1873 год. Из "Историко-статистического описания Черниговской епархии"

Город уездный, при р. Убеде, впадающей в версте в Десну, в 88 вер. от Чернигова и в 690 вер. от Москвы.

Летопись под 1234 г. говорит: «поидоша» Даниил и союзники «от Чернигова, пленячи землю, поимаша грады многи по Десне; ту же взяша и Хоробор и Сосницу и Сновец».

Как за долго пред тем основалась Сосница, не известно: но несомненно, что это город дотатарский. Если бы не говорила о том и летопись, и тогда положение ее вблизи Десны заставило бы думать о ней тоже самое.

В давние времена в Соснице было много храмов Божиих, но некоторые из них ныне известны только по памятникам.

Внутри древней крепости были храмы св. Троицы и Воскресения Христова.

Ныне существующий каменный собор св. Троицы построен в 1702 г. Историю его и его строителя живописец написал на северной двери иконостаса. На двери изображен св. Григорий Богослов и на хартии, которую держит святитель в левой руке, написано следующее:

«Аз тезоименит фундатора храма сего, Григорий Богослов.

Явствую его фамилию и весь род Коренков.

Бо он Григорий Коренко, возжелавши спасения,

Пострада смертию от разбойнича гонения.

Впоследствии Василь и Данило Рублевски, Коренкова рода,

Сей иконостас и колокольню достроили. Вечна им награда!

Что кто им препятья творили,

Тем до судит Бог в пришество, в вечном горнили.

Кто же хочет уведать, откуду Коренько родом,

О том за справкою доскональне доводим.

Григорий Иванович Коренько купец знатний, давними временами для войсковых причин зайшов з Риги до Школова, а после оттуду в Сосницу, зде такожде бодался и во всей малой Руси и у иных землях славим был от многих, в нуждах ратовал. Он же Коренько до соборнаго храма сосницкаго за собственныя свои деньги шесть сот рублев з столичнаго града Москвы ввезл большой колокол, который и ныне оглашает до набожества. Он же Коренько своим коштом соорудил сию соборную церковь живоначальную Троицу, в четыре тысячи рублев. Да в том же 1702 г. зане разбойники з стародубскаго ярмарка едучого убыли его: по смерти его жена Мария Ивановна чернеговка Конеричная до той же церкви собственным своим коштмо за семь сот рублев устроила каменную колокольню. – По умертвии Марьи Кореньковой Василь и Данило Рублевские (племянники ея по матери) тую же каменную колокольню достроили и мастерам доплатили и сей иконостас своим трудолюбием и коштом соорудили. За то им фундатором буди вечное спасение, во веки веков, аминь».

В 1787 г. имп. Екатерина в проезд свой через Сосницу пожаловала на обновление собора 500 р.[1]

За правым крылосом, в богатом вызолоченном киоте, стоит рыхловская икона св. Николая, под серебр. ризою. Риза и киот устроены в 1811 г. усердием купца Димитрия Дерябина и соборного диакона Марниченка, в последствии батуринского иеромонаха Илариона. – За левым клиросом – казанская икона Богоматери, под сереб. ризою и вбогатом киоте; это – дар тех же боголюбивых.

По переписи 767 г. при «старинном» Троицком храме школа с дьячком и псаломщиком и шпиталь с нищими[2].

Под актом 1721 г. подписались «Яков Иванов священник воскресенский сосницкий». – По макошинской записи «от попа Прокофия Емельянова успенскаго сосницкаго уступлен монастырю двор церковный, прозываемый Бурдоносовский, стоячий на самом ринку»[3]. – Под актом 1727 г. подписался священник успенской сосницкой церкви Феодор Кирилович. – Успенский храм стоял не вдали от Воскресенского, на Гончаровке. Эти два храма заменяет ныне каменный храм Воскресения Христова, с приделом в честь успения Богоматери. Каменный храм построен усрдием Марка Федоровича Полтарацкого. Строитель был сын воскресенского священника. В юности он отдан был вместе с двумя братьями в киевскую академию. Взятый за прекрасный голос в придворуню капеллу при имп. Елисавете, он голосом и умом понравился Разумовскому; тот обратил на него внимание императрицы и Полтарацкий получил ход по службе. Ему дано было 200 душ крестьян. Построенный им храм освящен был в 1756 г. Спустя более 30 лет храм сильно разбит был громом. – Блаж. святитель Михаил, осматривая сосницкие храмы, выразил глубокую скорбь о запустении воскресенского храма. Это возбудило в жителях Сосницы ревность к восстановлению дома Божия, и храм восстановлен.

Здесь иконы св. Николая и Богоматери очень давние, но без надписи о времени их.

Икона Божией Матери троиручица, «яже св. Иоанну Дамаскину руку исцели» писана в 1761 г. ильинская икона Богоматери написана в 1774 г. по усердию диакона Якова Бережного. На ней стихи:

«То есть в образи сем Мати и Дева,

Царствующи в небесах, но по смерти жива.

Сия царей венчает, царем нашим дает силу,

Мужественных творит к воинскому дилу,

Вся им даст в руце стрелы

И бусурмански силы притупляет,

Их мечь острый як кий ломает.

О! возлюбленнице Дева, пречистая Мати!

Блажит тя небо и земля, полну благодати.

Даждь ми твою благодать крылату вскори,

Да не потоплен буду в вечном огня мори».

Все эти иконы под серебренными вызолоченными ризами.

Над местною иконою Спасителя написано:

«Среди рая ангелы зрят Царя.

Хотяй всяк его зрети

Ангельское житие должен имети».

Над иконою Богоматери:

«Иже тя любит Богоматери,

Тому уготовано место благодати».

По переписи 767 г. при воскресенской церви школа и шпиталь[4].

На югозападе от воскресенской церкви, в предместье, был храм воздвижения креста Господня. Он вероятно существовал и прежде 17 в. С 17 в. бывает в Соснице ярмарка в день воздвижения. Под елецким актам 1721 и 1727 г. подписался Феодор Кузмович священник воздвиженский сосницкий. В 1748 г. были здесь два священника. Алексей Федорович с 1732 г. и брат его Григорий Кузмович с 1741 г. Храм перенесен в Лавы.

По переписи 1748 г. видим в Соснице храм рождества Богородицы, которого метрики начинались с 1721 г. «Священник Пречисский» известен еще по грамоте 1657 г.[5] Этот храм стоял в Загребелье, на берегу р. Убеди и сгорел в 1831 г., а приход его причислен к собору.

Деревянный храм Покрова Богородицы на место обветшавшего построен был в 1724 г. «Основася храм сей в честь и память пресв. Богоматери, честнаго ея покрова, за благословением преосвящ. епископа черниговскаго Иродиона в року 1724, за пресвитерство иерея Григория Петровича и ктиторов Димитрия Георгиевича и Самуила Фомича со всеми парохиянами». Так написано на дощечке еще целой[6]. Памятником древнего храма служит паникадило с надписью: «року 1704 мар. 26 создался паникадило за старанием братства шевскаго, на том часу будучему пану Димитрию Григоревичу, цехмистеру шевскому, до храму покрова пр. Богородицы».

Придел в честь св. Георгия устроен в 1745 г. Так показывает антиминст выданный для него.

В след за тем устроился превосходный иконостас для покровского храма, усердием преосвящен. Илариона суздальского, урожденца сосницкого. На серебр. окладе евангелия вырезаны слова: «дал сие евангелие в церковь покрова пр. Богородицы, что в гор. Соснице, свят. синода член Иларион епископ суздальский и подольский, 1750 г.» В том же году присланы преосвященным в покровский храм сер. крест и потир с дискосом, как показывает надпись на потире.

На предместье Венице храм Вознесения Господня существовал еще прежде 1657 г., а в этом году разрешено было построить новый. Вот храмозданная грамота, замечательная по многим отношениям!

«Софоний милостиею Божиею архиепископ митрополит филопорский, афамский и всея Македония сим моим писанием архиерейским чиню ведомо меновите протопопам и вшелякому духовного стану, иж за прозьбою их милостей панов мещанов сосницких храму Вознесения Господня позволяем и благословляем на предместю места Сосницкаго церковь закладати панам ктиторам, меновите п. Василю сотнику, войту Артемию, Павлу Безпалченку, Якову Белченку, Терентию Коломейченку, Козме Еремеевичу, Илье Матвеевичу, Богдану Ивановичу, Феодору Белченку. О нем всим повторе благословляю и позволяю, абы ни в чим с перемеженства духовного, як протопопскаго, так тех висшего стану, не смел им през мое благословение запрещати. За просбою и молением ктиторов вишеопименованого храму преподаю им велебного иерея отца Костентика, зятя иерея отца Пречисскаго; а хто бы мел на то месце важитися, под неблагословением моим архиерейским; при том если бы не благоугоден был ктиторам св. храма вишепоименованный, иного вольно знайти. Року 1657 декаб. 11 д.».

Эта грамота болгарского архиепископа показывает собою, что во время болезни и по смерти м. Сильвестра, до прибытия черниговского архиепископа Лазаря, посвящал ставленников и выдавал грамоты странствующий митрополит, по соизволению блаж. Сильвестра[7].

В нынешнем вознесенском храме евангелие, печатанное старанием виленского братства в 1644 г., минеи московск. п. 1741 г., шесть книг подарены, по надписи, в сосницкий Рувимский монастырь старшим приказным Сергиевой Лавры Осипом Васильевичем Строшевским; а шесть – иеромн. Геннадием Рожевским для той же пустыни. По переписи 767 г. при храме школа и шпиталь.

Много бед пришлось испытать жителям Сосницы; но были с ними и благословения Божии. В 1634 г. Сосница принадлежала ляху Матьяму Пшонке[8]. И ляхи наделили ее иезуитами. «Хома Прокоповичь, казак и житель сосницкий, чоловик старанний, повидал (1702 г.), же з отцем своим еще перед войною Хмельницкого, кумейскою (1637 г.) зайшол в Сосницу на слободу в малих летах, а памятает он, що в сосницком замку были ксиондзы езуиты, которые село Спасское в своим владеню держали»[9]. Если иезуиты жили в Сосницком замке; то здесь же был и костел их. Где же был он? вероятно обращали троицкий собор в костел. Пишет же даже поляк Грондский о поляках: «отнимали храмы и обращали в римские костелы; в иных выбрасывали из гробов тела предков, обратившияся в прах, но хранившияся в сосудах, и переносили в другое место»[10].

А вот и еще милость ляхов для Сосницы! По польскому акту 1652 г. видим, что паны ляхи отдавали Сосницу в аренду жидам[11]. Итак в Соснице были все элементы либерального польского правительства – и снисходительные к чужой совести иезуиты и безсребренные жидки арендаторы!

«Дума о жидовских откупах», записанная со слов старца Андрея Шута, жителя Александровки, живо рисует дела жидов – арендаторов. «Взяли жиды на аренду на славной украйне все козацкие рынки и брали мыть от воза по полузлоту, от пешаго по три денежки, у бедняги нищаго забирали кур и яйца да еще спрашивали: нет ли, голубчик еще цого? Но и того мало было им: взяли они в аренду на славной украйне все козацкия церкви. Даст Бог козаку или пахарю дитя: не ходи к попу за благословением, а ступай к жиду арендатору да положи шестак (шесть грошей, иначе дудек, 20 коп. сер.), чтобы позволил церковь отворить, дитя окрестить. А кому из козаков или мужиков даст Бог сына женить, дочь замуж выдавать: не ходи к попу за благословением, а ступай к жиду арендатору да положи битый талер, чтоб позволил церковь отворить, молодых обвенчать» и пр.[12] точно тоже говорят об арендаторах жидах летописи[13].

После того естественно, что Карп Павлович Скидан, живший в Соснице, но называвшийся полковником восточной украйны, с такою энергиею поднимал восточных украинцев против ляхов и бился с ними отчаянно при гетманах Павлюке (1637 г.) и Острянице (1638 г.). Вот что писал он при первом: «ясневельможный пане Кисель, пане подкоморий Черниговский! Свидетельствуя вам наше рыцарское усердие и готовность к услугам во всем, пишу о товарищах запорожского войска, которые живут в Девице, имении вашей милости, чтобы продавши свою худобу, как можно скорее, пришли поближе к войску и чтобы с вашей стороны не было им препятствия. Року 1637 акт. 27 Карп Павлович Скидан, полковник войска запорожскаго на всей украйне»[14]. В 1638 г. храбрый Скидан, жестоко раненный, попался в плен ляхам и ляхи были так низки, что предали пленных жестокой смерти[15].

Так как после того страдания украйны стали еще более тяжки, чем прежде и особенно мучили жиды, то когда по зову Хмельницкого восстала вся украйная, у сосницких казаков явился полковник Леонтий Рукашка[16], как позже при Брюховецком был сосницким полковником Яков Скидан, сын Карпа Павловича[17], хотя вместе с тем Сосница всегда была и место и сотенного правления[18]. При батьке Богдане жутко было в Соснице ляхам и особенно жидам. Многие из жидов крестились, а не принимавшие крещения, если не успевали убежать за Днепр, вздергиваемы были на виселицу[19]. В 1649 г. казаки требовали от Польши: «жидам и арендам жидовским за Днепром николи не быть; которые из жидов убегли из за Днепра, тех выдать войску для виселицы, за то, что от тех жидов были многия налоги и разорения»[20]. Понятно, что ни один жид после того не явился в Соснице[21]. При ненавистном Брюховецком Сосница два раза терпела от ляхов разорение[22].

Св. Димитрий ростовский в повествовании и чудесах ильинской иконы Богоматери рассказывает следующее о жительнице Сосницы.

«Есть град в пределе Черниговском, рекомый Сосница. З того града приеде в монастырь Ильинский некая жена, имене Агафия, и принесе на образ пресв. Богородицы монисто коралловое с седма крестиками сребряными и таблички две сребныи, и то о себе под совестию исповеда: аз, рече, дванадесять недель болех, в коей болезни сотворися вред великий и неисцелимый на шеи моей, от него же несказанную терпех болезнь. И уже отчаяхся живота моего, такожде и сущии при мне не надеяшася живу мя зрети. Тако чающей мне часа смертнаго, се нецыи, от сосед посещающих и приседящих ми, иже бываху зде на поклонении и о чудесах бывающих слышаху, реша мне: обещайся помолитися чудотворному образу пресв. Богородицы, иже в Чернигове у Илии святаго и веруй яко здрава будеши. Сия слышащи аз, аще и не устнами, уже бо не могох языком что провещати, обаче умом призывах усердно пресвятую Деву в помощ, творящи обет ити пешо поклонитися пресвятому образу, о нем же слышу. И не умедли скорая Помощница, но скоро услыша и помилова. В то время приях ослабу от болезни и вскоре оздравех добре. И се обещание мое исполняю». Это было в 1676 г.[23]

В бывшую сосницкую протонотию (духовное правление) прислана была следующая назидательная архипастырская грамота от 20 мая 1718 г.

«Всем обще духовнаго и мирскаго чина людем, благопослушным церкви святой восточной сынам, под властию нашею зостаючим, а найпаче всечестным архимандритам, превелебным игуменам, пречестным отцем протопопом, честным наместником, и всем благоговейным в епархии нашой обретаючимся иереем архиерейское наше препосылаючи благословение, известно творим: благочестивейший государь наш царь в. к. Петр. Алексеевич, всея великия и мал. и бел. России самодержец, яко первейший истинный, благопослушный, всеусердный церкви святой восточной сын, образ благочестия и побожности от себе самаго всем подаючи и о славе Божией и о спасении всего своего государства усердствуючи, прислал к нашему смирению указ свой монарший, в котором объявляет, что по доношению подлинному многия между народом российским обретатся разночинцы и граждане и поселяне не хранящии сих душеспасительных заповедей церковных, дабы во всяк год в святые посты, и поне единою в святый великий пост христиане исповедывалися, а в дни недельные и праздничные в церковь Божию приходили на вечерню, заутреню, а наипаче на св. литургию. Ито донесено его цар. величеству, что по городам и селам в дни недельныя и праздничныя торги и купли отправляются, от чого многажды дни святыя, безчествуются и имя Божие хулится многим безчинием. Мы убо по должности нашей архиерейской як всегда, так теперь наипаче за указом монаршим упоминаем всех в епархии нашей обретающихся христопоименитых всякаго чина и возраста людей, дабы по вся годы у своих отцев духовных исповедыалися поне единою непременно во св. великий пост и таин божественных причащалися, а в дни недельные и иные праздничные дни (о которых иереи должны всегда парохианом своим предвозвещати) до церкви Божией приходили бы на вечернию, наипаче на св. литургию; а торгов и ярмарков в дни недельные и иные великие праздники Господския и Богородичныя, найпаче в св. вел. пост, еже есть особное покаяние, а не безчиния врем, не отправляли. И тако сицевым образом от вас правоверных християн имя Отца небеснаго будет святитися, о чесом по вся дни молимся: Отче наш, да святится имя твое. Вам же превелебным отцом протопопом, наместником и всем епархии нашей иереем архиерейско повелеваем, да бысте указ монарший зде выраженный и наше сие писание народно в церквах Божиих прочитали и на стенах внутрь церкви или вне прибытии имели и на всяк год в находящия св. посты, а найпаче пред-рождественский и Воскресенский, читати пред народом неоставляли. Имети же вам надлежит реестра исправнии всех своих парохиян от мала до велика и котории якого году исповедаются или не исповедаются и в церковь Божию, кроме всякой нужди, приходити презирают, тех особне наприсавши и тие реестра протопопом, или наместником вручати, а отцы протопопы и наместники к нам архиерею по Воскресении Господнем должны отдавати. А который иерей о сем попечение не будет имети, или утаевати будет неисповедающихся парохиян, или церковь Божию презирающих (чого отцы протопопы и наместники прилежно во иереях должны досматривати) таковый иерей уреченной вине подлежит и аще в таковой обман пребудет, священнодействия отчуждится. И мирские людие такожде преслушнии церковным заповедем и именному его царскаго величества указу штрафови денежному в указе монаршом вираженному подлежат; а не покоривии и атнюдь не исправнии Божия благословения и християнскаго общения отчужатся. Благопослушливым же, добру прилежащим пресвитерам и всем христоименитым людем вышереченныя церковныя заповеди и указ монарший усердно хранящим Божие получити благословение временное и вечное архиерейско желаем. Дан з катедри архиепископии Черниговской, року 1718 м. мая 20».

Грамота напечатана в Ильинской типографии вместе с царским указом от 17 февр. 1718 г.

В 1736 г. в Соснице показывалось 340 семей козачьих и 48 подсуседков.

По церковным записям число прихожан:

 

1770

1790

1810

1830

1850

1860

 

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Троицкой

296

280

338

325

375

364

415

398

502

576

525

627

Воскресенской

226

219

254

240

288

274

340

320

412

513

469

537

Покровской

248

246

275

270

320

305

348

345

401

435

429

471

Вознесенской

477

472

509

497

540

546

580

581

635

645

683

746

итого

1247

 

1376

 

1523

 

1683

 

1950

 

2106

 

В Соснице три ярмарки: вознесенская, сыропустная и десятая. На них продается рогатого скота и лошадей до 800 штук. Торговля ныне преимущественно в руках жидов, которые едва ли не дождутся Хмельницкого, если не поспешат убраться к польским панам.


[1] Черн. губ. вед. 1852 г. № 49.

[2] По той же переписи собору принадлежат: а) на улице глуховской шинковый двор; б) при колокольне «вага (весы), что важат мед и прочее»; в) «лавок крамных на базаре 7 и в рыбном ряду камора».

[3] Так означено в грамоте императрицы 1743 г.

[4] По той же переписи еще двор церковный и две лавки.

[5] См. о храме вознесенском.

[6] В 1741 г. покровский священник Иоанн Дворецкий, из дворян. Черн. губ. вед. 1853 г. № 38.

[7] Общий обзор черн. епархии, стр. 33–36. Черн. 1861 г.

[8] Маркевича ист. I, 115. 135.

[9] Акты северского монас. л. 64.

[10] Hits. belli kasakov. pol. 33.

[11] Выпись из книги замку сосницкого. «Року 1652 м. апр. 15 д. предо мною Николаем Божковским, на то время старостою сосницким, «ставши на лице Павел Долбня, житель Волоховицы, просил меня продать дом в месте Соснице живущаго где-то жида Осии, стоящий на рынке; этот дом теперь во владении панском; я продал его тому приятелю с избою, сенцами и кухнею; дом с одной стороны, правой, граничит с домом зорки, а с левой – с домом панским, который также принадлежал жиду и арендатору сосницкому». Тот же дом сент. 15 1657 г. продан П. Ивану Римаревичу, который продал его северскому монастырю. (Акты северск. мон. стр. 153–155).

[12] Кулиша записки I, 56–63.

[13] Летопись самовидца: «сами владельцы не жили на украйне, а только держали уряд (начальство); о притеснениях посполитым людям они мало знали, или хотя и знали, или хотя и знали, но ослепленные подарками жидов – арендаторов не понимали того, что их же салом мажут по их шкуре; содрав с их подданных, дарят им то, что сам пан мог бы взять у своего подданнаго и подданному не было бы жалко. – А то поганый пройдоха, поганый жид богатится, ездит цкгом на лошадях бойких и выдумывает большие чикени половщину, дуды, мерочки, осып, мерочки сухие, плату с жорновов и другое». Стр. 7.

[14] Соловьева ист. X, 109. 110. Девица письма Скиданова-Володькова девица, соседняя с Носовкою принадлежавшею Киселю.

[15] Okolsky Dyariuz p. 38. Величко IV, 146. 193. 207. 233–34. 237. 242. 261. 287.

[16] Грабянка летоп. стр. 267.

[17] Летопись самовидца стр. 43. Ригельман II, 63. 67. 69. 72. 97.

[18] «Демян Галяненко сотник сосницкий» в акте 1656 г. (Акт. северск. мон. стр. 152); в 1657 г. «Сотник Василь» (грам. о вознис. храма); в 1669 г. «Андрей Тищенко сотник сосницкий» (Величко II, 186). По переписи 1731 г. в сосницкой сотне, кроме гор. Сосницы, села: Спасское, Лавы, два Устья, Кириевка, Кудровча, Конятин, Зметнев, Купчичи.

[19] По известию от 28 июля 1648 г. «жидов всех черкасы побили, нигде мытчиков и никаких жидов не оставили; а иные жиды многие крестились». Акт. югоз. Рос. III, 236.

[20] Ак. югозап. Рос. III, 289.

[21] По акту 1652 г. (пр. 10) видно, что именем жидов убежавших из Сосницы воспользовались ляхи.

[22] Маркевич 2, 92. 160.

[23] Руно орошенное л. 80. 81.