Икона Каплуновской Божией Матери – святыня Слобожанщины
В 2009 году исполнится 300 лет со дня Полтавского сражения, имеющего для России такое же значение как и Чудская битва, Куликовская, Бородино. Будет ли Украина восхвалять победу русского оружия? С одной стороны, в Полтавской битве активное участие приняли слободские казачьи полки, с другой - нынешний национальный герой Украины гетман Мазепа, изменивший Петру Великому и желавший отделения Украины. История самой Полтавской баталии непосредственно связана с желанием Петра I, иметь в своей ставке местную Слобожанскую святыню с ликом Казанской Божьей Матери из села Каплуновка. Сегодня же приходится констатировать факт отсутствия изображения этой иконы в храмах, иконных лавках, церковной и исторической литературе.
Появление иконы в селе Каплуновка и ее участие в Полтавском сражении достаточно полно было описано в XIX веке у Филарета и Фомина. Дважды отдельной брошюрой выходило сказание о Каплуновской иконе в университетской типографии.
Владельцами Каплуновки были представители двух известных родов Перекрестовы-Осиповы и Коновницыны, находившиеся в родстве. В 1786 году Санкт-Петербургский генерал-губернатор генерал-поручик Петр Петрович Коновницын подает прошение о строительстве новой каменной церкви в селе Каплуновка, так как старая деревянная обветшала. Новая церковь была заложена 9 мая 1788 года (все даты указаны по старому стилю) по проекту подобному Покровской церкви в городе Ахтырка с внесением большого количества изменений. Известно, что все доходы Каплуновского Рождество-Богородичного храма поступали в казну Старо-харьковского монастыря, а доходы эти были значительные, так как проходящие в Ахтырку и Киев богомольцы обязательно останавливались поклониться Каплуновской чудотворной иконе. П.П. Коновницын добивался на время строительства храма не отдавать доходы в монастырь, а по окончании строительства монастырь на эти доходы уже не претендовал. Церковь в Каплуновке освятили 29 июня 1798 года, украшения для нее П.П. Коновницын заказывал в Москве и Санкт-Петербурге. В 1804 году считалось, что Каплуновский храм один из самых величественных и красивейших в Харьковской губернии.
После учреждения в 1843 году крестного хода с иконой Озерянской Божьей Матери, духовенство Богодуховского уезда неоднократно поднимало вопрос о учреждении крестного хода с Каплуновской иконой в город Богодухов. А настоятельница Верхне-харьковского Николаевского женского монастыря Степанова в 1859 году подавала прошение в Синод о перенесении Каплуновской чудотворной иконы в ее монастырь навсегда. Однако все предложения встречали сопротивление владельцев села Каплуновки П.Е. и Н.Е. Перекрестовых-Осиповых, Синод же шел им навстречу. В 1863 году (26 и 27 октября в Богодухов, 26 и 27 ноября в Каплуновку) крестный ход из Каплуновки в Богодухов и обратно был учрежден, на это решение повлияло несколько факторов, среди которых немаловажную роль сыграла позиция предводителя дворянства Богодуховского уезда Д.Ф. Кованько. Кроме того, имение Перекрестовых-Осиповых было заложено в опекунский совет и они не могли выделять достаточное число денег для содержания такой огромной церкви. Было принято решение, что половина всех пожертвований и сборов во время крестного хода будет поступать на нужды каплуновского храма.
После учреждения крестного хода в Богодухов многие населенные пункты, через которые проносили икону, стали подавать прошения об оставлении Каплуновской иконы у них на ночь, или о занесении иконы в новые населенные пункты где ранее она не проходила. В самом же Богодухове совершалось до восьми крестных ходов с Каплуновской иконой из одной церкви в другую, так как каждый храм Богодухова не плохо зарабатывал на молебнах совершаемых по домам своих прихожан. Это неоднократно выливалось в споры духовенства, жалобы друг на друга, особенно причтов Троицкой и Покровской церквей. Жаловались и богомольцы на долгое отсутствие иконы в Каплуновке, при этом говорилось и том, что и в Богодухове икону в храмах застать трудно, так как она постоянно ходит по рукам.
В свою очередь, и город Краснокутск с 1892 года стал подавать прошения об установлении отдельного крестного хода из Каплуновки с 13 по 26 августа. Инициатором подачи прошений выступал городской староста купец Иван Зайцев. Синод отказал в учреждении отдельного крестного хода на том основании, что Каплуновская икона посещает Краснокутск во время возвращения ее из Богодухова в Каплуновку и пребывает в нем два дня. Более поздние прошения из Краснокутска подавались с просьбой о продлении пребывания иконы в городе, так как многие прихожане не успевают приложиться к ней. С Краснокутском связано и одно из происшествий с Каплуновской иконой. В ночь с 18 на 19 октября 1904 года во время пожара Николаевской церкви г. Краснокутска, рискуя собственной жизнью икону спас краснокутский мещанин Константин Александрович Форов.
В 1909 году по указу Синода Каплуновскую икону Божьей Матери должны были доставить в Полтаву для поднятия ее на торжества по случаю 200 летнего юбилея Полтавского сражения. 30 апреля на собрании прихожан села Каплуновка местным духовенством было предложено икону доставить в Полтаву не поездом а крестным ходом. Предложение поддержали все прихожане, которые обязались за свои средства сделать починку ризы и ковчега, которые были подарены Петром I Каплуновской иконе. Синод подобное решение одобрил и 14 июня икона отправилась через Краснокутск, Колонтаев, Рублевку на Опошню, Гавронцы, Семеновку на поле Полтавской битвы. Все время пребывания иконы на Полтавских торжествах ее сопровождал и. д. благочинного 2-го богодуховского округа священник Петр Федоровский, его описание крестного хода и торжеств мы и публикуем в нашем альманахе.
А. Парамонов.
Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Арсению Архиепископу Харьковскому и Ахтырскому.
И.Д. Благочинного 2-го округа Богодуховского уезда.
Доклад
Вашему Высокопреосвященству честь имею почтительнейше доложить, что перенесение Чудотворного Образа Каплуновской Божьей Матери в гор. Полтаву на юбилейные торжества, выполнено во всем согласно утвержденному Вашим Высокопреосвященством маршруту, с подобающей торжественностью и благолепием, при небывалом стечении народа еще задолго до утверждения маршрута по моему распоряжению население ближайших к предположенному пути следования Чудотворного Образа приходов было осведомлено и подготовлено приходскими священниками и уже ожидало с нетерпением извещения, в какой именно день будет поднят Чудотворный Образ Богоматери.
К этому дню все готовились как к престольному празднику, и везде было решено оставить на это время всякие работы. И как заволновались было все, когда прошел слух, что чтимый Образ Богоматери будет перевезен в Полтаву по железной дороге, и следовательно ожидаемый крестный ход не состоится! Расспросам по этому поводу не было конца. И трогательно до слез было видеть на лицах вопрошающих эту мольбу и жажду религиозного утешения и выслушивать их простодушные, с поклонами до земли просьбы похлопотать пред Владыкой, чтобы было так, как им хочется.
Извещение о дне поднятия Образа было встречено с восторгом. И потянулись в Каплуновку в храм Богоматери вереницы богомольцев из ближних и дальних селений, много было между тем и из очень далеких по видимому мест, судя по необычной здесь одежде, котомке за плечами и тыкве за поясом.
16 июня около 5 час. вечера прибыл и я в Каплуновку. К этому времени туда прибыли оба причта Покровской церкви слоб. Пархомовки, Богодуховский земской исправник с приставом 2-го стана и нарядом конной и пешей стражи. Не смотря на большую грязь от прошедших перед этим проливных дождей, у церкви ожидала уже масса богомольцев. В 6 час. начался звон ко всенощному бдению. Всенощное бдение отправлялось соборно с местным духовенством по праздничному, с благословением хлебов, истово при стройном пении хорошо спевшегося местного хора и закончилось около 10 час. вечера. Церковь не смотря на свою большую вместительность была переполнена молящимися. На другой день была отправлена тем же духовенством ранняя литургия, и по окончании ее торжественный молебен с акафистом. После этого Св. Икона, по троекратном поклонении пред нею священнослужителей была мною благословейно поднята высоко над головой для осенения молящихся. Минута наступила необыкновенно торжественная и умилительная, – все как один человек опустились на колени, благоговейно-восторженное настроение электрическим током охватили всех, послышались громкие молитвенные восклицания и сдерживаемые глухие рыдания, - то Каплуновцы плакали, провожая в далекий путь свою Заступницу и Хранительницу, - а хор, как бы угадывая общее настроение тихо, стройно запел: «Не имамы иные помощи не имамы иные надежды разве Тебе Владычице…». Холодный трепет пробежал и у меня по спине, судорога горло и слезы подступили к глазам. Да и чье сердце не дрогнуло бы в эту святую минуту общего молитвенного восторга. Совершив осенение молящихся на четыре стороны, я передал св. Икону уездному исправнику, человеку, к стати сказать, в высшей степени благословейному и искренне набожному, и затем, в предшествии крестов и хоругвей, все мы двинулись к выходу из церкви. Во избежание давки по обе стороны стали цепью стражники. За церковью уже ожидала масса богомольцев – вся ограда и площадь буквально была запружена народом, - и вся эта тысячная толпа народа, тот час же двинулась за крестным ходом. Было всего 7 час. утра. В воздухе еще держалась утренняя прохлада. Пыли, благодаря недавно прошедшим дождям, совершенно не было. Солнце, еще не успевшее высоко подняться мягко светило, переливаясь на золоте хоругвей и крестов и, придавая крестному ходу, еще более торжественности. Выйдя за село, крестный ход остановился. Здесь, после краткого молебна совершив еще раз осенение Образом на четыре стороны, я вставил его в киот и, передав руководство крестным ходом Каплуновскому священнику Антонию краснокутскому (протоиерей Иоанн Золотарев по старости не мог идти пешком с крестным ходом) сам выехал вперед для встречи Образа Богоматери у Козеевки согласно маршруту. От Каплуновки до Козеевки всего 7 вер. и крестный ход прошел это расстояние за 2 ½ часа. За это время я успел приехать в Козеевку и распорядится относительно встречи Образа Царицы Небесной. К этому времени в Козеевку прибыли священник села Купьевахи Григорий Грабовский и краснокутской Николаевской церкви священник Анатолий Снесаревский. Когда сторож наблюдавший по моему приказанию с колокольни сообщил о приближении крестного хода из каплуновки, мы с местным и прибывшим духовенством, облачившись двинулись в предшествии крестов и хоругвей при колокольном звоне в сопровождении множества собравшегося народа на встречу Царице Небесной. Местный хор стройно запел тропарь Богородицы. Встреча произошла у самого села на заранее условленном месте где приготовлен был стол, покрытый белой скатертью и обсаженный кругом срезанными зелеными деревцами. Здесь был отправлен краткий молебен и совершено осенение св. Иконой присутствующих на четыре стороны и затем соединенный крестный ход направился в приходскую церковь, где был отправлен молебен с акафистом. В конце молебна заштатный протоиерей Иоанн Владыков в речи рассказал историю дивного заступления и помощи явленных от Иконы в битве царя Петра со шведами под Полтавой, когда решалась судьба нашего отечества и горячо призывал присутствующих в напастях и скорбях всегда прибегать за помощью к ней.
Ровно в 12 час. дня св. Икона была вновь поднята и, по осенению молящихся, вставлена в киот, и крестный ход двинулся в с. Городное. Выйдя с крестным ходом за село, я передал руководство крестным ходом в пути священнику Анатолию Снесаревскому, а сам разоблачившись, выехал вперед для встречи Образа в Городном. С. Городное отстоит от Козеевки в 3-х верст. Не успел крестный ход пройти и половины пути, как пошел сильный проливной дождь, обративший дорогу в сплошное болото. Не смотря на это крестный ход не расстроился , а бодро продолжал шествовать вперед. По пути к нему присоединялись все новые и новые партии богомольцев. Сколько бодрой, живой веры хранится еще в православном русском народе! У села Городного я увидел посреди дороги приготовленный столик покрытый белой скатертью и здесь с крестами и хоругвями уже ожидали Образа Царицы Небесной местный священник Григорий Погорелов и причт Краснокутской Успенской церкви с хором певчих и массой народа. Облачившись, я присоединился к ним и стали вместе поджидать крестного хода. Не смотря на тяжелую по невылазной грязи дорогу не более как через полчаса показался и крестный ход. Длинной лентой растянулась провожавшая тысячная толпа народа. Бодро шагали по липкой глинистой дороге хоругвеносцы, плавно колыхались во руках их кресты и хоругви, звучно неслось стройное пение певчих. Не думал я увидеть процессию в таком образцовом порядке после этого перехода. Утомления от длинного пути по грязи под проливным дождем не было и следа, - напротив, лица всех светились радостью и одушевлением. Духовенство явило в этом всем пример. В особенности приводил всех в умиление руководивший крестным ходом священник Анатолий Снесаревский – весь измокший, вспотевший, но восторженно-радостный он бодро выступал с крестом в руках непосредственно за хоругвеносцами. У приготовленного столика крестный ход остановился. Отправив здесь краткую литию и совершив осенение народа, я передал св. икону приходскому свящ. Григорию Погорелову, а тот стал передавать ее богомольцам, просившим позволения хоть несколько шагов понести на своих руках образ Владычицы. Так на руках и был внесен Образ в приходской храм где отправлен был соборно торжественный молебен с акафистом. После этого Св. Икона была поднята и крестный ход направился к историческому месту Городного к Петровской горке, отстоящей от церкви не более 1 версты. Она представляет собой очень высокий открытый со всех сторон курган господствующий над всей окрестностью. Здесь в эпоху великой борьбы молодой еще не успевшей окрепнуть России, с воинственными, не знавшими дотоле поражений, шведами, произошла горячая стычка отряда Русских войск с сильным шведским отрядом, закончившаяся полным поражением последнего. Победа эта встречена была в войсках Царя Петра с восторгом, подняла их дух, сообщив уверенность в новых победах и была таким образом, как бы зарей великой Полтавской победы.
Весь путь от церкви и до Петровской горки устлан был зеленью мелко изрезанными ветками сосны. На самую горку была сделана дорожка обсаженная по обе стороны срезанными сосенками и другими деревцами. На верху было устроено возвышение, в роде амвона, обставленное кругом сосенками и другими деревцами. У входа на возвышение устроена была очень красивая арка, обвитая гирляндами из цветов и зелени и украшенная национальными флагами. Посредине возвышения поставлен был аналогий, а сзади его несколько подсвечников-ставников. Когда мы поднялись на это возвышение, то пред нами открылась чудная панорама: с востока по скатам горы приютилось село Городное, серенькие домики которого с этой высоты казались такими маленькими жалкими… на юго-восток в синеющей дали раскинулся гористый Краснокутск, а левее за темной полоской леса виднеется Мурафа и трубы завода Харитоненко; но особенно чарующий вид представляет внизу, у подножия холма луговая низменность окаймленная, как рамкой, вековыми лесами Харитоненко, Каразина и др. Посреди ее узкой извилистой полоской протекает река Мерло, то совершенно скрываясь в бархатистой зелени луга, то серебром сверкая на солнце. Никакая кисть не в состоянии передать красоты этих видов.
Возложивши Образ Богоматери на аналогий, мы приступили к совершению всенощного бдения. Бдение совершалось с особенной торжественностью, кроме настоятеля шестью священниками при двух диаконах и множестве молящихся, которыми сплошь была покрыта вся гора. Стройное пение местного хора далеко разносилось в чистом прозрачном воздухе вызывая умиление молящихся. После всенощного бдения отправлена была панихида по Императору Петру I его сподвижникам и по всем православным воинам в борьбе со шведами за веру, царя и отечество живот свой положившим. Считаю уместным здесь упомянуть о следующем характерном случае, который произошел перед панихидой: при устройстве помоста для служения выкопано было несколько человеческих черепов; находка эта на таком историческом месте дала повод к предположению, что черепа эти принадлежат православным русским воинам здесь живот свой положившим; предположение это быстро разнеслось между собравшимся народом и вот при начале панихиды все начали просить позволения положить эти черепа под аналогий, на котором лежал Образ Богоматери на время совершения панихиды. В виду охватившего всех религиозного патриотического настроения, я этому не воспрепятствовал и таким образом, к общему удовольствию молящихся, панихида по павшим русским воинам была совершена в буквальном смысле на костях этих воинов. Когда возвышена была вечная память Императору Петру I его сподвижникам и всем православным воинам, отряд стражников, расположившихся на окраине горки, по распоряжению исправника произвел несколько залпов из ружей. Это обстоятельство еще более усилило патриотический подъем присутствующих, невольно перенеся мысль к тому давно прошедшему времени, когда на этом самом месте ревели пушки, слышался лязг оружия, стоны умирающих и торжествующее «ура» наших победоносных воинов.
После окончания панихиды, крестный ход со всей массой молящихся двинулся в Краснокутск. Причт Козеевской церкви со своими крестами и хоругвями возвратился домой, священник Купьевахской церкви тоже уехал. Выбыл из крестного хода и причт Краснокутской Успенской церкви на том основании, что им подлежит встретить Чудотворный образ на границе города. Таким образом сопровождать крестный ход остался все тот же неутомимый священник Анатолий Снесаревский Городнянский священник Григорий Погорелов. Выйдя с крестным ходом на Краснокутскую дорогу, я передал руководство в пути священнику Снесаревскому сам выехал вперед для встречи Образа у Краснокутска.
В предместье города у деревни Чернетчины уже поджидал крестного хода с Чудотворным Образом священник Краснокутской Архангело-Михайловской церкви Иоанн Федоров с крестами и хоругвями и массой народа. Здесь посредине пути был поставлен столик, покрытый белой скатертью и устроены три высокие, обвитые зеленью и цветами арки. Весь путь на протяжении этой деревни был устлан зеленью и ветками сосны. Все это имело вид торжественный и красивый. Знаменательным и отрадным в этой встрече является то обстоятельство, что самое деятельное участие в ней приняли местные штундисты, во главе с сельским старостой тоже штундистом. Очевидно волна общего религиозно-патриотического подъема охватила и этих отщепенцев заставив их хоть на время забыть свою вражду и ненавистничество к православию.
Остановившись здесь, я облачился и стал с этой процессией ожидать крестного хода. Когда последний приблизился, то встречавший хор стройно с воодушевлением запел «Под Твою милость прибегаем» и все присутствовавшие опустились на колени. По совершении здесь краткой литии и осенении собравшихся св. Иконой соединенный крестный ход двинулся в гор. Краснокутск, куда и прибыл в 7 час. вечера. На встречу Царице Небесной на самую границу города вошел причт Краснокутской Успенской церкви с крестами и хоругвями и хором певчих, представителями города и др. должностными лицами. Когда крестные ходы сошлись, я, вынув св. Икону из киота и осенив ею на четыре стороны присутствующих передал представителям города, которые передавали Икону и другим желающим и так св. Икона была внесена в Архангело-Михайловскую церковь. Здесь соборно отслужено было всенощное бдение, в конце которого приходской священник Иоанн Федоров сказал слово об историческом значении настоящего крестного хода. Было уже около 10 час. вечера и св. Икона осталась ночевать в этой же церкви. 18 июня в 6 час. утра в Архангело-Михайловскую церковь собралось все краснокутское духовенство и после краткого молебна св. Икона была поднята и перенесена, при колокольном звоне в предшествии крестов и хоругвей, в сопровождении массы народа в Успенскую церковь, где торжественно соборно была отправлена литургия и молебен с акафистом. Все это было закончено к 10 час. утра и св. Икона была вынесена из церкви на площадь. Обширная площадь, идущая уклоном от церковных ворот была вся запружена народом. С высокого церковного крыльца чудную картину представляло это людское море, под яркими лучами солнца пестревшее разнообразием одежд. Как только св. Икона показалась из ворот ограды народ по команде полиции отхлынул и расступился на две стороны, образовав широкий длинный коридор по обе стороны которого стали хоругвеносцы, а далее, с одной стороны отряд конных странников, под командой пристава Астафьева, а с другой оркестр трубачей Краснокутского благотворительного общества. Подняв высоко над головой св. Икону и начав осенять ею народ, пристав в это время скомандовал зычным голосом: «смирно», «на караул» и шашки грозно блеснули в воздухе, как бы свидетельствуя готовность православных русских воинов грудью стоять за свою веру с ее святыней, а оркестр торжественно заиграл «Коль славен». После этого св. Икона была вставлена в киот и в таком порядке процессия двинулась далее в путь на Любовку. Сомкнутым строем стражей крестный ход провожали через весь город. Стройное пение двух соединенных хоров чередовалось с музыкой, все это вместе взятое производило очень сильное впечатление. По пути св. Икона была занесена в кладбищенскую церковь, где отслужен был краткий молебен и панихида по православным русским воинам. Затем стали выходить за город. При выходе из города был отслужен краткий молебен, оркестр сыграл «Боже Царя храни» возвратился обратно в город, а крестный ход более ускоренным маршем двинулся в Любовку. Крестные ходы с Чудотворной иконой Божией Матери в Краснокутск бывают ежегодно но, по словам горожан, они никогда еще не видали такого величественного крестного хода как настоящий и такого подъема религиозно-патриотического чувства в народе, как в данный момент. Поручив руководство крестным ходом священнику Стефану Ильинскому, я поехал вперед, чтобы руководить встречей Образа Богоматери в Любовке. От гор. Краснокутска до Любовки 7 вер. и крестный ход прибыл сюда в 1 час дня. Св. Икона здесь была встречена мною и Любовским священником Иоанном Навродским на границе села с крестным ходом, в сопровождении массы народа и внесена в церковь, где был отслужен соборно с Краснокутским духовенством молебен с акафистом. После краткого отдыха в 3 часа дня св. Икона вновь была поднята и крестный ход тронулся далее в слоб. Колонтаев. Краснокутское духовенство из Любовки возвратилось домой и крестный ход сопровождался Любовским священником Навродским и священником Преображенской церкви села Колонтаев Поликарпом Берецким. С Колонтаева начинаются места, где св. Икона шествует впервые и количество участников крестного хода принимает все большие и большие размеры. У слоб. Колонтаева Образ Богоматери встретило духовенство Успенской и Николаевской церквей с крестами и хоругвями и массой народа. Св. Икона занесена была в первую по пути Успенскую церковь. Здесь совершено было соборно всенощное бдение и молебен с акафистом, а затем св. Икона была торжественно с крестным ходом перенесена в Николаевскую церковь, где отслужен был молебен с акафистом и св. Икона оставалась в течение целой ночи. Некоторые из жителей Колонтаева и главным образом интеллигенция обратились ко мне с просьбой разрешить брать чудотворный образ по домам для совершения молебнов. По этому поводу я советовался с исправником, который заявил, что на это ни в каком случае нельзя согласиться, так как время ночное, Икона облачена в дорогую Петровскую ризу и вообще имеет громадное историческое и религиозное значение, а стража сильно устала и охранять образ целую ночь не может, при том же и маршрутом это не предусмотрено и, не дай Бог какого несчастья, вся ответственность падет на нас. Я согласился с доводами с доводами исправника и в разрешении брать св. Икону по домам отказался. Быть может мой отказ и вызвал неудовольствие многих, но я поступил как подсказывали мне долг и совесть, тем более, что крестный ход этот не имел целью удовлетворения религиозных потребностей отдельных лиц, а общую молитву и возбуждение национального самосознания. 19-го июня после литургии, отправленной в Николаевской церкви соборно всем Колонтаевским духовенством при моем участии, Образ Богоматери с крестным ходом был перенесен в Преображенскую церковь. По совершении здесь торжественного молебна с акафистом, крестный ход, ровно в 10 час. утра, двинулся из Колонтаева в слоб. Малую Рублевку. Под торжественный звон колоколов всех трех церквей, несметные толпы народа потянулись за крестным ходом. Перед выходом из Колонтаева диакон Каплуновской церкви Огульков, назначенный вместе с протоиереем Золотаревым безотлучно находится при св. Иконе, сообщил мне, что протоиерей Золотарев со вчерашнего дня сильно занемог и не может следовать дальше за крестным ходом. В виду этого проводив немного крестный ход, я передал предстоятельство старейшему Колонтаевскому священнику Иоанну Колосовскому, а сам отправился навестить протоиерея Золотарева. Оказалось, что он действительно серьезно заболел, так что пришлось поместить его в местную земскую больницу. Там я попросил врача сообщить мне завтра по телефону о состоянии здоровья старика, будет ли он в силах сопровождать св. Икону до Полтавы, в случае же болезнь осложнится, дать знать его родственникам. Устроивши все это я окольным путем опередил крестный ход, чтобы встретить его у с. Марьинского. Село Марьинское отстоит на пол пути между Колонтаевым и Малой Рублевкой. Это небольшое сельцо – не более 50 дворов. Расположено оно, почему то, совершенно в стороне от своей приходской церкви, так что церковь стоит одиноко, как скит, среди поля, саженей в 120 от большой дороги. Церковь эта состоит приписной к Архангело-Михайловской ц. С. Малой Рублевки. Здесь по маршруту полагалось совершить молебен с акафистом. Подъехав к церкви, я встретил здесь священника Малой Рублевки Димитрия Прокофьева, который в этот день служил литургию по случаю перенесения Чудотворного Образа Божией Матери и массу собравшегося сюда для встречи Царицы Небесной, народа. Кроме того сюда прибыли священники с. Бригадировки и Лихачевки и священник слоб. Котельвы Ахтырского уезда Павел Жуковский. Часа через полтора показался и крестный ход из колонтаева с чудотворным Образом. На колокольне начался звон во все колокола и мы, облачившись, в предшествии крестов и хоругвей в сопровождении собравшегося народа, с пением тропаря: «Заступнице усердная» выступили на встречу Царицы Небесной. По обычной встрече св. Икона была внесена в церковь и здесь отправлен соборно молебен с акафистом. После этого двое из Колонтаевских священников со своей процессией отправились обратно, а третий священник Феодор Татаринов пожелал сопровождать Образ Богоматери со встречным духовенством далее до Шведской могилы. Было уже около 2 час. дня. Проводив крестный ход на большую дорогу, я выехал вперед, чтобы руководить встречей его у шведской могилы. Могила эта находится верстах в пяти от марьинского. Она представляет собой громаднейший курган с вырытой в середине глубокой котловиной, (от чего в народе и называется она «разрытой могилой») где может поместится несколько тысяч человек; в эту котловину ведет пять проходов, образующих на могиле пять конусообразных вершин. Вокруг могилы идет широкий ров, а за тем вал; против проходов в могилу через ров пропущены дороги аршина три шириной. Неподалеку от этой могилы есть еще несколько могил значительно меньших. Проезжая от Марьинского до могилы я на каждом шагу встречал партии богомольцев медленно подвигающиеся на встречу Образу Царицы Небесной и чем ближе к могиле тем их было все больше и больше. А когда я стал подъезжать к могиле, то еще издали увидел, что вся она сплошь усеяна несметным количеством народа и казалась громадным кишевшим муравейником. Для Царицы Небесной готовилась необыкновенно торжественная встреча. На одной из пяти вершин, самой высокой, была расчищена площадка и устроена большая палатка с двумя выходами, обсаженная елками и украшенная национальными флагами. Так как подъем на вершину был очень крутой и покрыт очень скользкой травой, то от самого низу и наверх были вырезаны широкие ступеньки. При подъеме в самую палатку, в проход между двух вершин, устроена была великолепная арка, обвитая зеленью и цветами и разукрашенная национальными флагами; здесь же сбоку стоял столик для продажи свечей. Над входом в палатку укреплен был крест, а по бокам стояли хоругвеносцы. Посредине палатки стоял большой стол покрытый красивым покрывалом и на столе громадный венок из живых цветов под св. Икону. Сзади стола стояло несколько аналогиев с храмовой и другими местно-чтимыми иконами и несколько ставников на которых уже горела масса свечей. На другой соседней вершине была установлена старая шведская пушка – трофей русских воинов, хранящаяся при Мало-Рублевской церкви. На противоположной стороне в проходе в могилу, устроена была другая палатка назначенная для отдыха духовенства и др. привилегированных лиц. Весь путь от большой дороги и на вершину в палатку, назначенную для посещения Чудотворного образа был обсажен сосенками и усыпан травой. В общем могила имела очень красивый вид, в особенности издали с блестящими на солнце крестами и хоругвями и развевающимися национальными флагами. Все это было придумано и устроено, по соглашению со мной, священником Малой Рублевки Димитрием Прокофьевым. Для встречи Образа Царицы Небесной у могилы прибыл, по моему распоряжению, диакон Рублевской Успенской церкви с хором певчих и священник села Александровки Жадько Базилевич (последний по своему желанию). Не более как через ½ часа показался крестный ход с иконой Богоматери. Чудный вид представляла эта процессия с вершины могилы: ярко блестели на солнце золотые кресты и хоругви, мерно колыхаясь в руках хоругвеносцев как знамена над войском верующих; белые и желтые облачения духовенства красиво выделялись на зеленом фоне безбрежного волнующегося поля, а за ними, извиваясь, как гигантский змей, плыла несметная толпа народа. Когда крестный ход стал приближаться мы, в сопровождении крестов и хоругвей, спустились с могилы и двинулись ему навстречу, а хор стройно с воодушевлением запел «Радуйся Царице…». В этих местах Чудотворный Образ Богоматери проходит впервые и невозможно описать того воодушевления и умиления, которое охватило тогда всех присутствующих. Значительный отряд стражников едва мог сдержать напор толпы. Вынув из киота св. Икону, мы, по ступенькам стали подниматься наверх в палатку. Поднявшись на вершину, я осенил Чудотворным Образом на четыре стороны молящихся и затем все мы вошли в палатку и приступили к совершению молебна. Охвативший всех необычайный подъем религиозного чувства, сообщился и духовенству – лица всех служащих горели необыкновенным одушевлением; видно, что всецело охвачены они сознанием великой исторической минуты: это сказывалось в каждом возгласе, в каждом прочитанном стихе акафиста. А когда диакон громким голосом возгласил: «ко Пресвятой Владычице Нашей Богородице помолимся» и затем раздались слова молитвы: «Прими Всеблагомощная Царице Богородительнице сие дары Тебе Единой прикладные…», то все присутствующие, как один человек опустились на колени и наступила такая тишина, что слова молитвы отчетливо были слышны последнему из собравшейся многотысячной толпы богомольцев. И невозможно изобразить того порыва, того общего молитвенного восторга, который охватил всех. Самое закоренелое сердце таяло в умилении. В конце молебна при громком и умелом возглашении многолетия благополучно царствующему Государю Императору, из старой Рублевской пушки, давно уже забывшей о своей боевой службе, но на этот торжественный случай вывезенной сюда, раздался громовой выстрел, от которого задрожала могила и весь народ всколыхнулся и пришел в движение. Настроение из религиозного стало переходить в патриотическое. При произнесении многолетия христоименитому победоносному Российскому воинству и всем православным христианам, раздался ружейный залп отряда стражников, расположившихся на том же холме, где стоит пушка. После этого началась панихида по Императору Петру I всем его сподвижникам и всем Православным воинам в борьбе со Шведами на брани живот свой положившим. В конце панихиды, при дивном исполнении хором «вечной памяти» все опустились на колени. При заключительном аккорде вновь раздался залп из винтовок стражников и вслед за ним грозным громовым раскатом опять прогремел пушечный выстрел, на этот раз еще сильнее. Все это необыкновенно подняло патриотическое чувство у присутствующих, радость и умиление так и светились на лицах всех. После этого духовенство, полиция и много других привилегированных лиц были приглашены в отдельно стоящую палатку, где всем была предложена закуска и чай. Всему собравшемуся народу прихожанами Малой Рублевки был предложен обед, здесь же в окопах в десятках громаднейших котлов варившийся. В этом радушии и гостеприимстве трогательно было еще то, что ни один из здешних прихожан не сел обедать, уступая место чужестранным. Во время закуски первая здравица была предложена за Государя Императора, встреченная всеми единодушным «Ура» и было пропето «Боже Царя храни». Затем была предложена здравица за Ваше Высокопреосвященство, при чем диакон возгласил многолетие, а все присутствующие с окружающим палатку народом с воодушевлением пропели «Многая лета». После закуски составлена была на Высочайшее Имя телеграмма о выражении верноподданических чувств своему возлюбленному Монарху. Надо было слышать какими раскатами "ура" покрыто было это чтение. На шведской могиле крестный ход пробыл около трех часов. Затем св. Икона вновь была поднята и по благословении народа с вершины могилы на четыре стороны вставлена в киот и крестный ход тронулся в Малую Рублевку, куда оставалось пройти не более 2 верст. В Малую Рублевку прибыли, ровно в 6 часов. По внесении св. Иконы в приходскую церковь, сейчас же начался звон ко всенощному бдению. Всенощное бдение совершено было соборно тем же духовенством по праздничному с благословением хлебов и закончилось в 10 час. вечера. Народа была масса – столько молящихся церковь не видала и на праздник Светлого Христова Воскресения.
20 июня рано утром в половине четвертого часа в виду того, что народ стал собираться к церкви. Чтобы успеть приложиться к Образу приходским священником с. Лихачевки с диаконом Рублевской Успенской церкви отправлена была утреня с ….. После утрени служились пред чудотворным образом молебны по просьбе богомольцев. Ровно в 7 час. начался звон к литургии. Литургия отправлена была соборно тем же духовенством, которое вчера сопровождало Чудотворный Образ. После литургии отправлен был молебен с акафистом и св. Икона была вновь поднята и по занесении в дом священника для совершения краткого молебна, вставлена в киот и крестный ход двинулся в большую Рублевку. Здесь я оставил крестный ход и поспешил вперед, чтобы успеть встретить Царицу Небесную на границе своего прихода. Расстояние от малой Рублевки до Большой около 3 верст. По моему распоряжению в Рублевку для встречи Чудотворного Образа прибыл причт Филенковского прихода. Подъехавши в церковь, я распорядился немедленно же собираться и идти на встречу Царице Небесной Облачившись, мы с хором певчих в предшествии крестов и хоругвей местно чтимых икон в сопровождении массы народа двинулись на встречу Чудотворного Образа Царицы Небесной. На месте где назначена была встреча, версты полторы от церкви, поставлен был стол, покрытый белой скатертью с хлебом и солью, по средине уложен был великолепный венок из живых цветов, а все место было обсажено высокими деревцами и густо усыпано травой и елкой. Не больше как через полчаса показался и крестных ход с Образом Царицы Небесной. Живописную картину представлял этот крестный ход – путь идет по узкой извилистой плотине, растянувшейся на целую версту, по ней, змей извиваясь, плыла несметная толпа народа, голова ее была уже на середине плотины, а хвост скрывался еще в улице. Когда крестный ход подошел, то св. Икона была вынута из киота и уложена на приготовленном столике. Здесь совершена была краткая литургия и затем, по благословении на четыре стороны собравшихся, крестный ход двинулся дальше к приходской церкви. Был первый час дня. В виду собравшейся массы народа торжественный молебен с акафистом решено было отправить на площади. Для того на площади поставлен был столик весь установленный зеленью и цветами, кругом обсаженный высокими деревцами о постланы ковры для священнослужителей. Молебен под яркими жгучими лучами полуденного солнца, продолжался около часа. После этого св. Икона была внесена в храм, где и оставалась до другого дня. Собравшееся духовенство по очереди, до самого всенощного бдения, по просьбе богомольцев пред Чудотворной Иконой служило молебны. В 7 часов вечера началось всенощное бдение. Бдение совершалось торжественно соборно всем прибывшим духовенством при стройном пении местного хора и закончилось в 10 час. вечера. Молящихся было так много, что громадная церковь не могла вместить и третьей части их, так что после все сожалели, что не придумали отслужить всенощное бдение на площади. 21-го июня утром рано в 4 час. отправлена была священником Малой Рублевки и священником с. Филенкова утреня с ….. и вслед за ней соборно со всем прибывшим духовенством, литургия и после нее молебен с акафистом. Ровно в 8 час. св. Икона была поднята и по занесении в мой дом для совершения краткого молебна вставлена в киот и крестный ход направился в с. Бригадировку. День был воскресный и количество народа собравшегося было очень велико, крестный ход растянулся более чем на версту. Еще накануне мною была получена из Колонтаева от земского врача телефонограмма, что протоиерей Золотарев сопровождать Образ до Полтавы не сможет; в иду чего мною и была послана срочная телеграмма Вашему Высокопреосвященству – кому прикажете сопровождать Чудотворный Образ в Полтаву и обратно. Получив 21 июня рано утром приказ сопровождать лично св. Икону в Полтаву, я передал заведование своим приходом, а также временное исполнение обязанностей благочинного помощнику священнику Малой Рублевки, сам наскоро собрался следовать за образом до Полтавы. От Рублевки до Бригадировки 5 верст и крестный ход прибыл туда в 9 часов. Здесь отправлен был соборно молебен с акафистом и крестный ход по занесении Образа в дом священника двинулся дальше в Лихачевку, куда и прибыл в 12 часов дня. Здесь также соборно отправлен был молебен с акафистом и св. Икона оставалась в церкви до 2 час. дня. Лихачевка находится у границы Полтавской епархии. В ½ верстах от нее лежит село Мисские Млины, где согласно маршруту, мы в 3 час. дня должны сдать св. Икону духовенству Полтавской епархии. В 2 часа дня св. Икона была поднята и мы, в сопровождении несметного количества народа, направились в Мисские Млины. Не дальше как в версте от Лихачевки мы увидели идущую нам на встречу из этого села процессию с крестами и хоругвями с многочисленным духовенством и массой народа. Встреча произошла у моста через «Ворскло» которая и служит границей между Полтавской и Харьковской епархиями. Умилительную картину представляла эта встреча: у моста с той и другой стороны остановилось духовенство с хоругвями и крестами а за ним громадные толпы народа усеяли крутые берега реки Ворсклы с напряженным вниманием благоговейно взирая на Чудотворный Образ. После краткой литии совершив последний раз осенение Чудотворным Образом молящихся на четыре стороны, я передал св. Икону благочинному Полтавской епархии при чем сказал краткое слово, в котором просил чтить и беречь нашу Святыню. Затем оба крестные ходы соединившись, направились в церковь с. Мисские Млины. Здесь по совершении молебна, духовенство Харьковской епархии возвратилось обратно, а я с Каплуновским диаконом Огульковым остался сопровождать Образ далее до Полтавы.
Так закончилось торжественное перенесение Чудотворного Образа Каплуновской Божией Матери на Полтавские юбилейные торжества в пределах Харьковской епархии. Впечатление от этого крестного хода неизгладимо сохранится в памяти участников его. Долго еще после этого продолжал народ делиться своими впечатлениями и много искреннего, светлого слышалось в его рассказах. Об отношении духовенства к настоящему крестному ходу считаю долгом почтительнейше доложить Вашему Высокопреосвященству, что оно по мере своих сил и разумения старалось точно выполнить предложенный к непременному выполнению маршрут. Везде еще до начала крестного хода, говорились поучения, разъяснялось событие и значение этого крестного хода, повествовалось о чудесах бывших у Чудотворного Образа Богоматери, словом прилагалось все старание, чтобы крестный ход был как можно торжественнее. И при помощи Божией и содействия Царицы Небесной все устроилось лучше, чем мы даже ожидали – весь путь от начала и до конца в пределах Харьковской епархии был не крестным ходом, а триумфальным шествием. Нигде среди духовенства и речи не было об извлечении от этого крестного хода каких ни будь материальных выгод, да и не могло быть речи, так как нигде не разрешалось брать св. Икону для совершения молебнов по домам, напротив все сознавали какое великое историческое значение имеет этот крестный ход и что конечная цель его поднятие в народе религиозно-патриотических чувств и пробуждение национального самосознания. Единственной наградой духовенству за понесенные труды служит благодарность народа за доставленное ему духовное утешение и те минуты высокого духовного наслаждения, которые пережиты были им в некоторые моменты крестного хода.
В Полтаву на шведскую могилу Чудотворный Образ прибыл 25 июня вечером. По окончании юбилейных торжеств 29 июня в 12 час. дня чудотворный Образ был с крестным ходом препровожден на вокзал и внесен в вагон 1-го класса, куда поместился и я с диаконом Огульковым и Каплуновским церковным старостой. В 5 ½ часов вечера поезд с Чудотворным Образом прибыл на ст. Люботин. Здесь уже ожидали Образ с крестами и хоругвями и массой народа митрофорный протоиерей Буткевич, Ректор Семинарии протоиерей Юшков с протодиаконом Вербицким и местным духовенством. По совершении молебна с акафистом на площади, св. Икона была внесена в приходский храм, где сейчас же приступили к совершению торжественного всенощного бдения. День был праздничный и молящихся было очень много. 30 июня утром по совершении соборно тем же духовенством литургии и молебна с акафистом, Чудотворный Образ в 12 час. дня был с крестным ходом препровожден к поезду и внесен в вагон 1-го класса. В 2 часа дня мы прибыли в гор. Богодухов, где на 2-е июля назначена была закладка нового соборного храма. Образ Богоматери на вокзале вышло встречать все Богодуховское духовенство во главе с Благочинным протоиереем Станиславским с крестом и хоругвями, хором певчих и множеством народа. По совершении здесь краткого молебна св. Икона с крестным ходом была перенесена в соборную церковь, где вечером торжественно было отправлено местным и прибывшим духовенством всенощное бдение. 2-го июля торжественно была отправлена Архиерейским служением литургия и затем совершена была закладка нового храма. 3-го июля св. Икона была вновь поднята и по занесении в Покровскую и Троицкую церкви г. Богодухова, препровождаемая крестным ходом в сопровождении массы народа выступила из города в Каплуновку, где Образ всегда находится. Путь лежал через Павловку, Кручик, Губаровку, Полковую Никитовку, Городное и Козеевку, где везде духовенство встречало и провожало крестным ходом при большом стечении народа. В каждой церкви отправлялись торжественные молебны с акафистом Богоматери. В Каплуновку крестный ход с Чудотворным Образом прибыл 4-го июля в 12 час. дня и по совершении молебна с акафистом св. Икона была сдана Каплуновскому духовенству при представителях от прихожан.
В заключение сего моего доклада приемлю смелость принести Вам Нашему Милостивейшему Архипастырю и Отцу искреннюю сыновнюю благодарность от лица участвовавшего духовенства и всех богомольцев за доставленное, разрешением настоящего крестного хода, высокое духовное наслаждение. За вздохи молитвенного восторга, за слезы умиления изобильно пролитые к подножию Чудотворного Образа Царицы Небесной за все это да вознаградит Вас Господь да продлит Вашу жизнь на многие и многие лета на пользу сердечно преданного Вам духовенства и всей богохранимой Вашей паствы.
Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник И.Д. Благочинного 2-го округа Богодуховского уезда священник Петр Федоровский.
1909 года
июля 31 дня
№ 337
ГАХО Ф.40, оп.97, ед.хр.527, лл.66-79.