Мглинский уезд

Клинок

В 51 вер. от Мглина и в 25 от Почепа, с деревянным храмом Иоанна Богослова.

Место где ныне расположено село Клинок, по преданию, порыто было дремучим лесом. Это частию видно и ныне. Здесь был мужской скиток или часовня с кельями. К пустынникам стали приходить и селиться вблизи, – между ними первым поселенцем ыбл Козма Новик из деревни Жудиловки. Когда умножилось население, часовня обращена в храм св. Иоанна Богослова, при пособии владельца деревни Высокой (что в 6 вер.) Исаака Щербы. Освящение этого храма было, по всей вероятности, не позже 1670 г.

Книги храма: цветная триодь черниг. п. 1685 г. с заметкою: триодь попа брянского Григория церкви Богоявленской «доставлена Емельяну Иоанниковичу Поделяну за 5 коп в року (стерто)». Анфологион без начальных листов, по древний: в нем напр. ирмос: «путь морский, волнуясь пенами, сух явися, израиля приемши. Сина же пучина тристаты египетския потопи зело, водостланен гроб, силою крепкою десницы Владычния». Очевидно, это вольный русский перевод ирмоса. Еще анфологион м. п. 1706 г. с надписью: «дается в року 1735 в церковь клиновскую Иоанна Богослова, для отправ священником Лукияном Богдан(овским).

На ставленной грамоте, печатной, выданной Клинковскому священнику Василию Лукьянову февр. 5 1736 г., первыя слова печатные: «православный архиепископ черниговский и новгородка северскаго Иларион Рогалевский». Подпись: «хиростонисан во иерейство Митрофаном митрополитом коринфским». На обороте: «концесс отцу Василию Лукьянову к церкви св. Иоанна Богослова в село Клинок на целую парохию».

Древние вещи храма: два оловянных потира, оловянная гробница, медный осмиконечный крест напрестольный.

Число прихожан:[1] в 1790 г. 362 м. 319 ж.; в 1810 г. 546 м. 567 ж.; в 1830 г. 562 м. 575 ж.; в 1850 г. 603 м. 574 ж.; в 1860 г. 654 м. 690 ж.

В давнее время было у клиновского причта довольно земли. Еще и ныне одно лядо, десятин в 15, называется «попово лядо», от того, что здесь было гумно,  сарай и дом священника Тараса Богдановского. Но эта земля перешла в чужие руки, а документов письменных не сохранилось. Ныне у причта только около 7 десятин земли.

По худому качеству пахотной земли прихожане – бедны.

Благочестивые обычаи:

а) В светлую седмицу пасхи с нетерпением ожидают и благоговейно принимают образа, или как говорят, Богородицу с причтом. На этот случай издавна устроена прихожанами икона, находящаяся в храме: на одной стороне ее изображена Матерь Божия, на другой – Иоанн Богослов. Другая пасхальная икона – Воскресение Христово. К ним присоединяется общественная икона села или деревни, и именно св. Николая. Некоторые из прихожан дают еще в пост обет – носить в пасху первые две иконы и жертвуют от 50 коп. до 1 рубля. Они называются в народе богоносцами. Хозяева дома встречают св. иконы с хлебом и солью в руках; дорога от ворот до избы услана соломою. При приближении икон хозяева творят земной поклон и целуют иконы, хозяин отдает хлеб богоносицу и принимает икону Богоматери, хозяйка набрасывает на икону холст или миткаль, или крестик с лентою, в пользу храма и берет другую икону Воскресения Христова; оба в сопровождении народа вносят иконы в избу и ставят в сосуды, наполненные зерновым хлебом. Богоносец кладет принятый им хлеб на стол. Хозяин, если не имеет у себя свечей, покупает у старосты и дает ему же на Божию Матерь, в пользу церкви деньги по усердию, но не менее 2 ½ коп. сер.

Согласно с желанием хозяина причт поет или один молебен, или акафист Богородице. Хозяева молятся с полным усердием. И это время – самое для того, чтобы священник мог сказать увещание или утешение хозяину, на пользу души его.

По окончании молебнов по домам, прихожане просят еще отслужить общественный пасхальный молебен на полях.

б) В день казанской иконы Богоматери, 8 июля, общество села и общества деревень приглашают священника совершить крестный ход вокруг огородов. Берутся хоругви, икона Богоматери пасхальная, казанская икона и общественная икона св. Николая. При входе в поселение или при колодце совершается водоосвящение, потом идут по деревне и причт поет церковные гимны. На другом конце поселения поется молебен казанской иконе Богоматери. После того процессия идет около огородов, которые окропляются св. водою; в это время поется молебен св. Николаю или Спасителю.

в) Молебствуют еще с Никольскою свечою. Общественная икона св. Николая хранится в доме избранного шапора (казначея). За неделю до праздника святителя шапор собитарет зерновой хлеб по домам на свечу святителю; хлеб продается и покупается мед, который потом варится. Сваренный мед оценивается обществом и по оценке продается. Вырученная сумма за мед поступает на свечу святителю, которая бывает иногда в пуд и более. Икона святителя переходит из дома в дом с молебствием причта. Причем еще совершается панагия.



[1] В 1715 г. в селе Клинке 43 двора. Черниг. ведом. 1853 г. стр. 343.