Харьковский период творческого пути Василия Кричевского (В. П. Титарь (Харьков)).
Василий Григорьевич Кричевский родился 31 декабря 1872 г. по старому стилю в с. Ворожбе Лебединского уезда Харьковской губернии. Он был самым старшим из 8 детей Лебединского мещанина Григорий Акимовича Кричевского и его жены Прасковьи Григорьевны из рода Троцких. Отец, уездный земский фельдшер, часто брал с собой Василия по вызовам к больным пациентам, находящихся в различных районах Лебединского уезда. Поэтому Василий с раннего детства смог наблюдать и любоваться во время поездок с отцом широкой поросшей вербами долиной р. Псел, в которой среди щедрой природы лесостепи были уютно расположены села со старинными деревянными церквями и белыми стенами хат.
Василий сначала учился в начальной школе в с. Большой Сыроватке, а потом в уездной школе в Лебедине. В августе 1885 г. Василия Кричевского приняли, хотя он был и младше по возрасту, чем это разрешалось правилами, в Харьковское техническое железнодорожное училище. Обучение в училище дало юному Кричевскому хорошие навыки в черчении и рисовании. Он с удовольствием перерисовывал и вычерчивал альбомные образцы фасадов, архитектурных деталей, скульптурных украшений, пытаясь точно воспроизвести оригиналы.
Его работами заинтересовались служащие Харьковской Городской управы. Один из них, техник – чертежник, сразу начал заказывать 15-летнему Василию чертить планы и проекты мелких мещанских домов, которые тогда интенсивно строили в предместьях Харькова: Москалевке, Заиковке и др. Через год служащий Управы, городской чертежник Михаил Бабкин взял его к себе жить на полном содержании с целью, чтобы Василий самостоятельно выполнял работу чертежника для него. За каждый проект Бабкин платил Кричевскому по 20 руб.
В 1889 г. архитектор, профессор архитектурного проектирования в Харьковском технологическом институте Сергей Загоскин обратил внимание на талантливого юношу. Он взял Василия Кричевского к себе техническим помощником и поселил его в своей семье вместе со своими сыновьями, сразу окунув его в атмосферу культурных и творческих интересов. Под руководством Загоскина и с помощью его сыновей Кричевский пополнил свое общее образование. У Загоскина он также получил образование по архитектурной специальности, с приближением к программе Академии художеств. Загоскин также обучил его технике акварели. Обучаясь у Загоскина, Василий Кричевский заинтересовался также философией, особенно тщательно он штудировал Канта, Шопенгауэра, Джона Рескина и Вильяма Морриса.
Загоскина часто навещали гости, местные и приезжие. И Василий Кричевский встречался здесь с архитектором Франциском Шустером, с художниками Михаилом Врубелем, Григорием Мясоедовым, Львом Жемчужниковым, с писателем Константином Станюковичем, с пианистами Антоном Рубиштейном и Альбертом Беншем и многими другими творческими людьми. Бывая в Харькове, к Загоскиным несколько раз приезжал и композитор Петр Чайковский.
Общение с этими людьми, их разговоры о творчестве открывали юноше новые духовные горизонты и еще больше расширяли его мировоззрение. Отдавая должное отношению Загоскина к себе и роли Загоскина в своем воспитании и образовании, Василий Кричевский потом часто говорил, что он был для него вторым отцом, и вообще считал Сергея Загоскина своим творческим учителем.
В конце 1892 г. Сергей Загоскин решил, что его воспитанник уже достаточно подготовленный к самостоятельной архитектурной карьере и помог ему устроиться в Городскую управу помощником харьковского городского архитектора Альфреда Шпигеля. На протяжении года Василий Кричевский наряду с мелкими работами выполнил собственно только один большой проект – здание "Торговых рядов" на Университетской горке. Через год Василий Кричевский перешел работать как проектировщик в службу Дорог и Строений Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Одновременно он стал работать три вечера в неделю в Проектном бюро известного харьковского архитектора академика Алексея Бекетова. Со временем Кричевский оставил работу на железной дороге, и продолжил работать у Бекетова. Алексей Бекетов был очень популярным в Харькове архитектором и имел множество заказов на большие и дорогостоящие дома в центре города. Василий Кричевский занимался у него композиционным проектированием фасадов и интерьеров 10 лет и ушел от него только по тому, что должен был переехать в Полтаву, чтобы наблюдать за строительством дома Полтавского Земства по своему оригинальному проекту.
Часто бывая в доме у Бекетова, Кричевский познакомился с харьковскими художниками, которых раньше не встречал у Загоскина, с Константином Первухиным и Николаем Уваровым, а через семью тестя Бекетова – Алексея Алчевского, с Виктором Величко, Сергеем Васильковским, Михаилом Беркасом и другими. Они уговорили его снова взяться за заброшенное рисование с натуры из-за архитектурной работы. Таким образом, Василий Кричевский, начиная с 1894 г. снова стал интенсивно заниматься акварельной живописью – рисовал пейзажи околиц Харькова, село Ворожбу, Лебедин и другие места.
В том же 1894 г. Василий Кричевский женился на своей далекой родственнице Варваре Марченко. От этого брака у него было четверо детей – двое старших умерли в детстве, два младших – сыновья Николай (1898 – 1961) и Василий (1901 – 1985) стали со временем хорошими художниками. Женившись, Кричевский построил себе одноэтажный каменный дом на Москалевке (угол Котляревской и Владимирской улиц), где устроил себе студию с мебелью по своим проектам. Дом Кричевского был снесен в 1930-х годах во время коренной перестройка всего района города.
С 1899 по 1902 гг. Василий Кричевский выставлял свои художественные произведения на ежегодных выставках "Общество русских акварелистов" в Петербурге, где прием экспонатов был жестко ограничен, особенно это касалось не членов Общества. Интересуясь прошлым Украины и пытаясь найти ее место в мировой истории, а также место украинского искусства и его взаимоотношения с искусством других народов, Василий Кричевский начал посещать в Харьковском университете как вольнослушатель лекции профессора Багалея Д. по истории и археологии, профессора Сумцова Н. по этнографии и профессора Редина Е. по сравнительной истории искусств. Он стал работать в университетской библиотеке и над сборниками университетского музея по этнографии, истории и археологии Украины. Профессор Е. Редин давал ему советы и помогал развить критический подход к художественным образцам.
В 1902 г. в Харькове должен был пройти XII Всероссийский археологический съезд. Учитывая знания Василия Кричевского в области украинской этнографии и народного искусства, ему поручили создать как экспонат для этнографической выставки этого съезда в большом зале библиотеки университета типовую украинскую крестьянскую хату Слобожанщины со всеми внутренними и внешними деталями. Василий Кричевский имел на все эти работы всего 2,5 месяца. Тем не менее он спроектировал, нашел мастеров, организовал строительство и обустроил эту хату вещами из собраний из университетского музея.
В 1903 г. в Полтаве был объявлен конкурс на строительство здания Губернского Земства. На конкурс было представлено 5 проектов: два в стиле "ренессанс", один в "северо-русском" стиле и один в стиле "средневековых флорентийских аббатств". Пятый проект Василия Кричевского был назван "в стиле южнорусского ренессанса". После длительных дискуссий проект Василия Кричевского занял первое место и был принят к разработке. Текущая работа над деталями проекта дома Полтавского Земства и творческое сопровождение его строительства требовали беспрерывного присутствия Василия Кричевского на месте строительства и ему пришлось оставить работу в студии Бекетова и переехать в Полтаву. Тем не менее в течение 1903-1906 гг. он часто наведывался в Харьков, где у него оставалось семья и где он имел свой собственный дом. В 1906 г., закончив работу над проектом для Полтавы, Василий Кричевский окончательно покинул Харьков и вместе с семьей переехал в Киев. Так закончился харьковский период творческой деятельности Василия Кричевского.