1873 год. Уездный город Мглин из "Историко-статистического описания Черниговской епархии

Город в 236 вер. от Чернигова и в 460 вер. от Москвы, на ровном месте, при р. Судынке, приток Ипути, разделяющем поселение на две части.

Несомненно, что Мглин принадлежит к дотатарским поселениям. В 2 верстах к югу от нынешнего Мглина есть городище, – памятник древнего дотатарского Мглина. Это место на высоком и крутом берегу Судынки, непреступное по положению с запада, укреплено было с севера и юга искусственными рвами. Мглин принадлежал к северскому княжеству: так и в среднее время называли его частью северии. После татарского погрома кн. Лигвень Симеон Ольгердович владел городами Мстиславлем и Мглином и раздавал боярам мглинские имения[1]; а в 1472 году Мглин был староством, как и Стародуб, только не судовым[2]. В московское правление (1500–1618 г.) возобновляли земляное укрепление его на нынешнем месте города[3]. В польское владение дали ему магдебургское право; а при гетманщине он был местом сотенного правления[4].

Перепись 1767 г. говорит: «церковь новая, стоячая за городом (за земляною крепостью), на посаде Заровском, недалеко от валу, край шляху смоленскаго, поставлена ж на самом том месте, где старая церковь стояла и во имя тое самое, як и прежде именовалася, успения Богоматере, о трех уже вновь престолах: с правой стороны арх. Михаил, а с левой благовещения пресв. Богородицы».

В 1833 году когда разбирали успенский храм, найден здесь антиминс освященный для мглинской успенской церкви в 1693 г. архиеп. Феодосием[5]. Но и это не был, как увидим, первый успенский храм в Мглине.

Нынешний каменный храм основан в 1815 г. в память избавления Мглина от разорений 1812 г. – Коллежский ассесор Григорий Лишин пожертвовал на начальные работы 10000 р. ассиг. Наличными деньгами и почти столько же векселями. Так как благотворитель сей скоро умер: то как ни усердно старались о новом храме, при недостатке средств постройка его шла медленн. В сент. 1825 г. при проезде имп. Александра через Мглин, подано было ему прошение мглинян.

Всеавгустейший Монарх!

Всеподданнейшие в-го импер. Величества гор. Мглина жители, движимы будучи сердечными чувствами благодарноси к православной греко-российской вере, чрез ревнителей своих в глазах целого света прославившей любезное отечество наше и чудесным образом от неприятельского в 1812 г. нашествия избавившей град сей, в знак достопамятнаго события онаго, с общаго согласия постановили на место существовавшей ветхой деревянной построить с Божиею помощию и усердием дателей, новую каменную, трехпрестольную церковь. Благонамеренная такая цель, восприяв в заложении храма 1815 г. благое начало, приобрела было себе помощника и добраго строителя в коллежском ассесоре Григорие Лишине, который по временам делал значителныя пособия. Но в последствии возникли, как горы, неудобства. Выстроенная вчернь почти с куплоами церковь осталась недоконченною: пособия г. Лишия со смертию его прекратились; а граждане как от смутных обстоятельств 1812 г. так от ежегодных неурожаев не оправились… Благоволи Государь, явить на окончание храма Высокомонаршую милость».

В 1827 г. прислано из кабинета Государя 5000 р. ассиг. на окончание храма. И церковь с тремя престолами освящена в 1830 г. октября 23 дня.

Первый предмет, обращающий на себя благоговейное внимание посетителя храма сего, есть древняя икона Богоматери Одигитрии. Внизу иконы старинная надпись, «року Божого 1664 мар. 2[6] сей образ найден пресв. Богородицы, як король ишол у гомонеще слеще, межи Дрокова и Нивного, на болоте, молитвами твоими едина чистая и благословенная». По преданию мглиняне были тогда в сильном страхе, при приближении многочисленных польских войск; это и естественно было, когда они за 3 года пред тем, по милости тех же ляхов, сильно пострадали от грабителей татар[7]. – Теперь они обратились с пламенными молитвами к Богу и Богоматери о помощи; на берегу Ипути неприятельские войска потерпели сильное поражение и вблизи того места, в лесном, болотистом, месте найдена св. икона и при ней колокольчик. – По памятникам истории, весною 1664 г. кор. Казимир «простуючи (из Украйны), к Могилеву, много люду потратил»[8]. «Князь Иван Семенович Борятинский польских и литовских людей дошед за черкасским городом Мглином, побили многих, а в  полон взяли полковников и иных начальных людей и рядовых больши 300 человек и обоз гетмана Михаила Паця взяли[9]; сам Король едва не попался в плен[10]. Так было по защите Богоматери! Св. икона написана на холсте, наклеенном на доске; к старой доске приклеена потом другая, липовая; толщина обеих досок в вершок; вышина иконы 1 арш. 2 вер. ширина 15 вер. Пресв. Дева изображена по пояс; правая рука ее приложена к персям, а левая держит Предвечного младенца, у Которого в левой руке свиток, а десница преподает благословение. Это – смоленская икона Богоматери, первоначально данная, как известно, в благословение супруге черниговского князя Всеволода Ярославича[11]. Последнее обстоятельство подает мысль о том, что мглинская чудотворная икона едва ли не захвачена была неприятелем где либо в черниговской стороне и потом небрежностью брошена. Краски на св. иконе не масляные, а разведенные на клею и от времени довольно потемнели. – В праздники Одигитрии – июля 28 и март. 2 (день обретения иконы) бывает многолюдное собрание народа к св. иконе. В другое время св. икона нередко берется в села и дома.

Другие памятники древнего храма успенского: а) евангелие львов. п. 1638 г. с надписью: «року 1697 м. апр. 2 д. я раб Божий Яков Кузмович Лапенок, Андрей Семенович Шаповаленок, жителе мглинские, казалисмо книгу сию, глаголему евангелие, вечными часы до храму успения пр. Богородицы, стоячой в гор. Мглине».

б) Цветная триодь черн. п. 1685 г. с надписью: «от книг церкви успенской мглинской».

в) Евангелие м. п. 1745 г.[12]

По переписи 767 г. успенскому храму «надана от парохиан на священников дуброва, называемая Сумина, лежачая под село Девовку, на верст 11, на которой накашуется сена возов на сорок».

Вот прекрасное распоряжение святителя Феодосия, относящееся до священника успенской церкви Дионисия.

«Пречестный в Богу отче почеповский, нам в Духу святом возлюбленный сыне!

Человек именем Хома Гречушенко, житель лопазнский, ускаржался плачливе пред нами на честнаго о. Дионисия, наместника мглинскаго, иж он грунт его отцевского с Лопазни набыти собе чили привлащати усилует, для чого и перед судовими его удает безчестью и до великаго приводит утравления, яко и тепер в турме сына его вязит и людей з тым подсылтет; не хай, мовит грунту того мне уступят, тобудут в покою. – Призови теды отца наместника пречестность твоя, до себе и именем нашим пастырским накажи его, а бы того перестал и болш тым убогим людем кривды не чинил, бо таковы укрыженя о помсту до Бога волают. Если зас тоже отец наместник в том не погамуется, теды пречестность твоя досмотри, абы за позвом выданным на него сым людем ораз до катедры нашой становился. – Повторе рое пречастности твоей приказавши, архипастырсткое наше засылаем благословение.

Пречестности твоей и Боге благ желаючи пастыр Феодосий Углицк. архиеп. Черниговской. 1695 г. июня 20 д.»

В том же храме видели и опыт непризванного проповедничества. В 1726 г. «поп Герасим с. Симонтовки, не учившийся у школах и не умеющий слогов, отважился на праздник успения Богородицы в храме местечка Мглина без книги, з головы говорить казане и людей учащихся соблазнил; початок сказаня: у дуба маврийскаго предсташа ангели з обнаженными мечами, а укончил тым: казала, мовит, баба гетману Голоферну голову отрубить и заховала в коштру; Богу нашему слава». – Беднягу проповедника «с казанием» велено доставить «в колодках в самой скорости» к архипастырю. – Оказалось, что казанье сочинил пан Есимонтовский[13]. Печальная история образованного Якимовича, назначенного (в фев. 1729 .) к успенской церкви, уже известна и в ней главная роль принадлежала, к сожалению, тому же пану Есимонтовскому[14].

Церковь св. Спаса по переписи 767 г. «о единой главе с обасанью». Это одна из самых древних церквей мглинских. По переписи 767 г. причту принадлежит: а) половина грунта, называемого Селянка в 5 вер. от города, посевом на 15 четвертей и там же сенокос на 40 возов; б) половинная часть леса при р. Лукавице в 20 вер., в длину на 1 ½ версты, а шириною на ½ вер. – Все это утверждено за церковию старостою стародубским Николаем Абрамовичем.

Ныне в владении причта Спасской церкви более 85 десятин земли. Кроме того еще было много церковной земли, но 18 десятинами завладели дворяне Кореневские Помещаем «выпись с книг меских стародубовских права магдебурского.

Року Божого 1720 дек. 19. На майстрате е. ц.  в стародубовском пред нами сотником полковым и полковником наказным, обозным, судиею, асаулами полковыми стародубовскими, войтом, бурмистрами, райцами, лавниками и всеми рочне заселыми рядными постанвоившеся честнии отцы Трофим Гораин, наместник всемилостиваго Спаса церкве, и отец Алексей Овсеевич з братом своим о. Максимом соборной воскресенской церкви парохиальные священники мглинские, объявили и доносили: еще за владение Мглином Абрамовича неякогось, старосты стародубовскаго[15], на поле называемое Селянка над речкою Воронусою за отчиною и обрубом лежачое при том же кгрунте, и займище, на котором невсегдись бывал млынок на речце Ржавцу обретаючоеся церкви всемилостиваго Спаса определенные; А соборной воскресения Христова церкве на поле называемое Портники, на пожне коло Воронусы речки лежачие и отчину в том же обрубе Портниках обретаючуюся, – мененным мглинским церквам наданные права, фундуши и правные крепости на владение мененных угодий под час шведского на Мглин нашествия при инших церковных препараментах чрез разорение згинули безвестно. Якими церквам наданными угодьями антецессорове их и они сами чрез так великую лет давность спокойне владели. О таковой згубе прав наданных на владение кгрунтов божественным церквам объявляючи и забегаючи терминов переначабеням, аби впред грядущие лета и времена так, як антецессорове их по наданных правах и они сами, и по их наступаючии священники подлуг сего письма могли выраженных уживати и на потомные часы тыми угодями владети спокойно и свободно, таковым респектом просили свое явленое доношение да акт нинешних приняти и записати и собе для потомной твердости на письме за печатми выдати. Которому мы так слушному помененных священников прошению давши у майстрату месце, казалисмо до кат нинешних приняти и записати и есть записано. З которых и сей выпис подпечатми урядовыми и подписом рук нас майстрату стародубовскаго стороне того потребуючей есть выдан».

По делу 1728 г. известны мглинские священники: спасский Василий Алексеев (сын о. Алексея Кузминича), пречистенский Василий Дионисиев (сын о. Дионисия), воздвиженский Михаил Иванов и воскресенский Александр Лелицкий.

В храме требник и служебник (4 д.) к. п. 1737 г. Минеи служеб. К. 1741 г.

Самый древний памятник древнего Мглинского воскресенского храма – грамота кор. Владислав.

Вот что она говорит:

«Владислав чвартый, Божою милостию король Польский, Литовский, Русский и проч.

Ознаймуем тым листом нашим, привилеем, кому б о том ведать належало, иж урожоной Иероним Тиханович, подсудок смоленский, левизор замков смоленских, от святой памяти короля его милости панотца нашого будучи засланый на сивер, на церковь св. Воскресения, стоячую в мястечку Мглине, в старостве стародубовском, надал грунта, землю оромую и не оромую, сеножати, отчину и со всякими угодьями, прозываемую Портники, лежачие над речкою Воронусою, промеж селами Осколковым и Велюханами, як само в себе ограничено, во уживане и держане нашему богомольцу попу Кузьме Орловичу. Который то лист и мы, помножаючи хвалы Божия в панствах наших, сим лисом ствержаем в моц и держане оному попу тые грунты надаем во вечные веки и детем его и по нем наследником, будучи под послушенством отца митрополита киевскаго во единстве. И на то далисмо лист наш с подписом рук наших и под печатию королевскою. Дан в обозе за Смоленском, на Богданвое околицы, дня 2 м ноября року 1638, попваня королевств наших польских и литовских primo. И на то церковь мглинскую, в старостви стардубском подлеглое, надало пред урожоного пана Тихоновича, подсудка смоненскаго ревизора короля его милости.

Wladislarus Rex.

Мартин Тризна,референдарь писарь королевской его милости».

Здесь а) Тихонович дает право священнику воскресенской церкви пользоваться землею портниковскою; он не говорит, что земля эта и прежде принадлежала церкви, но по другим примерам о большом количестве земли церковной твердо верим, что – дар собственно древнего русского благочестия; уверенность наша оправдывается и тем, что земля осталась церковною собственностью и во всепоследующее время, не взирая на неисполненные условия; б) король утверждает землю, данную на церковь воскресенскую за священником Орловичем и его детьми под условием пребывания их воединстве, т. е. в унии. Под этим условием хлопочет за Орловича и пан Тихонович[16]. Само по себе понятно, что все подобные условия скоро выброшены были вон из Мглина; уже в 1648 г.Мглин оказался средоточием ненависти против ляхов[17]. В 1649 г. «полк черниговский со всею северью аж по Гомель и Дроков и Мглин» стал под знамена Хмельницкого; в 1652 г. «из сивера, то есть из Стардубова, Печепа, Мглина, Дрокова жолнеров выгнало поспольство самых тих городов много оных погромивши»[18]. По универсалу преосв. Кирилла (от 21 сент. 1762 г.) видно, что Орловичи один за другим до 1739 г. были священниками при воскресенской церкви (после Козмы сыновья Максим и Иосия, потом Максим Иосиевич, далее Александр Иосиев и Максим Максимович Лелецкие); в 1736 г. храм сгорел по недосмотру священника Александра и его зятя Григория; последний, чувствуя себя виновным, скрылся в Белоруссию, а Александр за нетрезвую жизнь и по болезненной старости лишен был места; священником с 1738 г. поступил Иоанн Яновский. Тогда же предписан было «духовницу» как незаконно составленную Лелецким «отобрать, а о грунтах церковных и власных Лелецкаго изследовать и крепости на церковние грунта так на портниковский, як и на другие, – отобрать у Варлаама» (викарнаго священника). Сын Александра, слушатель философии, в 762 г. домогался занять место отца: но ему отказано и место предоставлено осиротевшей семье протоиерея Яновского[19]. После 1767 г. королевская грамота скрыта была от глаз духовного начальства и портниковская земля продана была кем-то частному лицу. В 1833 г. сын умершего казенного крестьянина дер. Велюхан Исаии Казеки доставил королевскую грамоту вместе с другими бумагами приходскому воскресенскому священнику. Начавшееся дело о земле решено сенатом в пользу причта храма воскресенского[20].

Заметим еще особенность: Иван Яновский, быв духовным правителем протопопом, делал доносы синоду на преосвященного Амвросия Дубневича, будто он своеволен и строг до жестокости: но по следствию сам уличен в гордом своеволии, предписав запрещенному и глухому священнику Варлааму исповедовать и причащать в Чешуйках, на что представлена собственноручная записка к Варлааму; потому синод подверг его запрещению священнослужения и он оставался под запрещением лет 10, пока окончилось дело его, завязанное им с одним приказным.

По ведомости 767 г. «в старом городку мглинском церковь была воздвижения креста Господня и звоница деревянние; в 1761 г. 31 октяб. сгорели». В нынешнем храме найдена медная дощечка с надписью: «основася церковь сия в честь и паметь воздвиженья креста Господня при державе вел. гос. ц. и в. к. Петра Алексеевича и при гетманстве войска запорож. Иоанна Мазепы в месте Мглине у замку, при святительстве преосв. архиеп. черниг. новгород. И всего сивера господина отца Иоанна Максимовича, коштом и покладом Иоанна Ракушки Романовскаго; сотника мглинскаго, року 1699 м. мая семого дня». – Без сомнения это не первый храм креста в мглинском замке: так заставляет верить самый замок. Деревянный храм, построенный после 767 года перестроен и освящен в 1856 году.

В переписи 767 г. сказано: «от той погорелой церкви недалече жилой двор священника, – пляц надан умершему крестовоздвиженскому священнику Филиппу Федорову в 1702 г. от фундаторов церкви панов Иоанна Романовскаго, Афанасия и Алексия Есимонтовских; грунта и сенокосы наданы на церковь крестовоздвиженскую добровольне от парохиян еще до руины шведской: а) пахотнаго поля в змене за речкой нивка, за гаем панов Есимонтовских, посевом ржичвертка, и яри тоже число; в змене спасской нивка трое гоней, посевом жита и яри на полчвертки; в змене заровской два морга, един под Чешуйками, посевом жита и яри по чвертке, а другий в руочище под Луцами, посевом жита и яри по чвертке; б) сенокосу за березовым мостом на 20 возов и там же другий на 2 воза». Ныне при храме только домик, завещанный священническою женою Анастасиею Коробцовою в пользу священника.

Указом св. синода от 30 мар. 1833 г. Воскресен. храм приписан к каменной Богоявленской церкви, которая построена в 1804 г. усердием мглинского купца Афанасия Согнибеды.

По грамоте 1632о г. Велюханы «село»; следовательно с храмом. Ныне это – деревня, состоящая в приходе Успенского собора. В том же приходе ныне деревня Ветлевка, находящаяся в версте от Велюхан. В универсале стародубского полковника Якова Ивановича Гетманича от 9 окт. 1686 ог. Ветлевка – «село», следовательно с храмом[21].

По универсалу от 4 апр. 1704 г. Чешуйки «село», следовательно с храмом[22]. Так как самая большая часть прихожан воскресенской церкви живет в Чешуйках и в деревнях близких к этому месту: то в последнее время по просьбе прихожан разрешено перенесть Воскресенский храм в Чешуйки, а 90 д. м. живущих в Мглине присоединены к прихожанам мглинских церквей.

На двери храма романовского записано: «13 сент. (1825 г.) изволила приехать в Мглин государиня императрица Елисавета Алексеевна, – имела ночлег в доме Косача и 14 ч. изволила слушать в церкви воскресения литургию, которую совершал Иоаким Чачка с диаконом Георгием Бойдаковским; литургию пели с придворным певчим Иваном Васильевичем Рославцем мои певчие» – т. е. Стефана Лашкевича.

Из жизни давних времен жителей г. Мглина заслуживает полного внимания жалоба 1730 г. полковнику Дурову. В ней видны и быт и разные нужды и обиды их. По этой жалобе производились исследования в следствии, которому помещики доставляли акты на земли, составившие книгу генерального следствия. Мглиняне писали:

«Благородный и высокопочтеннейший господин Александр Иванович, полковник стародубский, нам милостивый государь и всенадежнейший патрон.

Мы нижеподписавшиеся полку стародубскаго сотни мглинской войт меский мглинский, як з мещанами так и з сельскими обще посполитыми людьми зостаючими ратущними высокородию вашему супликуючи доносим в нашей нужде. Их в сотне нашей мглинской як прежде бывало в городе мещан грунтовых имеючих нашне тяглие, так сел и деревень ратушних а имянно село Костяничи, село Симонтовка, село Ормин, село Семки, село Ляличи, село Высокое, село Белогощ, село Лопазня, великая Дубрава, деревня Нивное, село Курчичи, деревня Ветлевка, дер. Велюханы, село Шумаров, село Осколков, дер. Санники, дер. Нетявка, село Дроков, село Овчинец, дер. Косачи, дер. Суражичи, и того оних сел д еревень, будучих прежде ратушних, двадцать з едним и дер. Чешуйки на сотника мглинского была з давних лет и во оних селах и деревнях свободних посполитих людей грунтових довольное число имелося,о тбувающих подати до скарбу войскового и другия повинности, хлуд на греблю бакланскую гетманскую и до артиллерии войсковой уставечно виставляючих писаревщину, сторожовщину, нужние подвиги и другия службы. И тогда могли як при полности було посполитих людей ратушних вышеписанныя долегливости избувати. А потим когда в прошлих не теперешних годех по сей 1730 г. оних сел и деревней сотни мглинской будучих ратушних в отдачи не мало за владельцами стало, а имянно сели КОстяничи за п. Романовичем, с. Симонтовка за п. Есимонтовскими, с. Ормин за п. Турковским, с. Семки перва було за Андреем Зубрицким, а ныне за продажею оним Зубрицким имеется к почеповской сотни за ея величеством, с. Лопазня прежде было за небожчиком Максмом Борозною сотником бывшим мглинскиМ, а по умертвии его, як взял жену его капитан Антон Детербен себе за жену, так и селом тем владеет, с. Лиличи за оним же капитаном: с. Высокое зо Барановским, войтом почеповским, с. Великая Дуброва и дер. Нивное в семь 1730 г. отдано Тимофею и Мартину хорунжему сотни мглинской Лишням и в том же селе Дуброве в скупле посполитых людей грунтових за ними же Лишнями дворов пять, нашни под ними тричевртки с третью и в оной же деревне Нивной пустовская пашня за ними же Лишнями. И того в отдачи сел и деревень будучих ратушних за владельцами имеется девять вышевыраженных сел и деревень. Село Белогощ за паном Афанасием Покровским и за прочими владельцами скуплею и не скуплею завладено. А ныне в сотне нашей мглинской сел и деревень ратушних, и которих посполитие люде имеются, мало обретается; а имянно село Курчичи, дер. Ветлевка, дер. Велюханы, с. Шумаров, с. Осколков, дер. Санники, дер. Нетявк, сел. Овчинец, дер. Косачи, с. Дроков; а в деревне Суражичи якие было посполитые люде двора два, и тех теперь нет, еден за зистрельцем в продажи, а другий в бобровники вписался. Остаючихся сел и деревень ратушних только всех десять. А и в тих зостаючихся селах и деревнях ратушных, як и в самом городе Мглине, посполитих людей грунтовых имеючих пашне тяглия не мало убыло скуплею и не скуплею, завладено панами владельцами, знатными и рядовими козаками, монастырскими и духовным чином и прочими; некоторые козаки подсуседки, и духовные подданных имеют грунтовых же; а иные посполитие люде грунтовие, ухожаючи из таковой посполитской служби, во иное звание вписалися. Хотя и грамота блаженния и вечто достойния памяти великаго государя ц. и в. к. Алексея Михайловича на некоторыя вольности городу Мглину мещанам данная имеется: однакож теперь нам посполитим людем сотне мглинской, як мещанам так и селянам, зостаючимся ратушним в отбываню посполитской службы в податех до скарбу войскового и других долегливостей не малая и не зносная тяжесть имеется, яковой не можем и содержати, такових ради причин: понеже в сотне нашей мглинской сел и деревень в отдачи не мало стало з панами владельцами и в яких селах и деревнях посполитих людей грунтових большая часть имеется, нежели при ратуши остается; а в остаючихся селах и деревнях ратушних, так и в самом городе Мглине, посполитих людей грунтових, имеючих пашни тяглие, не малое, число убыло. Имянно за разными владельцами знатними козаками в скупле (покупку) дворов четырнадцать, а пашне чверток десять с третею частью; за рядовыми козаками и стрельцами в скуплех дворов сорок два, а пашне тридцать одна чвертка, с четвертою частью; к монастиру в скупле дворових четири, а пашне чверток шесть; за рядовим козаком даремно завладенной пашне третя часть чвертки двора единаго; за попами за исправу панше чверток две дворов трох; в подсуседках за козаками двор еден, под ним пашне полчвертки; в подданстве за попом двор един, под ним пашне полчтвертки; в стрельци вписались дворов три, под ними пашни чвертка; в бобровники вписались двор еден, под ним пашне чвертка; в пороховники впсались двора два, под ними пашне повтори чвертки. Итого всех убылих дворов, як в городе, так в селах и деревнях, семьдесят шесть, под ними пашне было шестьдесят две чвертки с чвертою частью. А осталось в сотне нашой ратушних посполитих людей грунтових як в городе, так в селах и деревнях, всех дворов во всей волости, сто два, а пашне сорок три чвертки и две трети доле чвертки. На что и ведение именное при сей нашой суплице дано, сколько зостаючихся людей ратушних грунтовых имеется, так и о убылих людех грунтових за подписом рук наших. За оних убылих людей в податех до скарбу войскового остаючиеся мы посполитие люде ратушние платим: а уставичне в остаючом службу (даемо) на ясневельможного добродея пана гетмана бакланскую идо артиллерии войсковой, в писаревщине, в сторожовщине, в нужних подводах и других службах, як при зуполних посполитих людях будучих ратушних избували, так и теперь мы посполитие люде мало зостаючие ратушние все тие прописанние долегливости избуваем. К тому же еще город наш Мглин против других городов полку стародубовскаго и прочих на самом пограничу стоит и от неприятеля шведа весма ушковен. Лежачим шляхом до Смоленска, я к туда так и оттуда, стали переходи частие великороссийских драгунских полков, из полков и в полки едучи, переезжают часто всякое офицерство; також не исходно стоят на форпостах драгуни и як сменяется команда командою, также часто командами (часто) переезжают и тим городу нашему мглину от такових переездов и постоев не малая докука и подводи нужние и другия службы часто бывают, а служить не ким стало, за владельцами, котории за своих подданных каждый стоит, а за нас стоять не кому. Тим мы посполитие люде зостаючиеся ратушние всякия болезливости избуваем, от чего мы и до осталого разорения и в крайнюю пищету пришли. И теперь сего 1730 г. нояб. 20 д. прислан указ от высокородия вашего к п. сотнику нашому мглинскому, дабы выбрал з посполитих людей человек двох добрих, слушних, пожиточних, писменних и достоверних на предбудучий 1731 г. в заведовци, а в нас такових людей и не имеется. Но им в прошлих годех за бывшую малороссийскую коллегию такових ради причин прислано в нашу сотню мглинскую из иных сотен полку стародубовскаго людей добрих и пожиточних в зборщество. Яковой нужди не можачие мы содержати, о сем суппликуючи, высокородию вашому доносим и в том стократне и наипокорнейше просим высокородия вашого явити на нас милостивую свою панскую ласку в таковой нашей нужди и незносной тяжести от чего мы в крайнюю нищету и разоренне прошли и в том быти за нас убогих посполитих ратушних людей обстоять».

По церковным записям число прихожан: Успенской ц.: 1800 г. 776 м. 740 ж.; 1810 г. 758 м. 708 ж.; 1830 г. 888 м. 882 ж.; 1850 г. 991 м. 946 ж.; 1860 г. 947 м. 1028 ж.; Преображенской ц. 1800 г. 415 м. 419 ж.; 1810 г. 434 м. 462 ж.; 1830 г. 456 м. 480 ж.; 1850 г. 482 м. 472 ж.; 1860 г. 477 м. 492 ж. Крестной ц. 1800 г. 520 м. 512 ж.; 1810 г. 298 м. 297 ж.; 1830 г. 320 м. 323 ж.; 1850 г. 338 м. 360 ж.; 1860 г. 533 м. 422 ж. Богоявленской ц. 1810 г. 267 м. 242 ж.; 1830 г. 287 м. 306 ж.; 1850 г. 317 м. 370 ж.; 1860 г. 280 м. 315 ж.; Воскресенской ц. 1800 г. 850 м. 850 ж.; 1810 г. 900 м. 900 ж.; 1830 г. 964 м. 968 ж.; 1850 г. 1002 м. 1073 ж.; 1860 г. 1112 м. 1114 ж.

В Мглине ярмарки: на 4 нед. великого поста до 4 дней. Последняя известная с 1665 г.[23] На троицкую ярмарку привозят хлеб, пеньку, масло, табак. Пенька и конопляное семя привозится из уездов суражского и стародубского в Мглине, где покупают это зажиточные купцы, отправляющие товары к пристаням Двины для Риги. Зажиточные люди, имеющие возможность доставлять пеньку в Мглин купцам, получают добрую награду трудам свои. Но к несчастью края, жиды, шныряя по деревням и селам, обирают бедняков, обманом и разными проделками скупают у нуждающихся поселенцев плоды кровного труда и за низкую цену. А жидов в одном Мглине до 600 душ. В Мглине пенька покупается на круглый вес: это значит, что 50 ф. принимают за пуд, или 12 ½ пудов за берковец. Круглый вес обеспечивает покупателя при трепке пеньки, – или при очищении ее для отправки в порты, где принимается только чистая пенька.



[1] Акты запад. Рос. 1, 197.

[2] Маркевич 1, 22.

[3] Карамз. IX, пр. 849. Акт запад. Рос. 1, 228. Литовская метрика 1, 53, 294, 305, 2, 264. При Петре в Мглине были только медные пушки.

[4] В 1669 г. мглинский сотник Андрей Есимонтович (Величко 11, 187. Ригельман 112, 113). Царская грамота нояб. 2 1663 г. с подтверждением права магдебургского – в черниг. Ведом. 1853 г. № 48. Там же универсал 19 сент. 1709 г. отдавший с. Семки магистрату. Мглинская сотня заключала в себе поселения двух мглинских благочиний и благочиния суражского.

[5] Черниг. ведом. 1853 г. стр. 457.

[6] Надпись славянскими буквами и не совсем разборчива: року 1664 последнюю букву принимают и за 2 но ошибочно.

[7] Летоп. самовидца стр. 35. Ригельман 111, 15.

[8] Летоп. самовидца 44.

[9] Ак. эк. 4, 198.

[10] Ригельман 111, 74.

[11] Слава Богоматери 111, стр. 85, 86.

[12] По делу консистории 1777 г. в мглинском успенском храме были еще: минеи служ. м. п. 1724 г. служебник к 1734 г.

[13] Дело консистории 1726 г.

[14] Обзор иерархии черниг.

[15] 1634 г. «пан Абрамович и пан Радзивил, брат гетмана», заключили договор с Шеином о сдаче Чернигова Польше. Книги разр. 11, 633. У Несецкого Иоанн Абрамович сперва воевода минский, а с 1596 г. воевода смоленский; сын его Николай Абрамович до1648 г. воевода мстиславский, а с 1648 г. троцкий. Korona polska 1, 189, 197. Herby p. 6. След. земля утверждена около 1635 года. Акт. югозап. Рос. III, 406.

[16] Иероним Теханович межевый судья 1638 г. в дворц. разр. 2, 929.

[17] Костомарова Хмельницкий 191, 292.

[18] Летопись Самовидца стр. 14, 20. 21.

[19] Универсал в деле губерн. Правления 1676 г. Сл. архив консист. 1737 г. № 57.

[20] Черниг. губ. вед. Стр. 445. 446.

[21] См. о Симонтовке.

[22] Черниг. губ. вед. 1853 г. стр. 448.

[23] Соловеьва истор. XI. прибав. стр. 6.