Новозыбковский уезд

Куршановичи

На р. Трубеж, между Соловьевкою и Хоромным, в 35 вер. от города.

Акт древний, касающийся Куршановичей:

«Я раб божий, Володимер Иванович Борознин, обыватель уезду стародубовскаго, будучи от Господа Бога хоробою обложною навежоный, – умислили собе, обы по смерти моей межи жоною и синами моими милими, так теж и приятелми, якого ростирку небыло, – жона моя мила Татиана Прохоровна Ивашковна з синами моими, з Микитою и Иваном Володимировичами Борозниными, поцтиве при церкве Христова воскресения през священника Кузму Розгонайло з дяком Иваном Кодратовичом Булгаковым в городе Стародубе священния ведлуг звычаю христианского и литургеи над телом моим грешним отправивши поховать мает; а маетность мою часть от братьи моей мне виделенную в Медведове, селище Клещово над рекою Тетвою, в селе Куршановичах третя частка, что теж я братове своему рожоному пану Дмитру Борознину предал и есть записано в кныгах Московских мне по предках и родичах, – так теж речы рухомие, спрат домовий, серебро, цену, мед, коне, быдло рогатое и не рогатое по смерти моей позосталое так распоряжаю и хочу мети; абы жона моя по мне зоставшисе на вдовом столцу з синами моими Иваном и Микитою без всяких трудностей – в маетности названной Медведове и при селище Клещове третей части до живота своего мешкать мает. Которой жоне моей милой Татяне Прохоровне и синам моим Володимировичам Борозниным за опекуном упрашаю братию свою рожоную Дмитрия и Иосифа Борзниных з ласки моей хотели, в чом будут сынове мои потребовать, помочь во всем и в правах если бы от кого турбания могла быть, заступовать – з ласки своей братерской мають, стороны маетности третей части належитой в Медведове и селищу Клещове и речь рухомою, сребро, цена, медь, коне, быдло рогатое и не рогатое и увесь спрат домовий; отдаляючи пасерба своего Костяя Коноплина, не кому иншому, тилко сыном моим и малжонце моей Татьяне Прохоровне в моц и держане и спокойное заживане на вечние часи лекгую и записую, которыми сынове мои и маложнка владеть меют и пожитки собе всякии выпайдовать, то есть с полями, дубровами, лесами, борами, сеножатми, реками, болотами, бортним деревом и по зо всякими до той маетности належатостями. А стороны насерба моего, котораго матка, а жона моя, будучи беременною Водотья Спегодовна з села Лопатней, зоставшисе вдовою по смерти мужа своего першого, прозываемого Якуткою Стрельцом Стародубовским, будучи за мнею в стане малжонском, которую если мел, теди по отправаню веселля в недель чотыри породила сина, которий се мает называтся Костяем Коноплиным, в маетностях вишписаннях так лежачих, як прохожих – не мает меть жодного приступу а не владзи, он яко приносний сын бувшой жоны моей, а посерб мой Коноплин кроме свой власной, не то по отцу зостало в городе Стародубе двор, огороди, пляц, поля и рухомыя речи, при том мести зоставать… Писана сия духовница в Медведове року 1629 м. апр. 12 д.».

Подписали:

«Устне и очевисто прошоный печатарь от пана Володимера Борознина до сей духовнице Иван Проховичь Тупальский рукою. Устне и очевистно прошовный печатарь от пана Володимера Борознина до сей духовнице яко писма неуметного руку свою приложил Иван Кондратович Булгаков»; еще – Иван Смолевицкий, Семен Кирилович Ширабанов, Кирыла Михайлович Невструев. Ясно, что Куршановичи – древнее поселение, которое было селом и в московское правление 1490–1618 г.

Число жителей в 1770 г. 438 м. 415 ж., в 1790 г. 463 м. 435 ж., в 1810 г. 487 м. 456 ж., в 1830 г. 509 м. 490 ж., в 1850 г. 467 м. 512 ж., в 1860 г. 471 м. 516 ж.