Род Ковалевских за триста лет 1651-1951
Предлагаемая читателям Харьковского исторического альманаха работа - брошюра, изданная в Париже на гектографе в 1951 году, но по количеству ссылок на нее и цитируемости она обошла множество книг изданных по всем правилам. Причина успеха - значительный след, оставленный Ковалевскими в истории России и Украины, известность рода как в бывшей Российской империи , так и далеко за ее пределами. Убежденны, что исследования по истории рода Ковалевских будут полезны не только краеведам, но и историкам профессионалам, прошлое Слобожанщины невозможно представить без этой знаменитой фамилии.
Автор брошюры не обозначен. Однако известно, что это видный деятель русской эмиграции в Париже, Петр Евграфович Ковалевский (16.12.1901 - 4.05.1978) - историк, библиограф, организатор церковной жизни. Следует отметить - предлагаемая вниманию работа не лишена многих исторических неточностей и недостатков, поэтому редакция решила снабдить публикуемую брошюру небольшим комментарием и последующим современным исследованием В.Л. Маслийчука о генеалогии Ковалевских XVII-XVIII вв. Кроме этого, важно заметить, что в своих исследованиях П.Е. Ковалевский исходил из взглядов русского патриота и эмигранта, дворянина и сторонника возрождения "Великой России".
Род Ковалевских за триста лет 1651-1951 Париж, 1951
Юбилейная памятка к трехсотлетию Харьковской (Слободско-Украинской) ветви рода Ковалевских.
Краткая Семейная Памятка, которую удалось издать, не исчерпывает и малой доли того материала, который хранится в родовом архиве Ковалевских, но отсутствие средств заставляет пока ограничиться лишь обзором, дающим общую картину деятельности одной русской семьи, которая, не покладая рук в течение трех веков трудилась над укреплением мощи нашей родины, её просвещением и над утверждением в ней начал справедливости и права, - семьи, которая своими родовыми традициями может служить примером для подрастающего русского поколения.
1951 год, памятный во многих отношениях для харьковской ветви рода Ковалевских, должен был быть отмечен хотя бы этим скромным образом. В течение его исполняется триста лет со времени переселения одной из ветвей рода в Слободскую Украину, сто пятьдесят лет со времени вступления этой ветви на общегосударственное поприще деятельности, сто лет со дня заключения одним из замечательнейших её представителей, Егором Петровичем, Кульджинского Трактата, открывшего русским пути к заселению и освоению Семиреченского Края, сто лет со дня рождения известного ученого и государственного деятеля Максима Максимовича (27 июля), семидесятипятилетие военного историка и летописца рода Владимира Григорьевича (31 марта), пятидесятилетие свадьбы Евграфа Петровича и Инны Владимировны и начала их совместной работы на благо русского просвещения (21 января), двадцатипятилетие защиты Петром Евграфовичем диссертации на степень доктора историко-филологических наук (31 января) и десятилетие кончины Евграфа Петровича (1 марта).
Да послужит эта краткая памятка поводом для собрания и опубликования материалов о жизни и деятельности других русских семей, трудами которых созидалась Великая Россия и создавалась русская культура.
В конце Памятки приложено краткое оглавление трехтомной “Хроники рода Ковалевских”, которая едва ли сможет в скором времени выйти из печати.
Краткая история рода Ковалевских до отделения Слободско-Украинской его ветви.
Редко на долю одного рода выпадало счастье не только принять самое близкое участие в строении великой страны и культуры, но дать стольких выдающихся работников во всех областях государственной и общественной жизни, науки, литературы и искусства, как это выпало на долю русско-литовского рода Доленга-Ковалевских и, в частности, Слободско-Украинской его ветви.
О древней истории рода известно очень мало. В русско-литовских пределах, в районе между Вильно и Гродно, он был, без сомнения, пришельцем с Юго-Востока, так как упорно, через века, хранил православную веру и свою русскую народность.
Возможно, что он принадлежал к той части русского населения, которая, водворившись сперва в степях между Донцом и Осколом, вела длительную и упорную борьбу с кочевниками, встретилась в 8 веке, в битве при верхнем Салтове, со скандинавами,* отбивала набеги печенегов, участвовала в жизни Киевской державы Владимира Святого и Ярослава Мудрого и ходила с князем Игорем на половцев. В Харьковщине до сих пор, в районе будущего расселения рода, сохранились Бусов Яр и Шаруканское городище, упоминаемые в Слове.**
Только в середине тринадцатого века, под давлением татарских полчищ и из-за полного разорения страны, население Северо-Донецкой области покинуло на четыре века свои родные окраины и переселилось на Северо-Запад в те пределы, которые граничили с литовскими поселениями в были только что умиротворены и открыты для русского заселения Александром Невским***.
Об участии рода в строительстве русско-литовского государства сохранялось уже значительно больше данных. Ковалевские принадлежали к той части поместных владельцев, которые принесли с собой из Киевской Руси твердая традиции веры и национальности и готовы были защищать их до последней капли крови.
Они приписались к известному Литовскому гербу Доленга и стали писаться Доленга Ковалевскими.**** Они не покинули пределов Великого Княжества Литовского, когда из него отъезжали к Москве знатнейшие литовские роды, потомки Гедемина: Голицыны, Куракины, Хованские и Трубецкие; не перешли на службу к Москве и в XVI веке, когда многие покидали Литву, а остались на крайнем западном аванпосте православия и русской земли, как перед тем защищали и восточные пределы.
Когда русское влияние в Литве ослабело в усилилось влияние Польши и католичества, Ковалевские продолжали, по свидетельству исследователя русской жизни в пределах Литовско-Польского государства, г. Ефименко*****, свое национальное дело. Работа по сохранению русской народности была им облегчена тем, что Вильна являлась тогда православным и русским центром. Там часто живали митрополиты Киевские и Всея Руси, после того, как им пришлось покинуть разоренный Киев, и когда произошло в 1458 году разделении Русской Церкви на две митрополии. Тут же была основана в начале XVI века Яковом Бабичем школа и типография “к изучению своему прирожденному русскому языку”.
Хотя в 1569 году. Литва окончательно, по Люблинской Унии, объединилась с Польшей и польское влияние стало преобладающим, из Московских пределов начался поток эмигрантов. Все, что было наиболее культурного в Москве, бежало в Литовские пределы, где образовался ряд новых культурных русских центров.
В Остроге князь Василий-Константин открывает Высшую Школу (1570) и принимает у себя бежавших из Москвы первопечатников. В Ковеле князь Андрей Курбский основывает переводческий центр, издает творения св. Отцов и собирает вокруг себе культурные русские силы. В Слуцке князь Юрий устраивает спасшегося из Москвы от преследований Грозного одного из просвященнейших людей своего времени, игумена Троице-Сергиевской Лавры Артемия, защитника на суде Сильвестра и Адашева. В Вильно основывается Православное Братство и типография Мамоничей. Во Львове местное русское население объединяется для защиты православия и своей народности. В пределах Литовского Великого Княжества живет также оригинальный мыслитель и просветитель Иоанн Вишенский.
Положение русского населения, находящегося под защитой Литовского Статута, в эту пору еще не очень тяжело. За ним обеспечены многие права, которых оно лишится только в конце века.
1576 год вдвойне важен для истории рода Ковалевских. С одной сторона, он привлекается королем Стефаном Баторием на службу в Реестре и присягает польский королям; с другой стороны, интересы рода вновь обращаются на Юго-Восток, в тем рубежам, откуда он пришел, и которые ему предстоит защищать.
Учреждая Реестр для русского войска на службе лично королю и жалуя ему привилегии и “клейноды”, Стефан Баторий делает решительный шаг к организации русского населения в Польско-Литовском государстве, а, основывая военный центр в районе Киева, он кладет первый камень для восстановления Киевской Руси. Когда, 10 лет спустя, избранный на польский престол шведский король Сигизмунд III Ваза, начинает открытое гонение на православную веру и русское население, последнее имеет уже опору в казачьем войске, которое сыграет решающую роль в деле воссоединения Киевской Руси и Московского царства.
В эту же эпоху начинается народное бегство от притеснений в Правобережную Украину и на низовья Днепра, особенно усиливающееся после Брестской Унии 1596 года.
Левобережная Украина остается пустыней, на безбрежном пространстве которой имеются только редкие населенные островки. В 1б2б году один из Московских служилых людей, на пути от Валуек до Днепра, не встречает ни одного человека.
В начале XVII века происходит разделение рода Доленга-Ковалевских на две линии. Одна, которая поступает на королевскую службу для охраны Юго-Восточных границ, переселяется в Богуслав Киевский, как о том свидетельствует Архиепископ Филарет в своем Историко-Статистическом Описании Харьковской Епархии, другая остается в районе Вильво и, в свое очередь, выделяет ветвь, отъезжающую в пределы Витебщины в расселяющуюся в районе Себежа и Двинска.
Часть рода, остающаяся в Виленщине, станет в начале XIX века родоначальницей Казанской ветви. Есть, кроме того роды Ковалевских, приписанные к другим гербам, а также несколько родов позднейшего происхождения.
Переселившаяся в начале XVII века в Киевщину часть рода принимает участие в строении Киевской Руси, основании Братства (1615), храмостроительстве и просвещении края.
1620 год является решающим для восстанавливающейся области. С одной стороны, Правобережная Украина, лишившаяся после Брестской Унии своих епископов, получает вновь иерархию от проезжающего через Киев Патриарха Иерусалимского Феофана; с другой стороны, король не признает новый епископат, и начинается борьба между русским населением и Польшей. Польские войска берут Киев и разоряют его******, но, несмотря на страшный погром, он начинает очень быстро отстраиваться. Гетман Конашевич-Сагайдачный завещает все свое состояние на восстановление города, а Митрополит Петр Могила украшает его и основывает в нем Высшую Школу*******.
Хотя войсковая старшина остается верной королю, которому она присягнула, народные волнения не прекращаются, мысль об отделении от Польши и о переходе под покровительство Православного Царя растет с каждым годом. В виду того, что русское население приравнивается к холопам, а православные церкви отдаются на откуп евреям, бегство на Юг усиливается. Оно захватывает и Левобережную Украину.
Ковалевские принимают участие в деле устройства Малороссии в лице ближайшего помощника Богдана Хмельницкого, Ивана Ковалевского, который занимает при знаменитом гетмане должность генерального есаула и командует всей малороссийской конницей********.
Богдан Хмельницкий одерживает в 1648 г. над поляками ряд блестящих побед при Желтых Водах, Корсуни и Зборове, но он остается верным присяге королю и не использует тех возможностей, которые ему представляются. В 1651 г. польское войско наносит казакам страшное поражение при Берестечном, и, по Белоцерковскому договору, Реестр сокращается вдвое. Большое количество казаков решает тогда переселиться на Восток, в район Северного Донца и Оскола, где они заселяют Слободскую Украину и кладут основание слободским полкам.
Иван Ковалевский еще в сороковых годах основывает в Полтавщине местечко Ковалевку, недалеко от Сорочинцев. В семейном архиве до революции хранился ряд духовных завещаний на земли в районе Ковалевки, восходящих до первого ее владельца.
В XVII в. насельники Левобережной Украина тяготили к Чернигову, как единственному духовно-просветительному центру по эту сторону Днепра. Там, после долгого вдовства, восстанавливается в 1648 г. архиерейская кафедра, которую занимают такие видные иерархи и просветители, как Зосима Прокопович, Лазарь Баранович и св. Феодосий Углицкий. Туда переселяется в XVIII веке одна из ветвей рода.
Исторические свидетельства о роли Ивана Ковалевского в судьбах Гетманской Украины относятся, главным образом, к 1654-60 гг. В 1654 году он принимает участие в Раде о присоединении к Москве, а в 1б57 г. ведет вместе с Выговским переговоры с послом царя Алексея Михайловича, боярином Бутурлиным, а после кончины Богдана Хмельницкого, 13 августа 1657 года, становится одним из опекунов его несовершеннолетнего сына Юрия, предизбранного в гетманы.
После перехода Выговского в Польше, он принимает самое близкое участие в борьбе с последним и в избрании в Гетманы Юрия Хмельницкого, за которого правит Малороссией. На Переяславской Раде 17 октября 1659 г. он подписывает, в числе других уполномоченных, статьи о привилегиях.
О его роли в государственном управлении Гетманской Украиной можно судить по переписке Юрия Хмельницкого с послом Польши Беневским в январе 1660 г., напечатанной С. Соловьевым в его Истории России. Посол польского короля, между прочим, пишет: “Если бы родитель Ваш (Богдан Хмельницкий) хоть немного больше пожил, то водворил бы совершенный покой радением и трудами пана Ковалевского”. В своем ответе Гетман Юрий Хмельницкий говорит, что он друг послу, что он может приезжать или не приезжать, все равно: “потому что не мое правление, а пана Ковалевского”.
Иван Ковалевский был убит в 1662 г. в битве с татарами. Населенная им Ковалевка была разграблена последними по наущению Выговского в 1658 году.
Брат Ивана Ковалевского - Семен, по приглашению царя Алексея Михайловича, летом 1651 г. с большой партией казаков переселяется на верховья Северного Донца и основывает там город Ольшаной*********. От него происходит Сдободско-украинская ветвь рода Ковалевских.
Слободско-украинская (Харьковская) ветвь рода Ковалевских, до вступление её на общегосударственное поприще.
Семнадцатый век*.
Летом 1651 г. несколько крупных партий казаков, под предводительством своих старшин, двинулись из Гетманской Украины на Восток и, поселившись на юг от Белгородской Черты, основали ряд городов и селений по верхнему течению Северного Донца и его притокам, в районе от Псела до Оскола. Они же положили основание будущим слободским полкам, которые, Хотя и были окончательно сформированы немного позже, но ведут свое старшинство с 1б51 г., когда на их будущей территории поселились первые регулярные воинские отряды.
Во главе одной из таких партий, насчитывавшей несколько сот казаков и многочисленных, присоединившихся к ним сельских жителей, стоял Семен Ковалевский, основавший 1651 году город Ольшаной и заселивший его окрестности.
Партия пришла на новые места не только со своим имуществом, но и с походными храмами и колоколами и привезла с собой пушки для будущей крепости, которые салютовали при закладке первого укрепления.
На месте своего расселения пришельцы застали Донецкое и Хорошевское Городища, остатки славных и древних городов Донца и Хорошево, которые были разрушены в XIII в. татарами. Там, где стояли четыре века назад храмы, вскоре был заложен Хорошевский монастырь.
С первых же дней Симеоном Ковалевским и его ближайшими помощниками, в числе которых был его зять, женатый его сестре Евфалии. Григорий Донец, будущий стольник и полковник харьковский, было начато два дела: укрепление города и построение храмов. По переписям XVII века Ольшаной представлял из себя уже в ту эпоху значительный укрепленный пункт, который выдержал за первый десятилетия своего существования несколько нападений татарских орд. Храмостроительство началось с самого основания крепости и вскоре город имел уже 6 церквей, из них одну соборную, во имя Рождества Пресвятыя Богородицы.
Ближайшим к Ольшаному крупным населенным пунктом был Харьков, куда в 1654 году пришла партия казаков во главе с осадчим Иваном Каркачем; но Харьков вначале не был чисто малороссийским, казачьим городом, в нем стоял великороссийский гарнизон и имел пребывание воевода, управлявший московскими служилыми людьми. Первым воеводой был воин Селифонтов, прибывший во вновь заселенный город в декабре 1655 года. Полк там был сформирован не ранее 1б59 года.
Долгое время между Ольшаным и Харьковом существовало соперничество, породившее легенду о том, что был особый Олышанский слободской полк. Произошла она от того, что двое Ковалевских, занимавших должность Ольшанских сотников и харьковских обозных, получили чин полковника, но продолжали жить у себя в Ольшаном.
С самого своего заселения Слободская Украина стала в личную зависимость от царя, которому присягнуло все население. Как в свое время реестровые казаки служили королю, а не Польше, так и слободские не раз заявляли, что служат Православному Русскому Царю, а не Москве.
Сознание своей русской национальности и некоторое недоверие к Москве, которая заменила древнее название Руси на чуждое для Юга наименование Московского царства было в Слободской Украине еще более сильно, чем в Гетманской Малороссии. Наоборот, преданность царю Алексею, даровавшему слобожанам льготы и всегда защищавшему их от притеснения воевод, было исключительно велика.
Если Москва во всех актах называла новых поселенцев “Черкасами”, то сами себя они называли слобожанами, вольными людьми и казаками.
С самого их расселения царь Алексей Михайлович даровал им следующие льготы:
1) Беспрепятственное занятие пустопорожних земель на юг от Белгородской Черты.
2) Казачье самоуправление вне воевод.
3) Беспошлинную торговлю и промыслы, разрешение заводить мельницы и винокуренные заводы и торговать вином.
4) Освобождение от податей и половину сборов с мостов и перевозов.
Взамен этих льгот слобожане обязывались крепко беречь граница и умирять Дикое Поле. Денежной помощи они не получали в должны была жить “от земли”.
Полки представляли из себя целые области, в которых все управление, и гражданское и военное, включая в суд, принадлежало полковой старшине. Воевода, где таковые были, заведовали только (до начала XVIII века) московскими служилыми людьми.
Первыми окончательно сформировались полки: Сумской (1652), Острогожский (1б52), который, впрочем, только при Петре Великом был включен в число слободских, Ахтырский (1б54), а Харьковский (не раньше 1б59 года.) и, наконец, Изюмский - 20 февраля 1б81 года. С 1667 по 1677 существовал еще полк Балаклейский, но он был поделен потом между Харьковским и Изюмским.
Кроме Москвы, слобожане первое время сносились с Черниговом, единственным, до учреждения Белгородской Митрополии (1666), духовным центром Левобережной Украины. Только в 1658 году, когда Слободская Украина бала отрезана от Гетманской из-за перехода Выговского к Польше, харьковцы и ольшанцы обратились в Москву за благословением для основания Хорошевского монастыря, на что получили Грамоту от Митрополита Питирима, Местоблюстителя Патриаршего Престола.
В 1686 году Киевская Митрополия была присоединена к Московскому Патриархату, но и тогда тяготение слобожан к Чернигову вполне не прекратилось.
История рода Ковалевских связана в XVII веке и с судьбами Слободской Украины в её целом (они участвуют в походах князя Голицына на Крым и Шереметева на Азов) и с внутренним устроением Харьковской провинции.
Если в переписи 1655 года, дающей имена пришедших с Каркачем, не имеется ни одного Ковалевского, так как они в это время живут в Ольшаном, то перепись 1663 года отмечает уже Григория Ковалевского и Григория Донца. Последний в том же году становится харьковским сотником, а в 1668 году избирается в полковники. Григорий же Ковалевский становится харьковским осадчим. Остальные члены семьи заняты устроением своего города, в котором Семен Ковалевский является сотником с 1651 по 1682 год, когда он умирает от ран, полученных в бою с татарами при защите крепости. Его сменяет старейший из казачьих старшин Смородский, а в 1688 году на должность сотника ольшанского назначается сын Симеона – Василий, будущий харьковский обозный. С этого времени и до уничтожения Слободских Полков сотниками Ольшанскими будут, из поколения в поколение всегда представители рода Ковалевских.
Из этого первого периода деятельности семьи в Слободской Украине необходимо отметить роль сестры Симеона - Евфалии, жены стольника и полковника харьковского - Григория Ерофеевича Донца. Она не только была ближайшей помощницей своего мужа, до самой его кончины в 1б91 году, и приняла самое близкое участие в основании им Куражского монастыря (1663), но воспитала трех сыновей, которые явились вместе с отцом устроителями харьковского и изюмского полков и просветителями края.
Из них Константин Донец, избранный в харьковские полковники, вместо своего отца, был убит в битве с татарами в 1692 году, Феодор, тоже полковник харьковский и изюмский, разбил в 1693 году султана Нуррадина, напавшего на русские пределы, а Иван был полковником в начале - XVIII века.
Евфалия Донец (Ковалевская) умерла в 1695 году и была первой из длинного ряда замечательных представительниц рода Ковалевских, которые воспитали многих крупных деятелей для России и имели благотворное влияние не только на свою семью, но и на всех окружающих.
В краткой Памятке невозможно рассказать о полной тревог и постоянных волнений, но, в то же время, исключительно творческой жизни Слобожан в XVII веке и, в частности, рода Ковалевских.
Она описана у историков Харькова и Слободской Украины Е.А. Альбовского и профессора Д.И. Багалея. Подробно она будет изложена в первом томе Семейной Хроники. Можно только сказать, что, несмотря на постоянная разорения, жизнь налаживалась и благоустраивалась, страна покрывалась новыми селениями с многочисленными храмами, торговля процветала. По словам профессора Багалея, местная старшина много заботилась и о просвещении края, устраивала школы, братства и “шпитали” (странноприимные дома и богадельни). Семья Ковалевских тогда уже славилась своим гостеприимством и хлебосольством, но и бережливостью, что давало ей возможность тратить много не только на себя, но и на общее благо.
В последние годы столетия Ковалевские участвовали в рядах своего харьковского полка в боях армии Шереметева под Кизикерменем (1695) и во взятии этой крепости, потом оберегали границу, а в 1698 году ходили с князем Долгоруковым к Перекопу. Царь Петр распространил, было, подати на Слободскую Украину, но полковая старшина добилась их отмены. Век закончился в постоянных тревогах, но край был уже укреплен и составлял прочный аванпост России в её продвижении к Черному морю.
Восемнадцатый век.
Весь восемнадцатый век Ковалевские живут в Харьковщине, а если и выезжают из неё, то только временно и всегда возвращаются в свои “маетности”. Их интересы сосредоточена на устроении, защите и просвещении Слободской Украины.
Если кое-кто отъезжает в другие части Малороссии: в Полтавщину, где сохранились родственная связи, или Черниговщину, где обосновывается во второй половине века одна из ветвей рода, после того как сын полкового есаула Якова Ковалевского - Симеон принимает священный сан и назначается на Борзненскую Протопопию, - то центр деятельности семьи находится в Харькове и прилежащей к нему области.
В столицах никто не селится, и они посещаются только по служебным обязанностям.
Деятельность рода, как и в семнадцатом веке, разделяется на военную: защиту границ и участие в походах к войнах, который ведет Россия, и на гражданскую, которая соответствует будущей земской службе: устройство больниц и странноприимных домов, содержание докторов, поддержание дорог и застав.
Параллельно с этим идет духовное просвещение области, постройка и обновление храмов и монастырей с приходскими при них школами, участие в основании и жизни Коллегиума.
Все старшинские семьи роднятся между собою и составляют то культурное Слободско-украинское общество, из которого вышел целый ряд деятелей русского просвещения. Роль Харьковских усадеб, как культурных центров, начала изучаться очень поздно. Только в 1917 году появился труд Г. Лукомского, тогда как эти усадьбы имели исключительное значение в деле просвещения Юга России.
К основным семьям, прибывшим в Слободскую Украину еще в середине XVII века: Ковалевским, Донцам (Захаржевским), Кондратьевым и Перекрестовым, присоединились вскоре Квитки, Шидловские, Кранокутские, Данилевские, Лесевицкие и Камбурлеи, потом выходцы с князем А. Кантемиром из Валахии-Абазы и Куликовские и, наконец, в 1752 году, сербские роды: Шевичи и Депрерадовичи.
Благодаря родственным связям в области поселились и Великороссийские семьи, как князья Кропоткины (имение которых “Должик” перешло потом к Голицыным), Палицыны, Тевяшевы.
Ковалевские принимали в течение всего века деятельное участие в защите степных границ и в походах против татар, нападавших на Харьковщину до 1780 года. Многие из них были убиты и ранены в боях. Они занимали наследственно Сотничество Ольшанское и дали Харьковскому Полку много Обозных, Судей, Есаулов и Сотников.
Наиболее замечательными за 18 век деятелями являются Полковой Обозный Василий Семенович, его сын, Полковник Иван Васильевич, его племянник, бригадир Иван Григорьевич и его внук Иван Яковлевич, последний Ольшанский Сотник и автор Топографического Описания Ольшанского Комиссарства (1767).
Невозможно в краткой памятки дать обзор всех походов, в которых приняли участие отдельные члены рода. О них говорится в Истории Харьковского Слободского Полка Альбовского и в многочисленных трудах профессора Багалея. Мы ограничимся только кратким перечислением важнейших событий в жизни рода.
Мы видим подписи Ковалевских под многочисленными челобитными царю Петру по поводу сокращения льгот, наложения на полк повинностей или изменения в управлении областью. В 1706 году вся власть передается полковникам, но последние отныне утверждаются или назначаются верховной властью.
В 1713-14 годах Якову Васильевичу поручается размежевание земель Гетманских и слободских полков. В 1716 году нисколько тысяч казаков посылаются на рытье канала Волга-Дон. В числе старшин с ними идут Ковалевские.
В 1719 году, после суда над Царевичем Алексеем, один из Ковалевских, вызванный в Петербург, как представитель Слободской Украины, отказывается подписать приговор. В 1721 году 12 тысяч казаков направляются на рытье Ладожского канала. Очень многие гибнут на работах от непривычного климата. Отдельными отрядами командуют двое Ковалевских, разделявших все тяготы своих подчиненных.
Трое Ковалевских идут в Персидский поход 1725 года, а в 1731 году принимают участие в построении Украинской укрепленной линии. Несколько членов рода участвуют в походе Миниха в 1735 году против Турции.
Иван Васильевич, харьковский полковой обозный, посылается в 1742 г. в Петербург на коронацию императрицы Елизаветы. Он же командует отрядом при встрече императрицы у Севска, во время посещения ею Малороссии, в 1744 году.
В 1756 году, по приговору 65 старшин, Иван Григорьевич избирается харьковским полковником, но не утверждается и жалуется императрицей в отставку бригадиром. Наконец, в 1765 году слободские полки уничтожаются, на их место учреждаются гусарские, а вся администрация приравнивается к общеимперской. Полки, как территориальные, самоуправляющиеся единицы, перестают существовать. При переименовании полковой старшины в имперские военные чины, Иван Васильевич жалуется полковником.
Ковалевские, как и большинство слободских землевладельцев, мало отзываются на екатерининские реформы. Из Харькова посылается, правда, “Наказ” в Комиссию 1767 года, но найти представителя очень трудно. Избранные члены рода так в столицу и не едут.
Первым выборным дворянским капитаном в Харькове является Петр Иванович, отец того поколения государственных деятелей, которые прославят родовое имя. Он получает из рук императрицы Екатерины II, при проезде её чрез Харьков на обратном пути из Новороссии в июне 1787 года, золотую табакерку.
Ковалевские принимают также участие в походах на Крым и в Турецких войнах.
Параллельно с военной службой отечеству идет просветительная работа. Уже в начале века в Ольшаной ими построено 6 церквей, из них одна соборная, которая гибнет в 1723 году от пожара, но восстанавливается их же радением. Кроме Ольшан, Ковалевские строят ряд церквей в других селах и местечках и основывают приходские школы. В 1744 году игуменья Афанасия (Ковалевская) восстанавливает Хорошевский монастырь, пострадавший после пожара. На её имя имеется несколько грамот, одну из которых мы приводим в приложении. Хорошевским монастырем управляет в конце века игуменья Феофания (Ковалевская) и, кроме того, в него поступает нисколько других представительниц рода.
Ковалевские пополняют также ряды местного белого духовенства. Кроме Ольшанских священников, они дают двух благочинных Черниговской Епархии (протоиерей Симеон и Ефимий Борзненские), чугуевского протоиерей Михаила Семеновича и три поколения Салтовских настоятелей, двое из которых становятся змиевскими благочинными, а один, Иоасаф, после Змиева назначается в Изюм, где управляет протопопией с 1783 по 1814 год. Это выдающийся оратор, подвижник, человек высокой святости. Его память чтилась в Изюме еще долго после его кончины.
Хотя в Слободской Украине 42 народных училища и церковно-приходские школы почти при каждом храме, местное культурное общество стремится еще в начале века, создать центр, в котором преподавались бы все известные тогда науки и который был бы высшей школой по образцу Киевской академии. Харьковский Коллегиум, основанный в 1727 году фельдмаршалом князем М.М. Голицыным и епископом Белгородским Епифанием Тихорским, явился, с самого своего открытия, всесословной и общеобразовательной средней и высшей школой. В нем получили образование нисколько поколений местной старшины и в том числе очень многие Ковалевские. Параллельно с Харьковским Коллегиумом, который поддерживали денежно все местные владельцы, существовало особое сословие блуждающих учителей, “мандрованных дьяков”, которые обходили усадьбы и обучали детей и юношей. Они были большей частью учениками Киевской академий или того же Коллегиума. Многие из них побывали и за границей. Их культурная роль в деле просвещения края была очень велика. Самым известным мандрованным дьяком был религиозный мыслитель Григорий Саввич Сковорода. Его называли, по обширности его познаний, “блуждающим университетом”.
С личностью и деятельностью Г. Сковороды семья Ковалевских была связана тесными узами, и он сыграл решающую роль в дальнейшей её судьбе.
В 1770 году императрица Екатерина II пожаловала греческому полковнику Назару Александровичу Караджи, герою войны с Турцией, взявшему город Бухарест и поступившему в российское подданство, село Кручик, недалеко от Харькова. Он прибыл на свою новую родину в 1771 году, принял фамилию Каразина и женился на Варваре Яковлевне Ковалевской, женщине исключительных душевных качеств, начитанной и во всех отношениях выдающейся, которая после Евфалии Семеновны является второй замечательной представительницей рода.
Варвара Яковлевна привлекла в Кручик культурных представителей Харьковского провинциального общества, сумела воспитать своего сына Василия и дать ему широкий круг интересов. Рано овдовев, она, в 1734 году, вышла замуж за своего кузена Андрея Ивановича Ковалевского и продолжала в Пан-Ивановке собирать образованных людей. В числе их был Григорий Саввич Сковорода, который подолгу гостил у Ковалевских, имел у них свою “кимнатку”, где хранил все бумаги и “твори”. У них же он окончил свои дни 29 октября 1794 года.
Сковорода имел исключительное влияние не только на Андрея Ивановича, но и на двух сыновей Варвары Яковлевны:
Василия (Каразина) и Петра (Ковалевского), а также на её кузена, Петра Ивановича Ковалевского. Все они примут потом деятельное участие в создании Харьковского университета.
Василий Назарович Каразин, который высоко почитал свою мать, не ладил с отчимом и вскоре уехал в СПБ, поступил сперва в Кирасирский полк, а потом продолжал свое образование в Горном Корпусе. Он много путешествовал по России,. решил поехать за границу, но был задержан при переезде Немана и освобожден только после письма императору Павлу I.
Если Г. Сковороде семья Ковалевских обязана своим широким интересом к науке и образованию, то Василий Каразин сумел своими письмами и рассказами пробудить у неё желание участия в общегосударственной жизни. Под его влиянием Петр Иванович посылает двух своих сыновей в Горный корпус, который Каразин считал самой лучшей школой в столице. Под его же влиянием семья усиливает своя интерес к делу просвещения.
Девятнадцатый век.
1801 год является не только рубежом двух столетий, но и переломным в истории рода. В самый день восшествия на престол Александра I, 12 марта, Василий Назарович Каразин кладет на стол юного Императора проект государственных преобразований. Александр I вызывает автора, дает ему право личной переписки с ним и назначает в Главное Управление Училищ. В. Н. Каразин тогда уже ратует за учреждение Министерства Народного Просвещения и за устройство в своем родном городе университета. На государственной службе в столице он не уживается. Каразин слишком энергичный, деятельный, напористый и беспокойный человек. Ему приходится выйти в отставку и перенести свою кипучую деятельность в Харьков, но он открывает путь своим родным, и в следующем поколении род Ковалевских дает России трех замечательных государственных деятелей.
Завещанное Каразину Г. Сковородою и его матерью дело основания университета не ново. Уже в 1767 году местные землевладельцы пробовали учредить Высшую Школу в Сума. Там же существовал литературно-научный кружок А.А. Палицина. Между образованным обществом и белгородскими владыками шла глухая борьба за Коллегиум. Архиерей, особенно пр. Аггей Колосовский (1774-1786), хотели превратить его в духовную школу, а местное дворянство настаивало на его всесословности. Коллегиум, кроме того, страшно пострадал от секуляризации монастырей. Все его имущество было отобрано в казну и на его содержание было назначено всего по 1000 рублей в год.
Создание Университета было обдумано Каразиным еще во время его поездки по России и в годы пребывания в СПБ. Он вел переписку со многими западноевропейскими учеными и писателями, в том числе с Гете, Шиллером и Фихте. По их рекомендации в Харьков приехали первые профессора. Если Каразин был вдохновителем всего дела, то харьковское общество, не только дворянство, но и купечество и мещанство, отозвалось на призыв с необыкновенным одушевлением. Были собраны исключительные по тому времени суммы, землевладельцы заложили часть своих имений и обязались вносить проценты от своих доходов. Это был действительно единодушный порыв всего населения, свидетельствующий о высоких культурных его запросах. С первых же шагов В. Каразин нашел в семье Ковалевских (особенно у Петра Ивановича) самый горячий отклик.
Вторым культурным начинанием было создание харьковского Женского института, основанного Гр. Ф. Квиткой, при ближайшем участии того же П.И. Ковалевского (1812).
Первые десятилетия XIX века представляют эпоху расцвета малорусской литературы. Харьков является центром, куда съезжаются со всего юга культурные работники. Тут живет писатель и деятель просвещения Гр.Ф. Квитка (Основьяненко), автор “Приезжего из Столицы”, прообраза Гоголевского “Ревизора”. Здесь работают: П.П. Гулак-Артемовский, читающий лекций по истории в университете и институте и часто посещающий дом П.И. Ковалевского; И.П. Котляревский, автор “Наталки Полтавки”, поэт Е.П. Гребенка. Р.Т. Гонорский и Е.М. Филомафитский издают литературный журнал “Украинский Вестник”. В. Каразин основывает Филотехническое Общество и развивает свою неутомимую деятельность. Он открывает добычу воздушной селитры, подает в Академию свою замечательную записку по метереологии, заготовляет для войск сушеные овощи и сухой бульон, заводит у себя в Кручике химическую лабораторию, улучшает быт крестьян, выписывает усовершенствованные сельскохозяйственные орудия, издает книги по экономике, два катехизиса (церковный и гражданский), ратует об устройстве приходов. Этот универсальный, до сих пор не вполне оцененный человек, является культурным центром Харьковщины.
События 1812-15 годов мало отзываются на провинции, хотя из Харькова на войну идет ополчение. Петр Иванович Ковалевский теряет на войне одного из своих сыновей, Илью Петровича, убитого в Бородинской битве (1794-1812). Максим Максимович Ковалевский (сын Максима Ивановича), капитан, а потом полковник кирасирского великой княгини Екатерины Павловны полка, участвует в походе за границу, остается два года во Франции и триумфально возвращается в Харьков в 1816 году. В семье до революции хранилась почетная сабля, с выгравированными на ней именами битв, в которых он привял участие, поднесенная ему его однополчанами. После войны многие семьи начинают выписывать из заграницы журналы, и в городе открывается несколько иностранных пансионов.
Участие Ковалевских в жизни Харьковской области не прекращается и тогда, когда многие члены семьи переселяются в столицу. Двое из сыновей Петра Ивановича остаются в Харькове, и Владимир Петрович: займет вскоре место председателя судебной палаты. Максим Максимович, после выхода в отставку, занимает долгие годы пост предводителя дворянства. Даже те Ковалевские, которые живут в Санкт-Петербурге, не теряют связи с своей губернией и проводят там каждый год по несколько месяцев.
Участие рода Ковалевских в строении Российской Империи и в развитии Русской культуры.
Первым крупным деятелем в общегосударственном масштабе из Ковалевских является Евграф Петрович (1790-1867), старший сын бригадира и предводителя харьковского дворянства Петра Ивановича, родившийся в родовом имении Ярошовка, около Ольшан. После окончания харьковского Коллегиума он был послан отцом, по настоянию В.Н. Каразина, в Петербург для завершения образования в Горном институте, который он окончил первым в 1810 году с большой золотой и серебряной медалями и занесением его имени на мраморную доску.
Вся первая часть деятельности Е.П. Ковалевского протекла по Горному Ведомству. Сразу отличенный начальством он был послан сперва в Донецкий бассейн, где реорганизовал луганский завод, потом на Урал, где сделал очень много для переустройства гороблагодатских и златоустовского заводов, а в 1826 году был назначен директором Горного Корпуса (института), который привел в блестящее состояние. В 1830 г. он посылается в Сибирь для реорганизации тамошней горной промышленности, проводит ряд мер для улучшения положения горнозаводских рабочих и местного населения, открывает новые золотые россыпи и, в качестве Томского губернатора, главного начальника Колыванско-Алтайских заводов и председателя Совета по управлению Западной Сибирью, проявляет исключительные административные способности. По возвращении он становится директором Департамента Горных и Соляных дел, переименовывается из генералов в тайные советники и назначается в Сенат. Новое царствование призывает его на иное поприще.
Вторым государственным деятелем является его брат Петр Петрович (1806-1855), тоже ученик Коллегиума, а потом Горного Корпуса, который кончает, кроме того, артиллерийскую Высшую Школу и участвует, в качестве специалиста по ракетам, в Турецкой войне. В течение многих лет он стоит во главе петербургских пороховых заводов и подготавливает несколько поколений выдающихся русских артиллеристов. Назначенный в 1843 году на Кавказ он остается там 12 лет, командует частью Кавказской линии, а в войну 1854-1855 годов проводит вмести со своим кузеном, адмиралом Нахимовым подготовку Синопской операции русского флота. В 1855 году он берет Ахалцых, разбивает турок под Суфлисом и у Песняка, осаждает Ардаган и командует правым флангом действующей армии при осаде Карса. 17-го сентября, при штурме крепости генерал-лейтенант Ковалевский получает смертельную рану. Похоронен он у подножия Алагеза.
Одновременно с ним на Кавказе сражается его родственник. Генерал-майор Михаил Константинович, командующий Апшеронским полком, а потом бригадой, умерший от холеры в 1847 году, и второй его родственник, Александр Семенович, заведующий конно-ракетными командами.
Евграф Петрович в 1825 году женится на Анне Степановне Колосовой, из Муромских жителей, пожалованных в 1556 г. за “Казанское Сидение” поместьем, но занявшихся потом торговлей и переселившихся в Петербург при императрице Елизавете. Она принесла ему в приданое дом по Екатерининскому каналу на углу Невского, который потом в течение целого века станет крупным культурным центром. В нем родятся три поколения Ковалевских.
Петр Петрович, со своей стороны, приобретает за пороховыми заводами имение Ковалево, которое перейдет сперва его брату Евграфу, и где будет собираться цвет русского общества. В нем его племянник, Михаил Евграфович, устроит первую в России воспитательную колонию для малолетних преступников, которой очень интересовался и которую посещал Ф.И. Достоевский.
Третьим, и самым замечательным государственным деятелем из этого поколения Ковалевских является Егор Петрович, младший брат предыдущих (1809-1868).
Он кончает Харьковский университет по историко-филологическому факультету и едет в столицу к своему брату. Два года он слушает лекций в Горном Корпусе и уезжает с Евграфом Петровичем в Сибирь в качестве начальника его канцелярий. Он использует эти 5 лет для поездок по Алтаю, Уралу и до китайских пределов, изучает азиатские языки, исполняет различные поручения и печатает технические и литературные работы. В 1836 году он едет с первой миссией на Балканы к князю-владыке Черногорскому, с которым сразу сдружается. В следующем году мы застаем его вновь в Цетинье, где он одновременно производит геологические исследования и ведет дипломатические переговоры. Обстоятельства приводят к тому, что ему приходится не только стать во главе Черногорских войск, защищающих свою страну, и нанести австрийцам поражение, но и скрепить договор своей семейной печатью. Дело вызывает дипломатический инцидент; Австрия и русский канцлер Нессельроде требуют суда над Е.П. Ковалевским, но император Николай I кладет на донесений резолюцию: “Капитан Ковалевский поступил, как истинный русский”.
С этого времени Егор Петрович получает от императора ряд поручений, идущих часто в разрез, как в Азии, так и на Балканах, с политикой канцлера Нессельроде.
В Риме, где Е.П. Ковалевский ожидает резолюций императора, он встречается с Н.В. Гоголем, и у них происходит спор о России и Малороссии.
В 1839 году Е.П. Ковалевский посылается с миссией в Бухару, укрепляет по дороге Ак-Булак, участвует в экспедиции гр. Перевского, проникает затем в Афганистан и Индию и приготовляет всюду почву для усиления в Средней Азии русского влияния.
Два тома его “Странствователя по Суше и Морям” и “Записки о Черногории” не заключают, к сожалению, по цензурным причинам, всех эпизодов его путешествий.
В 1844 году он опять на Балканах, потом посылается в Египет по просьбе Магомет-Али для отыскания золота и истоков Нила, но и тут он исполняет ряд ответственных поручений. Он проникает в Абиссинию и, по возвращении, издает свое “Путешествие во внутреннюю Африку”.
В 1849-50 годах он дважды посылается в Пекин и заключает в 1851 году с Китаєм Кульджинский Трактат, по которому Россия получает значительные политические и экономические льготы. Кроме того, укрепляется положение русской Православной Миссии, устраиваются новые консульства и опорные пункты и открывается новая караванная дорога.
В войну 1853-56 годов Егор Петрович сперва едет для ведения переговоров с Омер Пашей, в Сербию и Черногорию, а потом участвует в военных действиях на Дунае и в Севастополе.
Он издает за это время двухтомное путешествие в Китай и ряд романов и повестей.
Влияние его на Востоке и в Балканских странах настолько велико, что сейчас же по окончании войны ему поручается все дело сношений России с Азией и Балканами.
Черногория подносит ему на память о её неоднократном спасении пару серебряных пистолетов, с надписью: “Егору Петровичу от благодарного Черногорского народа”.
В 1856 году наступает новая эпоха в деятельности Ковалевских. Они примут непосредственное участие в Великих Реформах и культурном росте страны.
В саном начале царствования Александра II, Евграф Петрович назначается Попечителем Московского Учебного Округа, и начинается его просветительная работа. Надо отметить, что он был одним из инициаторов Румянцевского Музея и Библиотеки, выросшей потом в самое большое книгохранилище в мире, и, в течение 2-х лет своего пребывания в Москве, сделал очень много для русской культуры. В 1858 году он был призван на пост министра Народного Просвещения и участвовал в деле выработки и проведения Крестьянской Реформы, защищая ее в Государственном Совете. Император Александр II пожаловал ему одну из 20 золотых наследственных медалей с надписью “благодарю”, которая перешла теперь, по первородству, Петру Евграфовичу (младшему). Евграф Петрович был также одним из ближайших участников Земской Реформы и, по его настоянию, в обязанности Земств было включено попечение о народном образовании. Он же подготовил план всеобщего обучения, который пол века спустя был проведен его внуком Евграфом Петровичем (младшим). Последние годы своей жизни он был президентом Императорского Вольного Экономического Общества и начал работу над обширным этнографическим трудом о народах России.
Е. П. Ковалевский так высоко ставил свое родовое имя, что, когда в 50-летие его государственной деятельности в 1860-м году ему был предложен графский титул, он категорически от него отказался, сказав, что последний ничего не прибавит к той фамилии, которую с честью носили его предки.
Император Александр II очень ценил Е. П. за его прямоту и независимость убеждений и, когда он скончался в 1867 году, приехал на первую же панихиду.
Егор Петрович за этот период, по словам его биографа (в словаре Императорского Исторического Общества), восстановил престиж России в Азии и на Балканах и способствовал смягчению условий Парижского мира. Как заключенный им Кульджинский Трактат открыл русским пути в Семиреченский край и подготовил его присоединение, так подготовленный им Айгунский договор 1858 года утвердил наше положение на Дальнем Востоке, после чего А.П. Игнатьев, Пекинским договором окончательно закрепил за Россией Амурский и Уссурийский Края.
Егор Петрович состоял долгие годы помощником Председателя Императорского Географического Общества, председателем которого был великий князь Константин Николаевич, и инициатором целого ряда географических и этнографических экспедиций.
Как писатель и друг литературы, он принял самое близкое участие в основании литературного фонда и явился его бессменным председателем с самого основания в 1859 г. Через фонд и лично он оказал моральную и материальную помощь многим русским писателям, находившимся в нужде. Ф.И. Тютчев, в стихотворении, посвященном его памяти, удивительно ярко очертил моральный облик этого неутомимого человека, сделавшего так много для России и русской культуры.
Из поколения сыновей Евграфа Петровича особенно выделился и сыграл крупную государственную роль Михаил Евграфович (1829-1884), окончивший училище Правоведения, один из видных судебных деятелей дореформенной России, ближайший участник выработки Судебных Уставов, первый Обер-Прокурор Нового Кассационного Департамента, а потом первоприсутствующий в нем сенатор и член Государственного Совета. Он заложил прочные устои русской кассационной практике. В конце царствования императора Александра П ему же была поручена ревизия провинциальной администрации и, в частности, Уфимской и Оренбургской губерний, приведшая к отставке министра Валуева и генерал-губернатора Крыжановского.
В день открытия судебных установлений другой член семьи Ковалевских, генерал-лейтенант Александр Семенович (Черниговской ветви), Председатель Московского Военно-Окружного Суда, произнес замечательную речь о значении Реформы, которая вызвала похвальный отклик митрополита Филарета.
Ковалевские не оставляют и военного поприща и во вторую половину века продолжают участвовать во всех войнах и защищать Отечество. Старший сын Евграфа Петровича, Петр Евграфович (старший) принял участие в Севастопольской и Польской; кампаниях и командовал батальоном лейб-егерского полка. Он рано вышел в отставку с чином гвардии генерал-майора занялся сельским хозяйством в полученном им по жене, Евгении Павловне, рожденной Гриневич, внучке крупнейшего землевладельца Харьковской и Воронежской губерний Гавр.Гавр. Суханова-Подколзина, имении “Ютановка” Бирюченского уезда.
Таким образом, с 1861 года одна линия Ковалевских перешла в Воронежскую губернию.
Из других сыновей Евграфа Петровича: Николай, моряк, командовал фрегатом “Диана”, а потом был долгие годи харьковским губернским предводителем дворянства; Анатолий был замечательным администратором; генерал-майор Евграф Евграфович командовал батальоном гвардии Семеновского полка в Турецкую войну, а Евгений был сенатором.
Четверо сыновей Александра Семеновича были военными. Старший, Михаил, гвардии полковник, был собирателем семейных документов. Он же написал историю лейб-драгунского полка; Григорий Александрович, свиты Е. В. генерал-майор, командовал лейб-драгунским полком; Николай Александрович, генерал-майор, окончил жизнь свою в доме инвалидов на Шипке, а Владимир Александрович, генерал-лейтенант, был героем войны 1877-78 г.
Кроме участия во внутренних преобразованиях и защите Родины, Ковалевские много сделали для русской литературы и искусства. Евграф Петрович покровительствовал писателям в бытность свою министром народного просвещения и, в частности, разрешил печатание “Кобзаря” Шевченко. Егор Петрович объединял не только всех русских культурных людей у себя в особняке у Синего Моста, но и широко помогал слав. деятелям. Сам он был писателем (некоторые его труды не потеряли до сих пор своего значения), дружил с Л. Толстым и Тургеневым, поддерживал Шевченко, и после его смерти русские писатели решили издать сборник его памяти, но их намерение так и не осуществилось. Племянник Евграфа Петровича, Павел Михайлович, поэт и художественный критик, долго живший в Риме, объединял в своем доме всю русскую колонию во главе с Некрасовым и художником Ивановым, писавшим тогда свое “Явление Христа Народу”. Наконец, Михаил Александрович писал стихи и рассказы на малороссийском языке.
Очень значителен был такой вклад Ковалевских в науку. Мы дадим ниже список их работ по различным специальностям, но сейчас уже отметим, что во второй половине XIX века Александр Онуфриевич создал Сравнительную Эмбриологию, Владимир Онуфриевич - Эволюционную Палеонтологию, а Максим Максимович в ряде блестящих курсов в Московском университете (1877-87) ввел новые методы в изучение Права и Истории.
Необходимо также отметить двух замечательных женщин, носивших имя Ковалевских: знаменитого математика, академика Софии Васильевны (р. Корвин-Круковской), жены Владимира Онуфриевича, и Екатерины Игнатьевны (р. Познанской), матери Максима Максимовича.
В конце века род Ковалевских участвует еще в ряде крупных внутренних преобразований и, кроме того, выносит свою деятельность в Европу.
Владимир Иванович, управляющий торговлей и мануфактурами (будущее Министерство Торговли и Промышленности), проводит ряд важных реформ, а Сергий Владимирович Марков, стоящий во главе Управления Неокладных Сборов, женатый на Зинаиде Евграфовне Ковалевской, вводит Винную Монополию.
Владимир Иванович и Евграф Петрович (младший) организуют Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде (1896), которая явится смотром русских достижений в 19 веке. Последний, как первоклассный специалист по вопросам просвещения, посылается в разные страны для изучения постановки в них учебного дела.
Максим Максимович, с своей стороны, несет далеко за пределы России славу о русской науке, читая лекций в Оксфорде, Стокгольме, Брюсселе и во французских и американских университетах, пока он не обосновывается в Париже, где создает Русскую Высшую Школу. В своей вилле в Болье он собирает цвет русского культурного общества и университетских представителей всех стран. У него гостят Плещеев, Боборыкин, Чехов.
В 1899 голу России предстоит впервые показать свои достижения всему миру. В устройстве Всемирной Выставки семья Ковалевских принимает ближайшее участие. Владимир Иванович назначается Председателем Организационного Комитета, под его же руководством издается знаменитый сборник “Россия в конце XIX века”, напечатанный по-русски и по-французски, и являющийся до сих пор лучшей книгой о России в конце прошлого столетия. Евграф Петрович принимает также участие в сборнике, а потом становится во главе Учебного Отдела Выставки. Его ближайшей помощницей становится его будущая супруга Инна Владимировна (р. Стрекалова). Род её выехал из Литвы в 1492 году и дал России ряд крупных государственных и военных деятелей. Один из её предков участвовал в “великом посольстве во Францию” в 1756 году.
1-го августа 1900 года Евграф Петрович, возглавляющий русских педагогов, съехавшихся со всех концов России, торжественно принимается в Парижской ратуше.
Двадцатый век.
В двадцатом веке работа Ковалевских главным образом сосредотачивается на просвещении и продолжается после выезда их за границу. Деятельность рода не прекращается и после трагических событий 1917 года и развивается по традиционным путям и поныне.
Евграф Петрович возвращается из Парижа в январе 1901 года и сразу, с помощью своей супруги, приступает к широкой просветительной работе. Он становится во главе Постоянной Комиссии Народных Чтений, заведующей внешкольным образованием в России, и проявляет исключительную энергию в деле издательства народных книг, обслуживания провинции лекторами, проэкционными фонарями и популярной литературой, через которую народ может знакомиться с родной страной и её великим прошлым.
С 1907 года начинается его борьба за Всеобщее Обучение, завещанная ему его дедом министром. В течение 10 лет Евграф Петрович является бессменным докладчиком по вопросам просвещения в Государственной Думе и, несмотря на оппозицию некоторых партий и Государственного Совета, проводит ряд законов, план всеобщего обучения, которое должно осуществиться в начале 20-х годов. С 1912 года в России, согласно этого плана, открывается по 10 тысяч школ в год и подготавливается нужный для них педагогический персонал.
У себя в Воронежской губерний и, в частности, в селе Ютановка он строит школы и принимает участие в земской работе. Во всей этой деятельности Инна Владимировна Ковалевская является его постоянной помощницей.
Одновременно Е. П. Ковалевский подымает вопрос о церковном устройстве, о созыве Поместного Собора, воскрешении приходского устава.
Невозможно в краткой памятке перечислить и части других его трудов: он организует Всероссийские Выставки “Кустарная” и “Русская Ривьера”, знакомящие широкие круги с мало известными отраслями народного хозяйства и с богатствами русского Юга, он принимает близкое участие в деле призрения и просвещении воинов во время войны (Верховный Совет, Совет Человеколюбивого Общества). По его инициативе создается Сенатская Следственная Комиссия по расследованию нарушений законов войны.
В 1917 году он является одним из деятельных членов Всероссийского Собора, а в 1919 году переносит свою просветительную и церковную работу за рубеж России.
Одновременно с Евграфом Петровичем крупную культурную работу ведет вернувшийся в 1904 году в Россию и избранный сперва в Государственную Думу, а потом от университетов и Академий Наук в Государственный Совет Максим Максимович. Он читает лекции в университете, печатает ряд блестящих научных работ и издает журнал “Вестник Европы”. Популярность М. М. Ковалевского в русских культурных кругах и студенчестве была такова, что его похороны в 1916 году вылились в Петрограде в грандиозное, небывалое в жизни столицы событие.
Владимир Иванович стоит в это время во главе Императорского Технического Общества, а Евграф Евграфович много работает по переселенческому делу. Николай Николаевич и все оставшиеся в Харькове члены рода продолжают на местах свою просветительную общественную деятельность.
Несколько Ковалевских принимают участие в войне 1914-17 годов и в Добровольческом движении.
За рубежом Родины.
После своего выезда за границу семья Ковалевских продолжала и продолжает просветительную и церковную работу.
Евграф Петрович уже в 1919 году, в первый приезд во Францию, после революции возобновил на чужой земле свою деятельность, потом краткое время вновь развивая ее на Юге России, а с февраля 1920 года окончательно сосредоточил ее во Франции.
Благодаря его стараниям были созданы Русские Отделения при французских лицеях. Он принял деятельное участие в устройстве русской гимназии, Центрального Комитета Помощи Студентам, Академической Группы, организовал русское учебное дело на Ривьере и был все годы эмиграции, вплоть до своей кончины в 1941 году, неутомимым борцом за русское просвещение. Одновременно он был инициатором и организатором приходов, Членом Епархиального Совета с момента его основания, участвовал в общественной и политической жизни эмиграции, защищал русскую культуру на международных конгрессах и сделал очень много для русского зарубежья. Как и в России, его жена Инна Владимировна была ему во всей его деятельности неизменным помощником и вела, кроме того, большую педагогическую работу, преподавая русскую историю в лицеях и русских школах. В своей Медонской усадьбе, а до 1924 года и на вилле в Болье, они широко принимали, как русских так и иностранных друзей.
Молодое поколение Ковалевских, в свою очередь, восприняло родовые заветы и продолжило работу старших. Петр Евграфович возглавлял студенческие организации, принял ближайшее участие в деле помощи молодежи и в отдельных культурных и общественных начинаниях.
Он и его братья, Максим и Евграф Евграфовичи, много поработали на церковной ниве, приняли близкое участие в устройстве первых приходов и их обслуживании, в объединении церковной молодежи и ознакомлении инославия с православной верой.
Петр Евграфович был одним ив основателей Междуправославного Комитета и работает над восстановлением Единства Христианского мира. Максим Евграфович, по специальности математик, гармонизировал православные песнопения применительно к французскому тексту, а Евграф Евграфович (ныне протоиерей) является одним из основоположников Западного Православия.
Петр Евграфович опубликовал ряд научных работ, из которых наибольший отклик, как в зарубежной русской среде, так и у иностранцев, вызвали его: “Исторический Путь России”, выдержавший уже 5 изданий, “Курс Русской Истории”, “Краткая История Русского Зарубежья и его Культурной Роли” и брошюры о Православии. Он не опубликовал несколько работ по истории русской литературы, в частности, книгу о И.С. Лескове (докторская диссертация).
Со своей стороны, Владимир Григорьевич Ковалевский посвятил несколько книг военной истории и собрал богатый материал по истории рода. Талантливый инженер Михаил Владиславович построил Новый Мост в Праге.
Ковалевские приняли близкое участие в войне 1940-45 годов. Многие из молодого поколения были мобилизованы. Кирилл Владимирович был тяжело ранен и награжден боевыми отличиями. Отец Евграф взят в плен при защите французской границы и провел в плену большую культурную и духовную работу.
Взнос в науку.
Ковалевскими напечатано на одиннадцати различных языках такое количество научных трудов по всем отраслям знания, что полный библиографический список занял бы целый том. Поэтому в памятке невозможно дать перечисления даже важнейших опубликованных работ, а приходится ограничиться кратким списком научных работников с указанием на их специальности и главнейшие заслуги.
Трое Ковалевских были избраны академиками: Максим Максимович, русской и французской, Александр Онуфриевич и София Васильевна, русской. Кроме того, Евграф Петрович был почетным членом Академии наук. Четверо были ректорами университетов: Осип Михайлович и Николай Осипович - Казанского, Павел Иванович - Варшавского и Александр Онуфриевич - проректором Новороссийского.
По юридическим наукам больше всего написал трудов Максим Максимович, который был и историком права, и экономистом, и социологом. Многие его работы переведены на несколько языков и стали классическими. По историко-филологическим наукам важные труды принадлежат первому русскому монголисту - Осипу Михайловичу. По русской литературе отметим работы П.Е. Ковалевского. Ему же принадлежит несколько трудов по русской истории. Исторические работы Максима Максимовича, особенно об итальянских городах и История Англии имеют очень большое значение.
Евграфу Петровичу (младшему) принадлежит ряд книг по педагогике, школьному делу и социологии. Работы по военной истории написаны М.А. и В.Г. Ковалевскими.
В медицинских науках необходимо отметить исследования по физиологии - Николая Осиповича и по психиатрии - Павла Ивановича Ковалевских.
В естественных науках прославились: как палеонтолог - Владимир Онуфриевич; как зоолог - Александр Онуфриевич; в чистой математике - София Васильевна; в физике и химии - Владимир Александрович; в геологии - Владимир Онуфриевич, в горной науке - Евграф Петрович (старший) и Егор Петрович; во взрывчатых веществах - Петр Петрович; в технологии и сельскохозяйственных науках - Владимир Иванович.
Многие работы Ковалевских вошли в мировую научную литературу и некоторым представителям рода посвящены ценные монографии. Надо отметить также, что академик живописи, известный баталист, Павел Осипович Ковалевский, преподавал долгие годы в Академии Художеств в СПБ.
Родовые традиции.
В течение десяти поколений - Ковалевские свято блюли свои родовые традиции и могут служить примером для многих. Они вели борьбу за единство России и, если и защищали права своей родной Малороссии, то всегда мыслили ее частью великой Российской империи, внесшей свою долю в дело её строения и просвещения.
Они последовательно боролись за Россию и вне её пределов, когда судьба забрасывала их в другие страны, и защищали её историческое прошлое. Они через века блюли православную веру и не только защищали её, но принимали самое деятельное участие в жизни церкви. Только ветвь, оставшаяся в районе Гродно - Вильно, ополячилась и приняла католичество.
Одной из отличительных черт рода была его независимость. Ковалевские не были никогда очень богаты, но, благодаря своей бережливости, которая не мешала им быть широко гостеприимными, они имели возможность жить на то, что имели. Евграф Петрович (старший), когда был назначен министром, отказался от своего жалованья в пользу наименее обеспеченных чиновников своего министерства, так как считал себя достаточно богатым. Сын его, Петр Евграфович, отказался от генеральской пенсии и просил передавать ее инвалидам.
Ковалевские принадлежали к тем русским государственным общественным деятелям, которые работали в большинстве случаев даром, что давало им большую независимость.
Другой характерной родовой чертой была необыкновенная трудоспособность, которая объединялась с желанием идти на встречу всякому полезному русскому делу и поддержать его.
Они были всегда объединителями и им удавалось сплачивать вокруг себя тех людей, которые без их поддержки не смогли бы применить свои силы. Как в своих усадьбах в XVIII веке, так и в Петербурге и за рубежом, они не только объединяли людей, но зажигали в них желание работать на благо русского народа.
Забота о просвещении была для них самой важной, и ей они посвятили больше всего своих сил.
Наконец, Ковалевские были первоклассными сельскими хозяевами. Кручик В.Н. Каразина, Ютановка Е.П. Ковалевского были образцами того, что можно сделать в русской деревне.
Даже в зарубежье Евграф Петрович продолжал свою “сельскую” работу, и возделанный его руками сад в Медоне был образцовым.
Мы заканчиваем краткую Памятку пожеланием, чтобы русские молодые поколения вдохновлялись примером трудов, понесенных в течение трех веков родом Ковалевских во славу России, и продолжили бы его дело, поскольку это будет им суждено здесь, на чужбине, или в своей отчизне.
П Р И Л О Ж Е Н И Я.
Выписка из общего гербовника Российской Империи, том III, лист 102.
Фамилии Ковалевских многие служили Российскому Престолу дворянские службы в разных чинах и жалованы были от Государей в 7190 (1682) году и других годах поместьями. Все сиє доказывается жалованной на поместье грамотой, универсалами и другими справками, означенными в копии с определение бывшего Харьковского Дворянского Собрания о внесений рода Ковалевских в дворянскую родословную книгу, 6-ую её часть, древнего Дворянства.
Универсал на Ольшанское Сотничество Василию Семеновичу Ковалевскому.
Великих Государей их Царских Величеств, Григорий Ерофеевич, Стольник и Полковник Харьковский.
По указу Великих Государей, их Царского Величества и по приказу нашему, велено быть ЗНАТНОМУ ПОЛЧАНОВИ и ПЛЕМЯННИКУ НАШЕМУ ВАСИЛИЮ СЕМЕНОВИЧУ КОВАЛЕВСКОМУ в городе ОЛЬШАНОЙ сотником на место Ивана Смородского, которому будучи, ведать в сотне против реестру всех казаков службою и посылками и судовыми расправами, кроме криминальных справ. А велено ему, Василеви, до казаков держать ласку и привет добрый и расправу чинить в правду, а до справ криминальных, т. е. злодейских и убийственных, собою судить и покрывать не важитись, о таких делах и таких людях присылать нам в Харьков.
Тут же приказываем Ольшанским тое-ж сотни казакам, абы его, сотника Василя, во всем слушали и почитали и имели у себя за старшого, а кто бы в чем не имел слушать, таковых ему Василеви, велено карать и к нам отсылать.
Звишеписанный Стольник и Полковник Харьковский.
Писано в Харькове року 1688, м. Ноября 26 д.
Универсал на Ольшанское Сотничество Якову Васильевичу Ковалевскому.
Великого Государя нашего, Его Царского Пресветлого Величества, Полковник Харьковский Григорий Квитка-Афанасьев всем старшинам полка моего, паном сотником, атаманом и всему старшему и меньшему, а особливо сотне Ольшанской товарству сим знаменуем из спевного и слушного респекту нашего уваживши, многие во многих и вольных походам военных по указу Царского Величества прислуги отца пана Союзного полка нашего (Василия Ковалевского), а до того видучи и самого его пана Якова, как во всяких случаях и потребах воинских спевного и способного, так и до уряду угодного и разумного, вручаем ему уряд сотничества в городе Ольшаной, которого все общее товариство и посполитный народ, по вычитании сего нашего наказу, принявши себе за старшего, всякое ему належитое, как старшому своему, мают отдавати послушенство и учтивость. Также и он новозбранный сотник повинен будет у товариства, како старший доброго чтити, а противного и ослушного карати...
Дан в Харькове, Ноеврия дня 1718 року.
Грамота Игумении Афанасии Ковалевской на возобновление Хорошевского монастыря.
“Божиею милостию Антоний, митрополит Белгородский и Обоянский.
Сего 1744 г. окт. 20 д. Белоградской епархий Харьковского Хорошева Вознесенского монастыря девича от игумении Афанасии (Ковалевской) с сестрами прошением нам предложено: того ж де сентября 17 дня оный девичий монастырь, и в нем две церкви и все келий Божиим изволением от внезапного пожарного случая ПОГОРЕЛИ БЕЗ ОСТАТКУ, а ко устроению вновь того монастыря и в нем церквей Божиих со всем украшением, тако ж келий и ограды для испрошения от христолюбцев в Белоградской епархии в городах, местечках и селах доброхотного подаяния намерена послать того монастыря из монахинь, в чем о позволении просила благословительной грамоты. По которому её прошению благословительно позволяем им, игумении с сестрами, в возобновлении той обители всеприлежное старание иметь и во-первых всем христоименитым восточные православно-грекокатолического исповедания Церкви чадом Божие благословение при молитвах наших препосылая - пастырски просим от такового доброхотного к устроению упомянутой обители и в ней храмов Божиих подаяния щедролюбно не отвратить десницы с несомненным упованием, яко сторичное воздаяние в той обители вечно приносимые к Богу теплейшие будут молитвы. Чего для такового от боголюбивых доброхотного подаяния саморучной имени записки, ради всегдашнего в том Вознесенском девичьем монастыре в церкви поминовения, дана за печатью прошнуренная книга. и сия грамота с подписанием нашей руки печатью утверждена; дана в Белгороде, октября 20 дня 1744 года!.
Поколенные росписи.
Полные поколения росписи всех ветвей рода Ковалевских находятся в рукописной “Истории Рода”, составленной В.Г. Ковалевским. В ниже помещенных росписях даны имена тех членов рода, о которых говорится в Историческом очерке.
I ПОКОЛЕНИЕ
Симеон (?). Переселился в начале 17 века из Виленщины в Богуслав Киевский и принял участие в построении Гетманской Малороссии.
II ПОКОЛЕНИЕ
Иван. Генеральный Есауд Малороссийского Войска. Помошник Богдана Хмельницкого. Управлял Малороссией в 1659-61 годах. Убит в битве с татарами. Основал Ковалевку Полтавскую.
Симеон. Переселился из Богуслава Киевского в Слободскую Украину. Основал город Ольшаной. Построил в нем крепость и Соборный Храм. Убит в бою с татарами в 1682 году.
Евфалия. Замужем за Стольником и Полковником Харьковским Григорием Ерофеевичем Донцом (Захаржевским). (Умерла в 1695).
Григорий. Харьковский Осадчий.
III ПОКОЛЕНИЕ
Василий Семенович: Ольшанский Сотник, потом Харьковский Обозный. Участник Крымских походов кн. Голицына. Защитник Украинской линии (ум. 1732).
Яков Семенович: Золочевский Сотник, потом Есаул Харьковского Полка.
Михаил Семенович: Люботинский Сотник.
IV ПОКОЛЕНИЕ
Яков Васильевич: Ольшанский Сотник, потом Есаул Харьковского Полка.
Иван Васильевич: Харьковского Полка Обозный. Потом Полковник.
Федор Васильевич: Золочевский Сотник.
Павел Васильевич: Ольшанский Сотник.
Никита Васильевич: Пересичанский Сотник (родоначальник Ахтырской линии).
Афанасия Васильевна: Игуменья Хорошевского Монастыря.
Степан Михайлович: Свящ. в Салтове, потом Змиевский Протоиерей.
V ПОКОЛЕНИЕ
Яков Яковлевич: Харьк. Полк. Есаул (родоначальник Черниговской линии)
Иван Яковлевич: Ольшанский Сотник. Автор Топогр. Описания Ольшаного.
Иван Григорьевич: выборний Харьк. Полковник, потом Бригадир.
Иоанн Симеонович: Змиевской, потом Изюмский протоиерей и благочинный.
VI ПОКОЛЕНИЕ
Петр Иванович: Харьковский Предв. Двор. Бригадир. Один из основат. Харьк. Университета и Харьк. Института (1766-1827).
Иван Иванович:Чугуевский Предводитель Дворянства.
Михаил Иванович
Егор Иванович: Змиевской Предводитель Дворянства.
Максим Иванович: Золочевский Предводитель Дворянства.
Андрей Иванович: Валковский Предводитель Дворянства.
Варвара Яковлевна: (Жена Андрея Ивановича, первым браком за Полковником Назаром Александровичем Каразиным).
Иоасаф Иоанович: Протоиерей и Благочинный Изюмский.
VII ПОКОЛЕНИЕ
Евграф Петрович: дтс. Член Гос. Совета. Первоприсут. Сенатор. Мин. Нар. Просвещения. Член Академии Наук. Деятель Крестьянской и Земской Реформы (1790-1867).
Владимир Петрович: Председатедь Харьковской Судебной Палаты. Купянский Предводитель Дворянства (1793-1869).
Илья Петрович: Убит в Бородинской битве (1795-1812).
Михаил Петрович: Харьковский землевладелец.
Петр Петрович: Ген.-Лейтенант. Кавказский герой. Убит при штурме Карса (1806-1855)•
Егор Петрович: Ген.-Лейтенант. Директор Азиатского Департамента. Сенатор. Путешественник. Писатель. Основ. Литературного Фонда (1809-1868).
Максим Максимович: Полковник. Участник войн 1812-15 годов. Харьковский Предводитель Дворянства (1787-1864). Женат на Екатерине Игнатьевне р. Познанской.
VIII ПОКОЛЕНИЕ
Петр Евгрьфович: Гв. Ген.-Майор (1827-1892).
Михаил Евграфович: дтс. Член Гос. Совета. Первоприсут. Сенатор. Деятель Судебной Реформы (1829-1884).
Анатолий Евграфович: (1834-1875).
Николай Евграфович: Моряк. Командир Фрегата “Диана”. Харьковский Предв. Дворянства (1837-1884).
Евгений Евграфович: Сенатор (1842-1889).
Евграф Евграфович: Гв. Ген.-Майор (1839-1886).
Максим Максимович: Академик. Историк и юрист. Член Госуд. Совета (1851-1916).
Павел Михайлович: Поэт и художественный критик (1823-1907).
IХ ПОКОЛЕНИЕ
Евграф Петрович. Ревнитель Русского Просвещения. Государственный, Общественный и Церковный деятель. Член Думы 3 и 4 созывов (1865-1941). Женат на Инне Владимировне рожд. Стрекаловой (1877).
Евграф Евграфович. Полковник. Деятель по переселенческому делу (1878-1941).
Х ПОКОЛЕНИЕ
Петр Евграфович. Историк и историк литературы. Доктор Парижского Университета. Общественный и церковный деятель (1901).
Максим Евргафович. Математик. Духовный композитор (1903). Женат на Ирине Николаевне, р. Кедровой.
Евграф Евграфович. Богослов. Протоиерей (1905).
ХI ПОКОЛЕНИЕ
Иван Максимович (1948).
К Харьковской Линии принадлежат также:
Владимир Иванович. Тов. Министра Финансов (1854-1933).
Павел Иванович. Профессор Психиатрии. Ректор Варшавского Университета (1850-1935).
Николай Николаевич. Земский и общественный деятель. Член Гос. Думы.
Михаил Констанстинович. Ген.-Майор. Герой покорения Кавказа (1802-1847).
Леонид Апполонович. Ген.-Лейтенант. Герой войны 1877-78 годов. (1856-1933).
Черниговская Ветвь.
VI ПОКОЛЕНИЕ
Семен Яковлевич. Протоиерей и благочинный Борзненский. Переселился со своей семьей в Черниговскую Губернию.
VII ПОКОЛЕНИЕ
Ефим Семенович. Протоиерей Борзненский.
Семен, Лев и Емельян Семеновичи.
VIII ПОКОЛЕНИЕ
Александр Семенович. Ген.-Лейтенант. Председатель Московскогг Военно-Окружного Суда (1807-1877).
IХ ПОКОЛЕНИЕ
Михаил Александрович. Гв. Полковник. Историк Лейб Гв. Драгунского Полка (1839-1877).
Григорий Александрович. Свиты Его Величества Ген.-Майор. Командир Л. Гв. Драгунского Полка (1848-1888).
Николай Александрович. Ген.-Майор. Шипкинский герой (1844-1929).
Владимир Александрович. Ген.-Лейтенант (1852-1913).
Х ПОКОЛЕНИЕ
Владимир Григорьевич. Полковник. Военный историк. Автор “Истории Рода Ковалевских” (1876). Жен. на Зое Николаевне, р. Лишиной.
XI ПОКОЛЕНИЕ
Глеб. Убит и Добровольческой Армии (1903-1919).
Кирилл. Героей войны 1940 года. Награжден Поч. Легионом, Военной Медалью и Крестом (1907). Женат на Софии Юрьевне, р. Площевской-Плющик.
Витебско-Псковская Ветвь. Двинская Линия.
VI ПОКОЛЕНИЕ
Осип. командовал Двинским ополчением в Отечественную войну.
VII ПОКОЛЕНИЕ
Онуфрий Осипович: землевладелец Двинского уезда.
VIII ПОКОЛЕНИЕ
Александр Онуфриевич: Академик Зоолог (1840-1901).
Владимир Онуфриевич: Палеонтолог (1842-1883). Женат на Софии Вас., р. Корвин-Круковской (1850-1891).
IХ ПОКОЛЕНИЕ
Владимир Александрович. Проф. Химии (1872-1914).
София Владимировна. (1879).
Себежская Линия.
VI ПОКОЛЕНИЕ
Михаил: землевладелец Себежского уезда.
VII ПОКОЛЕНИЕ
Антон Михайлович: землевладелец Себежского уезда и Новоторжского уезда (Псковской губ.).
VIII ПОКОЛЕНИЕ
Векентий Антонович (1830-1914).
IX ПОКОЛЕНИЕ
Владислав Векентьевич: Завед. Продовольст. Делом в Империи (1863-1932).
Х ПОКОЛЕНИЕ
Владимир (1893).
Лев (1895).
Александр. (1896).
Михаил. (1897): Строитель Нового Поста в Праге.
Казанская Ветвь.
VI ПОКОЛЕНИЕ
Михаил; землевладелец Гродненского уезда.
VII ПОКОЛЕНИЕ
Осип Михайлович: Проф. Монгольского языка. Ректор Казанского Университета.
VIII ПОКОЛЕНИЕ
Николай Осипович: Декае Мед. Факультета и Ректор Казанского Университета (1840-1891).
Павел Осипович: Академик живописи (1843-1903).
Краткое содержание Хроники Рода Ковалевских.
ТОМ I. НА СТРАЖЕ РОССИИ (1651-1801).
Историческое введение. Судьбы Южной России и русского населения в Литовском Государстве. Заселение и устройство Сдободской Украины. Культурная жизнь в области и роль в ней семьи Ковалевских. Защита русских пределов и участие Слободских Полков в общегосударственной жизни. Материалы о Харьковском Коллегиуме и деятельности Г. Сковороды.
Приложения:
Акты, касающиеся заселения и устройства Харьковской Области, Слободских Полков и участия в них Ковалевских.
ТОМ II. СТРОЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ИМПЕРИИ (1801-1901).
Участие рода в жизни и строении России в 19 веке, защите её от внешних врагов, внутренних преобразованиях и в русской культуре и науке.
Приложения:
Материалы из родового архива, в том числе: Инструкция Имп. Александра II-го Михаилу Евграфовичу для производства Сенаторской Ревизии провинциального управления.
ТОМ III. В БОРЬБЕ ЗА ПРОСВЕЩЕНИЕ (1901-1951).
Роль семьи Ковалевских в деле русского просвещения, как в России, так и за рубежом Родины.
Приложения:
Документы о русском культурном росте до Революции и о просветительной деятельности Зарубежья.
Комментарии:
* встретилась в 8 веке, в битве при верхнем Салтове, со скандинавами - эта битва, как и много других "вымыслов" П. Ковалевского не отмечена ни в одном известном нам письменном источнике.
** сохранились Бусов Яр и Шаруканское городище, упоминаемые в Слове -речь идет о "Слове о полку Игореве", известному памятнику, где упоминаются "времена Бусовы" и имя половецкого хана Шаруканя.
*** были только что умиротворены и открыты для русского заселения Александром Невским - Александр Невский особо не причастен ни к умиротворению, ни к созданию на территории Литвы и Беларуси в начале XIV в. Великого княжества Литовского. большинство населения которого составляли православные.
**** и стали писаться Доленга - Первые упоминания о гербе Доленга у Ковалевских принадлежат к 1757 году.
***** по свидетельству исследователя русской жизни в пределах Литовско-Польского государства, г. Ефименко - речь идет о украинском историке Александре Ефименко и ее работе "Южнорусские братства" ( Слово, 1880, X-XII).
****** Польские войска берут Киев и разоряют его - ничего подобного не было в 1620 году. Киев переходил под власть Польши по решению Люблинского сейма 1569 года, православные высвятили новую иерархию тайно, завесив в церкви, где происходило помазание окна.
******* Петр Могила украшает его и основывает в нем Высшую Школу - Киевская братская школа, основанная в 20х гг. XVII ст. во время митрополита Петра Могилы 1632-1647 гг. была превращена в Киевскую коллегию.
******** Ивана Ковалевского, который занимает при знаменитом гетмане должность генерального есаула и командует всей малороссийской конницей - Иван Ковалевский - есаул Б.Хмельницкого, действительно приближенный к гетману, его "майордом", но о его коммандовании конницей ничего не известно.
********* летом 1651 г. с большой партией казаков переселяется на верховья Северного Донца и основывает там город Ольшаной - Ольшана (сейчас Дергачевский район, Харьковская область) впервые упоминается в 1660 году.
* Смотри Маслійчук В.Л. Студії над родоводом Ковалевських в этом и следующем выпуске ХИА.