ское становище, юрт.

С своей стороны мы находим необходимым немного пополнить это объяснение. Название «Ахтырь» или «Белый Яр» действительно татарское и дано этой низине потому, что она представляла собой, да и теперь еще представляет сплошное море белого сыпучего песку. Не так еще давно этот песок во время бурь и сильных ветров целыми тучами поднимался в воздухе и переносился с одного места на другое, нагромождаясь местами довольно значи­тельными по высоте холмами. II если сейчас не такт, заметно это, то благодаря лишь тому, что во многих местах сделаны насаждения хвойного леса и других древесных пород, укрепляющих сыпучие почвы.

Гора Ахтырь из всей цепи сродных ей холмов, идущих отсюда по всему побережью Ворсклы дальше на северо-запад, ближе всего подходит к Ахтырской котло­вине, почти вплотную прилегает к ней и, очевидно, пов­торим, благодаря этому, приобрела себе и название «Ахтырь». Состав почвы её суглинисто-песчаный, даже каменистый. Внутри горы залегает большое количество камня песча­ника, который выступает местами громадными глыбами наружу, свидетельствуя тем самим и о составе горы и о её происхождении. В некоторых местах каменные глыбы составляют довольно значительные нагромождения.

К важной особенности горы Ахтырь нужно отнести еще и то, что она совершенно изолирована от остальных холмов и отделена самой же рекой Ворскла, которая к северу от неё прорывается сквозь сушу порядочным проливом, через который вода из главного русла с особой быстротой устремляется к горе и, раздвоившись при подходе к ней вилообразно, обвивает ее, как по­ясом, со всех сторон, оставляя для входа на гору лишь незначительный лентообразный проходи, с южной стороны.

В прежнее время вход на гору представлял узкую тропу, по которой можно было пробираться только пешехо­дом и с немалым трудом приходилось проезжать туда при особой нужде на подводе, а во время весенних и других разливов Ворсклы он совершенно закрывался окружавшей гору водой, и доступ к монастырю пресе­кался. Теперь же, благодаря обмелению реки и значитель­ному наносу мула, он несколько расширился внизу и по­стоянно свободен для прохода и проезда. Вода, выходя из русла Ворсклы, устремляется главным образом по восточ­ной стороне холма и уносится на юг, с западной же сто­роны образуется только залив, который с каждым го­дом все более и более мелеет, уменьшается, и, нужно думать, не далеко то время, когда от пего не останется и следа.

По внешнему виду гора Ахтырь представляет собою род круглой, конической шапки или. лучше, сопки. По высоте своей она довольно значительна. По крутым скло­нам своим она покрыта густым вековым лесом, бла­годаря чему представляет чудную, живописную местность, как-то невольно влекущую к себе всех.

В половине ХVII столетия, как говорить о том пре­дание, выходцами-черноризцами из-за Днепра па вершине горы Ахтырь, на тщательно разделанной «калугерами» (монахами) пло­щадке, и положено основание св. обители. Основателем её считают иеромонаха Иоанникия, игумена Лебединского мона­стыря, находившегося около Киева, по ту сторону Днепра, в об­ласти подвластной Польше. Игумен Иоанникий, будучи преследуем униатами, иезуитами, ляхами и жидами, как ревнитель православия и противник унии, около этого вре­мени вынужден был оставит близкий сердцу Лебединский монастырь и со всей монастырской братией, в количестве 40 человек, присоединившись к другим переселенцам, бежал в Слободскую Украину, захватив с собою и всю церковную утварь: облачения, иконы, сосуды, книги, даже колокола, и вообще все, что необходимо для богослужения и церковного обихода, или «потребы», как говорит пре­дание. Прибыли они прямо в город Ахтырку. Видно, само Провидение руководило беглецами, предуказывая путь, ку­да черноризцам нужно направляться.

Ахтырцы приняли пришельцев весьма радушно, дав и приют и защиту. Но вскоре благочестивым инокам обычная жизнь оказалась не по себе, влечение к под­вижнической, уединенной жизни брало перевес, и они стали помышлять об основании монастыря и искать для этого подходящего места. Внимание и взор опытного игумена Иоанникия остановились на горе Ахтырь, – этом, по меткому выражению преосвященного Иннокентия и других лиць, Фаворе земли Русской.

Изолированность, благодаря природным условиям, от остального мира, доминирующая высота над окружа­ющей местностью, живописность и чудная природа гово­рили в пользу предназначения её для уединенной иноче­ской жизни. II выбор пал на нее. Облюбовав гору с прилегающими к ней угодьями, узнав по расспросам, что местность эта считается пустопорожней, не принадле­жащей никому, и находя ее чрезвычайно удобной для устрой­ства монастыря, игумен Иоанникий с братией подали чело­битную Царю Алексею Михайловичу, прося гору Ахтырь с пахотными полями, сенокосами, лесными дачами и рыб­ными ловлями отвести йод устройство монастыря. Скромная просьба иноков была уважена и в 1654 году монастырь был основан. Первым настоятелем его был назначен игумен Иоанникий.

Заботами энергичного игумена и неусыпными трудами братии скоро тут были сооружены жилые помещения для монахов и пришлых людей, построен деревянный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, и ново устроенная обитель, под именем Благовещенской, с Божией по­мощью, вступила в жизнь.

Слух об основании Ахтырского монастыря и подвиж­нической жизни иноков его быстро распространился по­всюду, и в обитель со всех концов потянулись громадные массы поклонников, жаждавших религиозного под­крепления, принося вместе с тем и посильную лепту. Были благочестивые люди, которые оказывали ей и более крупную помощь. Так, Ахтырский полковник Иван Ива­нович Перекрестов подарил монастырю водяную мель­ницу в с. Лутищах «о девяти колах». Другой Ахтыр­ский полковник Феодор Осипович Осипов построил тут своим «коштом» прекрасный каменный Благовещен­ский же храм и пожертвовал много серебра и других ценных вещей на украшение храма. И мало-по-малу оби­тель приняла несколько благоустроенный вид под именем Благовещенской, а по месту нахождения Ахтырской, про­существовала около 70 лет, оказывая огромное влияние на укрепление религиозного духа в народонаселении на до­вольно значительное пространство в окружности.

С 1724 года Ахтырский монастырь вступает в ста­дию новой жизни. Лет за несколько перед этим духов­ник Петра Великого, протоиерей Тимофей Васильевич Надаржинский за свои заслуги получил в дар от государя Петра Алексеевича вблизи святой обители имение[1]. Принимая близко к сердцу интересы родной обители, он, с пер­вых же дней своего соседства с ней по имению, стал оказывать живейшее участие в её нуждах и прилагать особые заботы к поддержанию и улучшению её положения. Плодом этих трудов и забот явился великолепный ка­менный храм во имя св. Троицы, устроенный иждивением и па средства о. Тимофея в упомянутом 1724 году, и, кроме того, капитальная каменная ограда вокруг мона­стыря на протяжении почти 300 сажень. Достойно замечания то обстоятельство, что храм этот сохранился до наших дней.

По внешнему виду он весьма красив и довольно обширен по вместимости. Внутри своды его поддержива­ются шестью громадными колоннами, связанными между со­бою и со стенами арками. Мы не можем, за недостатком положительных данных, сказать точно что-либо ,о преж­нем внутреннем благоустройстве его, но теперь он укра­шен достаточно. Все арки расписаны орнаментурой; у всех цоколей уставлены золоченые киоты; иконы почти все в богатых сребро-вызолоченных ризах; главный алтарь отделяется оть храма сплошь золоченым иконоста­сом, по сторонам которого устроены два киота, связываю­щие его с предельными, также золочеными, иконостасами. Благодаря этому получается впечатление, что храм от

алтарей отделяется сплошною золоченою стеною. Все иконы нижнего яруса главного иконостаса, а также храмовые иконы придельных алтарей в дорогих сребро-вызлащенных окладах!.. На, южной и северной стенах храма висят в рамах шесть картин из св. истории старинной живописи, писанных на холсте. Воспроизведение их весьма худо­жественно и по величине своей он довольно большие и ценные. В храме три престола: главный во имя Пресвятой Троицы, южный в честь иконы Всех Скорбящих Ра­дость, и северный—Благовещения Пресвятой Богородицы. Обстановка алтарей как нельзя быть лучше. Вообще храм отличается благолепием и достатком украшений.

По устройстве этого храма и освящении его и самый монастырь, с благословения преосвященного Епифания епископа Белгородского, переименовывается в Троицкий. Это наименование опт. сохранил до самого закрытия, это-же название оставлено за ним и по возобновлении вт. 1843 году.

Сооружением величественного храма и ограды заботы о. Надаржинского о св. обители не ограничиваются. Он внимательно следил за жизнью и нуждами её и во всякое время готов был прийти на помощь. Правда, отдаленность пребывания о. Тимофея служила не малой помехой к свое­временной помощи, но вскоре помеха эта устранилась. Благодетель его, Великий Плотник земли Русской, с ко­торым о. Тимофей был весьма близок и делил труды и лишения, умер; умерла и Екатерина I. Со смертью её о. Тимофей оставляет двор и удаляется в свое имение, в родной Тростянец, и здесь отдается теперь заботам о св. обители. Через несколько времени после переезда Надаржинского из шумной столицы в скромный Тростя­нец, его постигло неожиданное горе: внезапно заболел и умер любимый сын его Алексей. Обстоятельство это сильно потрясло о. Тимофея, и, видя в нем действие Промысла Божия, он вскоре все свое имущество разделил между остальными детьми, обогатив вместе с тем значитель­ными вкладами любимую обитель и другие храмы, а сам, оставшись только „с душею и телом", как говорит предание, отрекся от мира и поступил в Ахтырский мона­стырь, приняв постриг в схиму под именем Товии. Благодарная обитель с любовию приняла под кров свой почтенного благотворителя, но жизнь его тут была непро­должительна: в 1729 году он умер и был похоронен внутри сооружённого им Троицкого храма, причем сам преосвященный Епифаний совершил и погребение маститого старца.

Со смертию о. Товии заботы о св. обители со стороны его потомства не прекращаются. Достойный сын его, Осип Тимофеевич Надаржинский, следуя по стопам своего благочестивого родителя, продолжал благодетельствовать ей. Так, трудами и попечением его, конечно – на его же и средства, тут устроена каменная трапеза с колокольней и больница, а при ней церковь во имя св. ап. Петра и Павла и проч.

Говоря о заботах и помощи, оказанных протопресви­тером Надаржинским Ахтырской обители, мы не можем обойти молчанием одного обстоятельства, которое в жизни её имело громадное значение и которое, как нам кажется, совершилось не без участия о. Тимофея. С 1689 года в сл. Каплуновке объявлена чудотворная икона Богоматери, привлекавшая к себе массу поклонников. В 1715 году, т. е. спустя пять слишком лет после знаменитой Пол­тавской битвы, где был и Каплуновский священник Ума­ков со св. иконой, а также и о. Тимофей Надаржинский, сопровождавший Петра, Каплуновская церковь с чудотвор­ным образом поручена была ведению настоятеля Ахтырского монастыря игумена Корнилия с братией[2]. Мы думаем, что при возникновении вопроса о передаче Каплуновскаго храма и св. иконы под ведомство монастырского начальства, о. Тимофей, как человек с видным положением и ве­сом, близкий к высшим правящим духовным сферам, оказал большое влияние на то, чтобы передача совершилась под ведомство не какого ни будь другого монастыря, а именно –Ахтырского. Так или иначе, Каплуновская цер­ковь отдана в ведение игумена сей обители, а это имело, повторим, для неё немаловажное значение: обитель приобрела с этого времени более широкую популярность и получала богатую материальную поддержку. Тотчас же в Каплуновку откомандированы были из монастыря три иеромонаха, два иеродиакона п несколько послушников, которые взяли туп, в свои руки все, что приносило материальную выгоду, оставив на долю местного причта лишь то, что можно было извлечь от требоисправлений в скудном Каплуновском приходе. Они совершали пред чудотворной иконой молебны, панихиды и окропление св. водой, и деньги, получаемые от этого, а также пожертвования, как денежные, так равно ладаном, маслом, холстом, полотенцами, платками и привесками на св. икону, в виде золотых, серебряных и др. драгоценных вещей, поступавших в то время в Каплуновскую церковь в чрезмерном изобилии, целиком забирали и отправляли в Ахтырский монастырь. Продол­жалось это вплоть до 1730 года, когда Каплуновская цер­ковь передана была в ведение монашествующей братии другого монастыря.

Конечно, благодаря всему этому и благодаря пожер­твованиям многих других благочестивых людей, любя­щих благолепие святых Божиих церквей, Ахтырский мо­настырь все более и более обогащался и приведен был в блестящий вид. Оба храма его, Троицкий и Благовещенский, изобиловали богатейшими и ценными вещами и украшениями. Но, прилагая попечение о благоукрашении храмов обители, благотворители не упускали из виду и обеспечения в безбедном существовании монашествующей братии её. Поэтому, помимо денежных вкладов, многие приходили па помощь жертвою земельных угодий. Благодаря этому к 1785 году обитель владела почти 1574 десятинами па­хотной, сенокосной и лесной земли, несколькими мельни­цами, рыбными ловлями по рекам и проч. Весьма есте­ственно, что при таком земельном обеспечении, обитель могла существовать безбедно, и братия, не обременная забо­тами о дневном пропитании, свободно могла предаваться молитве и подвижнической жизни. Это и не замедлило вскоре сказаться. Свидетелями этого служат многочисленные пе­щеры, ископанные по всем направлениям горы Ахтырь. Многие из них давно уже завалены камнями, но ст. за­падной стороны до наших дней еще сохранилась одна до­вольно длинная пещера ст. несколькими ходами и переходами. В ней во многих местах высечены помещения для келий, украшенные иконами, причем в некоторых келиях сделаны приспособления, на подобие лежанок, для отдыха. Вся пещера представляет собою род лабиринта, забравшись в который вряд ли найдешь сам, без опытного проводника, выход обратно. Все это памятники бы­лых подвигов. Благочестивые иноки, как выходцы из Приднепровья, сохранили и черту подвижничества, усвоен­ную ими от Киево-Печерских своих собратьев. Выра­жалась она главным образом в том, что многие из них стремились к уединению, старались возможно более укрыться от соблазнов мира сего. С этою целью они искапывали в горе пещеры, удалялись в них и прово­дили время в молитвенных подвигах и посте. Да и во­обще на всем укладе иноческой жизни Ахтырского мона­стыря лежал отпечаток духа жизни Приднепровских обителей: простота, строгость, воздержание, подвиг. Это имело громадное влияние на религиозный дух народа окруж­ных поселков и обитель служила главным централь­ным местом в крае, куда народ этот, почувствовав свободу и облегчение от гнета, тяжких утеснений и гоне­ний со стороны униатов и поляков, массами притекал за удовлетворением своих душевных запросов, находя себе тут и отраду, и утешение.

Казалось, все благоприятствовало упрочению обители на твердой, незыблемой почве. Но злая судьба незаметно подкрадывалась к ней и готовила нанести тяжкий удар.

Священник Антоний Краснокутский


[1] Тимофей Васильевич Надаржинский происходил из дво­рянской фамилии, переселившейся в Слободскую Украину из-за Днепра. Родился он в с. Тростянце Ахтырского уезда. Тут-же был священником, а затем протоиереем. Своею деятельностью он обратил на себя внимание Петра Великого, был вызван в столицу и сделан настоятелем Благовещенского собора и цар­ским духовником. Главная заслуга о. Тимофея составляла в до­ставлении Петру доноса Кочубея и Искры на Мазепу. За эту заслу­гу ему дано было вт. дар Петром Великим и Тростянецкое име­ние. которое он путем прикупки земельных угодий у Вольновцев и др. значительно расширил, и считался в крае одним из вид­ных владельцев.

[2] Игумен Корнилий происходил из рода полковника Перекрестова.