Киреевка
На р. Убеди, в 11 вер. от Сосницы.
Поселение – дотатарское: названием своим указывает на основателя Кирея (Кирилла) – боярина князя черниговского.
По завещанию 1657 г. «Семен мельник, житель киреевский» отдает жене своей «млын от села Кириевщины на реце Убеди на два камене» и свидетелями за вещания подписались «отец Симеон, тесть мельников Артемович, отец Захарий священник киреевский – на тот час зостаючий»[1]. По другому акту того же 1657 г. «честный господин отец Иерофей Сташевский священник киреевский» продал двор свой «в селе Киреевщине стоячий»[2]. Ясно, что в 1657 г. в Киреевке были два священника.
В нынешнем Преображенском храме евангелие с записью: «1669 г. окт. 9 и Федор Андреевич дарую сию книгу с товариством Василием Клименком, Иваном Заваленком ко храму св. Спаса с. Киреевки вечными часы». Требник к. п. 1646 г., общая минея м. п. 1680 г. с заметкою: «церковь Преображения Господня с. Киреевки». Минея служебная на июнь м. п. с надписью: «преосв. Никодима митрополита, куплена талярей три». Потир серебр. с надписью: «устроен старанием отца Стефана Имшенецкаго в 1731 г.».
В пользу Киреевского храма пожертвована мельница на р. Убеди: доход с нее (до 84 р.) по ныне поступает в пользу храма.
Вот гетманский универсал о сей мельнице от 19 июня 1693 г.
«Ознаймуем сим нашим универсалом, – как суплековали до нас гетмана громада киреевская, прекладаючи тое: в селе их Киреевце житель тамошней Евсей Мороз леговал на церковь тамошнюю коло млиновое на гребле в том же наидуючееся, и просили нас гетмана на оное коло оборонного себе универсалу. Мы теди узнавши их слушную просбу и видячи перечоного небожчика Евсея Мороза конечную память добровольне сознанную, выдаем сей наш универсал, в котором впругаем и сурово приказуем, аби нехто не смел и неважился, особливе дозорце монастира новгородского, жадною мерою до того млиноваго кола не инересовался и не брал з того кола не належного приходу, кроме тамошних жителей, якие приходы маются на требу церковную оборочати. Таже и о том приказуем, аби дозорца тамошний в грунтах, сеножатях и иных угодьях людских жадной и найменшой не чинили шкоды и прикрости».
Число прихожан: в 1770 г. 296 м. 281 ж.; в 1790 г. 321 м. 314 ж.; в 1810 г. 350 м. 360 ж.; в 1830 г. 385 м. 402 ж.; в 1850 г. 404 м. 383 ж.; в 1860 г. 421 м. 401 ж.
[1] Книга актов северского монастыря стр. 51. Здесь же панна Аскрешевичева, «панна того ж села на тот час будучая» и несколько казаков.
[2] Там же стр. 152. 153.