К 280-летию со дня рождения Г. С. Сковороды.

«Отгремело» в Харькове еще одно знаменательное событие – чествование Григория Саввича Сковороды. Создавалось впечатление, что для простых людей это событие осталось незамеченным, а празднования прошли как и все остальные мероприятия для галочки и отчетности. Единственная газета в Харькове «Объективно», правдиво описала эти события. Еще 19 ноября 2002 года прошла в библиотеке им. Короленко конференция «Сковорода и античность». Если первоначально в зале присутствовало более 130 человек, то уже к десятому выступлению осталось только 68, так покидали зал учителя харьковских школ, еще раз показавших свое отношение и к Сковороде, и вообще к нашей истории. Сама конференция прошла в виде чтений докладов по «бумажке», иногда унылых, скучных, без всякой новизны и изюминки. Чего стоит только один господин Дудко с темой «Сковорода и Заратустра», с которой выступает на каждой конференции. Есть претензии и к профессору Л.В. Ушкалову. Безусловно, он признанный и единственный специалист в Харькове по Сковороде, его «тягают» с одной конференции на другую, чтобы показать ее значимость, однако и ему бы пора рассказывать о философии Григория Саввича не с «бумажек». Вообще не понятно, как может человек, работающий по своей теме уже давно не ориентироваться в своих мыслях, возьмите пример господа ученые со школьников выступающих в Малой Академии. На X Всеукраинской краеведческой конференции в Донецке школьницы из Киева выступали лучше, чем профессора, доктора и кандидаты. Но самая главная претензия ко всем, выступающим о Сковороде, это то, что мы становимся придатком к мероприятиям. Что же общественность не может сделать, что-либо самостоятельно? 

            В нашем альманахе мы продолжаем публикацию материалов связанных с именем Г.С. Сковороды. В этом номере мы поместили две публикации о роде Ковалевских, на наш взгляд лучшие из существующих на сегодняшний день, небольшую статью о некоторых представителях рода Ковалинских и документы связанные с селами Пан-Ивановка и Кадница из владений Андрея Ивановича Ковалевского. В будущих выпусках альманаха выйдут также статьи по истории села Пан-Ивановка, роде дворян Земборских, Розалион-Сошальских, Диских и др. Все эти материалы несомненно позволят ближе узнать людей связанных с именем Г.С. Сковороды.  

                                                                        

                                                                                 

                                                                       -1-

Вячеслав Александров.

Могила Г.С. Сковорода.

            «Философ и поэт Григорий Саввич Сковорода был просветителем известного слободско-украинского общества, преимущественно его передового слоя – дворянства во второй половине прошлого столетия и своей просветительской деятельностью подготовил почву для открытия Харьковского университета. Из среды его ближайших учеников и друзей вышли самые щедрые жертвователи на университет. С другой стороны нравственно-воспитательное влияние Г.С. Сковороды простиралось и на народ, который усвоил некоторые религиозно-нравственные его стихотворения». Так начинается объявление историко-филологического общества при Харьковском университете об издании сочинений Г.С. Сковороды, что упомянутое общество предлагает исполнить в виду предстоящего столетия со дня кончины Г.С. Сковороды (29 октября 1894 г.).

            Могилу этого-то человека мне и пришлось на днях посетить, о ней я и хочу сказать несколько слов.

            Находится эта могила в 8 верстах от станции Максимовка, Сумского участка Х.-Н. Ж.д., в деревне Пан-Ивановке, бывшем имении Ковалевских, переходившем затем по очереди к Кузиным, Жалинским и др. Как известно, похоронен был Сковорода на возвышенном берегу пруда, близ рощи, на любимом своем месте, где «по зарям изрывал он на своем заветном флайт-…..» ….. и похоронен в саду священника, но в каком именно месте, это по видимому, точно не установлено, так как одни утверждают, что в юго-западном углу сада, ближайшем к церкви, - другие же, что более к средине сада, близ памятника владельцев. Во всяком случае в настоящее время в двух шагах от каменной, солидных размеров, камплицы, представляющей семейный склеп Ковалевских, находится полуразрушенная деревянная ограда, от ….. (вместо 4) верхними и нижними перекладинами без ….. ….. осталось итого 4, на одной только стороне и внутри этой полуразрушенной ограды лежит мраморная плита (37 на 19 вершков) с резными буквами, положенная предпоследним владельцем Жилинским в мае 1874 г., следовательно ровно 20 лет назад. На этой плите вверху вырезан крест, а под ним надпись: «Григорий Савич Сковорода Украинский философ, родился 1722, скончался 29 Окт. 1794 года». И затем самим Сковородой составленная надпись: «Мир ловил меня, но не поймал». В самом же низу направо: «…Мая 1874 года.». Вероятно имелось в виду вырезать и число, когда была положена плита, но так и осталась без числа. Самый факт нахождения плиты в 2 ½ аршинах на юго-западе от камплицы не может, однако, служить ручательством, что тело Сковороды находится именно в этом месте, так как в семействе того же священника, владельца сада, мне передавали такой факт: недалеко от ограды, на глубине около полуаршина был найден слой кирпича, скрепленный известью, из чего можно заключить, что это склеп, и может быть, это именно и есть то место, где похоронен Сковорода. Во всяком случае я полагаю, что следовало бы более внимательно отнестись к этому вопросу и в точности определить место погребения, а также озаботится и постановкой более стойкой против разрушающего влияния времени железной ограды. Надо ожидать, что тоже Историко-филологическое общество, которое взяло на себя труд собрать для издания сочинения Сковороды и из Церковно-археологического музея Киевской Духовной Академии и Румянцевского музея в Москве и, с Высочайшего соизволения, из Императорской публичной библиотеки в Петербурге, направить свое внимание и на вопросы, так тесно связанные с останками этого действительно замечательного человека.

Харьковские Губернские Ведомости 13 мая 1894 г.

 

                                                                       -2-

            В селе Пан-Ивановка, Рогозянской волости, Харьковского уезда находится могила знаменитого малорусского философа и любителя просвещения Г.С. Сковороды, сочинения которого недавно изданы Харьковским Историко-Филологическим обществом по поводу столетия со дня кончины его. Село Пан-Ивановка довольно большое, но по странному стечению обстоятельств до сих пор здесь не устроено земское народное училище. Несколько лет назад предположение об устройстве в Пан-Ивановке училища были настолько реальны, что на содержание его вносилась известная сумма в смету земства, училище, однако, не было устроено, и эта сумма исключена из земской сметы. В настоящее же время между почитателями покойного философа явилась мысль увековечить память о нем устройством народного училища в Пан-Ивановке, месте последнего успокоения его земной замечательной жизни, представляющей чудные уроки нравственного совершенствования. Средства на устройство училища надеемся собрать частью от частных пожертвований, частью от сельского общества и земства, всегда отзывчивого к нуждам народного просвещения, а тем более связанных с памятью украинского философа. Можно только пожелать полного успеха в этом симпатичном деле.

Харьковские Губернские Ведомости 15 ноября 1897 г.

 

                                                                       -3-

Село Ивановка Харьковского уезда (Из экономического описания за 1804 год).

Владелец коллежский советник Андрей Иванович Ковалевский и умершая жена его Варвара.

Дворов – 195, мужчин – 508, женщин – 584, земли – 1752 десятины 2186 саженей.

            Сие село поселено на левой стороне речки Росоховатой на возвышенном берегу в нем церковь деревянная одна во имя Преображения Господня. Господский жилой дом один близ самого селения. На речке росоховатой полпивной завод о 6 котлах в коем выкуривается полпива в год до 40 000 ведер, на что употребляется хлеб, дрова и работники собственные свои. Кирпичный завод там же в коем выделывается в лето кирпича до 500 000. В сих по речке Кадница 2 мельницы первая на четыре постава с просяными толчеями и сукновальными валюшами, вторая на два мучные постава и одна сукновальная валюша да ветряные мельницы три, в каждой по мучному поставу с просяными толчеями которыми сам владелец пользуется. Грунт земли чернозем, а отчасти глинистый. Лес растет дровяной разного рода дача же простирается по обе стороны речки росоховатой и до речки Кадницы чрез сию дачу пролегает старинная дорога называемая муровский шлях при которой два постоялые двора в коих продается горячее вино, сено и овес и составляет помещику изрядный доход. Крестьяне состоят на пашне зажиточных людей и скотоводства очень мало.

ГАХО Ф.24, оп.3, ед.хр.21, лл.76 об - 77.   

 

                                                                       -4-

Село Кадница Харьковского уезда (из экономического примечания на 1804 год).

Владельцы: надворный советник Иван Евстафьевич Куликовский, майорша Ульяна Алексеевна Петрович, коллежский советник Андрей Иванович Ковалевский.

Дворов – 32, мужчин – 129, женщин – 146, земли – 1404 десятины 1692 сажени.

            Сие село Кадница поселена на левой стороне речки Кадница между вершинами в которой господских жилых домов два. На протоке росоховатом помещика Куликовского водяная мельница о двух поставах с просяными толчеями действующая весной и осенью, которой сам владелец пользуется. Того же помещика Куликовского винокуренный завод один о пяти котлах в коем выкуривается в зимнее время горячего вина до 1000 ведер для чего хлеб дрова и работники употребляются собственные. Дача простирается по обе стороны упомянутой речки и ее вершин грунт земли чернозем песчаный и глинистый, сенокосы находятся по оврагам лес растет черный большей частью дубовый дровяной и отчасти строевой. Крестьяне состоят на пашне по зажиткам скудны скотоводства очень мало.

ГАХО Ф.24, оп.3, ед.хр.21, л.77 об.