Чепелево
На р. Турье, в 40 вер. от Сосницы, в соседстве с Наумовкою и Тихоновичами[1].
Чепелевка указывает своим названием на Чапеля знаменитого сподвижника Подковы, с 1585 г. господаря Волошского[2], и след. основание его современно Волоховице; тогда как Наумовка указывает на Наума – боярина князя Черниговского.
«Село Наумовка в ключу Киселевском найдуючееся», в универсале 1689 г. оно же и «село Чепелево» известны по бумагам Андрониковой пустыни 1691 г.[3]
Самая старая исповедная запись Николаевской Чепелевской церкви – 1725 г.; в 1740 г. Чепелевский вдовой священник принял монашество в Андрониковй пустыни.
Икона свят. Николая, времен незапамятных, весьма чтится чепелевцами. Сереб. риза на нее в 7 ф. устроена, по надписи в 1808 г., Стефаном и Екатериною Рейхами; по местному известию Рейх долго был болен; после разных средств врачевания, по убеждению набожной супруги, обратился с молитвою к св. Николаю и был исцелен.
Книги храма: Анфологион «издивением Приосвященного его милости господина отца Лазаря Барановича, архиепископа Черниговского, в типографии новгородской трудолюбием Симеона Ялинского первое изданный року 1675. Цветная триодь в типографии Ильинской, коштом монастырским игумствующу недостойному Лаврентию Крщоновичу 1685 г.». Акафисты к. п. 1706 г.
В исповедной книге 1728 г. первая «пани Евфросиния Антоновичева» вдова, потом дворяне ее.
По гражданской ведомости 1736 г. показано казаков в Чепелеве 19, в Наумовке 36, в Тихоновичах 32.
Число прихожан в Чепелевке по церковным записям: в 1730 г. 626 м. 604 ж.; в 1750 г. 448 м. 658 ж.; в 1770 г. 727 м. 708 ж.; в 1790 г. 780 м. 760 ж.; в 1810 г. 814 м. 840 ж.; в 1830 г. 866 м. 882 ж.; в 1850 г. 903 м. 959 ж.; в 1860 г. 950 м. 1026 ж.
Благочестивою жизнью отличалась семья казаков Шумских, дер. Турьей. Из двух братьев младший Иван не был женат, сын старшего Павла Евмений также не вступал в брак и оба вели жизнь чистую; вся семья весьма усердно посещала храм Божий. Когда умерла жена Павла: все трое перестали употреблять мясную пищу, а хмельного не пили они и прежде того; теперь в вер. 5 от деревни, (это было в 1815 г.) построили они себе уединенный дом; здесь принимали они странных и занимались молитвою, не оставляя посещать храм Божий. Так проводили они благочестивую жизнь и скончались в глубокой старости.
[1] В Покровской церкви Тихоновичей сер. лжица с надписью: «надал раб Божий Ерема року 1705», указ в Тихоновскую церковь 1701 г. Цветная триодь львов. п. 1688 г.
[2] Грабянки летопись ст. 297 к. 1854 г.
[3] См. об Андрониковской пус. Книга пожиткам Полуботка стр. 95. М. 1863 г.