Макошин
В 10 верстах от Сосницы, на правом берегу Десны.
Названием своим указывает на Макош, – божество языческих славян. Так как нельзя приискать другого происхождения имени Макошина, кроме того, что местность принадлежала божеству Макошу: то надобно принять, что здесь действительно совершали служение Мокошу и этому божеству посвящена была эта местность.
По грамотам встречаем на поле макошинском великое городище или городище. В царской грамоте 1742 года макошинскому монастырю прописано, чтомонастырем куплено «от Мартина Косенка, жителя Бабскаго[1], поле пахатное: в одной руке три нивы, в том числе две подле могил, в третьей руке в макошинском поле нива великая и лан, також и сеножать, поде городища великого… От Григория Денисенка з шваграми сеножать под городищем».
Великое городище названием своим указывает или на то, что здесь было место великого города, сильного и обширного укрепления с великим числом жителйе или же на то, что великое городище было местом жертвоприношений великому макошу и только от того удерживало при себе название великого.
Могут спросить, что это за божество Макош? Мало сохранилось известий о том, но приведем, что доселе найдено. Преп. Феодосий с скорбию обличал христиан двуверных, которые будучи христианами веруют в Перуна, в Хорса, в Мокошь, в Сима, в Регла и Вилы[2]. По другому древнему известию, божества славян, не одних русских, но и южных: Вилы, Мокошь, Дева, Перун, Хорс, Рожаницы, Сварожич; по св. крещении славяне уверовали в Христа Господа, но по украйнам, тайно, еще молятся Перуну и Хорсу и Мокоше и Вилам[3]. Поучение XIV в. говорит: «кто суть идоле? Се первый идол Рожанице… А се второе Вилам и Мокоше; и да ище ся не на яве молять, да отаи призыаюче идоломольце бабы[4]». Последнее известие показывает, что особенно долго удерживалось поклонение Рожанинам, и потом Мокошу и что идоломольцами были особенно женщины. Так как Мокошь сопоставляется здесь с Вилами – Рожаницами, а последние считались за плодотворящие силы, то и Мокошь вероятно считался у суеверных за плодотворителя.
Обращаемся к Макошину.
Так как Макошин и в начале 17 в. назывался местечком, конечно удерживая древнюю знаменитость своего поселения: то имеем право положить, что если в языческой древности городище и было местом жертвоприношений Мокошу, – но в христианское время оно, быв освящено храмом, стало местом сильного христианского населения.
Известно, что тогда как щедростью знаменитого Адама Киселя основывались мужской и женский монастыри макошинские, уже существовало «село Макошин»[5]. Но по основании обителей монастырские храмы, по тогдашнему обыкновению, были приходскими для мирян Макошина.
Число прихожан:
В 1770 г. 795 м. 780 ж.; в 1790 г. 856 м. 841 ж.; в 1810 г. 890 м. 924 ж.; в 1830 г. 945 м. 960 ж.; в 1850 г. 996 м. 1060 ж.; в 1860 г. 1046 м. 1100 ж.
Между ними немало пильщиков.
[1] Село Баба в 8 вер. от Макошина, на севере. См. о нем ниже во 2 округе.
[2] Обзор рус. дух. лит.
[3] Летоп. литературы IV, слово V.
[4] Летоп. литерат. IV, предисловие.
[5] По царской грамоте от 16 сентября 1667 г. игемен Пафнутий просил утвердить за обителью «два села, которыя подле монастыря, Макошин и Бабу». Кисель в своей грамоте июля 19 1650 г. писал: «з Макошина на всякий год золотых двесте давано быть имеет на той монастырь св. Николая вечными часы». А в королевской грамоте янв. 13 1664 г., утверждавшей легацию Киселя, сказано так: «також сумму денежную з местечка Макошина ежегодно на праздник св. Николая для препитанья того монастыря поволенную подтвердили».