Николаевский девичий
Филарет Гумилевский (Историко-статистическое описание Харьковской епархии)
Строители сего монастыря — братья и сестра Степановы. Получив после отца весьма значительное состояние, и после матери лучшее сокровище — благочестивое настроение духа, они решились увековечить благодарность свою к родителям мольбами благочестивых душ пред Господом Мать их всегда отличалась любовью к бедным, и особенным усердием к св. Николаю. Кроме постоянных дел милосердия, она в два годичные празднования св. Николаю обыкновенно устрояла трапезу для всех нищих окрестных мест, и оделяла при том каждого деньгами; храм св. Николая, построенный в небольшом имении Стрелетчине, был делом её усердия к Святителю — и усердие её награждено было в детях. Дети после смерти отца, скончавшегося в 1843 г., взошли в Святейший Синод с прошением о дозволении учредить в их имении Стрелетчине женский монастырь во имя Святителя Христова Николая. Представив план и фасад предполагаемого монастыря, они обязывались: а.) выстроить по планам здания для помещения настоятельницы и сестр, с больничною и теплою церковью, ограду и колокольню, а существующей каменный храм распространить; б.) внесть в одно из кредитных установлений, на имя монастыря, до 43,000 р. сер., чтобы проценты были употребляемы на монастырь; в.) уступить в пользу монастыря в Стрелетчине господский дом с садом, мельницею, рощею и прудом, а также 33 дес. земли, отведенной для приходской церкви; г.) употребить в последствии и другие средства к упрочению существования обители.
Девичий монастырь дли Харьковской епархии действительно был необходим: в ней оставался тогда только один женский Хорошев монастырь; да и тот стоить на тесной горе, где кое-как теснятся здания, не имея земли для распространения своего, и след. для помещения тех, которые желали бы жить в нем. Святейший Синод приняв во внимание донесение епархиального начальства о таких обстоятельствах епархии, признал нужным существование новой женской обители, и Государь Император 14 марта 1846 г. утвердить соизволил определение Свят. Синода: 1.) обители новой, согласно с желанием учредителей, именоваться женскою Николаевскою, с присвоением ей, в иерархическом порядке, степени 2-го класса; 2.) установить в ней порядок и устав, согласный с теми женскими общежительными монастырями, которые, сверх строгих правил монашеской жизни, отличаются готовностью на вспомоществование ближним; 3.) штату быть из 24 монашествующих сестер, с 26 послушницами; 4.) состоящую в Стрелетчине приходскую церковь обратить в монастырскую; а для совершения богослужения быть двум священникам и диакону с жалованьем из доходов монастыря, священникам по 550 р. асс. каждому, и диакону 400р. асс. в год, и с предоставлением для каждого готового помещения для житья; 5.) способами содержания для обители должны быть аа.) проценты с капитала 150,000 р. асс., жертвуемого гг. Степановыми для обители; бб.) З3 десятины земли с прудом и небольшим лесом; вв.) собственные средства, какие могут открыться от сбора свечного и кружечнаго.
На сих основаниях Николаевский девичий монастырь открыт 7 октября 1846 г., игумениею обители поставлена строительница обители г-жа Степанова, мать Эмилия. От юности, посвятив себя уединенной и девственной жизни, она уже 18 лет пред тем пребывала в Борисовском монастыре и вела жизнь строго-постническую. С нею из Борисовской обители перешли в новую обитель до 25 сестр.
Г-да Степановы в три года успели построить три корпуса, предположенные в плане, два деревянных и один каменный, каменную ограду на протяжении 900 сажень, часть колокольни, семь каменных башен по ограде. Вид обители по планам величественный и красивый; здания воздвигнуты во вкусе готическо-византийском, так что легкость соединена с важностью.
Епархиальное начальство с своей стороны заботливо старается об устроении внутреннего благосостояния новой обители. Прилагаем здесь наставление, которое преподано Филаретом, епископом Харьковским, сестрам юной обители при первом посещении их.
РЕЧЬ
при посещении новой Николаевской женской обители.
Благодарение Господу! Он благоволил, чтобы узрел я сию новую обитель дев.
Юнейшие дети более озабочивают сердце родительское, чем зрелые по возрасту. Их слабые, неокрепшие силы требуют непрестанной помощи. Так и ваша община для меня. Все здесь еще ново, все лишь начинает созидаться.
Да подкрепит Господь Бог благочестивых созидателей обители сей в их святом, по многозаботливом труде! Да вознаградить Он их благодатными утешениями! Да воздаст им вместо временного вечное, вместо земного небесное! Да подаст покой родителям их, для покоя коих предприняли они труд свой!
Возлюбленные сестры! молю вас именем Божиим, споспешествуйте устройству св. обители. Чем споспешествовать? Доброю жизнью вашею. Пусть жизнь ваша будет утешением для строителей обители, и это утешение облегчает их в тяжелом труде их.
Возлюбленные сестры! положение ваше особенное. Вы пришли сюда искать спасения себе: но вы еще можете служить или назиданием или разстройством для многих, очень многих душ. Те, которые будут жить здесь после вас, будут смотреть на вас, на первых обитательниц места сего, как на предмет особенного внимания, как на пример для себя. Это неизбежно. Смотрите же за собою внимательно. Смотрите и для того, чтобы не допускать ничего вредного для души своей. Смотрите и для того, чтобы не оставить по себе камней преткновения и соблазна для имеющих следовать за вами. Не будьте столько легкомысленны или небрежны, чтобы думать, что Господь, Судья всех, не вэыщет с вас, если оставите здесь недобрый пример после себя. Припомните, каковы были те, которые жили с Антонием и Феодосием, начальниками печерской обители. Вспоминайте о них чаще, чтобы возбуждать себя к подражанию им. Благодать Божия, от которой зависит прочность и блогоуспеяние всего, нисходитна сердца сокрушенные, ищущие благодати: потому прочность созидаемой здесь обители зависит от вашей жизни; — от того, как вы будете умолять Господа благодати, как будете устроять сердца ваши для благодати.
Будьте сестрами не по имени. Здание созидается из разного материала — кирпича, железа, дерев, извести. Известь связует все, рука мастера из разного материала составляет одно целое. Что может связывать ваши сердца друг с другом? Любовь, любовь, которая не превозносится, не гордится, уступает свое другому, молчит, чтобы не говорить неполезного для другого, говорит, чтобы сказать нужное, переносить скудость и скорби, лишь бы не нарушать ничьего покоя, трудится для других вдвое против других, лишь бы не быть в тягость другим, а облегчать тягости их. Ваше общество состоит из лиц разных характеров, разных привычек, разных понятий. Если каждая из вас будет предавать себя под руку поставленной Господом начальницы, в духе христианского смирения: то разные характеры согласятся, разные привычки и понятия сблизятся и вы, связуемые любовью, соединитесь в одно духовное здание, будете прекрасным храмом Божиим. Не думайте, что начальнице легко управлять вами. Камень, железо, дерево стоит взять в руки, и все положится на своем месте. А ваши сердца не легко взять в свои руки, еще труднее уложить их на месте, особенно когда остаются оне под влиянием бурных страстей. Не отягчайте же сердец ваших грехом неповиновения. Что значило бы в вас неповиновение начальнице? то, что непокорная не хочет быть в составе здания Божия; то, что не хочет она быть членом тела Христова, а хочет быть членом общества своевольной гордости, заведываемого князем тьмы. Не страшно ли такое положение?
Не возноситесь умом вашим, не давайте парения мыслям вашим, возлюбите прежде всего смирение. Возношение — не от Бога; Господь любит только покорные сердца. Беспрекословное послушание - необходимое дело для последователей распятого Господа. Как бы высоки ни были подвиги духовные: но если нет в них смирения, — здание строится на песке: подует ветер и здание рушится. От чего это? От того, что дело спасения нашего основывается на покаянии, на постоянном сознании грехов наших, которые творим мы каждый час, каждую минуту. Потому если нет смирения, здание спасения строится без фундамента, строится на песке испорченной воли. Что же сказать о тех, которые и спасение свое нерадиво строят, и еще отличаются непокорностью? Это не только бесполезные, но и вредные члены, которые остается отсечь. Оне бесполезны потому, что, по духу гордости и самонадеянности безпечной, не делают того, что приказывают им делать для пользы их и других. Вредны потому, что пример их соблазняет и разстроивает других. Оне сами себя исключают из общества христианских душ, потому что в христианской общине нет места ни для праздности, ни для гордости.
Господи! призри с небесе, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя. Аминь.