Перелюб
В 52 вер. от Сосницы, на дороге из Сосницы и Чернигова в Новгород, в соседстве с Белошицким и Погорельцами[1].
Перелюб поныне окружен лесами и в дачах его считается до 10 тыс. десятин леса; а до 1700 г. леса шли почти до самого Новгорода, верст на 70. Во времена тревожные, когда надлежало оберегать жизнь свою и от татар и от ляхов, казаки жили по лесам куренями. Универсалом Янв. 22 1709 г. «село Перелюб» и «слободка Белошицкая» отданы были Ильинскому монастырю[2].
В нынешнем каменном храме св. Николая, построенном в 1826 г. на место сгоревшего (1806 г.) находятся: апостол львов. п. 1636 г.[3], евангелие м. п. 1677 г., триодь цветная льв. п. 1631 г.[4] В церковном архиве: а) форма возглашения царских имен 1727 г. с надписью: «в Перелюбскую церковь»; б) Ильинский арх. Герман в 1732 г. писал: «вам честным отцам Емельяну Носовскому, Иоанну Кучиновскому, Филиппу Перелюбскому, а в небытность его о. Иоанну викарию перелюбскому, пресвитерам, при благословении нашей мерности, объявляем» и пр. След. тогда уже были два священника в Перелюбе.
В 1708 г. в Перелюбе и деревнях его посполитых гетмана 95 пахотных дворов и 42 двора огородников; гетману платилось 32 коп. с рабочей лошади или вола, с пешого 10 коп. в год. Монастырю с 1719 г. с бортного угодья доставлялось 23 пуда меда в год, – другие занимались работами на дегтяных заводах, или обрабатывали землю[5].
По церковным записям число прихожан: в 1770 г. 1385 м. 1315 ж.; в 1790 г. 1535 м. 1480 ж.; в 1810 г. 1787 м. 1820 ж.; в 1830 г. 2237 м. 2253 ж.; в 1850 г. 1964 м. 2118 ж.; в 1860 г. 2314 м. 2421 ж.
Образец старинного быта: Перелюбского священника Семена Осиповича сын Демьян по случаю жил в Соснице. Урядники выбрали его в сборщика денежных и хлебных податей в казну с сотни сосницкой. Он при всем старании не мог взыскать с обывателей 117 руб. За это отправили его под арест в Глухов. По смерти императора, коллегия взыскала эти деньги с обывателей: но попович снова взят был под арест. Отец его обязался в Черниговской полковой канцелярии взнести двойную сумму за свободу сына; но явясь к архимандриту Ильинскому рассказал дело и сказал, что у него нет столько денег и он взял на себя обязательство только для избавления невинного сына от бед. О. Герман писал генв. 8 1788 г. гетману, прося милости невинному. Последние неизвестны.
В нынешнее время самым грозным бедствием для Перелюблян, как и для других поселян, служат жиды. При кн. Репнине, один перелюблянин занял у жида 6 руб., обещаясь отдать ему пенькою. В осень жид оценил заложенную пеньку, на тот раз дорогу, и поставил на поселяине долга 25 руб. Спустя 5 лет жид насчитал уже до 400 руб. на поселянине и заставил продать все имение бедняка. Этот грабеж, при посредстве местного священника, доведен был до сведения кн. Репнина. Энергический и добрый князь вывел наружу пред высшим правительством все пакости жидов, совершаемые в Украине. До присоединения Белоруссии к России, писал Репнин, жиды не имели права жить в Украине. После того они расползлись по Украине как саранча, «овладели промыслами и торговлею, – крестьянин всякими способами завлекаем был евреями к пьянству и к другим порокам, – у него отбирали хлеб, скот, одежду, обманывали и обсчитывали разными изворотами; захватывали и пожирали почти даром все плоды трудов хлебопашца… Неописуемое зло производимое евреями: они развращали подарками чиновников, управляющих судом и расправою по поветам, производили убийства, торговлю фальшивыми ассигнациями и гнилым товаром, контрабанду». В следствие того жидам запрещено было жить по селам Украины[6].
Жителям Перелюба доставляет средства к жизни, кроме хлебопашества, производство разной деревянной посуды, покупаемой и для дальних мест.
[1] Погорельцы по описи 1736 г. «деревня», где 18 дворов пахотных, 33 двора бобылей и 8 дворов мельников, Судиенка: матер. стр. 74.
[2]Кафедральные мон. стр. 25.
[3] Неизвестный Каратаеву.
[4] Тоже доселе неизвестная.
[5] Дело 1726 г. о передаче Перелюба Меншикову. Перелюб возвращен в 1728 г.
[6] Записки кн. Репнина в чт. общ. ист. 1864 г. кн. 2.