Краткая история посада Чуровичи

В настоящее время Чуровичи – село Климовского района Брянской области, расположенное в 28 км к юго-западу от Климова, центр Чуровичского сельского поселения (включает село Петрова Гута, деревню Ягодное и поселки: Бугровка, Вознесенск, Новый Варин и Перекоп). Село было основано в 1709 г. сотником Иваном Чарнолузским как старообрядческая слобода (первоначальное название – Щуровичи); с 1770-х гг. по 1929 г. – посад (Новозыбковского уезда). В Чуровичах действовало две церкви; до настоящего времени сохранилась каменная старообрядческая Успенская церковь (памятник архитектуры начала ХХ в., с 1937 г. была закрыта).

 

С. Чуровичи Новозыбковского уезда Черниговской губернии.

В конце XIX в. Чуровичах была открыта земская школа, в 1908 – общественный банк. К началу ХХ в. население посада превышало 4000 человек (около 10% – евреи); проводилось 5 ежегодных ярмарок. В 1923– 1929 гг. – Чуровичи становятся волостным центром; в 1929– 1932 и 1944– 1956 – райцентром.

В 1960–1980-х гг. в Чуровичах действовал аэропорт местного значения. Отделение связи в Чуровичах – одно из старейших на Брянщине, упоминается с середины XIX в.

В книге М.И. Лилеева «О времени происхождения Стародубских и Черниговских раскольничьих слобод» 1895 г. сказано, что «Раскольничья слобода Чуровичи (Чуровичи Климовский район Брянская область), правильнее, согласно более древнему прозванию того Хвоевского или Фоевского урочища, на котором она была поселена, Шуровичи, заселилась раскольниками, вышедшими из соседней Литвы. Сотник стародубский Иван Маркович Чарнолузкий, на землях которого они первоначально поселились, писал 11-го апреля 1709 г.: «Вам войтови Хвоевскому з мужиками чиню видомо сим моим писанием, иж любо поселилися були слобожане по першом моем благоволению и позволению нижей Хвоевич на бору при млинку нашом.

Однак теперь донес мне пан Потап Гуляницкий, осадчий их, же оние слобожане на него ропщут и не хотят на бору ведля млинка жити, але хотят расходитись в прежние свои жилища за границу; що он ж пан Потап Гуляницкий просил мене всиловне, же им позволити осисти на Чуровичах, а именно на логу прозываемом Довгом, а же би не роспускати их изнову за границу. Теди уважившися, же вы в тот кут дубровы не здолеете пахать, а и у отчине Куршеновце вас кривдят, то позволяя им на вышепомянутом логу сести и дуброву роздерать и пахать по самые рубежи и границу куршановскую и по границу и рубежи чолховские, а от вашого боку и чуровского поля по Старинский лог; а далей от Старинского логу не мают и на пядь за лог удиратися—деклярую. А пожне тие ж бабинские на Истровци им попускаю, а больше нигде неповинни встручатися, разве где в ограниченю на своей дуброве и низине кто схочет собе росчистити и косити; а до Ваги и Цати (речек) в сенокосах жадного и найменшого не будут мети вступу. Тим вас упевнюю, що абисте моей воли и сему указу не були спречними..., того жадаю и зичу всем вам от Господа добраго здоровья».

 

Успенская церковь, с. Чуровичи.

Церковь иконы Божией Матери Знамение (бывшая Успенская церковь), с. Чуровичи

Универсалом от 23-го июня 1709 г. гетман Скоропадский дозволил сотнику Чарнолузскому «слободку в грунтах хвоевских, на урочищи прозываемом Щуровичи, по мери грунтов хвоевских, биле би то було без кривди суседских грунтов, осадити». Заметим кстати, что сам Чарнолузский только в 1707 г. выпросил себе село Хвоевичи или Фоевичи (Фоевичи Климовский район Брянская область) у гетмана Мазепы, как свидетельствует универсал последнего от 9-го января того года. По ведомости 1700 г. слободского управителя Морозова слобода эта была поселена в 1708 г., и что осадчий ее Гуляницкий был мещанином местечка Шарогородки из-за польской границы.

Из прошения зарубежных раскольнических монахов и разных тамошних слобожан, поданного гетману Разумовскому в июне 1760 г., видно, что в то время были «Старые Чуровичи» и «Новые Чуровичи», управляемые совместно. О заселении «Новых Чурович» в указанном документе рассказывается, что эти «Новые Чуровичи» поселены были на пустом излишнем грунте «описной слободы Старых Чурович, которой отнять насилством у сумежника бунчуковаго товарища Петра Чернолуцкаго...». Далее рассказывается, что «на оном отнятом старых Чурович обывательми грунте поселена вновь указом из киевской губернской канцелярии слободка зовомы новы Чуровичи, на которой слободке поселились, по силе указу, перешедшие со означенными слободы старых Чурович обыватели, вольные, природные поляки, которые по своей родительской и прародительской присяге на верность записались в Российском государстве во вся дни живота своего жить и радеть неизменно, а именно: Логин, Семен, Тихон, Савелий Гуляницкие, Трофим Жуков з братьями».

Кроме того, многие жители села в начале ХХ в. действительно были каменщиками: «Наше село было большое: около 600 дворов, земли для сельского хозяйства было мало. Поэтому в селе жили мастеровые люди: каменщики, плотники, штукатуры, кровельщики, столяры, кузнецы и др. В конце марта или в начале апреля собиралась бригада строительных профессий в том числе и мой отец - каменщик и шли пешком до станции Тереховка, это примерно 65 -70 км, садились в поезд и ехали в Донбасс в города: Макеевку, Донецк, Краматорск, то есть туда, где нужны были строители» (см. приложение).

Многие семьи из Чуровичей в начале ХХ в. уезжали в другие места и занимались выращиванием бахчи. Воспоминания Марии Михайловны (Кудрявцевой) Зобун о том, что жена Лукьяна Егоровича – Екатерина Петровна всегда говорила, что «они сюда приехали садить бахчу» созвучны воспоминаниям Зинаиды Слепцовой: «Родители мамы в Чуровичах жили только зимой, а ранней весной уезжали всей семьей на Украину в село Лукашовка, Золотоношского района, Черкасской области. Приехав в Лукашовку нанимали избу и землю, на которой сеяли арбузы и дыни. Обрабатывали посевы своей семьей. Старшие сыновья Стефан и Лев были кузнецы и после посева арбузов работали в кузнеце, выполняя заказы сельчан. Когда созревали арбуза и дыни, их вывозили продавать в города Черкассы, Полтаву, Кременчуг, Золотоношу. Из брака арбузов и дынь выбирали семечки, сушили их и так же продавали. Руководил хозяйством дедушка Иван. Жители села семью деда уважали за их трудолюбие и общение.

Но в скором времени в Чуровичи не все возвращались, а оставались на постоянное место жительства в Лукашовки, то есть женились на местных девушках два дяди, а в следующем году остались и две тети. Они строили себе дома и жили отдельно от родителей. Дяди были кузнецы. В 1910г. на Украину не приехала и мама, она в Чуровичи вышла замуж за отца. Дружная семья распалась. Поездки баштанников – так их называли, прекратились в 1918 г.»

Среди материалов указанных архивов можно выделить следующие группы документов, в которых, предположительно, должна содержатся информация генеалогического характера о семье Кудрявцевых:

1)    Ревизские сказки по Чуровичам за 1835 и 1850 гг.;

2)    Исповедные росписи 1897 г., 1864 г., 1842 г., 1813 г., 1764-1799 гг.;

3)    Материалы губернского правления, жандармерии, касающиеся старообрядцев Новозыбковского уезда;

Метрические книги церкви с. Чуровичи (единичные дела, в крайне плохой степени сохранности).