Холмы
Местечко, окруженное лесом, на транспортной дороге в 33 верст. от Сосницы.
По названию, поселение на гетманское, а дотатарское.
В 6 вер. от Холмов есть остров между Убедью и Олешнею, покрытый вековым лесом, называемый святым. Народное предание объясняет название острова тем, что здесь жил святой отшельник. Так как еще в 1708 г. видим «займище (для мельницы) в дубовой граде на р. Убеди против зовомого острова святаго»[1]; а в грамоте 1689 г. этот остров называется «святой остров Итурец»[2]: то очевидно, что народ жил здесь далеко прежде 1600 г. а название – Итурец или Турец показывает, что здесь когда-то ловили туров. – Еще особенность местности: между островом и Холмами расположена на Убеди деревенька Ченцы.
Так как ни по каким документам не видно, чтобы в гетманское время это место принадлежало монастырю: то надобно положить, что здесь был монастырь до татарщины. Такое значение ченцев объясняет собою и название острова святым.
Царскою грамотою 1674 г. «села: Холмы, Козиловка и Овдеевка», согласно с универсалом Самойловича, утверждены за войсковым товарищем (в последствии полковником) Василием Дунин-Борковским. Хотя эти имения не названы в универсале и грамоте наследственными, как названа Бурковка: но так как не вдино примера и тому, чтобы войсковому товарищу дарили такие значительные имения, то, конечно, владельцем их был еще отец Василия Каспар Бурковский[3], «коммисар и коморник литовский», убитый в 1648 г.[4] И так и по владельцу Холмов видно, что они существовали прежде 1600 г.
В нынешнем храме арх. Михаила целы: а) евангелие с изображением на задней доске арх. Михаила, печ. во Львове 1670 г. Триодь цветная черн. п. 1685 г.; б) древние местные иконы Спасителя и Божией Матери; в) исповедные записи с 1724 г.; г) на тумбах иконостаса до 1849 г. видели герб Бурковских – лебедь с буквами М. Б. т. е. Михаила Бурковского, который был строителем нынешнего храма в 1753 г. Того же времени есть резной крест с надписью: «сооружен сей крест 1743 г. при священнике Павле».
По гражд. ведомости 1746 г. показывали в Холмах 96 выборных казаков кроме посполитых. Ныне здесь нет ни одного казака, а все владельческие подданные.
По исповедным записям число прихожан: в 1770 г. 641 м. 626 ж.; в 1790 г. 784 м. 777 ж.; в 1810 г. 953 м. 930 ж.; в 1830 г. 988 м. 993 ж.; в 1850 г. 1109 м. 1092 ж.; в 1860 г. 1124 м. 1097 ж.
Некоторые добывают себе хлеб деланием колес; в прежнее время было здесь экипажное заведение, но закрыто. Ремесла слесарное, столярное, скорняжное – остаются и кормят некоторых.
[1] Рыхлов. акт. стр. 45. 46.
[2] Книга пожиткам Полуботка стр. 107 м. 1863 г.
[3] Так говорит и гербовник IX, 9. См. книгу пожиткам Полуботка стр. 116. 118.
[4] См. об Ушне.