Стольное
В 35 вер. от Сосницы и в 43 от Чернигова, на ровном песчаном месте, бывшее местом сотенного управления[1]; универсалом Юрия Хмельницкого 1660 г. отданное вместе с селами Блистовым, Волосковицами и Степановкою нежинскому монастырю[2], универсалом Демьяна Игнатовича подчинено Березному[3].
На северном краю Стольного есть городок, памятник бывшего укрепления, а на востоке, между Стльным и Степановкою, есть селище, памятник дотатарского села. Название Стольного указывает на то, что земли и поселенцы его принадлежали княжескому столу и доставляли содержание для удельного березнянского князя, так как и в позднее время Стольное считалось приписным к Березному[4].
По обзору церквей 1742 г. «хотя и было надано от Павла Салтыка» в пользу церкви и причтов «пахатнаго поля лана три, един лан апод Березною, недель на шесть в шесть сох, другий под Волосковцами, недели на четыре в едну соху; третий под Девинею, недель на две в едину соху, – отдается бувало, охотником, первый лан за 10 р. другий за 6 р. третий за 4 руб. и сбор употреблялся на обе столинские церкви, Преображенскую и Покровскую: но тот грунт в 1737 г. от тех церквей отобрал Андрей Безбородко».
По этому сведению несомненно, что а) Стольное при польском правлении принадлежало Павлу Салтыку, который был черниговским чашником[5], б) Павлом Салтыком снабжены были обе церкви Стольного богатою землею, что было конечно не прежде 1614 г. в) Вместе с тем очевидно, что если не два храма, то один существовал в Стольном и прежде 1614 г.
В переписи 1767 г. показаны оба храма, каждый с школою и богадельнею, но оба ветхие; здесь же показано, что священники обеих церквей владеют «пахатными и сенокосными землями, лесами и оседлыми грунтами». Отселе видно, что Андрей Безбородко возвратил церквам земли, пожертвованные Салтыком.
Памятник древнего Преображенского храма ныне стоит в саду. Граф Илья Безбородко построил храм Спасителя на другом месте в 1809 г. Три иконы храма под серебр. ризами. Триодь цветная черн. п. 1685 г., евангелие м. 1722 г., Акафисты львов. п. 1742 г.
Вместо Покровского храма граф Безбородко построил на месте погребения родителей каменный храм во имя Андрея Критского; это было в 1782 г.
В 1736 г. показывали выборных казаков в Стольном 73.
Число прихожан: Преображенской ц. в 1770 г. 819 м. 796 м.; в 1790 г. 840 м. 850 ж.; в 1810 г. 880 м. 930 ж.; в 1830 г. 768 мю 786 ж.; в 1850 г. 795 м. 860 ж.; в 1860 г. 842 м. 942 ж. Андреевской церкви в 1770 г. 610 м. 600 ж.; в 1790 г. 672 м. 668 ж.; в 1810 г. 730 м. 715 ж.; в 7830 г. 915 м. 905 ж.; в 1850 г. 1005 м. 1004 ж.; в 1860 г. 1092 м. 1078 ж.
Вполне заслуживает внимания происшествие 1766 г. Черниговский городской суд при отношении от 27 июня 1766 г. препроводил в консисторию арестованного в Стольном Гаврила Михаленка. «От сотенскаго столянскаго правления, писал суд, прислан Михаленко за возмущение им в с. Стольном производимым от него колдунством многих обивателей… В допросе Михаленко колдунству не винился и показал, что о денежных кладах, где оные находятся, – не угадивал: но показал, что в разных местах заитьи между пашнями, неупотребляя колдунства, только принеся молитву Богу – виривал. Суд гродский, не употребляет ли Михаленко при завитей виривании влошебства, имеет сомнительство». В консистории Михаленко повторял, что волшебству не учился и не употребляет его: но бабка его Пелагия показала некоторые зелия, а именно царь-траву от поддания (от порчи), капитник от французской болезни, дубровку от болезни сердца, – и завить виривать баба ему сказала, чтоб он сотворя молитву: во имя Отца и Сына и свят. Духа, ныне и присно и во веки веков аминь; Матерь Божия поможи мне и Дух св. и отбивши три поклоны на восход солнца завить вирвать». Эти средства употреблял он для многих. В то самое время, как Михаленко находился под присмотром в Троицком монастыре, весьма многие приходили к нему с разными своими нуждами и вопросами. Консистория спрашивала преосвященного: «не повелено ли будет Михаленка под пристрастием допросить, или к духовнику для исповеди послать?» Преосвященный Кирилл написал: «под пристрастием допрашивать колдуна до градскаго закона, а на исповеди со всевозможным увещанием не единожды, но трижди истязовать совесть до духовнаго суда принадлежит; чего для учинить последнее и что окажется представить». Духовник донес, что Михаленко «по испитании совести его никаких колдунств и обаяний знающим не призается». Преосвященный написал: «прописаннаго колдуна Гаврилу довольно и мы увещевали, однак он страшными клятвами обовязует себе в том, что никакого волшебства незнает, а лечит, от бабы своей научившися, одними травами; того для освободить его из подкараула и в дом свой отпустить, дабы он по видимому напрасно не страдал, приказуем окт. 21 ч.»
[1] У Величка в 1669 г. Филипп Марченко (сотник) столянский II, 186. По переписи 1731 г. в Столянской сотне села: Стольное, Блистово, Борковка и Степановка.
[2] См. о нежинск. Монаст. в епархиальн. извест. 1861 г. стр. 318.
[3] «Демьян Игнатович гетман войска его ц. в. запорожскаго панам полковникови черниг. сотникове, атаманове городовому и всему товариству и потомству Столенским ознаймуем: видячи мы место Березное разними на разходи войсковые утемеженое дитками и чинячи овому в том вспоможене, село Стольное. Як здавна належало до Березного, приворочаем, аби теди войт з всим посполством столенские вшелякую повинность и потлушенство месту Березному отдавали; сотник зась з товариством Столинские аби не были наименшою в том перешкодою, сим нашим приказуем писанем. Дан в Батурине окт. 31 р. 1670».
[4] См. универсал 1670 г. в предид. прим.
[5] Шафонского черниг. наместн. стр. 355 см. о Салтиковой-Девице и об Ушне.