Озерянская пустынь

Филарет Гумилевский (Историко-статистическое описание Харьковской епархии)

Озерянская Богородичная пустынь находилась в 2б верстах от Харькова и в 3 от слободы Мерефы, на левом берегу речки Озерянки. Это была в буквальном смысле пустынь. Еще и теперь место, где был Озерянский приют пустынников, почти непроходимо от топей, озер и леса. Чтож было за сто лет, и больше прежде того? Глубокие обвалы земли и дикие скалы составляют величественную картину местности Озерянской. Присоедините к тому несколько озер, разбросанных на юго-западной стороне пустыни, и вы поймете название Озерянки.

Об основании Озерянской пустыни настоятель её, иеромонах Ефрем Мокренский, в дек. 1762 г. представил в своем донесении архимандриту Покровского монастыря следующее собственноручное показание жителя Мерефы подпрапорного Григория Кононовича; “видел и помню я подлинно Озерянская пустынь в - 1710 г. мар. 15 отцом Феодором, Богородицким священником Мерефянским, отцу архимандриту Святогорскому Севастьяну отдана, а утверждена генерал-майором Феодором Шидловским 1710 года мар. 15 дня, и оным архимандритом поставлена церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы”. По Святогорским актам видно, что а.) в 1696 г. города Мерефы Богородицкий священник Феодор писал в просьбе своей к харьковскому полковнику, Феодору Донцу: “ по измене Ивашки Брюховецкого пришел он, поп Феодор, из малороссийских городов в Мерефу на житье, и по благословению и по грамоте блаженныя памяти преосващенного Феодосия, митрополита белоградского (+ 1671 г.), служил он в церкви Рождества Пресвятыя Богородицы многие годы. А есть в него, попа Феодора, под городом Мерефою купленая пасека с садом, с сеножатью, прозываемая Брыжаневская, на р. Озеряной и на той же речке Озеряной занял он, поп Феодор, сыпаную греблю по за пасекою своею на став, а в другой ставок таким же сыпом занял, тож по за пасекою, текучую в ту реку Озеряную в лесе криницу и леса с дубровою посильное место к тем своим угодьям принял”. — О. Феодор просил, чтобы утверждены были за ним эти угодья, и полковник Феодор Донец утвердил актом 4 февр. 1696 г.; б.) мар. 15, 1710 года на этом же акте генерал майор Феодор Шидловский написал, что всеми угодьями помянутыми в акте имеет владеть святогорский архимандрит Вассиан Василевский и его преемники. При таких документах можем положить, что храм Рождества Богородицы, перестроенный в 1711 г. в Озеряной, существовал еще прежде 1671 г. называясь Морефянским, по близости к Мерефе, и что о. Феодор, священник сей церкви, без сомнения с тем и отдал свои Озерянския угодья Святогорскому монастырю, чтобы под наблюдением кого либо из опытных в духовной жизни основался в Озеряний монастырь. Заботливым же исполнителем сего благочестивого желания был Святогорский наместник и в последствии архимандрит, Севастиан Юхновский. Такое  сведение об основании Озерянской пустыни находим и в указе Консистории от 17 октяб. 1722 г., где притом сказано, что основатель пустыни, святогорский архимандрит Севастиан, построил ее по обещанию, и что он, в 1721 г. апр. 25 прибыв из Озерянской пустыни в Куряж, принял здесь схиму и отдал пустынь со всем её строением и имуществом в ведение архимандрита Куряжского.

Кроме главного, деревянного, храма в честь Пресвятыя Богородицы, в пустыни был храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, и колокольня с часами (86).

В храмовый праздник Рождества Пресватые Богородицы в пустыни собиралось весьма много богомольцев.

Особенным предметом благоговения для всей окрестности была здесь Озерянская икона Божией Матери.

В харьковском деле о грабежах запорожцев и татар Мерефянский сотник писал “1718 года авг. 21 под Озерянским монастырем увели 10 коней монастырских, да два Озерянского отца наместника Варсонофия на монастырский леваде”.

Кроме строителей: 1.) Варсонофия, и 2.) Ефрема, который по указу от 5 окт. 1758 г. освящал храм в Тарановке, по делам известны:

3.) Начальник, иеромонах Тихон Святогорский, в 1767 году.

4.) Игумен Феофилакт, скончавшийся в 1771 г.

5.) Игумен Варлаам 1773 г.

6.) Строитель иеромон. Иоасаф Прокопьев 1776 г.

7.) Строитель иеромонах Самуил.

Ректор архимандрит Василий в своей ведомости 1787 г. показывал в Озерянской пустыни 8.) “начальника Иезекииля Туранского, 4 иеромонаха, 1 иеродиакона” и, кроме послушников, монаха Феодосия, постриженного в Озерянской пустыни в 1754 году.

По описи 1773 г. у монастыря было: 5 фруктовых садов, пахотной земли 7 десятин, лугов 6 дес., леса 3 десятины.

По закрытии пустыни, последовавшем в 1787 г., главный храм её Рождества Богоматери перенесен в Мерефу, где он поныне цел, и прекрасною своею постройкою, особенно же отличным. иконостасом, представляет образец вкуса и  изящества.


86 По описи 1771 г. храмы Озерявской пустыни были довольно богаты ризницею и утварью; между книгами были: Требник, мос. п. 1681 г. Апостол, киев. п. 1722 г. Октоих, мос. п. 1723 г. В приходском Озерянском храме Иоанна Предтечи поныне есть Евангелие с надписью: “1721 г. мар. 15 сооружено архимандритом Севастианом и дано от своего произволения в Озерянскую пустынь в храм Рождества Богородицы вечными часы”. Здесь же Триод цветная, чер. п. 1692 г. Трефолог, львов. п. 1694 г. Литургиарион, киев. п. 1708 г.