Новозыбковский уезд

Бобовичи Старые и Новые

В 3 вер. между собою и в 15 от Новозыбкова:

«Московское село бобовицкое» известно еще по акту 1560 г.[1] Это Старые Бобовичи. В 1806 г. «село Бобовичи» с деревнями утверждено было за киевскою лаврою[2].

В Старых Бобовичах храм рожд. Богородицы построен на место сгоревшего в 1780 г. Здесь евангелие к. п. 1712 г. Пентикостарион м. п. 1680 г.

Нынешний храм Новых Бобовичь в честь архан. Михаила был теплым храмом каташинского монастыря и освящен в Бобовичах в 1794 г. но и прежде того был здесь храм. Здесь евангелие м. п. 1748 г. Крест кипарисный в сер. оправе с надписью «иеромонаха Макария».

Когда Старые и Новые Бобовичи принадлежали киевской лавре; то считалось в 1764 г. в с. Новых Бобовичах 460 м. п. в Старых 265 м. в 1786 г. в Новых 669 м. 642 ж., в Старых 382 м. 346 ж.; там и здесь за исключением деревень.

Число прихожан: Михайловской ц. в 1790 г. 708 м. 700 ж.; в 1810 г. 742 м. 768 ж.; в 1830 г. 818 м. 857 ж.; в 1850 г. 947 м. 1022 ж.; в 1860 г. 1001 м. 1085 ж. Богородичной ц. в 1790 г. 474 м. 470 ж.; в 1810 г. 517 м. 513 ж.; в 1830 г. 515 м. 561 ж.; в 1850 г. 611 м. 707 ж.; в 1860 г. 672 м. 742 ж.

В Новых Бобовичах ежегодно переносится по домам храмовая икона и это называется свечою. Это бывает так. На кануне праздника после малой вечерни, хозяин, празднующий свечу, несет из храма храмовую икону. Священник поет повечерие и ирмосы праздничного канона; после ектении многолетие: следует вечеря. После нее оканчивается повечерие. Народ расходится по домам: но пришедшие по обету остаются на всю ночь пред образом, пред которым не угасает свеча. В храме после литургии священник читает молитву колива. В доме поется молебен святому с чином о панагии. Следует трапеза, которую священник старается одушевить благочестивыми разговорами.

После обеда хозяин благоговейно несет икону в дом принимающего ее по обету, на годовое хранение святыни, что бывает в деревнях, а в селе она возвращается в храм. Во время ношения иконы женщины усердные вешают на св. икону холст, а весь народ с благоговением сопровождает икону. Хозяин встречает икону с хлебом и солью и с коробочкою жита, где становится веча его. Принесшие икону приветствуют хозяина, кланяются ему, а он им – и целуются друг с другом. Дом в котором на год оставляется св. икона, обыкновенно отказывает себе во всех шумных веселостях и ведет себя благоговейно во весь год.



[1] См. о Замышеве.

[2] Опись лавры стр. 257. В 1709 г. архим. позволил «на грунте власном обители святопечерской гулящем прозываемом Святцкое за мили три от маетности нашой Бобовичи осести слободою».