1873 год. Уездный город Новозыбков из "Историко-статистического описания Черниговской епархии

Город в 150 верстах от Чернигова.

Универсал полковника 1701 года говорит: «пану обозному судии, асаулам, сотникови, полковым стародубским, а особливе пану сотникови Топальскому; чиним известно, иж мы к помочи меской хотячи в сотни Топальской на урочищи Зыбкой, межи тростаною и иными сельцами помежними найдуючимися над речкою Корною, у вершине, на дубрвое, вновь слободку, до ласки войсковой, осадити людми, зсылалисмо от боку нашего певних особ для отведенья и ограниченья на тую слободку грунту, аби тоей слободке поселение было без обиди людской и помежних селец. Высланние от нас, узявши собе старинних людй з селец: Тростани Федора атамани, Тимоха Васильковича Борща, со Внуковичь войта Михайла Сердюка, Семена Козина – с старой Тростани и иных з товарищества войсковаго, як и тяглих людей немало отвели иограничивши грунт на слободку так нам подали: почавши от урочища Зыбкой, по речке Корне правым берегом в вершину идучи ку Тростани (Новой), чрез лес до убеди дубровы, а от убеди дубровы шляхом деменским (что из Трстани в Деменку), по оба (около) шляху дуброва волная (по др. акту: к раздроленю обопол волная) по роскопаный курган, оттоль чрез речку Глубочку в старое хуторище, от того футорища еловым логом в Дуброву, которая межи Зыбкой и Людковщины началася от речки Корны, копцами тую Дуброву пределяючи мы вполе до тоей же речки Корны. – Як теди чрез старинных людей и посланных наших на поселение помененой слободки есть объехан и определен грунт, тах аби нехто помежних с товариства войсковаго и посполитих людей не важился слободце той в грунтах ограничених ей жадного чинити преначабонья и наименшой перешкоди; тоже и слобожане аби, чрез определенний собе грунт, в помежних селец не втручалися грунта, а особливе Апанасови Зенченкови, якож и он сам Апанас з сынами своими, не важился на грунта определенныя находити и наименшой слобожанам чинити кривды и перешкоды, под виною до шкатулки войсковой тысяча золотых, сим нашим, под печатью донним, писанием варуем».

По универсалу июля 17 1702 г.: «маючи на своих старожитных грунтах две слободце, едну прозываемую Люковщину, а другую Шоломин, посаженныя в Стародубовском полку, пан Анастас Зенченок, старинный и значный того полку Стардубовскаго товарищ» просил утвердить их за ним и они утверждены.

Ныне в Новозыбкове три единоверческие церкви – Преображенская каменная, Николаевская и Рождественская.

Каменный собор города строится; а до окончания его приходским храмом служит храм пригородного поселения Людковщины.

Последнее как по универсалам оказывается старше Зыбкой, так и потому, что принадлежало древним черниговским дворянам Зенченкам[1], населено было едва ли не до татарщины. На тоже указывает и название Людкова, места из стари глубоко любимого людьми, места людного.

Число прихожан Людковского храма: в 1750 г. 385 м. 367 ж.; в 1770 г. 418 м. 389 ж.; в 1790 г. 432 м. 408 ж.; в 1810 г. 504 м. 518 ж.; в 1830 г. 535 м. 578 ж.; в 1850 г. 705 м. 750 ж.; в 1860 г. 1093 м. 1030 ж.; в том числе козаков 10 м. и мещан 53.

В Зыбкой жителей, по ведомости 1764 г.: посполитых 572 семьи и подсудков (раскольников) 467 семей; а в Людковщине тогда же козаков 67 семей и владельческих 158.

Ныне жителей в гор. Новозыбкове: а) православных купцов 45 д. м. 53 ж., мещан 259 м., 202 ж.; б) единоверцев – купцов 57 м. 66 ж., мещан 75 м. 96 ж.; в) раскольников – купцов 253 м. 284 ж., мещан 2572 м. 2524 ж. Так по сведениям городской думы.

Помещаем здесь указы св. синода о расколе давних времен, для назидания местному расколу.

I.

Указ, Его величества из святейшего правительстующего Синода, преосвященному Иродиону епископу Черниговскому и Новгородка северского. – Октября 26 дня прошлого 722 года в поданном, в св. Синод из приказу церковных дел, доношении написано: в прошлые же 720 и 721 и в 722 годех послано из приказу церковных дел в разные, в мужские и женские, монастыри в подначальство обратшихся от раскола ко святой церкви раскольничеких скитских старцов и стариц и бельцов сорок один человек, котоыре велено, тех монастырей властям, содержать в те монастыри о трудах монастырских, кто к какому способен, неисходно, под крепким караулом. А по отпискам и по доношениям монастырских властей явилось, как старцов так и стариц в бегах многое число, о которых в светлейший Синод объявлено выпискою и таких старцов и стариц впредь как содержать, чтобы о том указ учинить просят. – Генваря 30 дня сего 723 г., по Его Имп. В-ва указу и по согласному Синода приговору велено, таких чернцов и черниц, которые по монастырям разосланы, взяв оттуду отослать; а впредь таковых, надлежащаго ради содержания, отсылать, из приказу церковных дел, в крепкие монастыри, а именно: тех, котоыре синоидальной области, отправляли бы чернцов в мужские той области монастыри, а черниц вообретающийся в малой России в городе Глухове успенский девичий монастырь; а которые чернцы и черницы архиерейских епархий и тех отсылать в те епархии ко архиереям на ямских подводах, на которые прогоныя деньги употреблять из сбору с раскольников и определять потому же в крепкие монастыри, где содержать их под присмотром доброжительных духовных лиц, котоыре могли бы за ними опасно смотреть, дабы они к прежней своей прелести ни каким видом не обращались и не точию между собою, но и с другими; ни с кем никакия раскольнической противности вспомогательныя и к прещению выновных разговоров ни тайно, ни явно, отнюдь неупотребляли и ни куда из монастыря выходить не дерзали. Чего и прочим тамошним обывателем, а иначе начальствующим прилежно над ними надзирать, дабы они ни к прелести прежней обратиться, ни из монастыря убежать немогли. А ежели которые из оных обратившимися явятся в монастыри из побега, и то взыскивать на архиереях, которые в должном подчиненным своим приказании явятся слабы, также тех монастырей на начальствующих, которые во оном присмотре и в надлежащем их содержании покажутся нерадивыми. А дабы монастырям в содержании таковых чорницов, и черниц, в пропитании их излишне пред другими монастыри истощания но было, того ради оным, которые в синодальной области содержаться будут, давать из приказу церковных дел, а в епархии от домов архиерейских и из собираемаго с записных раскольников двойнаго оклада денег отпускать; а где таковаго сбору нет, из архиерейских определенных окладов каждому человеку, денег против дачи обретающихся в том монастыре монахов и монахинь да хлеба покупать каждому: ржи по две чевтерти, овса по четверти, записывая в расход с росписками. И отом во все церковных дел управления и во все епархии ко архиереом послать указы. – Преосвященному Иродиону епископу Черниговскому и Новгородсеверскаго о том ведати и чинить по сему Его Императорского Величества указу. Февраля 1723 г.

Обер-секретарь Тимофеев.

II.

Указ Его Величества Императора и Самодержца Всероссийскаго, из святешаго правительствующаго Синода, преосвященному Иродиону епископу Черниговскому и Новгородка Северскаго. – В прошлом 723 году генваря 16 да сентября 4 числа в св. правительствующий Синод, в присланных вашего преосвященства и определеннаго в епархии твоей к раскольническим делам иеромонаха Иосифа Решилова доношения пунктах написано именно: Первое: который штраф поприсланному о бородачах указу по поимке и по приводу за всякой привод повелено брать по 50 рублей, а со всех как с мещан, так и населенных жителей имать ли, того в том указе не написано. Стародубовский магистрат и прочие малороссийские обыватели спорят и говорят тот указ но к ним прислан и не оних писан, но про раскольников. 2-е) Присланные Его Имп. В-ва, из св. Синода указы записанные стародубские раскольники в стародубском магистрате слушали: первое о платеже за раскол двойнаго окладу; второе о образцовом старом платье, которое велено носить раскольникам и бородачам; третие о приходе ко определенному к раскольничьим делам иеромнаху Иосифу Решилову на увещание и на разговоры. Потому указу как в платеже за раскол двойнаго окладу и о ношении платья, так и о протчем они подчиняются, и копии с указов приняли, о чем по всем слободам ипубликовать будут, – в том бургомист и войты и поименно семнадцать человек саморучно подписалися. – 3-е) По вышеписанной их сказке и по подписанию Иеромнах с подчиненными ему товарищи во Зыбную слободу к бурмистру Ереме для описи раскольников ездили и в судной их избе указов о том не публиковано. И не хотя им подчинитися, те указы называли они списками, а про бурмистра Ерему сказали, что де он поехал в Стародуб и без него Еремы опысывать не допустят, и они посылали для сыску его еремы по наказу козака с их людьми, и те де посланые приехав сказали, что онаго Еремы не нашли и за тот же его Еремин побег запечатан до мего, а сын его Еремин и той же слободы войт с двомя человеки заарестованы. За то собрався их множество, описывать их не дали, – от киевскаго де губернатора будет указ, тогда они и слушать будут. По справке в имянном Его Императорскаго Величества указе напечатано: указ Его Величества подтвердить на крепко о бородачах, чтобы платили по пятидесят рублей на год, и чтобы бородачи и разнощики никакого инаго платья не носили, как старое, а имянно зипун с стоячим клейным козыром и ферези и однорядку с лежачим ожерельем; только разнощикам носить козыри краснаго сукна, чего для платья им красным цветом не носить, и ежели кто с боодою приидет о чем бить челом не в том платье, то не принимать челобитен ни о чем и сверх того доправить вышеписанную дачю из приказу, хотя он годовую дачу и платить; также кто увидить кого с бородою без такого платья, что приходили к комендантам или воеводам и приказным, там и на них штраф править, из чего половина в казну, а другая приводчику; сверх того, тое платье всем чинам мирским – без выемки, кроме крестьян подданных пашенных, а не промышленных. Да сентября 28 дня 722 году в святейший правительствующий Синод в доношении из штатов конторы написано: по Его же Императорскаго Величества из Сената указом зделано из штатов конторы образцовое платье бородачам и раскольникам на десять человек, а именно: нагрудник, феряь, однорядка крашенная, зипун сермяжной и для публики ко градским воротам на девять человек отослано при указе в Московскую губернию; а на однаго для виденя велено взнесть в святейший Синод и чтобы те раскольники и бородачи влатье носили в зимнее и в летнее время против онаго образца не отложно и ежели кто из них такого плать носить не будет или и носить станут да напротив образца и на таковых за преслушание править штраф, как Его Императорскаго Величества имяной указ повелевает; а имяно: за всякой привод сверх годовой дачи по пятьдесят рублей, также и жены б их раскольничьи и бородачей дети ежелеи в расколе, носили бы старинное платье и шапки; а ежели носить  не станут, с таковых имать штраф против вышеписаннаго же. – Октября 5 дня по Его ИмператорскагоВеличества указу, и по согласному святейшаго правительствующаго Синода приговору велено: оное образцовое платье для смотрения раскольников и ради видения всем обывателям отослать в приказ церковных дел, где таковым раскольникам всегдашнее бывает обходительство и предложить тамо всем на взирание не скрыто, которое и беречь, чтобы было в целости и как в том церковных дел приказе, так и во всех Синоду подчиненных местах смотреть на крепко, чтобы те раскольники и бородачи платье носили в зимнее и летнее время против образцов и на таковых за преслушание править штрафы, как вышеписанной Его Императорскаго Величества имянной указ повелевает. По вышеозначенному приговору к синощдальным членам и во все епархии указы посланы. – Июня 8 дня того же 723 года в святейший правительствующий Синод в сообщенном из правительствующаго Сената ведении написано: июня 14 дня по Его Императорскаго Величества указу и по приговору правительствующего Сената велено с бородачей, которые из купечества, так же из крестьянства, имеют торги и промыслы харчем, бревеньем, дровами, угольем и иными товары числом не малым, а взяты в не брытье бород, с тех штраф править по прежнему указу; а которые напред сего брили бороды, а потом за каким не есть случаем недели две или три запустили и в том покажут свидетелей и впредь брить не отрекаются, таким велев выбрить оставить свободно без штрафов; а крестьян и бобылей самых пахатных, которые товары в городы привозят на продажу, например: хлеб, сено, дрова, уголье, доски, харчевое и прочее сему подобное возами, как обыкновенно у крестьянства водится, от своих домашних работ и избытков, таких не держать и штрафов не платить; а которые бородачи взяты не в указном платьи и вредь такие ж пойманы будут, а бородбрить не похотят и штрафу платить им будет нечем, таких присылать в Ревель для зарабатывания за тот штраф по указу в Рогервик; а буде бороды выбреют и впредь брить станут и в том утвердят себя письмено, таковых из канцелярий и из Рогервика освобождать без штрафов. – По Его Императорскаго Величества указу, и по приговору святейшаго правительствующаго Синода велено во всех Синоду подчиненных местах вышеозначеное определение содержат без всякой отмены. 4-е) В первых указах воспоминается увещавать и по граничных по слободам обретающихся, сего для и церьковь в раскольнической слободе Зыбкой повелено построить; а в печатных да из правительствующаго Сената указе объявлено: кроме тех. Кторые живут близ рубежа. До пограничных раскольников тебе касаться ли или оставлять, дондеже до господина Киевскаго губернатора князя Трубецкаго особливой указ прислан будет? Понеже о двойном платеже Стародубских раскольников, живущих по местечкам и слободам, указ оный господин Киевский губернатор Трубецкий уничтожил и писал к раскольническому бурмистру Ереме Карпову (с котораго письма в святейший Синод при доношении вашем и копия сообщена), будто те указы до них не касаются и по той де заступе раскольники о святей церкви и о соединении к православной вере и не слушают. 5-е) Из жителй тамошних зело много людей всякаго чина бегут за панов Халецкаго и Красевскаго и иных помещиков, которые при самой границе живут и слободы московскими людьми населяют, от чего Государству тщета и пустота, а душам чинится гибель, понеже де зело им раскольникам там свободно, как их учителям, так и ученикам их; а заставы де Государевы стоят по всей границе для протчих Его Имп. В-ва дел; чтобы им раскольникам не было свободнаго проезду, послать послушной указ, в чем де будет польза не малая. 6-е) Дабы его Имп. В-ва указом определить в помощь, как и Питириму епископу Нижегородскому определен господин Ржевский, как к заборам денежным, так и к розыскным делам и притом бы с ним быть подъячим и салдатам, скольно надлежит; понеже де место пограничное, грозятся убивством, а без такого де начатия раскольническая прелесть не истребится и пользы в деле не будет. 7-е) Которые раскольники и их учители пойманы или сысканы будут за Государственный интерес, таковых в святейший Синод высылать ли? и которые будут повинны в ссылку или работу, прогонные деньги откуда и из каких доходов так же и проводников откуду имать? 8-е) Чтобы разскольникам войтам и бурмистрами и старостами не быть, понеже все мятежи и не послушание и противности святой церкви от тех войтов, а народ простый на них яко на учителей взирают и быть бы войтам и иным начальникам православным христианам. По справке с указа, в прошлом 718 году февраля 17 дня, по Его Имп. В-ва имянному указу велено: в Москве из слобод и в городах из сел и волостей в бурмистри и вовсякия службы выбрать таких, которые по вся годы исповедываются со свидетельством от отцов их духовных  и приходских людей, что они по вся годы исповедываются; и которые не исповедываются таких отнюдь ни в какия службы не выбирать. В духовном регламенте на листу 74 напечатано: по всей России никого от раскольников не возводит в начальства не токмо духовныя но и в гражданския даже до последняго начала и управления, чтобы не вооружатьнам на нас же лютых неприятелей, Государству и Государю непрестанно зла мыслящих. – В инструкции данной из кабинет канцелярии от гвардии капитану порутчику Ржевскому (который обретается у раскольнических дел в Нижегородской губернии) написано: смотреть, дабы в старосты и бурмисты раскольников не выбирали, для того что они православным и обратившися притеснения чинять и для верности старост и бурмистров велет свидетельствовать десятниками. 9-е) Стардубскаго полку коммисар Давидовский предлагал иеромонаху Иосифу Решилову словесно, дабы был он опасен о своем здравии, понеже де жители раскольнической слободы Елеонки конечно согласился его убить; да стародубской де житель Яков Дружина вторично чрез свое ко оному Решилову письмо о согласии их, что хотят его убить, подтвердил. 10-е) Которые де сященники збирая штрафные деньги употребили на церковное строение, с тех попов те деньги править ли? 11-е) Раскольник де понуровской житель Дмитрий Бесчастный прельстил девку христианской веры (о которой и розыск сообщен), что чинить о нем? 12-е) К строению в раскольнической слободе

 Зыбкой, ради обращения и обращающихся раскольников, церкви наняты были плотники и жители де слободы за повелением от Стародубскаго коменданта Ильи Пашкова, посланнаго солдата Косьмы Свечкова на оное церковное строение места усмотреть не пустили и их плотников в Стародубском магистрате протестовано и со онаго их протеста при доношении прислана копия. 13-е) Раскольников де бурмистр Ерема Карпов произносил хулу на преосвященнаго Питирима епископа (что ныне архиепископ) за книжицу, завомую соборное деяние, бывшее в Киеве на Мартына еретика, о чем да записан в магистратовой книге протест, с котораго при доношении вашем приложена копия. 14-е) Иеромонаху Иосифу Решетилову с товарищи от господина коменданта Пашкова во искании раскольников чинится великое препятие, понеже де оной Пашков в Стародубе в духовный приказ прислал своих дворян и кантору канцелярскую отбил и подячего, взяв, чрез пять дней в железах морил и бил батожьем без милосердия, о чем де его – Решетилова с товарищи и побитаго подячего и Курковскаго попа явствуют доношения, с которых присланы от вас копии. 15-е) С обратившимися от расколу ко святей церкви, которым реэстр сообщен, что чинить? По справке с указы в 722 году февраля 28 дня, по Его Имп. В-ва указу и по согласному св. Синода приговору велено: на незаписных раскольниках, от платежа укрывающихся, доправив за годы неплаченные отдать и их к наказанию – суду гражданскому; а кто обратится, принять к церкви и неплаченое оставить; а которые раскольники двойнаго окладу не платившие обратятся, тем оный оклад отставить; да в том же 722 году июля 16 дня по его Им. В-ва указу и погласному св. Синода с правительствующим Сенатом приговору велено: которые от расколу обратятся, с них положеной двойной оклад сложить, а имать с них только такия подати, какия с прововерных положены. 16-е) С пойманными в Почепе беглыми раскольниками и раскольническими старицами, которые переводом своим из великой России, поехали было за границу, в польское панство в Халетчину, так же кои их и иных заграницу перевозили, за что те держатся в Глухове, (с которых их допросов копии, так же и найденыя у них переводныя письма сообщены), что чинить? По справке в канцелярии Синода с указы 722 году февраля 28 дня, по Его Имп. В-ва указу и посогласному св. Синода приговору велено: о потаенных и не записных раскольниках чинить так, как состоявшийся марта 2 числа 718 года имяной Его В-ва указ повелевает, а имено: мирских для отсылки на каторгу посылать к светским командирам а монахов и монахинь посылать в монастыри подначало и кто обратится, принимать как надлежит; на незаписных, от платежа укрывающихся раскольников, доправив за годы неплаченное, отдать их в наказание суду гражданскому; а кто обратится, принимать в церковь и неплаченое оставить; с раскольников править с 716 г. двойной оклад вместо штрафа; да сентября дня того ж 722 года, по согласному св. Синода приговору, велено: раскольников на галеры определенных, которые увечны, стары и дряхлы, ежели ныне исповеди и святаго причастия пожелают, по учении присяги, таин удостоивать и от галерной посылки свободить; а которые такого сообщения не пожелают, по пребывают в прежней своей раскольнической прелести, о тех чинить, как состоявшияся о таковых Его Имп. В-ва указы повелевают; да октября 30 дня того ж 722 года в св. Синод из прав. Сената в сообщенном ведении написано: в имянном Его Имп. В-ва указе, за собственную Его Величества рукою, к прав. Сенату из Астрахани октября 15 дня, который получен в Москве октября 16 дня, написано: пишет к Его Величеству Нижегородской епископ (что ныне архиепископ) Питирим, что приехал в Нижней из Санкт-Петербурга капитан Совечков с каторжными невольниками – не обратившимися раскольниками, которых велено ему освесть в Сибирь, между которыми Василий Власов злой раскольник и учитель и что многие раскольники записные и не записные бегут и селятся в сибирских городах и для того тех раскольников, которые посланы в Сибирь в помянутым капитаном, поворотить и послать в вечную работу в Рогервик и где делают новую гавань и впредь раскольников отнюдь в Сибирь не посылать; ибо тамо и без них раскольников много, дабы там, по городам и по уездам, беглых раскольников не принимали и которые там поселились, тех бы выслали оттоль на старыя места, отколь они бежали, с наказанием; о чем из канцелярии Святейшаго Синода во все епархии указы посланы. 17-е) Наказный де господин гетман с генеральною старшиною не обратившихся раскольников в Москве отсылать не хотят, а требуют от меня тем раскольникам на подъем прогонных денег, о чем и листы его гетмана со старшиною присланы к тебе, (с которых при том твоем доношении и копии сообщены); он же де наказный господин гетман с старшиною Стародубскому наказному полковнику к розыску потребных раскольников за арестом у себя держал и в градские тюрьмы принимать и караульщиков давать не велел и в том градским начальникам возбраняют; да Стародубский де наказный полковник для собрания с неисповедающихся штрафных денег сборщиков, так и для поимки раскольников не носящих с образцоваго платья определенному иеромонаху Решилову, людей не дает, от чего де чинится не малая трудность и остановка и ежели де от тех управителей в том вспомоществования, (как ныне творится), не будет, то де оное дело за не малыми трудностями в совершенство никогда приити не может. По справке в канцелярии св. Синода с укзы, в 721 г. ноября 19 дня Его Импер. Величеству в предложенных от Синода пунктах объявлено: к поимке раскольнических учителей, которые ходя тайно по домам, а инде и долговременное пребывание имея, раскольническую свою прелесть размножают и простонародье от церквей отвращают, потребным зело видится такой указ, дабы по посылаемым от духовнаго правительства бумагам по раскольничьим делам в выемке раскольников чинено было без препятственное послушание и не требовались б светскими от командиров их указы, с таковаго примеру, как по прежним Его Имп. В-ва указам выемку закуреннаго вина, (что до штрафов токмо належит) не обсылаяся к командирам, где токмо уведано было, чинить безопасно, повелено; и ежели в поимке оных лжеучителей, (что до исправления души надлежит) такой вольности Синоду дано не будет, то не токмо оных изыскать и искоренить будет неудобно, но и вящще под укрывательством и защинением без боязни приумножатся и многих к своей прелести превращать могут, что будет с великой святей церкви тщетою; в таких и тем подобных благочестию противных делах – езло, видится нужда в указе, дабы светския командиры, по посланным из Синода о таких делах указам, повеленное исполняли без требования собственно о том от Сената или от коллегии послушных указов. Но оное собственною Его Имп. В-ва рукою написано: брать таких, кто из Синода где к тому определен будет, без всякаго препятствия и светским начальникам в том им помогать, а кто преслушает сего, будет штрафован яко преслушатель указа; а дабы для какой страсти духовники-приставники не затевали на кого напрасно, того для повинен духовной приставник взяв такова, нимало держав, привести к светскому начальнику, где оной приведенной ведом, или начальнику того миста ежели далеко, то где оный ведом, тогда светский начальник должен его освидетельствовать того же дня и буде увидит, что раскольник, отдать духовному приставу; буди же увидит, что в нем того нет, то и такого отдать ему, но при том сказать, что он будет о том писать в Синод и Сенат и отдав писать немедленно и когда такой рапорт получать, тогда в Синод при дву членах сенатских следовав и решить, чему будет кто достоин. 18-е) В поданном тебе доношении Стародубскаго протопопа Феодора Подгурскаго написано: во дни светлой недели во время литургии, команды Стародубскаго коменданта Пашкова от солдат были на Стародубскую соборную церковь нападение и побить тогож времени Предтечевской церкви дьячок, крест Господень от раскольников ругательне попираем был ногами, такожде и другия при следованиях священству учинены обиды, о чем де за печатьми и руками особ полковых Стародубских и магистратов протесты явствуют, о защищении таковых продерзателей и гвалтовников святой церкви и о ругателях креста Господня и коварников что учинить? 19-е) Марта де 5 дня 723 году церкви Вознесения Господня, что на преградии в Чернигове, поп Терентий донес тебе, что в дому его от образа Богоматерняго и на объятиях Ея держимых Христа Спасителя, марта 4 числа пред павечерницею и 5 числа рано, слезы испущаемы были, о чем де дал за рукою своею и письмо, что не только он сам, но и прочие окольные знаменитые люди (которых и имена назначены) те слезы видели, по которому твоего иеромонахи два да протопоп и прочие священники, которые изливши слезы в сосудец склянный, взявши честно, в церковь кафедральную принесли икону. 20-е) Стародубовской де комендант Илия Иванов сын Пашков обретающимся в Стародубе раскольникам великим защитником, а иеромонаху Решилову (как поданным тебе от него Решилова доношением значится) в государственном деле чинить препятствие; ибо де не только он комендант в важных интересах и во обращении от расколу церкви православной ему Решилову противен; но и подчиненные его коменданта много пакостят и необузданным и продерзивым своим языком касаются чести св. Синода; о сем явствует в копии с доношения Решилова. 21-е) У иеромонаха Иосифа Решилова в сборе с раскольников и с не исповедающихся, тысяча триста рублей, которые до указу св. Синода содержатся в Новгородке в Преображенском монастыре. 22-е) Иероманах Иосиф Решилов с определенными ему от него епископа для вспомоществования протопопам поповские о не исповедающихся реестры исправляют, а штрафных денег прежде сего не собирали, и ныне они сами не собирают, понеже де в указе Его Имп. В-ва 722 года Сентября 24 дня во 2-м пункте напечатано: для сбору штрафных денег определить светских персон, которых до сих числен в епархии твоей определено не было и для определения к сбору тех штрафных денег сколько человек будет потребно, писал ты до господина Стародубовскаго полковника, которых по определении сколько будет собрано и о приеме у них сборщиков известия донести хощет впредь. 23-е) В собирании штрафных денег в епархии твоей с неисповедающихся с 718 года немалая людем чинится трудность и нужно, дабы до осени оставлено било осбирание денег, понеже де писал до тебя Черниговский наказный гетман и полковник с старшиною генеральною (которое письмо при доношении от вас сообщено) и на оное ты ответствовал, что тебе без ведома св. Синода того учинить невозможно. 24-е) Февраля де 18 дня 723 года в св. Синод был послан Москвитин Сыромятной слободы и ныне же житель раскольнической слободы Еленки презельный раскольнический учитель Иван Парфенов сын Подпружников и с допросу его копия; в отсылке его саморучно расписались коллегисты и по некоему коварству с Москвы паки возвращен в Глухов и держался в Малороссийской коллегии, а ныне де где де он держится неизвестно. По справке в св. Синоде, оный Подпружников в св. Синод при доношении прислан и по показанным распросам, по согласному св. Синода приговору, при указе отослан в тайную канцелярию. 25-е) Стародубской де комендант Илья Пашков презельный раскольником заступник, переймаючи в своей команде на заставах беглых раскольников, в коммисию духовных дел не приводит, но отобравших их имения, что у кого есть, пропускает за польскую границу, о чем к нему Пашкову посылана была промемория, на которую не ответствовал. 26-е) Онаго де Пашкова жена укрываючися от благочестия, признавается быти римской веры, но не единаго слова польскаго нигде выговорити не может, говорит чисто по российски и познавается, что ревнует тому же злочестивому мудрованию. 27-е) После беглых раскольнических черниц и белиц, отобранное их причастие, (котораго многое число), куды употреблять? 28-е) Которые живут за разными помещики и по раскольнической своей вере записались под платеж и управление раскольническому бурмистру Ереме Карпову и по просьбе де оных помещиков, по увещанию к соединению православныя веры, обратились всяких чинов людей с двесте душ и по обычаю, (как надлежит принимать раскольников), приняты; а за спомоществованием полковника Пашкова означенный раскольнический бурмистр Ерема Карпов с войтами своими и солдаты и раскольники тех обратившихся от раскола паки развращают, и за соединение безчести и ругаяся берут пожитки их и всякия платежи правити велят, чего де ради протчие отговариваются, что де им обращатся невозможно, понеже де сильна рука Еремина а не Синодальная. 29-е) За небрежением его Пашкова и потачкою его солдат за взятки в 723 году за границу в полятчину пропущено народу многое число и проводчики их держатся за караулом в Глухове. 30-е) И пославным от преосвященнаго Стаховскаго по всей епархии указам, обретающиеся от 718 года доимки, которой будет число не малое, и до днесь направлено, по прошению Малороссийских управителей, также и Стародубскаго полковника выборных людей к сборным штрафным деньгам не дано и оную сборную казну им в своих руках держать и к отдаче быть готовым, великая нужда есть; равно нужно нарочнаго дворянина или в киевской губернии определить указом какого офицера и при нем двух человек солдат: понеже от раскольников великое помешательство и поругание: ежели бы де, говорят, у него Решилова были подлинные указы, тобы де были при нем и солдаты. 31-е) Дабы повелено было содержащихся колодников прислать в св. Синод, а именно войта раскольника, который собрався многолюдством переписывать слобод, что всех раскольников по переписке было и что вновь прибыло, недал и со всяким безчестием и укоризною из слободы вон выгнал и едва смерти не предали, да города Орла посдскаго человека, который бежал за рубеж и пойман и в допросе показал многое число в Орле раскольников и их пристанища, также и в Риге обретающихся. 32-е) Которые раскольнические чернци и черницы на дорогах пойманы и сысканы, а обращаются к православию и соединению христианския веры и оным чернцам в епархии Черниговской быть под началом в Новгородском монастыре, а черницам монастыря крепкаго в епархии Черниговской нет, только де есть монастырь крепкий Гамалеевский, которой построил гетман Скоропадский и оные де старицы из маломочных монастырей бегают в раскольническую прелесть. 33-е) С бородачами и раскольниками, которые по указу образцоваго платья носить не хотят, а за привод по пятидесят рублей в казну платить нечим, что чинить? 34-е) Дабы ему Решилову для надлежащаго в делах отправления дана была инструкция, как и посланному для того ж оптравления тех дел прислать бы к нему подьячего. Июня 15 дня сего 724 г. по Его Имп. В-ва указу и по приговору св. Синода велено: по 1, 2, 3 пунктам по содержанию объявленнаго указа у обретающихся в ведомстве его архиерейском бородачей, о принадлежащих к духовному правлению делах, которые не в старинном платьи приходить будут, прошений их не принимать, а для указнаго штрафования таковых отсылать к светским управиетлем; по 4-му обретающихся близ рубежа раскольников оным духовным управителем увещавать; а о положенном на них раскольников окладе с тягла ли или жеребьев настоящий подачи платеж или токмо за раскол, о том у Киевскаго губернатора требовать известия, которое к разсуждению прислать в Синод. По 5-му о посылке ко обретающимся на заставах управителям подтвердительных указов о не пропуске раскольников за рубеж, в Сенат сообщить. По 6-му о посылке к Черниговскому и к Стародубскому воеводам указов о вспомоществовании оным духовным правлениям в сыскании раскольников в Сенат сообщить же. По 7-му пойманных из бегов раскольников и их учителей высылать в Синод за караулом солдат, пребывающих в тамошних гарнизонах, а прогонные деньги употреблять из собранных с раскольников денег. По 8-му о неопределении раскольников на начальства чинить по духовному регламенту и по состоявшим указам, каковы означены. По 9-му и по 18-му для охранения иеромонаха Решилова от убийства раскольников требовать солдат у Киевскаго губернатора господина князя Трубецкаго. По 18 пункту раскольников и прочих людей, которые учинили церковный мятеж и попрание честному кресту и их раскольнических согласников и помощников для надлежащаго изследования выслать в розыскных дел канцелярию, а из той канцелярии для взятья тех раскольников послать солдат. Чего ради требовать о том в Малороссийскую коллегию из Сената послушнаго указа, которой получа, отправить в ту коллегию немедленно. По 10-му собранныя штрафныя книги и употребленныя священниками в расходы доправить на тех священниках неотложно. По 11-му раскольника Бесчастнаго, который прельстил в раскол девку, ко изследованию выслать в розыскную канцелярию и о посыле послушнаго о том указа в Сенат сообщить. По 12 и по 14 п. о высылке в оную ж канцелярию раскольническаго помощника коменданта Пашкова и раскольника бурмистра Ерему Карпова ко изследованию в показанных на них пунктах в Сенат сообщить же. По 15-му – о обратившихся из расколу ко святой церкви людях чинить по означенным при оном пункте указам. По 16-му о показанных беглых раскольниках, которые намерены бежать за границу, чинить по объявленном при оном пункте указам непременно. По 17-му необратившихся от расколов к надлежащему испитанию выслать в Москву к розыску в разыскных дел канцеляюрию, на коште собранных с раскольников денег, за караулом светской команды солдат и о том, по содержанию означеннаго при оном пункте имяннаго указа к Черниговскому епископу и тамошним командирам послать из Синода указы. По 19-му показанный в том пункте образ Богаматере и истекшей от того образа слезы убрав в удобной тому ковчег и запечатав прислать, как и попа Терентия, у котораго тот образ в доме был, выслать под крепким караулом в св. Синод, на домовом архиерейском коште и за домовым архиерейским же караулом немедленно. По 20-му о защищении Стародубским комендантом Ильею Пашковым отретающихся в Стародубе раскольников при протчих наказанных на него Пашкова от онаго Черниговскаго епископа и иеромонаха Решилова делах сообщить в Сенат. По 21-му обретающияся у Решилова сборныя с раскольников штрафныя деньги тысячу триста рублей прислать в Московскую синодальную правления канцелярию. По 22 и 23-му иеромонаху Решилову с определенными ему Черниговскаго епископа для вспомоществования протопопами поповские о неисповедавшихся реестры исправлять и по исправлении для сбору по тем реестрам денег те реестра отослать ему епископу к тамошним обретающимся у сбора управителем, а оттуду получая те деньги тому, Решилову всем во взятье по реестрам свидетельствовать, а что в сборе будет, присылать в Синод; а наперед сего кто те деньги сбирал и сколько по нынешния числа в сборе было и куда в расходе, прислать в Синод репорт. По 24-му о Иване Подпружникове, что оный прислан был в св. Синод, а от св. Синода отослан в тайную канцелярию, Черниговскаго епископа уведомить. По 25-му на каменданта Пащкова о заступстве раскольников и отобрании после овпущаемых им за границу имения при протчих вышепомянутых на него делах сообщить в Сенат. По 26-му онаго коменданта Пашкова о жене, что она содержит римскую веру, освидетельствовать ему епископу, имеет ли она духовника и повсяки годы исповедывалась ли и буде явятся подлино, что она отступивши от благочестия содержит римскую веру, то ее увещавать, как святыя правила и духовной регламент повелевают. По 27-му прескверное раскольническое причастие ему епископу сжечь. По 28 и 29 на коменданта Пашкова при вышепомянутых на него показанных делах сообщить в Сенат. По 30-му разсуждение учинено, которое следует на 22 и 23 пункты. По 31-му войта раскольническаго и орловскаго посацкаго человека, как и протчих, определено выслать в раскольническую розыскных дел канцелярию, о чем высше сего разсуждение показует. По 32-му пойманных раскольничьих черниц содержать в гамалеевском монастыре. По 33-му о бородачах и раскольниках разсуждение определено по 1, 2 и 3 пунктам. По 34-му инструкцию Решилову от св. Синода дать, какова дана отправленному на петровские заводы иеромонаху Неофиту; а подячего к тому Решилову отправить из Московскаго синодальнаго правления канцелярии[2]. По вышеписанным пунктам, о чем надлежит, в Сенат сообщить ведение, а в Московскую синодальнаго правления канцелярию и к тебе и к Киевскому губернатору и в разыскную раскольничьих дел канцелярию и к иеромонаху Решилову послать указы. – А что ты в тех своих доношениях к св. Синоду писал, что было тебе по духовному регламенту и по состоявшимя Его Имп. В-ва указом, не описываяся и не утруждая тем св. Синод, чинить надлежало; также, что ты в 22 пункте написал; что с раскольников денег преже сего не збирал, а в 23 пункте означил, что в сборе тех денег с не исповедавшихся от Решилова великое затруднение чинится и требовал сроку, а потом в 30-м пункте написал, чтобы для того сбору определить офицера и солдат, о том тебе в том посланном указе написать, что ежели ты впредь так писать будеш, то без штрафа тебе не опустится. – Преосвященному Иродиону епископу Черниговскому и Новгородка-Северскому о высше писанном чинить по сему Его Императорскаго Величества указу. 1724 года июня 13 дня.

Обер-секретарь Тимофей Палеха. Секретарь Михаил Кудин.

III.

Указ Ея Императорскаго Величества, из Московско-Синодальнаго правления канцелярии преосвященному Илариону, архиепископу Черниговскому и Северскому Нова-городка. По следующемуся в Московской Синодальнаго правления канцелярии некоторому делу, взятый Белградской епархиии города Курска церкви Вознесения Господня попа Афанасия Сечки той церкви дьячок Алексей Афанасьев в допросе между прочим показал: в прошлом же 728 году в сентябре месяце, как он Алексей поехал обще с дедом своим, того ж города Курска с попом Максимом, да приезжаго с Ветки мужика Григория из Польши из раскольническа гожилища Ветки и из Курска трактом на город на Новгородосеверск, стоящий на Десне реке, с Новгородка в пустиню, а как имянование сказать не упомнить. Оная пустиня от Новгородка разстоянием в верстах в полуторесте в средине леса, а от стародубскаго форпоста отстоит в пятнадцати верстах; во оной пустине церкви кроме часовни не имеется, при которой то часовни построены четыре кельи; а во оных кельях живут стариц з десять, да противу тех келей, построена одна келья, в которой живут два мужика, а как имяна, не знает и во оную часовню приходя поют часы, вечерни и утрени книгами и отправляют сами без попа. А временем с Ветки и поп приходит, для котораго и епитрахиль с ризами имеется и оныя старицы и мужики крестятся двуперстным сложением. А вышеупомянутые два мужика имеются уже не в младих летех, например лет за пятьдесят; а подлинно о летех и о имени их сказать неможет, понеже хотя в той пустине он Алексей с дедом шесть дней и жил, однакож мужиков видал точию по отпетии утрень и вечерень, а по отпетии часов все ходили для работы в лес и на пашню, а стариц кроме того, что видали в часовне, в другия времена не видивали и в кельи к ним не хаживали. А оная же пустиня имеется в Российской Империи. – По приезде мужик Григорий, деда его в той пустыне оставив, просил, чтоб не оставили его, а сам поехал в Полшу и говорил, что де я с Ветки пришлю старца, который де проводит. Оная пустыня од Ветки разстоянием во сте двадцати верстах. По той просьбе в той путине жили они шесть дней, только треб никаких дед его не отправлял, а жили в кельи обще с мужиками, которые деду его говорили: «наша де вера правая и к спасенью евангельскому способная и полезная и уже нашею верою многие спаслись и многие же знают, что есть святыя». По прошествии шести дней с присланным с Ветки монахом Филаретом поехали на Ветку. – По Ея Имп. В-ва указу и по определению Московскаго Синодальнаго правления канцелярии велено учинить нижеследующее: 1) вышепредъявленную в допросе Курскаго дьячка Алексея пустиню, имеющуюся внутрь Российской Империи, от Стародубскаго форпоста отстоящую в пятнадцати верстах, как вашему преосвященству, так и белградской епархии духовной консистории (в которой епархии она обретается, о том известия неимеется) сискивать всеми способами и как сискано будет, тогда из нея буде изыщутся старцы и старицы и сведения все  и что при них в кельях явится, описав забрать; да и пустыню и что в ней и какия образа созданы, описать же и учинить чертеж с показанием, где она и коликом от которых мест разстояни имеется и велеть ее хранить ближним обывателям, в чем и обязать их письменно и с подкреплением; а взятых в пустыни о всем надлежаще допросить со всяким обстоятельством каждого порознь; также по тем допросам, на кого буде еще покажут и кем надлежит духовнаго чина людьми, всесовершенно изследовать; а из того следствия сочиня выписку с прописанием просьбы и указов и с приложением своего мнения прислать к надлежащему разсмотрению в Московскую Синодальнаго правления канцелярию. А виновных содержать под обычайным, разсуждая по важности дела, арестом; которые явятся в маловажних винах, иметь на добрых поруках. 2) Ежели явится в заговоре кто из светских, писать о надлежащем следствии в те места, кто где видел, со всяким обстоятельством и в раскольническую контору уведомить промемориями. А о чем в которыя места сообщится и в раскольническую контору писано будет, о том и в Московскую Синодальнаго правления канцелярию репортовать без всякаго упущения. Преосвященному Илариону архиепископу Черниговскому и Северскаго Нова-городка о вишеписанном чинить по сему Ея Имп. В-ва указу; а белоградской епархии в консисторию и в раскольническую контору, о чем куда надлежало указы посланы. 1735 г. июня 24 дня.

Павел Протопопов. Канцелярист Алекс. Марсочняков.

IV.

Указ Ея Императорскаго Величества из Святейшаго Правительствующаго Синода преосвященному Амвросию, епископу Черниговскому и Нова-городка Северскаго. Святейшему Правительствующему Синоду в доношении канцелярии министерскаго правления написано: прошлаго 1745 года марта 15 дня Никита Андреев сын Коренев во оную канцелярию доношением объявил, что он того марта 3-го дня, будучи в Стародубе, нашел тетрадку, писанную рукою Еленскаго схимника, раскольника, Григория Яковлева[3], в которой написаны никакие вопросы, а под конец той тетрадки подписано другою рукою, что получены котораго месяца и числа; а признавается, якобы рука раскольника Володимера Михайлова, и те вопросы сообщил он, Коренев, при том. По сему вышеписанный раскольник Григорий Яковлев и по показанию его раскольник же Михайло Григорьев да Косма Соснин в министерскую канцелярию сысканы и допрашиваны. И из оных их допросов сочиненной экстракт и объявленные вопросы святейшему правительствующему Синоду для усмотрения присланы и требован на оное указ. По Ея Имп. В-ва указу и оп определению св. прав. Синода велено: надлежащее по тому делу разсмотрение и по правилам и Ея Имп. В-ва указом решение учинить вашему преосвященству; сего ради с имеющагося в оной министерской канцелярии о вышереченной тетрадке дела точную копию (а если ваше преосвященство требовать будете и подлиное дело) и касающихся по тому делу людей из оной канцелярии отослать к вашему преосвященству; а что вашим преосвященством по тому делу учинено будет, св. Синоду репортовать. Преосвященному  Амвросию епископу Черниговскому и Нова-городка Северскаго учинить о том по сему Ея Имп. В-ва указу. А вышеобъявленная подлинная тетрадка, посылается при сем. 1746 г. ноября 3 дня.

Обер-секретарь Леванидов. Секретарь Петр Боголюбов. Канцелярист Евграф Россов.

V.

Указ Ея Императорскаго Величества, Самодержцы Всероссийския из святейшаго правительствующаго Синода преосвященному Амвросию епископу Черниговскому и Нова-городка Северскаго. По указу Ея В-ва св. Синод слушав дело, начавшееся прошлаго 1747 г. июля 27 дня по доношению синодальной конторы, о явившемся во оной конторе Стародубскаго полку, описной раскольнической волости слободы Злынки жителе раскольнике Михаиле Маркове с пашспортом при доношении от Стародубскаго полковника Феодора Максимовича и с приложенным в конверте запечатанном, доношением же заводчика Никиты Коренева с показанием о поставленных в Польше близ Рубежа в Гомельской слободке Спасовой раскольниками церкви раскольнической о припровождении в слободы попов тайно, и творящих по раскольнически, исправления церковныя, о прибавлении еще вновь церквей раскольниками, описных Стародубовских слобод жители, и о сысканных антиминсах, и постановлении себе епископа, о живущих в тех раскольнических слободах, публичных часовнях, и при них колоколах и отправлении вечерней, утреней и часов, и погребения мертвым, о живущих в тех слободах, прикровенно попах, из которых один по показанию Семен Калинин и пойман, и о других в тех слободах живущих раскольниках же, коиде желают себе православных иереев из России с некакими резонами звать, и хотящих соединитися святой церкви. О сем в доношениях его в канцелярии министерскую показано имянно. По определению св. Синода велено: какие от него Коренева о раскольниках и церквах от них построенных, тако ж о епископе и попах в помянутой министерской канцелярии предоставлены были и что по тем представлениям учинено, о том с надлежащим обстоятельствами из оной канцелярии прислать в святейший Синод известие в самой скорости; от него Коренева представления о попах со всем производством и пойманнаго у раскольников  попа Семена Калинина под караулом отправить к вашему преосвященству; тако ж в Москве явившагося раскольника синодальной конторе отослать под караулом к вашему преосвященству по тем делам и о тех раскольниках надлежащее следствие и разсмотрение учинить по правилам и указам, без всякаго времени продолжения и упущения и что учинено будет, святейшему Синоду репортовать. О чем в синодальную контору и к вашему преосвященству и в канцелярию министерскаго правления и указы посланы. – В присланных доношениях во ответ на оныя посланныя из св. Синода указы объявлено, а имяно: из канцелярии министерскаго правления, каковы от Никиты Коренева о вышеписанном, доношения подаваны, и что по оным в министерской канцелярии учинено, и от оной сочиненной экстракт притом сообщении к вашему преосвященству не отсыланы, затем что вышеписанной де раскольнической поп Семен Калинин до получения онаго из святейшаго Синода указа, от министерской канцелярии отослан святейшаго Синода в контору, а потом и от оной конторы в указе объявлено; что означенной поп Семен Калинин с доношениями министерской канцелярии, тако ж с произведеннаго ему по оной канцелярии, допроса копия для надлежащаго следствия отосланы канцелярии тайных розыскных дел в контору при указе; вашим преосвященством о вышеписанных делах и раскольнике следствия и разсмотрения не учинено; затем, что как из конторы показаннаго раскольника Михаила Маркова, так и из министерской канцелярии помянутых дел со всем производством, и пойманнаго у раскольников попа Семена Калинина в присылке неимеется. Приказали: Московской синодальной конторе вышеозанченнаго раскольническаго попа Семена Калинина востребовав из тайной конторы, и по присылке из той конторы его попа, тако ж и показаннаго раскольника Михаила Маркова, буде и поныне не отослан же, отослать из той синодальной конторы к вашему преосвященству под караулом немедленно; а канцелярии министерскаго правления о вышеписанном, дело подлинное со всем производством по силе прежде посланнаго Ея Имп. В-ва, из святейшаго Синода, в ту канцелярию указа, потому ж отослав к вашему преосвященству в самой скорости и по отсылке св. Синоду репортовать; что же оная канцелярия в производство тех дел надлежащих до разсмотрения епархиальнаго архиерея вступило, то оною канцеляриею учинено весьма неосторожно и не осмотрительно, чего ради в таковые и тому подобныя церковныя дела впредь оной канцелярии отнюдь не вмешиваться и доносителей о таковых делах, есть ли впредь в той канцелярии кто явится, тот час отсылать к епархиальным архиереом. Преосвященному Амвросию епископу Черниговскому и Нова городка Северскаго о том ведать и учинить посему Ея Имп. В-ва указу. А в московскую святейшаго Синода контору и в канцелярию министерскаго правления о вышеписанном указы из святейшаго правительствующаго Синода посланы. Декабря 16 дня 1748 г.

Обер-секретарь Леванидов Секретарь Стефан Пров… Канцелярист Скорняков.



[1] См. о Замышеве.

[2] Инструкция Решилову напечатана в общем обзоре Черниг. епар.

[3] См. его описание раскольничьих дел в обозр. рус. дух. Лит. § 21.