Новозыбковский уезд

Фоевичи

В 35 вер. от Новозыбкова, на юге от него, в соседстве с Челховом, Щербиничами и Спиридоновою Будою.

Казаки села Чолхова известны по борьбе с раскольниками климовскими за земли; потому здесь поселение старинное, начавшееся никак не позже 1500 г.

Универсал гетмана от 9 января 1707 г. говорил: «просил п. Иван Чернолужский, сотник стародубский, о надане себе села в полку стародуб. найдуючаюся, а именно Фоевичь, которое прежде в посессии брата его роднаго больши 20 лет зоставало… Уважаючи на тое что под час нещастливаго несвижскаго, попущением Божиим, за скритою стороне нашей недоброхотов зрадою, ставшагося по року на полк старод., он пан Чарнолужский нетолко всей своей субстанции там отстрадал, лечь и сам в руки неприятельския достался был и на высвобожденье его з той неволе жена его значне започилася, подаем ему в посессию село Фаевичи». Гетман Скоропадский в универсале от 23 июня 1709 г. утверждая Фоевичи за Чарнолужским, дозволил осадити слободку в грунтах Фаевских на урочищу прозываемом Щуровичи»[1].

Царскою грамотою 1708 г. утверждена была за Степаном Спиридоновичем Шираем «слобода называемая Будище в урочищах Щербининском и Фоевском вновь поселенная». Это Спиридонова Буда, населенная Спиридоном Яковлевичем Шираем, в 1683 г. войтом стародубским[2]. В лесном месте умный хозяин Ширай извлекал хорошие доходы из Буд, – из заводов для выделки паташа, как делали это и другие[3]. Современник его стихотворец Клементий писал: «да и тые будинки в нашой земле бувают, що потом туркам сукна фарбовать выробляют», Буда Спиридонова у умного хозяина скоро стала сильным селом.

Так как урочище Щербинское и Фоевское известны были прежде населения Буды Спиридоном и название Щербинское указывает на Щербинина дворянина герба Черниговского[4]: то ясно, что здесь были поселения в московский период (1499–1600 г.), если не были прежде того[5].

В 1712 году построен был в Фоевичах храм рождества Богородицы Иваном Мироновичем Чернолуским, который в 1716 г. был наказным полковником стародубским.

В храме два креста с частями св. мощей. О них есть и записка 1737 г. дышащая искренним благочестием. «Благословением преосвящ. архиепископа киевского кир Рафаила Заборовскаго получены мною недостойным мар. 25 1737 г. будучому мне не малое время в Киеве в делах чрез великие труды и старательства, многоценные бисеры мощи св. Иоанна Златоустаго (память коего празднуется 13 нояб., генв. 27 и сент. 14) препод. Евфрема сирина (его же память генваря 28) св. в. м. Варвары (ея же память дек. 4), имеются оние у святософийской престольной церкви в Киеве и по немалой частице положены Его Преосвященства руками тие святые мощи.

Получены мною мар. 4 1737 г. мощи святых печерских, пр. Иоанна многострадальнаго, его же память июля 18, св. Моисея Угрина, его же память апр. 28, пр. Прохора Чудотворца его же память февр. 10, пр. Нектария послушливаго.

Також получены мною июля 3 д. от всечестнаго отца Мойсея Якубовича эконома лавры киевской в кресту кипарисном имеющияся мощи св. печерских отцов пр. Григория чудотворца, его же память генв. 8. Пр. Исаии чудотворца, его же память мая 15 д. Пр. Феодора и Василия, их же память авг. 11. Пр. Марка, его же память дек. 29. Преподобном Евстатия, его же память 28 мар.

Також прежнии у меня имеющиеся мощи св. муч. Лукиана, его же память окт. 5 другия пр. Логгина вратаря печерскаго.

В кресту семь позлащенном имеющиеся мощи сии суть: св. Иоанна злат преподоб. Евфрема Сирина св. вм. Варвары, св. Лукиана, св. Иоанна, многострад. св. Моисея Угрина.

В кресту кипарисном: пр. Исаи чудот., пр. Григория чуд., пр. Феодора и Василия, препод. Марка, пр. Евстратия.

В панагии сереб. сии суть мощи пр. Прохора, пр. Нектариа, св. Логгина.

Сия же хартия да будет в предбудущее время и мощи св. угодников Божиих при церкви рожд. пресв. Богородицы и обретения главы Предтечевой фоевской, для исцеления с верою приходящим… писано в Киеве року 1737 мая 3 д. Бунчуковый товарищ Петр Чернолуцкий».

Книги храма: требник в 4 д. м. п. 1732 г. Служебник к. 1735 г. Минеи служ. к. 1741 г. Типикон в л. к. п. 1745 г.

В 1764 году здесь владельческих 344 м. По церковным записям число прихожан в 1770 г. 548 м. 520 ж.; в 1790 г. 708 м. 685 ж.; в 1810 г. 1080 м. 1076 ж.; в 1830 г. 1221 м. 1256 ж.; в 1850 г. 1286 м. 1233 ж.; в 1860 г. 1086 м. 1169 ж.



[1] Щуровичи – ныне неправильно называется Чуровичами – раскольничья слобода, но где есть и единоверческая церковь. См. обзор черниг. еп. стр. 109, 112.

[2] Протокол справ поточных 1683 г. Черн. 1857 г. стр. 5, 6, 8 и проч. Герб Ширая пеликан. – Гербовник (IX. 125): «фамилия Шираев происходит из древняго польскаго шляхетства» не верно. Шираи дворяне литовской руси: так по их актам. Дело дворян. собр. о Шираях. Спор о Буде при апостоле у Судиенки в матер. I 52.

[3] В новозыб. у. известны: гетманская Буда, Лакомая Буда, в суражском Струговская Буда, принадлежащая также гетманской булаве.

[4] Лакьера геральдика 293. 485.

[5] По переписи 767, в Щербиничах при храме св. Николая 3 священника и школа, надали от парахиан священникам две нивы засеваемые 2 четвертями, огород, сенокос «в урочищи Будище на 16 возов». По акту 1712 г. пречестному о. Иоанну климетьевичу пресвитеру Щербининскому продал пляц с огородом».