Гороховатская пустынь

Филарет Гумилевский (Историко-статистическое описание Харьковской епархии)

Гороховатская Богородичная пустынь пред закрытием её в 1788. г. находилась на левом берегу Оскола, вблизи хутора Борового; а прежде, того она была на правой стороне р. Оскола, при подошве скал Гороховатских, на самом берегу сей реки. В Боровую перенесена она в 1760 г. от того, что на прежнем её месте Оскол во время полой воды затоплял не только монастырь, но и самую церковь. Гороховатские жители, до самого закрытия монастыря, в день Рождества Богородицы, в храмовой монастырской праздник, ходили с крестным ходом в монастырь на новое его место.

В ведомости 1784 г. так описана эта пустынь; «лежит на левом берегу Оскола, при озерах Пещаном и двух безымянных; она сверх штата, вокруг неё ограда с двумя башнями; в той ограде церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы; строительские и братские кельи деревянные».

Когда и кем основана была Гороховатская пустынь, подлинно не известно. Но по актам видно, что в 1698 г. она уже существовала и уже тогда была под ведением Святогорского монастыря. (94).

По бумагам известны следующие настоятели её:

1.) Наместник иером. Иона в 1698 г.

2.) Игумен Восилий Базилевичь, о котором говорить указ 28 апр. 1765 г.

3.) Строитель иеромонах Иоасаф Янкевичь с 1766— 1776 г.

4.) Строитель иеромонах Мелхиседек. Об определении его указ мар. 1777 г. говорил следующее:

«По докладу консистории, Его Преосвященством конфирмованному, велено на место покойного Изюмской Гороховатской Богородичной пустыни строителя иеромонаха Иоасафа в оную пустынь определить крестового дому Его Преосвященства иеромонаха Мелхиседека». За тем предписывается, чтобы новый строитель с экономом обители иеромонахом Каллистратом и старшею братиею при Савинском священнике Иоанне, исправлявшем тогда должность духовного управителя, «той пустыни имение, какого бы звания оное ни было, против прежних описных книг освидетельствовал и вновь описал и что против прежней описи прибыло или каким случаем убыло, отметил и учиня дуб описи скрепил своими и оной братии руками,» при заверении депутата священника Иоанна.

5.) Строитель иеромонах Лаврентий. Карпинский 1779 г.

6.) Строитель иеромонах Аврамий по старанию которого в 1781 г. обмежевана была монастырская земля.

7.) Строитель иеромонах Каллистрат, прежде бывши эконом пустыни.

8.) Последним» строителем был иеромонах Иоиль. При закрыли пустыни он и братия — иеромонах Савва, иеродиакон Александр и монах Яннуарий, по назначение консистории от 13 нояб. 1788 г. должны были перейти в Путивльскую Софрониеву пустынь, но по желанию своему перешли они в Куряж.

Пустынный храм обращен был в приходской для монастырских крестьян, а в 1794 г. перенесен на другое место для образовавшейся здесь слободы Боровой, на месте же храма устроено кладбище. В Боровском храме, прежнем пустынном, поныне хранится Ахтырская икона Божией Матери, к которой народ обращается с особенною верою.

В ведомости генерального межевания 1784 г. показано всей земли Гороховатской пустыни в двух дачах 2344 дес., в том числе леса 88 дес., пашни 728 дес., сенокоса 1157 дес. Пустынь окружена была богатыми плодовитыми садами, которых ныне и следа нет, лес также почти истреблен.

Прилагаем прекрасный «тестамент Андрея Лиоховенка, що по смерти своей надавал в монастырь пустинский Гороховатский.

«Во имя Отца и Сына и Св. Духа.

Все речи сего света и разуму подлегають и в запоменье преходят. Для того премудрый содетель Господь Бог узычил часть некоторую по уместности створенью своему человикови, абы речи души потребные един другому подписаньем своим преподавал. Що теж подтверждает сам Сын Божий — будте готови на смерть, иже не выдаете конца живота вашего: бо смерть потаемне ходить, але вести никому не даеть. Прежто и я Андрей Иванович, памятаючи пересторогу Христа Спасителя моего, чиню остатную волю мою и сим тестаментом моим ствержаю на прок на Гороховатский монастырь старый млин, две коле каменных, а третее коло ступное, а на осиновцеВ камень и ступы и пасека Марковская и тринадцетеро пчел в тую ж пасеку монастырскую да осмеро авец да пятеро свыней да конь Шаповаловский да десять коп жита да два казаны горелчаных на монастырь Гороховатский. А который набыток есть дворовый, жоне и детем моим. До которого тестаменту в остатной воле моей, з'изволеньем людей зацних и вере годных Илии Григорьевичу, Федору Григорьевичу, Тимону Ивановичу, Лаврену Григорьевичу и иных не мало на тот час бувших людей, зацних и вере годних, абы по смерти моей никто ни в чем жони моей не требовал з' прителей моих близких и дальних; а мел бы хто тот тестамент мой касовать, на такового покладаю проклятство а не благословенье, по преданью святых и богоносных Отещ, который разсудит со мною пред нелицемерным судею Христом Спасителем, Которому хвала на веки, аминь.


94 В указе августа 2, 1736 г. монахиня Макрина показывает, что она пострижена в 1712 г. в приписной к Святогорскому монастырю Гороховатской пустыни архим. Севастианом. В описи Святогорского монастыря 1753 г. Гороховатская пустнь также показана прописною к Святогорскому монастырю. — Актом 1698 г. полковой ратуши Изюмского полка Изюмский козак Иван Смачный, бывший Гороховатский сотник, продал Гороховатской обители наместнику отцу Ионе за 10 талярей свой двор в Гороховатке с садом и поле, которое, по его словам, он и прежде обрабатывал в пользу обители.