Спасо-Преображенский собор
А. Парамонов, А. Парийский ©
Спасо-Преображенский собор Куряжского Преображенского монастыря
Куряжский Преображенский монастырь был основан в 1673 г. Харьковским полковником Григорием Ерофеевичем Донцом в восьми верстах от Харькова, по дороге на Полтаву и Киев.
Архиепископ Филарет (Д. Г. Гумилевский) так описывал местоположение обители: «на возвышенности довольно значительной, окруженный с трех сторон садами и деревьями, оставшимися после глухих лесов, на дороге из Ольшаной он виден на восемь верст. Обрывы горы на северной и северо-западной сторонах его, покрытые зеленью, деревьями и садами, дики и картинны. Самую же лучшую собственность его местности составляют ключи, бьющие из ребер горы с водою холодною, чистою, легкою и здоровою».
А вот как описывает Куряжский монастырь военный историк Евгений Альбовский: «Место для Куряжского монастыря было выбрано очень удачное по своему живописному положению. И теперь монастырь окружен прекрасным громадным лесом, с удивительным источником ключевой воды. Что же было тогда! В деле заселения края и развития его культуры монастыри играли видную роль. Владея землями и угодьями, они зазывали крестьян, заселяли ими деревни. Хозяйство, веденное в больших размерах, служило образцом для населения края, тем более, что монахи не ограничивались одним хлебопашеством, вели скотоводство, пчеловодство и пр., в чем только нуждался монастырь и его братия. Татарские нападения заставляли укреплять стены, заводить пушки, держать ратных людей. И в деле просвещения монастыри всё-таки кое-что вносили в народ»[1].
Главным храмом Куряжской обители с самого начала являлся соборный храм Преображения Господня. Первый храм был деревянным и обветшал к середине XVIII ст. Новый, каменный, заменил его в 1760-1762 гг. Он продолжал распространенную в Украине традицию возведения пятичастных кресчатых храмов с пятью куполами, став на Слободской Украине третьей подобной постройкой.
Размеры собора были крупными, приземистыми – примерно 30×26,5 м в плане и 33 м в высоту.
Выступы алтаря и нартекса несколько вытянутых полукруглых очертаний, северная и южная ячейки граненные.
Центральный барабан, восьмигранный в плане стоял на невысоком прямоугольном постаменте, а не на заломе кровли, – так возводили русские мастера храмы типа восьмерик на четверике, боковые главы были круглыми.
С первого взгляда видно, что при возведении Преображенского собора использовался архитектурный чертеж – завершения по боковому фасаду вписываются в половину окружности проведенной из средней точки венчающего карниза. Не совсем характерен для Украины и архитектурный декор стен.
Его элементы мы можем встретить на Московских храмах 40-50-х гг. XVIII ст. в полном объеме (церкви Параскевы Пятницы, 1744 г. Алексея митрополита, 1748–1751 гг., Никиты мученика 1751 г.) Купол центральной главы, как видно на фотографии руин постройки начала 30-х гг. XX ст., ранее имел окна-люкарны.
В России стены построек с подобным декором зачастую красили в 2 цвета – белый для элементов отделки и красно-кирпичный или светлой охры для стен. В Слободской Украине фасады начинают окрашивать лишь с 80-х гг. XVIII ст. Только пучки тройных полуколонок на гранях центрального верха и разорванные «Нарышкинские» фронтоны его окон выдают руку слобожанских мастеров-строителей Троицкой церкви в Харькове.
Проект храма видимо был составлен в Москве одним из учеников Мичунина или Ухтомского и осуществлен на месте без надзора автора с некоторыми изменениями.
Из Преображенского собора шел подземный ход. Через пятьдесят шагов после ступеней он разветвлялся. Один его ход вел к тайному колодезю, Скиту, Онуфриевской церкви, в нем же располагалась келья бывшего настоятеля Онуфрия. Второй ход вёл к усыпальнице настоятелей монастыря, а также тайному выходу в сторону Харькова. Этот выход был засыпан монахами в 1860-е годы за ненадобностью.
В 1875 г. Преображенский собор монастыря расширялся за средства помещика Харьковской губернии штабс-ротмистра Сергея Павловича Тихоцкого, который изъявил на это желание с тем условием, чтобы один из приделов был надстроен над прахом его дочери Агафьи. А по его смерти он также должен был быть похоронен в этом приделе.
В 1882 г. собор был перестроен – сломали четыре боковые главы, западную ветвь крестообразного объема уже расширенную ранее сменила трехнефная пристройка с двумя башнями у западных углов. Силуэты крупных луковичных завершений, выполненных после реконструкции были характерны для работ епархиального архитектора Ф. И. Данилова.
Трапезная каменная двухэтажная Геогиевская церковь монастыря была построена в 1709 г. при архимандрите Сильвестре. На первом этаже её располагался тёплый храм Святого Великомученика Георгия, а на втором этаже Святых Апостолов Петра и Павла.
Монастырская колокольня была построена стараниями архимандрита Наркиса Квитки в 1786 г. Первый колокол весом в 314 пудов был отлит в 1796 г., второй в 113 пудов в 1836 г. Остальные были приобретены в позднее время. На этой же колокольне в 1860 г. были устроены часы с двумя циферблатами и боем по 12 медным чашкам, отбивающим четверть.
Экономический корпус монастыря, деревянный на каменном фундаменте и обложенный кирпичом был выстроен в 1854 г. Он располагался у восточной монастырской стены.
Вне ограды, под горой располагалась деревянная церковь Преподобного Онуфрия, которую выстроил за свои средства на месте древнего скита в 1753 г. бывший настоятель Куряжского монастыря и проживший в пещерной келье Онуфрий. Из под алтаря храма пробивался чудотворный источник. Этот источник единственное, что сохранилось от храма.
В начале XIX ст. вблизи монастыря на большой дороге была построена в начале XIX ст. часовня, но кем и для какой цели неизвестно. В последующие годы здесь было устроено кладбище и в часовне отпевали умерших. Со второй половины XIX ст. она также использовалась во время встречи и проводом чудотворной иконы Озерянской Божией Матери
В середине XIX в. Монастырские постройки были обнесены массивной белокаменной оградой с круглыми башнями и высокой трехъярусной колокольней над входом[2]. В конце 20-х гг. прошлого века в монастыре размещалась колония А. С. Макаренко, все постройки еще были целы.
Завершения всех храмов, колокольни, башен были сломаны, в 30-е гг., снесены строения скита и Онуфриевская церковь 1753 г. постройки. Особенно сильно пострадал собор, превращенный в производственное помещение. Один из самых древних храмов Харьковской области стоит обезображенный, разделенный перекрытиями на ярусы – вряд ли он когда-нибудь будет восстановлен.
[1] Альбовский Е. А. Харьковские казаки. – Х.: ХЧМГУ, 2010. – С. 95.
[2] Монастырская колокольня была построена стараниями архимандрита Наркиса Квитки в 1786 г., видимо по проекту П. Я. Ярославского. Первый колокол весом в 314 пудов был отлит в 1786 г., второй в 113 пудов в 1836 г.