1913 год. История Ахтырского Троицкого монастыря
Исполнилась семидесятая годовщина со дня открытия Ахтырского Троицкого монастыря. Правда, период времени, сравнительно, не весьма большой, но для скромной обители, пережившей на своем веку всевозможные пертурбации и массу тяжелых невзгод, он является все-таки довольно значительным. И, нам кажется, не лишним будет в ату знаменательную для неё годину возрождения или возвращения к жизни возобновить в памяти, хотя в кратких чертах, славную, но вместе с тем полную горя и слез, историю её. И тем насущнее это, что с каждым днем все более и более распространяются в народе зловещие слухи то о совершенном закрытии обители, то о преобразовании её в женский монастырь.
Насколько слухи эти основательны и правдоподобны, говорить не будем.
Ахтырский Троицкий монастырь находится верстах в четырех к северо-западу от г. Ахтырки. Расположен он па, одном из. холмов, цепью разбросанных по берегу реки Ворскли. Возвышаясь значительно над уровнем воды, холм этот называется горою «Ахтырь». Неизвестно доподлинно, что собственно послужило причиной к усвоению ему такого названия; по-нашему предположению, вероятно, то, что примыкает он к котловине, по которой раскинулся город Ахтырка. Котловина же эта носить такое название от татарского слова «ахтырь», что значить «белый яр», как объясняет преосвященный Филарет. Правда, точно владыка – историк Слободской Украйны не устанавливает, почему этой местности татарами дано название «Ахтырь», говорит только, что оно свидетельствует о том, что тут, до возникновения Ахтырки, было татарское становище, юрт.
С своей стороны мы находим необходимым немного пополнить это объяснение. Название «Ахтырь» или «Белый Яр» действительно татарское и дано этой низине потому, что она представляла собой, да и теперь еще представляет сплошное море белого сыпучего песку. Не так еще давно этот песок во время бурь и сильных ветров целыми тучами поднимался в воздухе и переносился с одного места на другое, нагромождаясь местами довольно значительными по высоте холмами. II если сейчас не такт, заметно это, то благодаря лишь тому, что во многих местах сделаны насаждения хвойного леса и других древесных пород, укрепляющих сыпучие почвы.
Гора Ахтырь из всей цепи сродных ей холмов, идущих отсюда по всему побережью Ворсклы дальше на северо-запад, ближе всего подходит к Ахтырской котловине, почти вплотную прилегает к ней и, очевидно, повторим, благодаря этому, приобрела себе и название «Ахтырь». Состав почвы её суглинисто-песчаный, даже каменистый. Внутри горы залегает большое количество камня песчаника, который выступает местами громадными глыбами наружу, свидетельствуя тем самим и о составе горы и о её происхождении. В некоторых местах каменные глыбы составляют довольно значительные нагромождения.
К важной особенности горы Ахтырь нужно отнести еще и то, что она совершенно изолирована от остальных холмов и отделена самой же рекой Ворскла, которая к северу от неё прорывается сквозь сушу порядочным проливом, через который вода из главного русла с особой быстротой устремляется к горе и, раздвоившись при подходе к ней вилообразно, обвивает ее, как поясом, со всех сторон, оставляя для входа на гору лишь незначительный лентообразный проходи, с южной стороны.
В прежнее время вход на гору представлял узкую тропу, по которой можно было пробираться только пешеходом и с немалым трудом приходилось проезжать туда при особой нужде на подводе, а во время весенних и других разливов Ворсклы он совершенно закрывался окружавшей гору водой, и доступ к монастырю пресекался. Теперь же, благодаря обмелению реки и значительному наносу мула, он несколько расширился внизу и постоянно свободен для прохода и проезда. Вода, выходя из русла Ворсклы, устремляется главным образом по восточной стороне холма и уносится на юг, с западной же стороны образуется только залив, который с каждым годом все более и более мелеет, уменьшается, и, нужно думать, не далеко то время, когда от пего не останется и следа.
По внешнему виду гора Ахтырь представляет собою род круглой, конической шапки или. лучше, сопки. По высоте своей она довольно значительна. По крутым склонам своим она покрыта густым вековым лесом, благодаря чему представляет чудную, живописную местность, как-то невольно влекущую к себе всех.
В половине ХVII столетия, как говорить о том предание, выходцами-черноризцами из-за Днепра па вершине горы Ахтырь, на тщательно разделанной «калугерами» (монахами) площадке, и положено основание св. обители. Основателем её считают иеромонаха Иоанникия, игумена Лебединского монастыря, находившегося около Киева, по ту сторону Днепра, в области подвластной Польше. Игумен Иоанникий, будучи преследуем униатами, иезуитами, ляхами и жидами, как ревнитель православия и противник унии, около этого времени вынужден был оставит близкий сердцу Лебединский монастырь и со всей монастырской братией, в количестве 40 человек, присоединившись к другим переселенцам, бежал в Слободскую Украину, захватив с собою и всю церковную утварь: облачения, иконы, сосуды, книги, даже колокола, и вообще все, что необходимо для богослужения и церковного обихода, или «потребы», как говорит предание. Прибыли они прямо в город Ахтырку. Видно, само Провидение руководило беглецами, предуказывая путь, куда черноризцам нужно направляться.
Ахтырцы приняли пришельцев весьма радушно, дав и приют и защиту. Но вскоре благочестивым инокам обычная жизнь оказалась не по себе, влечение к подвижнической, уединенной жизни брало перевес, и они стали помышлять об основании монастыря и искать для этого подходящего места. Внимание и взор опытного игумена Иоанникия остановились на горе Ахтырь, – этом, по меткому выражению преосвященного Иннокентия и других лиць, Фаворе земли Русской.
Изолированность, благодаря природным условиям, от остального мира, доминирующая высота над окружающей местностью, живописность и чудная природа говорили в пользу предназначения её для уединенной иноческой жизни. II выбор пал на нее. Облюбовав гору с прилегающими к ней угодьями, узнав по расспросам, что местность эта считается пустопорожней, не принадлежащей никому, и находя ее чрезвычайно удобной для устройства монастыря, игумен Иоанникий с братией подали челобитную Царю Алексею Михайловичу, прося гору Ахтырь с пахотными полями, сенокосами, лесными дачами и рыбными ловлями отвести йод устройство монастыря. Скромная просьба иноков была уважена и в 1654 году монастырь был основан. Первым настоятелем его был назначен игумен Иоанникий.
Заботами энергичного игумена и неусыпными трудами братии скоро тут были сооружены жилые помещения для монахов и пришлых людей, построен деревянный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, и ново устроенная обитель, под именем Благовещенской, с Божией помощью, вступила в жизнь.
Слух об основании Ахтырского монастыря и подвижнической жизни иноков его быстро распространился повсюду, и в обитель со всех концов потянулись громадные массы поклонников, жаждавших религиозного подкрепления, принося вместе с тем и посильную лепту. Были благочестивые люди, которые оказывали ей и более крупную помощь. Так, Ахтырский полковник Иван Иванович Перекрестов подарил монастырю водяную мельницу в с. Лутищах «о девяти колах». Другой Ахтырский полковник Феодор Осипович Осипов построил тут своим «коштом» прекрасный каменный Благовещенский же храм и пожертвовал много серебра и других ценных вещей на украшение храма. И мало-по-малу обитель приняла несколько благоустроенный вид под именем Благовещенской, а по месту нахождения Ахтырской, просуществовала около 70 лет, оказывая огромное влияние на укрепление религиозного духа в народонаселении на довольно значительное пространство в окружности.
С 1724 года Ахтырский монастырь вступает в стадию новой жизни. Лет за несколько перед этим духовник Петра Великого, протоиерей Тимофей Васильевич Надаржинский за свои заслуги получил в дар от государя Петра Алексеевича вблизи святой обители имение[1]. Принимая близко к сердцу интересы родной обители, он, с первых же дней своего соседства с ней по имению, стал оказывать живейшее участие в её нуждах и прилагать особые заботы к поддержанию и улучшению её положения. Плодом этих трудов и забот явился великолепный каменный храм во имя св. Троицы, устроенный иждивением и па средства о. Тимофея в упомянутом 1724 году, и, кроме того, капитальная каменная ограда вокруг монастыря на протяжении почти 300 сажень. Достойно замечания то обстоятельство, что храм этот сохранился до наших дней.
По внешнему виду он весьма красив и довольно обширен по вместимости. Внутри своды его поддерживаются шестью громадными колоннами, связанными между собою и со стенами арками. Мы не можем, за недостатком положительных данных, сказать точно что-либо ,о прежнем внутреннем благоустройстве его, но теперь он украшен достаточно. Все арки расписаны орнаментурой; у всех цоколей уставлены золоченые киоты; иконы почти все в богатых сребро-вызолоченных ризах; главный алтарь отделяется оть храма сплошь золоченым иконостасом, по сторонам которого устроены два киота, связывающие его с предельными, также золочеными, иконостасами. Благодаря этому получается впечатление, что храм от
алтарей отделяется сплошною золоченою стеною. Все иконы нижнего яруса главного иконостаса, а также храмовые иконы придельных алтарей в дорогих сребро-вызлащенных окладах!.. На, южной и северной стенах храма висят в рамах шесть картин из св. истории старинной живописи, писанных на холсте. Воспроизведение их весьма художественно и по величине своей он довольно большие и ценные. В храме три престола: главный во имя Пресвятой Троицы, южный в честь иконы Всех Скорбящих Радость, и северный—Благовещения Пресвятой Богородицы. Обстановка алтарей как нельзя быть лучше. Вообще храм отличается благолепием и достатком украшений.
По устройстве этого храма и освящении его и самый монастырь, с благословения преосвященного Епифания епископа Белгородского, переименовывается в Троицкий. Это наименование опт. сохранил до самого закрытия, это-же название оставлено за ним и по возобновлении вт. 1843 году.
Сооружением величественного храма и ограды заботы о. Надаржинского о св. обители не ограничиваются. Он внимательно следил за жизнью и нуждами её и во всякое время готов был прийти на помощь. Правда, отдаленность пребывания о. Тимофея служила не малой помехой к своевременной помощи, но вскоре помеха эта устранилась. Благодетель его, Великий Плотник земли Русской, с которым о. Тимофей был весьма близок и делил труды и лишения, умер; умерла и Екатерина I. Со смертью её о. Тимофей оставляет двор и удаляется в свое имение, в родной Тростянец, и здесь отдается теперь заботам о св. обители. Через несколько времени после переезда Надаржинского из шумной столицы в скромный Тростянец, его постигло неожиданное горе: внезапно заболел и умер любимый сын его Алексей. Обстоятельство это сильно потрясло о. Тимофея, и, видя в нем действие Промысла Божия, он вскоре все свое имущество разделил между остальными детьми, обогатив вместе с тем значительными вкладами любимую обитель и другие храмы, а сам, оставшись только „с душею и телом", как говорит предание, отрекся от мира и поступил в Ахтырский монастырь, приняв постриг в схиму под именем Товии. Благодарная обитель с любовию приняла под кров свой почтенного благотворителя, но жизнь его тут была непродолжительна: в 1729 году он умер и был похоронен внутри сооружённого им Троицкого храма, причем сам преосвященный Епифаний совершил и погребение маститого старца.
Со смертию о. Товии заботы о св. обители со стороны его потомства не прекращаются. Достойный сын его, Осип Тимофеевич Надаржинский, следуя по стопам своего благочестивого родителя, продолжал благодетельствовать ей. Так, трудами и попечением его, конечно – на его же и средства, тут устроена каменная трапеза с колокольней и больница, а при ней церковь во имя св. ап. Петра и Павла и проч.
Говоря о заботах и помощи, оказанных протопресвитером Надаржинским Ахтырской обители, мы не можем обойти молчанием одного обстоятельства, которое в жизни её имело громадное значение и которое, как нам кажется, совершилось не без участия о. Тимофея. С 1689 года в сл. Каплуновке объявлена чудотворная икона Богоматери, привлекавшая к себе массу поклонников. В 1715 году, т. е. спустя пять слишком лет после знаменитой Полтавской битвы, где был и Каплуновский священник Умаков со св. иконой, а также и о. Тимофей Надаржинский, сопровождавший Петра, Каплуновская церковь с чудотворным образом поручена была ведению настоятеля Ахтырского монастыря игумена Корнилия с братией[2]. Мы думаем, что при возникновении вопроса о передаче Каплуновскаго храма и св. иконы под ведомство монастырского начальства, о. Тимофей, как человек с видным положением и весом, близкий к высшим правящим духовным сферам, оказал большое влияние на то, чтобы передача совершилась под ведомство не какого ни будь другого монастыря, а именно –Ахтырского. Так или иначе, Каплуновская церковь отдана в ведение игумена сей обители, а это имело, повторим, для неё немаловажное значение: обитель приобрела с этого времени более широкую популярность и получала богатую материальную поддержку. Тотчас же в Каплуновку откомандированы были из монастыря три иеромонаха, два иеродиакона п несколько послушников, которые взяли туп, в свои руки все, что приносило материальную выгоду, оставив на долю местного причта лишь то, что можно было извлечь от требоисправлений в скудном Каплуновском приходе. Они совершали пред чудотворной иконой молебны, панихиды и окропление св. водой, и деньги, получаемые от этого, а также пожертвования, как денежные, так равно ладаном, маслом, холстом, полотенцами, платками и привесками на св. икону, в виде золотых, серебряных и др. драгоценных вещей, поступавших в то время в Каплуновскую церковь в чрезмерном изобилии, целиком забирали и отправляли в Ахтырский монастырь. Продолжалось это вплоть до 1730 года, когда Каплуновская церковь передана была в ведение монашествующей братии другого монастыря.
Конечно, благодаря всему этому и благодаря пожертвованиям многих других благочестивых людей, любящих благолепие святых Божиих церквей, Ахтырский монастырь все более и более обогащался и приведен был в блестящий вид. Оба храма его, Троицкий и Благовещенский, изобиловали богатейшими и ценными вещами и украшениями. Но, прилагая попечение о благоукрашении храмов обители, благотворители не упускали из виду и обеспечения в безбедном существовании монашествующей братии её. Поэтому, помимо денежных вкладов, многие приходили па помощь жертвою земельных угодий. Благодаря этому к 1785 году обитель владела почти 1574 десятинами пахотной, сенокосной и лесной земли, несколькими мельницами, рыбными ловлями по рекам и проч. Весьма естественно, что при таком земельном обеспечении, обитель могла существовать безбедно, и братия, не обременная заботами о дневном пропитании, свободно могла предаваться молитве и подвижнической жизни. Это и не замедлило вскоре сказаться. Свидетелями этого служат многочисленные пещеры, ископанные по всем направлениям горы Ахтырь. Многие из них давно уже завалены камнями, но ст. западной стороны до наших дней еще сохранилась одна довольно длинная пещера ст. несколькими ходами и переходами. В ней во многих местах высечены помещения для келий, украшенные иконами, причем в некоторых келиях сделаны приспособления, на подобие лежанок, для отдыха. Вся пещера представляет собою род лабиринта, забравшись в который вряд ли найдешь сам, без опытного проводника, выход обратно. Все это памятники былых подвигов. Благочестивые иноки, как выходцы из Приднепровья, сохранили и черту подвижничества, усвоенную ими от Киево-Печерских своих собратьев. Выражалась она главным образом в том, что многие из них стремились к уединению, старались возможно более укрыться от соблазнов мира сего. С этою целью они искапывали в горе пещеры, удалялись в них и проводили время в молитвенных подвигах и посте. Да и вообще на всем укладе иноческой жизни Ахтырского монастыря лежал отпечаток духа жизни Приднепровских обителей: простота, строгость, воздержание, подвиг. Это имело громадное влияние на религиозный дух народа окружных поселков и обитель служила главным центральным местом в крае, куда народ этот, почувствовав свободу и облегчение от гнета, тяжких утеснений и гонений со стороны униатов и поляков, массами притекал за удовлетворением своих душевных запросов, находя себе тут и отраду, и утешение.
Казалось, все благоприятствовало упрочению обители на твердой, незыблемой почве. Но злая судьба незаметно подкрадывалась к ней и готовила нанести тяжкий удар.
Священник Антоний Краснокутский
[1] Тимофей Васильевич Надаржинский происходил из дворянской фамилии, переселившейся в Слободскую Украину из-за Днепра. Родился он в с. Тростянце Ахтырского уезда. Тут-же был священником, а затем протоиереем. Своею деятельностью он обратил на себя внимание Петра Великого, был вызван в столицу и сделан настоятелем Благовещенского собора и царским духовником. Главная заслуга о. Тимофея составляла в доставлении Петру доноса Кочубея и Искры на Мазепу. За эту заслугу ему дано было вт. дар Петром Великим и Тростянецкое имение. которое он путем прикупки земельных угодий у Вольновцев и др. значительно расширил, и считался в крае одним из видных владельцев.
[2] Игумен Корнилий происходил из рода полковника Перекрестова.