1857 год. Из "Историко-статистического описания Харьковской епархии"
Филарет Гумилевский «Историко-статистическое описание Харьковской епархии»
Шелудьковка она же Ново-Андреевка. По рассказу старожилов, в глуши дремучего бора, неподалёку от реки Донца (в 2½ верстах), укрываясь от хищных крымцев, поселился богатый черкашенин Шелудок. К нему по времени присоединились другие черкассы, и таким образом образовался хутор Шелудковский. Из числа жителей хутора самый зажиточный землевладелец Коряк, около 1690 года, собственным иждивением построил храм, который освящён был во имя Св. Иоанна Предтечи. Родной сын храмоздателя Коряка был первым священником сего храма.[1] Спустя 50 лет храм был престроен на другом месте, в 50 саженях от прежнего, и освящён в честь Чудотворца Николая. Между старыми антиминсами точно находим антиминс, выданный в 1748 году «в Изюмский полк в село Шелудковку в храм Святителя Николая». Замечательное согласие показаний памяти народной с документами! Некоторые старики помнят сей храм на его третьем месте, куда перенесён он по причине перехода жителей с прежнего места. На третьем месте (в двух верстах от прежнего) поставлен он в 1774 году, - так говорит надпись на кресте.
Благотворения храму позднего времени:
а) Икона Святителя Николая, в серебряной ризе – дар помещика Иоанна Любицкого 1810 года.
б) Икона Святой Тройцы, в серебряной ризе с вызолоченными венцами – дар прихожан 1823 года.
в) Казанская Икона Богоматери, в серебряной вызолоченной ризе, пожертвованная Харьковским купцом Петром Андреевым.
Древние книги в храме:
Напрестольное евангелие, Московской печати 1746 года; постная триодь, Киевской печати 1648 года, и другая – Московской печати 1682 года; триодь цветная, Киевской печати 1680 года; устав Московской печати 1695 года. Две части четьих миней, с сентября по февраль, Киевской печати 1711 года (это редкость); служба Пр. Захарии, Московской печати 1723 года.
Кроме того у прихожанина Иоанна Воскобойникова есть Казанья приданные до книги – «Ключ разумения» Киевской печати 1660 года. Это Слова на праздники; в конце присоединены чудеса, взятые из жития Святых и часть современные писателю, как видно по выставляемым годам. Книга эта, как говорят, принадлежала Змиевскому Николаевскому монастырю.
Холера посещала Ново-Андреевку в 1830, 1831, 1847 и 1848 годах; в первые три года она действовала здесь слабо, так что смертность была почти не заметна. В 1848 году в один месяц, с 6 июля по 6 августа, умерло до 200 человек. Появление и прекращение холеры здесь было странно: внезапно явилась она, внезапно и скрылась. Пред появлением её несколько времени вовсе не было умиравших.
Два случая особенно замечательны:
а) Поселянка Мария Толстокорая, по самой природе слабая и сухая, будучи поражена самым сильным пароксизмом холеры, полумёртвая и почти бездыханная, была уже всеми оставлена, как верная жертва смерти. Но, наперекор человеческим расчетам, она, после 4-х или 5-ти дней холерического оцепенения, пришла в чувство и стала здоровою. Полковой лекарь не верил, чтобы она была жива, пока сам не увидал её на ногах.
б) Поселянин Афанасий Челапко, 65 лет, по природе проворный, говорун и шутник, перенесши не сильный пароксизм холеры, среди общего унынья и плача, куда ни являлся, везде шутил и смеялся совсем не по летам – и говорил, что он видел холеру и она бежала от него. Но он внезапно был поражён ею и умер в несколько минут. Это сильно поразило многих и не без пользы.
Цинга 1849 года, по местам опустошавшая дома, в Николаевском приходе Ново-Андреевки почти была незаметна.
По переписи 1732 года, в Шелудковке при храме – школа и богадельня; Черкасов казаков 53, подпомощников 352, работников 22, а всего 427 душ мужских.
После того было: в 1750 году 518 муж., 490 жен.; в 1770 году 720 муж., 751 жен.; в 1790 году 999 муж., 1103 жен.; в 1810 году 1320 муж., 1264 жен.; в 1830 году 1246 муж., 1064 жен.; в 1850 году 1145 муж., 1172 жен. душ.
[1] Смотри об Изюме примечание 12.