1857 год. Историко-статистическое описание Харьковской епархии
По Царской грамоте 1689 г. читаем: «Били нам челом Золочевские помещики Болховчане, городовые и полковые службы боярские дети. Сидор Антонов сын Губин и Евфим Лихин с товарищами всего села Пристенского. По нашему, Великих Государей, указу и по даче им спомещения живут они Харьковского полку в новопостроенном городе Золочеве, у города в самых ближайших местах, в сельце Пристенском… И нам бы, Великим Государям, пожаловать их велеть по нашему, великих Государей, указу… по близости для убегу от воинских людей, и судом и расправою ведать их и служить и написать против иных городов их братьев по Золочеву городу, чтоб им, задальностию от Болховского городка, посеченными с женами и детьми и в полон пойманными не быть и в конец не разориться». Грамота предписывает исполнить просьбу просителей. В селе Удах, на левом берегу реки, доселе известен пристен, пристенец, отвесный берег р. Уды. Таким образом ясно, что поселение Уды начало образоваться ок. 1685 г. Хотя сельцо Пристен еще не то, что село, но надобно положить, что первый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы построен 1689 г. Сын удского священника в 1746 г. писал: «тому будет лет с 50, отец мой Корнилий произведен был Аврамием М. (+1692 г.) Харьков. полку в с. Удах к ц. Рождества Богородицы в попа». В 1822 г. освящен нынешний каменный храм в честь Рождества Богородицы. В построении его в числе прочих прихожан принимали участие профессор Харьковского университета Иоаким Нахимов, крестьяне Иван Клеменов, Федор Шевченко и священник Афанасий Высочинский. В 1846 г. благотворением прихожан и помещиков Аркадия и Константина Ковалевских, старанием священника Николая Ничкевича и церковного старосты Василия Вервейка, сделаны следующие постройки: в храме новый иконостас, две иконы в киотах и в серебряных ризах хорошей чеканной работы и при них две серебряные лампады. Из церковной утвари приобретено: а.) серебрянный потир с прибором в 3 ф. 12 золотника, б.) ковчег серебряный в 6 ф. 64 зол.; в.) крест на престолестоящий серебряный в 2 ф. 2 зол.; г.) евангелие большого формата, обложенное бархатом малинового цвета с верхнею доскою обитою серебром; д.) две ризы суто_золотой парчи; с.) плащаница золотом шитая по бархату. На все это употреблено до 4100 руб. серебром. Книги храма: Апостол М. п. 1699 г., Служебник М. п. 1739 г., Минеи служеб. и общая М. п. 1754 г.
Число прихожан: в 1730 г. в Удах 562 муж. 555 жен. и в хуторах Дувановых 101 душ муж. 75 жен., в 1750 г. 743 муж. 746 жен., в 1770 г. 1115 муж. 1106 жен., в 1790 г. 1357 муж. 1460 жен., в 1810 г. 1667 муж. 1790 жен., в 1830 г. 2202 муж. 2246 жен., в 1850 г. 1656 душ. муж. 1769 жен. Прихожане частью русские и казенные крестьяне, частию владельческие черкасы.
В 1824 г. с юговостока прилетала саранча, но не повредила хлеба. В 1830 г. холера привела всех в ужас; впрочем, тогда она касалась не многих; в 1831 г. из 4211 чел., умерло 14 чел. В 1832, 1833 и 1834 неурожай хлеба и падеж скота. В 1847 г. опять холера, от которой из обоего пола умерло 69 чел., в 1848 г. из числа 3488 чел. умерло 27 че л. В 1849 г. цинга многих обезобразила, а некоторых совсем лишила членов; от нее умерло 38 человек. В сем приходе с давнего времени очень многие заражены были расколом поморской беспоповщины, они имели у себя две часовни, одну в селе Уды, а другую в хуторе Козачка и содержали бродяг, лжеучителей. Со времени поступления на приход священника Николая Ничкевича, с 1830 г. обратившего на них особенное внимание, секта их начала ослабевать. После увещаний любви терпеливой по благости Божией в 1837 и 1839 г. обратил он 42 человек в православную веру. По его же указанию гражданское начальство закрыло часовню их, выстроенную после 1826 г. в противность закону. В 1841 году преосвященный Смарагд архипастырскими увещаниями обратил 536 душ к единоверческой церкви. В 1847 г. часовня,
существовавшая с давних времен в хуторе Козачке, сгорела до основания. Но секта еще не искоренилась. Ныне в сем приходе числится раскольников 20 муж. пола 27 жен. пола. А в прежнее время их было: в 1826 г. 346 человек, в 1830 г. 397, в 1835 г.
535, в 1840 г. 612.
В округе Удского прихода находятся памятники двух родов. а.) В 4 верстах от с .Уд, близ границы Курской губернии, есть городище. Площадь его в 241/2 саж. длиной и в 18 1/2 саж. шириной, обнесена валом. На северо-востоке за валом — котловина в 4 саж. глубиною и в 48 саж. в окружности; вход в котловину из городища, открытая сторона городища на юго_запад. Это то самое городище, которое в росписи сторожей 1571 г. называется Павловым семицем: следовательно, это было поселение христианское, но какого времени? Вероятно, до татарского, как и Донецкий городок.
б.) В окрестности с. Уды есть несколько курганов. Особенно замечательны два кургана вблизи дер. Дуванки, один вышиной в 8 саж. и в окружности 151/2 саж., другой вышиной 5 саж. в окружности 131/2 саж. От первого на восток тянется вал на 26 саж. длиною, а вышиной и шириной 5 саж. Эти курганы расстоянием один от другого на 40 саж. В 1 версте от дер. Сосновки и в 4 от с. Уд еще два кургана, в расстоянии один от другого на 200 саж., один вышиной 8 саж. и в окружности 151/2 саж., другой, называемый Дроздов, вышиной в 5 саж. в окружности 131/2 саж. Одинаковых размеров с последним курган в версте от с. Уд, выше Красного Пристена. Напротив курган, находящейся в 4 вер. от с. Лопани, вышиной 6 саж. и в окружности 161/2 саж. И называется Красная Могила. С Дунайскими курганами сходны два кургана, находящееся в 2 вер. от дер. Мироновки, под лесом Мироновским. Они теперь 4 саж. вышины, но середина их, на 3 саж. глубиной прорыта. От них идет вал на 28 саж. длиной, оканчиваясь ямою в 3 саж. глубины и в 28 саж. в окружности; за ямою опять идет вал на 28 саж. В версте от этих двух курганов — курган называемый Доевечев, вышиной 8 саж.