Костяничи
В 15 вер. от Мглина, с храмом пр. Илии, в соседстве с Кадецким[1].
Поселение древнее. У хутора Еловца, в прежнем кругу костянского прихода находится много курганов, расположенных симметрически. Их признают из могилы язычников еловцев, жителей елового леса. Пдобные курганы были разрываемы г. Рославцем и на дне их найдены были нарукавные кольца, стеклянные бусы, медные серьги, скелеты головою на юге. – И в Костяничах есть несколько кладбищ, оставленных за теснотою.
Село Костяничи даже в универсале 1693 г. считается принадлежащим к ключу мглинскому; это указывает на состояние костяничского населения в литовское правление (1320–1490 г.).
По некоторым актам Костяничи до 1604 г. «деревня», а с того года «село». Но первое было конечно случайностью; древний храм был разрушен тревогами времени.
Два акта: «року 1715 о. Корнилию Ивановичу Кунашевскому, пресвитерови Ильинскому Костянскому» продан огород. «Року 1742 я Мойсей Видеенок, житель костянский, даю доброволне в вечность честному отцу Корнилию Кунашевскому нивку з засевом на чвертку за матку свою и брата Игната, за остатние столы и за роковщину две поповских и дячковских и паламарских шесть чверток жита сторой меры и сосну с пчелами за венец». Напрасно этот о. Корнилий принимал на себя имя честного отца, что видно и по делу 1728 г.
В нынешнем деревянном храме св. Илии, освященном в 1801 г. книги: апостол м. п. 1668 г. триодь цветная м. п. 1742 г.[2] Особенно же замечательна «служба Триединому Богу, благодарственная; составися его царскаго величества повелением, должно пети во всяк год перваго сентимврия и 27 июля; паки ново в типографии святой троицкой Ильинской черниговской року 1710 издадеся»[3]. На обороте листа стихи:
Канон умиленный
Премудро сложенный
Царским веленьем,
Благоволеньем,
В граде царствующем
В Бозе ликующем,
О царе молете,
Всяк Алексеевичи
Петре, царевичи,
Алексии сыну,
Даждь и щастливу,
К всем милостиву.
О сем молитствуйте,
Всегда усердствуйте,
Дважды в год всяк пети
И благодарити
В праздник Симеона
И во день Сампсона
Отца преподобна,
В житии беззлобна.
Да пособит царю
Петру государю
Врагов сокрушити
Многолюдно жити,
В року седмсотном
Тысячедесятном
Здася в черниговской
Тоицкой Ильинской
Обители дивной,
Чудесами дивной,
Чудесами славной.
А кто канон сложи,
Боже лет умножи,
Венчай его главу,
Даруй ему славу,
Земну и небесну,
До зела пречестну.
Чернигов желает
И глас возвышает –
К милостивому Богу,
Молитву премногу
По вся дни возносит
И лет долгих просит,
Услышим я Боже
Покрий и Госпоже
Здравие даруйте,
В сердцу господствуйте.
Благих укрепите
В здравии хранене,
С выше помощь буди
Царю на вся труды.
В Костяничах эта служба особенно не должна быть забываема. В 1708 г. Карл две недели прожил в Костяничах (с 25 сент.), ожидая остатков корпуса Левенгауптова, разбитого Петром при Лесном; с несчастным войском Карл соединился 12 октября под Рюховым стародубского уезда.
Число прихожан: в 1730 г. 540 м. 621 ж.; в 1750 г. 569 м. 635 ж.; в 1770 г. 570 м. 640 ж.; в 1790 г. 682 м. 653 ж.; в 1810 г. 691 м. 656 ж.; в 1830 г. 586 м. 558 ж.; в 1860 г. 600 м. 663 ж.
[1] По переписи 767 г. «в хуторе Кадецком церковь св. Георгия дворцовая вновь строится».
[2] В ведомости 1777 г. кроме того показаны здесь; требник малый к. п. 1681 г. Триодь постная львов. п. 1669 г. Псалтырь могил п. 1732 г. Октоих великий к. п. 1739 г. Апостол м. п. 1668 г. в росписи Каратаева не показан.
[3] У Каратаева под № 1315 синаксарь о победе под Полтавою печ. в Черн. 1710 г.