История Покровского храма поселка Коротыч (Андрей Парамонов

Первый храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Коротыч был построен стараниями владельца села и бригадира Слободских казачьих полков Федора Осиповича Осипова в 1694 г. Храм был деревянный, небольших размеров и судя по описям второй половины XVIII столетия, это был трехчастный одноглавый храм. Его колокола располагались на деревянных столбах под навесом, только в 1782 г. стараниями нового владельца коллежского советника Петра Андреевича Щербинина была построена деревянная небольшая колокольня, а храм был существенно перестроен русскими мастерами. Под него подвели каменный фундамент, заменили сгнившее дерево, установили новый иконостас липового дерева, а для священника был выстроен новый деревянный дом на отведенной в центре села усадебной земле.

Первое время при церкви постоянно находился один священник, самым первым из известных нам был Лаврентий Закрицкий. Дьячок и пономарь избирались прихожанами по малороссийскому обычаю каждый год. 

Из описания Покровской церкви в с. Коротыч за 1811 г. видно, что  «церковь деревянная, крепкая, в давних годах построена, престол один – Покров Пресвятой Богородицы, в продолжении богослужения опасности нет, книг полный церковный круг. Деревянная колокольня, на ней 4 колокола: первый – 10 пудов, второй – 5, третий – 2, четвёртый – 0,5 пуда. Ограда деревянная, крепкая, вновь сделанная. Опись церковного имущества имеется, ризница и сумма хранится в церкви под наблюдением, в запечатанную книгу записывается. За расходом в остатке 20 руб. 23 коп. Поучения читаются в каждый воскресный и праздничный день священником, сочиненные проповеди говорит изустно в своей приходской церкви в день Сретения Господня, в день Воскресения Христова и в день Покрова Пресвятой Богородицы. Метрические книги с 1774 года, а исповедные росписи с 1797 года, по сей день хранятся в церкви. У храма 17 десятин пашенной и сенокосной земли, причт владеет ей беспрепятственно. Прихожане все живут в одном селе.

Уже 1810-е г. после смерти владельца Н.П. Щербинина в приходе нет представителей дворянского сословия, а новый владелец А.А. Щербинин постоянно проживал в с. Бабаи Харьковского уезда, приезжая в Коротыч только по экономическим соображениям, поэтому храм в селе постепенно приходил у упадок. В этот период вырос только размер пашенной церковной земли, да и то незначительно, до 20 десятин. По новому положению количество церковной было увеличено в 1830 г. до 33 десятин. Земля была отмежевана в 1830 году, «…остолблена, но планов и межевой книги не имеется, и церковнослужители оною не владеют, а владеют по согласию с помещиком чрезполосно с прихожанами». В эти же годы известно, что у причта были свои собственные деревянные дома на земле Щербининых, но жалованье для них помещики не выдавали. Таким образом, причту приходилось рассчитывать только на доходы от церковной земли и на помощь прихожан крестьянского сословия. Немудрено, что место в Коротыче для священников было не очень выгодным, и многие просто бедствовали из-за недостатка денег даже на элементарные бытовые нужды.          Наибольшей проблемой для прихожан и для причта стала ветхость Покровского храма, но на возобновление его денег не было. Дошло до того, что в 1837-39 гг. Харьковская духовная консистория поднимала неоднократно вопрос о закрытии храма, а приход отнести к ближайшей Васильевской церкви сл. Песочин. Однако просьбы прихожан и настоятеля протоиерея Василия Толмачева были услышаны. Решающую роль сыграло большое количество прихожан с. Коротыч, которые по малопоместительности Песочинского храма не смогли бы в полной мере ощутить Божьей благодати. Но по указу консистории коротычанам было поставлено условие в ближайшее время изыскать средства на починку храма. Просьбы к владельцу с. В.П. Алферову не увенчались успехом и только случай нечаянной его смерти послужил не только к возобновлению, но и строительству нового каменного храма.    

В начале 1840-х годов помещица Степанида Павловна Базилевская, урожденная Алферова получив по завещанию от родного брата имение в Коротыче не только улучшила положение церковного причта, но и в серьез озаботилась строительством нового каменного храма. В роду Алферовых было достаточно много известных благотворителей того времени, С.П. Базилевская одна из них. В качестве проекта храма в Коротыче был взят один из разработанных еще в начале XIX столетия ее дядей военным инженером и архитектором А.В. Алферовым. К сожалению С.П. Базилевская не дожила до окончания строительства, но все необходимые средства для этого оставила по своему завещанию. Храм был освящен в 1845 г. как и ранее во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В краткое время которое было ознаменовано вниманием С.П. Базилевской храм и причт получили большое количество новой церковной утвари, книг, небольшое но регулярно выплачиваемое жалование. А с 1851 г. на содержание священно-  и церковнослужителей по штату 6 класса за требоисполнение уже из казны выделялось до 20 руб. серебром.

В 1860-е годы Покровский храм в с. Коротыче был заштатным и причислен к Васильевской церкви с. Песочин. Это означало, что богослужения проводили представители причта Васильевской церкви с. Песочин в назначенные для этого дни и время, поскольку средств у прихожан с. Коротыч не хватало для содержания священно- и церковнослужителей. Самый крупный землевладелец с. Коротыча П.В. Алферов из-за постоянных разногласий с бывшими, а теперь его временно-обязанными крестьянами не способствовал возобновлению храма со штатным причтом.

В 1867 г. Харьковское уездное земство открыло в Коротыче земскую школу, Закон Божий в нем преподавали священники Покровской церкви. В ней ежегодно обучалось от 90 до 150 детей, главным образом мальчики.

Несмотря на это церковь в Коротыче в 1869 г. было отремонтирована, побелена внутри и снаружи, окрашена в зеленый цвет крыша. Постоянный церковный причт появляется в Коротыче в 1886 году с приходом нового священника Порфирия Дмитриевича Шокотова, который прослужил в Коротыче 29 лет, передав свое священническое место сыну Дмитрию. С приходом П.Д. Шокотова храм преобразился, потянулись прихожане с благотворительными взносами, только в 1887 г. на средства благотворителей были приобретены: плащаница в 100 руб., праздничные иконы в 200 руб., риза в 100 руб., евангелие в 50 руб., две пары хоругвей в 150 рублей. При  церкви появилась библиотека, в ней первоначально было только 35 томов  духовно-нравственной литературы. Позже Шокотовы своими стараниями и при поддержке зятя Тимофея Ивановича Буткевича умножат эту библиотеку в несколько раз. В библиотеку поступали журналы: «Вера и разум», «Миссионерское обозрение» и «Церковные ведомости».  

Стараниями П.Д. Шокотова храм отремонтировали, покрыв хорошей краской снаружи и внутри, в 1897 г. была также построена каменная ограда, а также каменное караульное помещение для сторожей. На церковно-усадебной земле в том же году был построен новый каменный дом для священника на четыре комнаты, а псаломщик живёт в собственном доме, устроенном на подцерковной земле.

На 1906 г. к Покровской церкви принадлежало подцерковной земли 25 десятин и 1554 кв. саженей, которая находилась находится в трёх участках. Первый в урочище Лопатчиной дубраве (пахотной 10 десятин 1505 кв. саженей); под Лопатчиным садом 5 десятин и 8 кв. саженей; под дорогой – 64 сажени; в урочище Кандыбиной – 8 десятин и 162 кв. сажени. При церкви усадебной земли 2 ½ десятины.

В 1906 году церковь приобрела доходов:

Свечных – 692 руб.50 коп., кошелькового дохода – 117 руб. 69 коп.; израсходовано 738 руб. 83 коп.

Постоянные взносы сей церкви следующие:

1)                    на духовно-учебные заведения – 41 руб.54 коп.;

2)                    на обще-епархиальные нужды – 44 руб.;

3)                    на епархиальное женское училище – 21 руб.34 коп.;

4)                    на жалование Благочинному и Просфорную – 70 руб.».

         После Октябрьского переворота 1917 г. храм Покрова Пресвятой Богоодицы испытал на себе все тяготы и нужды. Средств на поддержание не было, часть прихожан была увлечена революционными авантюрами. После окончательного прихода Красной Армии в Харьковскую губернию в конце 1919 г., уже в декабре того же года последовало распоряжение о запрещении производить регистрацию рождения, бракосочетания и смерти. Земельный надел, которым пользовался церковный причт был отобран. Усадебная земля на которой располагались дома священника и причта урезана. В марте 1922 г. представителями большевистской власти была составлена опись имущества, ключи у церковного старосты и протоиерея Д.П. Шокотова были отобраны, церковь была закрыта. 

         В апреле 1924 г. на собрании верующих были избраны председатель церковного совета, секретарь, казначей, настоятелем был назначен протоиерей Е. Попов. Был создан Устав, который назначил «Тихоновское» религиозное направление, которое выступало против большевиков, именно поэтому 1 августа 1928 г. Народный комиссариат внутренних дел УССР издал постановление и циркуляр № 583 «О Порядке закрытия храмов всех культов и порядке реализации их имущества». В конце 1929 г. постановлением местных властей с. Коротыч храм был закрыт, с него сняли колокола. 

         В 1932 г. храм перестроили в сельский клуб (разобрали колокольню и  купол, перестроили крышу). Осенью 1941 г. Покровский храм снова стал действовать, а в 1949 г. его закрыли окончательно. Здесь был устроен колхозный клуб и библиотека, в доме священника располагалась музыкальная школа и радиоузел. 

         В начале апреля 1971 г. по недосмотру киномеханика в кинобудке возник пожар, крыша частично сгорела. К концу 1971 г. кирпичные стены были разобраны жителями пос. Коротыч на сараи, заборы, мощение улиц, в том числе им вымощена дорога через ярок. Так прекратил свое существование прежний храм Покрова Пресвятой Богородицы.  На его месте возник пустырь, а потом танцевальная площадка!     

Причт храма Покрова Пресвятой Богородицы

К большому сожалению, в Государственном архиве Харьковской области сохранилось не очень много документов о священно и церковнослужителях храма Пресвятой Богородицы в с. Коротыч. В основном эти сведения взяты нами из клировых ведомостей Харьковской епархии, именно поэтому в сведениях о священно и церковнослужителях имеются сведения не только биографического характера, но и характеристики, которые давал им местный Благочинный священник, а иногда и сам архипастырь Харьковской епархии. 

Священники

Иван Иванович Закрицкий. Первый священник с. Коротыч, вероятнее всего пришел вместе с поселенцами. Дети: Лаврентий (1702 г.р.), Фёдор (1707 г.р.), Алексей (1717 г.р.), Иван (1719 г.р.), Пётр (1721 г.р.), Андрей (1723 г.р.), Тимофей (1724 г.р.).

Лаврентий Иванович Закрицкий (1702 г.р.). В 1742 г. показан священником при этой церкви. Жена Параскева Даниловна (1712 г.р., умерла до 1795 г.). Дети: Иосиф (1737 г.р.), Иоанн (1744 г.р.)

Пётр Иванович Закрицкий (1716 – 1785), место рождения неизвестно. Жена Ирина Мефодиевна (1721-1788). Дети: Григорий (1762 г.р., священник Николаевской церкви с. Беломестное Курского наместничества), Пётр (1765 г.р., бежал в 1783 г.), Павел (1757 г. дьячок Покровской церкви с. Коротыч), Васса (1766 г.р., выдана в замужество за светского)

Павел Данилович Китченков (1745 г.р.), место рождения неизвестно. Служил диаконом в Троицкой церкви г. Харькова. Был штрафован в Харьковском Успенском соборе 200 поклонами. К Покровской церкви с. Коротыч произведен в 1792 г. Перемещен в 1796 г. Жена Настасья Ивановна (1747 г.р.). Дети: Наталья (1774), Мавра (1777 г.р.), Зиновия (1779 г.р.)

Гавриил Чернявский (1769 г.р.), место рождения неизвестно. Обучался в Харьковских духовных училищах, начиная с низших классов, продолжал богословие три года и по увольнении произведён в иерея 25.03.1794 года епископом Феоктистом Белоградским и Обоянским. К сей церкви назначен в 1796 г. В чтении и произношении проповедей искусен. Жена Евдокия (1779 г.р., умерла до 1811 г.). Дети: Иоанн (1798 г.р.) и Ирина (1801 г.р.). Иоанн обучается на дому.

Андрей Никитич Стефановский (годы жизни неизвестны), старинного священнического рода. Обучался в Харьковских Духовных Училищах с низших классов, продолжал философию два года, по исключении был определён в 1830 году в Слободско-украинскую духовную консисторию с чином подканцеляриста и по увольнении из оной произведён 1 октября 1831 г. в диаконы епископом Виталием в слободу Белки Ахтырского уезда к Николаевской церкви. К сей церкви определен в 1833 г., в 1836 г. по собственному прошению переведен  в другой храм. Хорошо знает чтение, пение, катехизис, поведения хорошего, трудолюбив. Жена Мария Стефановна, сын Гавриил.

Василий Павлович Толмачёв (годы жизни неизвестны), священнический сын, обучался в Харьковском Коллегиуме, по исключении из него из низшего отделения определён был певчим в хор Его Преосвященства епископа Харьковского Павла. 6 августа 1823 г. был произведён в диаконы к Харьковскому кафедральному Покровскому собору епископом Павлом. В 1827 г. переведён по прошению его к Харьковской Николаевской церкви диаконом же, а 25 июня 1834 г. произведён в священники Лебединского уезда в село Марковку епископом Иннокентием, а 10 сентября 1836 г. определён к Покровской церкви с. Коротыч. Ему довелось испытать все тяготы проведения службы в ветхом храме, просить архипастыря дозволить проведение службы до того момента пока прихожане не смогут возобновить храм. На счастье В.П. Толмачева новой владелицей села стала С.П. Базилевская, которая и разрешила ситуацию.  Чтение с пением знает хорошо, замечен в невоздержанности спиртных напитков. Жена Мария Игнатьевна. Дочь Стефанида.

Виктор Яковлевич Власовский (1806 г.р.). Родился в слободе Лимане Змиевского уезда в семье священника. Родителей в живых не имеет. Обучался в среднем отделении Харьковского Коллегиума, по увольнении 5 марта 1833 г. произведён в диакона в слободу Коломак Валковского уезда к Николаевской церкви. 1 марта 1844 г. произведён в священники села Дудковки Змиевского уезда к Иоанно-Предтечевской церкви. По своему прошению 19 августа 1839 г. перемещён в село Тарановку Змиевского уезда к Архангело-Михайловской церкви. С 4 октября 1843 г. в Покровской церкви с. Коротыч. Грамоту и Указ имеет. Именно в годы его настоятельской деятельности был возведен новый каменный храм в с. Коротыч. В постоянных нуждах по украшению и благолепию храма В.Я. Власовский вынужден был просить прихожан и благотворителей о дополнительных средствах. Способен, кроме сочинения проповедей во всех предметах относящихся к священническому делу имеет основательное сведение. Очень хорошего поведения.  

Жена Домникия Акимовна (1807 г.р.). Дети: Григорий (1847 г.р.); Иоанн (1852 г.р.); Мария (1841 г.р.); Евдокия (1843 г.р.); Елена (1845 г.р.); Василий (1835 г.р., по увольнении из низшего отделения Харьковской семинарии 21 марта 1855 г. определён дьячком при Харьковском городском кафедральном Успенском соборе); Виктор (1838 г.р., по увольнении из низшего отделения уездного училища определён 20 мая 1853 г. к Дмитриевской церкви г. Харькова пономарём); Анна (1834 г.р., в замужестве в селе Солоницевке Харьковского уезда при Иоанно-Богословской церкви за священником Григорием Лобковским).

Протоиерей Кирилл Григорьевич Аксененков (1825 г.р.), сын священника родился в селе Комаровка Харьковского уезда. Закончил Харьковскую духовную семинарию 25 декабря 1849 г. и рукоположен в священники Вознесенской церкви с. Николаевки Волчанского уезда. 30 июля 1852 г. по его прошению переведен в другую Николаевку того же уезда к Успенской церкви. Был духовником окружного духовенства 2-го округа Волчанского уезда с 1855 по 1861 гг. 29 января 1856 г. награжден набедренником. 13 марта 1856 г. награжден крестом в память войны 1853-56 гг. 16.05.1861 г. переведен по своему прошению священником в Вознесенскую церковь сл. Люботин Валковского уезда. По воле архиепископа Макария перемещен 8 апреля 1864 г. в Преображенскую церковь с. Пан-Ивановка Харьковского уезда. 26 февраля 1865 г. по своему прошению определен священником к Пророко-Ильинской церкви в с. Березовое Харьковского уезда. По своему прошению переведен 6 декабря 1872 г. к Покровской церкви с. Коротыч. Был штрафован на 3 руб. за неправильное ведение метрических книг. А также был судим двукратным запрещением священнослужением за неужиточность с товарищем своим по Вознесенской церкви сл. Люботин священником Григорием Томашевским.  

Вдов. Дети: Афанасий (1852 г.р.) уволен с 1-го курса ветеринарного института, служит вольноопределяющимся писцом в Судебной палате. Ульяна (1854 г.р.) образование получила в пансионе, в собственном доме в г. Харькове содержит частное училище. Иоанн (1859 г.р.) учится в 4 классе Харьковского духовного училища. Василий (1862 г.р.) в 1 классе Харьковского духовного училища.

Протоиерей Порфирий Дмитриев сын Шокотов, родился 9 ноября 1843 г. в слободе Богородичной Изюмского уезда, сын дьячка, обучался в Харьковской духовной семинарии. По увольнении из низшего отделения за два года по бедности отца, 24 августа 1852 г. определён был помощником наставника сельского училища в заштатном городе Славянске.  

Рукоположен 13 декабря 1854 г. в диакона архиепископом Харьковским и Ахтырским Филаретом к Рождество-Богородичной церкви слободы Смоляниновой Старобельского уезда. Рукоположен в священника 27 июля 1859 г. архиепископом Макарием к Николаевской церкви села Берёзовки Харьковского уезда. По собственному прошению 21 сентября 1861 г. архиепископом Макарием переведён к Ахтырско-Богородичной церкви села Ново-Ахтырки (оно же Весёлое) Старобельского уезда. Архиепископом Макарием 21 сентября 1866 г. награждён набедренником. По собственному прошению 21 февраля 1883 г. переведён к Преображенской церкви слободы Половинкиной (она же Толоковка), Старобельского уезда Преосвященным Амвросием.

За долговременную службу епархиальным начальством утверждён 23 марта 1883 г. настоятелем этого храма. За отлично-ревностную службу 25 февраля 1885 г. награжден бархатной фиолетовой скуфьей. По прошению тем же Амвросием переведён на настоящее место 1 декабря 1886 года. Утверждён 1 декабря 1886 г. законоучителем Коротычанского земского училища. За отлично-ревностную службу награждён 1 апреля 1891 г. камилавкой. По определению епархиального начальства награждён наперсным крестом от Св. Синода выданный 22 мая 1896 года. Имеет медаль в память царствования императора Александра ІІІ, и в память сотой годовщины рождения императора Николая І, коей награжден  21 июня 1898 года. Произведён в сан протоиерея 21 июня 1901 года.  

За 50-летнюю беспорочную службу награжден 13 декабря 1904 г. орденом «Св. Владимира» IV степени, который давал право на потомственное дворянство Российской империи. В последний год своей штатной деятельности протоиерей П.Д. Шокотов был занят устройством пономарки и расширения церкви, это несколько подорвало его здоровье и он был вынужден подать прошение уволить его заштатным священником 21 сентября 1909 г., а на его место заступил сын Димитрий. Проповедованием слова Божьего занимается отлично, хорошего поведения.  

Жена Марфа Дмитриевна (1836 г. р.). Дети: Димитрий (15 июня 1866 г. р.); Антонина (1863 г. р.), в замужестве за ключарем Харьковского городского кафедрального Успенского собора протоиереем Тимофеем Ивановичем Буткевичем; Григорий (12 ноября 1875 г.р.) священник Николаевской церкви в заштатном городе Золочеве.

Протоиерей Димитрий Порфирьевич Шокотов родился 15 июня 1866 г. в сл. Ново-Ахтырка Старобельского уезда. Обучался в Харьковской 3-ей гимназии, с 17 марта 1888 г. определен псаломщиком к Покровской церкви г. Изюма. С 12 апреля 1888 г. учитель в церковно-приходской школе при Покровской церкви г. Изюма. С 17 ноября 1888 г. диакон Петропавловской церкви г. Белополья. С 8 февраля 1894 г. по прошению перемещен диаконом к Воскресенской церкви сл. Новая Водолага.  

Со 2 апреля 1897 г. второй священник сл. Мартовая Волчанского уезда. С 8 февраля 1905 г. священник Троицкой церкви сл. Малая Камышеваха Изюмского уезда. С 21 сентября 1909 г. священник в этой церкви. За отличную усердную и полезную службу по народному образованию в духе веры и церкви получил 13 декабря 1893 г. благодарность от архиепископа Амвросия, а также получил 22 ноября 1896 г. благодарность от архипастыря за примерное усердие в исполнении обязанностей. В память царствования Императора Александра III награжден 6 мая 1896 г. серебряной медалью на Александровской ленте. Набедренником награжден 3 февраля 1900 г., а скуфьей 6 мая 1906 года. После закрытия Покровского храма в с. Коротыч в 1922 г. переехал в Харьков. 

На 1906 г. вдов. Дети: Анна (19.09.1889 г.р.) – окончила Харьковское епархиальное женское училище; Александр (15.03.1893 г.р.) – воспитывается в Харьковской духовной семинарии; Валентина (8.02.1897 г.р.) – воспитывается в Харьковском епархиальном женском училище; Порфирий (9.11.1900 г.р.); Иоанн (2.11.1902 г.р.).  

Протоиерей Е. Попов, сведений биографического характера не имеется. Был настоятелем Покровского храма в с. Коротыч с апреля 1924 г.  

Протоиерей Иоанн Иоаннович Ковалев (1884-1865), родился в сл. Артемовка Харьковского уезда. Не имея документального подтверждения изложенным фактам, предлагаем вниманию чуткого читателя рассказ о жизненном пути отца Иоанна записанный нами из уст сына Дмитрия, как дыхание истории в судьбах человеческих, не для уяснения датировки событий, а для пробуждения сердец. 

О. Иоанн рано остался без родителей и был вынужден искать средства для прокормления своих братьев и сестер. Будучи глубоко верующим и одаренным человеком, он получил послушание в Харьковском Покровском монастыре. Обладая прекрасным тенором, пел в хоре Харьковского городского кафедрального Успенского собора г. Харькова, позже нес послушание иподиакона. С началом Первой Мировой войны о. Иоанн был призван в солдаты. Получив архиерейское благословение, прошел всю войну в действующей армии, многое пережив. Господь хранил его. По возвращении с фронта он женился на круглой сироте Ульянии Петровне Шаповаловой (1896–1965), с которой познакомился в Свято-Успенском соборе.

Не позже 1918–1919 гг. был посвящен во диаконы и определен для служения в Покровский монастырь. Приблизительно в 1921–1922 гг. рукоположен во священники, настоятелем в Покровскою церковь с. Коротыч был определен в 1924, или 1925 году. В конце 1920-х гг. о. Иоанн выгнал церковного старосту за расхищение церковного имущества и был сразу же арестован о отправлен в Харьков. Батюшке инкриминировали официально соучастие в хищении. Месяц или два храм был закрыт. Однако, по прошествии указанного времени о. Иоанн вернулся и службы возобновились. Старостой была поставлена бывшая послушница Хорошевского женского монастыря Татьяна Ивановна Тимченко. Следует заметить, что ранее при монастыре она несла послушание в саду, где был прекрасный питомник. Поэтому жители Коротича часто обращались к ней за советом и помощью в ведении садового хозяйства. Преуспевающие садоводы Коротыча обязаны своему успеху именно ей. В Коротыче она проживала с престарелой больной мамой на ул. Зеленой. Это был честнейший человек, ангельского нрава.

У о. Иоанна и матушки Ульянии было пятеро детей. Первые детки Ольга (1920 г.р.) и Фотий (1921 г.р.) умерли во младенчестве. Далее родились Ирина (1922 г.); Николай (1925 г.р.) - был угнан в Германию и там умер на подземном заводе от туберкулеза; Дмитрий (1928). До начала 1936 г. семья Ковалевых жила на квартире у добрых людей по ул. Колхозная, которых принудили под страхом смерти, чтобы они отказали в жилье «попу». Со слезами они прощались с батюшкой. Тогда о. Иоанн пошел в сельсовет и просил разрешить ему не как «попу», а как гражданину СССР недалеко от храма у озера, где располагалось неофициальная свалка выкопать землянку, чтобы пережить с семьей зиму. «Поп, если не уберешься в течение недели, мы тебя уничтожим физически» – примерно такой ответ получил батюшка. Под страхом смерти все бывшие прихожане оставили о. Иоанна с семьей одних. Предложение переехать к Т.И. Тимченко, которая проживала в полу-хате полу-сарае, полуземлянке, ухаживая за тяжело больной матерью, о. Иоанн не принял, по невозможности этого.

Оставшись с детьми на улице в полной изоляции, семья батюшки усиленно искала жилье. Божией Милостью, о. Иоанн уговорил жителя слободы Люботин Ивана Степановича, который ранее иногда приезжал на Праздники, за большую сумму (3000 руб.), которую чудесно ниспослал Господь семье священника его с присными, пустить в полуразрушенный не обмазанный сарай. Ко времени переезда о. Иоанн сильно заболел и его в лежачем положении перевезли в Люботин с семьей. Целые дни проводила матушка Ульяния в мольбах перед представителями власти об их прописке, получая отказ Батюшка не поднимался с постели. Однажды, чудесным образом, после долгих молитв перед чудотворным образом Божией Матери коротычанского храма «Взыскание погибших» по неотступности просителей матушка Ульяния получила разрешение на прописку. Батюшка вскоре встал на ноги. Работы он не боялся и не гнушался, однако «попу» везде отказывали.

С 1937 по 1939 гг. семья Ковалевых, получив негласно от лесника, бывшего прихожанина, разрешение недалеко от Люботина (примерно 4 км) в лесопосадке между деревьями обрабатывать огород, который дал возможность, хоть и нищенствуя, но все же выжить. Батюшка искал любую работу. И вот однажды добрые люди помогли о. Иоанну, сделав предварительно в 15 руб., которые занял у Ивана Степановича («все рівно не отдасе – сказал он и дал деньги»), устроиться на Баварии на «шерстомойку». На коленях поя псалом «Хвали душе моя Господа…» благодарил Господа батюшка за долгожданную работу. Работа заключалась в том, что необходимо было вручную высвобождать и очищать 3 ямы, 6´6 м и глубиною тоже 6 м от смрадных гниющих отходов производства и мусора, а также чистить отхожие места предприятий. Взяли «попа» наверное для посрамления, а еще и по той причине, что долгое время не могли найти желающих к такой должности. Однако труд не посрамляет человека. Среди смрада и неприглядности рабочего места о. Иоанна всегда было благоухание, великолепие и свет веры в его сердце. Которые все покрывали.

С оккупацией Харьковской области немецко-фашистскими войсками на ж.д. станции  Люботин была вновь открыта Свято-Николаевская церковь и отец Иоанн Ковалев в 1941 г. был назначен ее настоятелем. Велика радость священника, который вновь мог священнодействовать во Святая Святых. Но радость была недолгой, в феврале 1943 г. на ж.д. станции Люботин высаживалась немецкая танковая дивизия СС в связи с чем станция усиленно бомбилась. Во время бомбежки загорелся храм и молниеносно сгорел. Однако отец Иоанн, весь черный от копоти и обгоревший, не взирая на взрывающиеся снаряды, успел спасти Антиминс, Евхарестический набор и ряд Богослужебных книг.

Богослужение продолжалось на дому. Два три раза приходилось менять молитвенные дома из-за гонений. Наконец у сестры Архимандрита Вассиана, который у нее и проживал, был куплен дом под церковь и официально зарегистрирована община . Несмотря ни на что во время всего служения в Люботине о. Иоанн сохранял принадлежность к Патриархии, поминая за Богослужением местоблюстителя Патриаршего престолья Митрополита Алексея, что ни единожды приводило к прениям с бургомистром г. Люботина. О. Иоанн указывал, что это дело сугубо духовное и церковное и никакого отношения к светской власти не имеет.

По восстановлении Епархиального управления Московской Патриархии в г. Харькове о. Иоанн не принимался в клир епархии через покаяние, ибо всегда хранил верность Матери-Церкви. С 1941 по 1965 г – вплоть до кончины протоиерей Иоанн Ковалев ревностно служил Православной Церкви вознося Богу молитвы о своем народе и Отечестве, которое в свое время отвергло его.

Матушка Ульяния преставилась 31 января 1965 года. Ее похоронили, как положено, на 3-й день 2 февраля. В этот же день предал свою душу и ревностный пастырь Церкви Христовой, настоятель ныне разрушенного старинного Свято-Покровского храма пос. Коротич, протоиерей Иоанн Ковалев. История это люди и их судьбы. И по сей день мы не замечаем и не осознаем, что нами вершится история, уготовляющая будущее, славное и бесславное. 

«Дивен Бог во святых своих».

Диаконы и дьячки

Иоанн Лаврентьевич Закрицкий (1746 г.р.), Катехизис по большей части знает. Рукоположен Белгородским епископом к сей церкви в 1775 году. Жена Марина Ивановна (1757 - 1795). Дети: Алексей (1776 г.р., на 1797 г. обучается в философском классе Харьковского Коллегиума), Михаил (1790 г.р.), Иоанн (1795 г.р., на 1811 г. обучается в Харьковском Коллегиуме), (Матрона (1781 г.р.), Надежда (1785 г.р.), Ирина (1794 г.р.).

Павел Петрович Закрицкий (1757 г.р.), В простом книгочтении, катехизисе и пении средственен. Жена Татьяна Михайловна (1758 г.р.). Дети: Иосиф (1786 г.р.), Иоанн (1791 г.р.), Ефимия (1781 г.р.), Мария (1782 г.р.), Марфа (1792 г.р.), Ксения (1796 г.р.).

Иоанн Васильевич Дзюбанов, сын дьячка, обучался в Харьковском Коллегиуме, продолжал словесность два года. По увольнении 10 октября 1817 г. с аттестатом произведён в диакона епископом Павлом 10 мая 1818 г. в слободу Петропавловку Купянского уезда к Петропавловской церкви.  18 августа 1833 г. лишён диаконского сана, определён к сей церкви для исполнения дьячковской должности 14 декабря того же года. Вдов, дети: Алексей (1821 г.р.) и Василий (1823 г.р.). Обучаются при отце читать и писать. Чтения и пения достаточного, катехизис и устав церковный по части знает, поведения не худого, упрям, клеветник, беспокоен и малотрезв. За нетрезвость и другие проступки был судим и 1833 года лишён дьяконского сана.

Антон Михайлович Бутов, (1833 г.р.). Родителей в живых не имеет. Родился в Змиевском уезде в слободе Алексеевской, сын диакона. Обучался в низшем отделении Харьковской семинарии, по увольнении 7 октября 1835 г. определён в село Полевое Харьковского уезда к Покровской церкви пономарём. Перемещён 5 мая 1855 г. по собственному прошению к настоящему месту дьячком, указ имеет. Устав церковный понимает, поёт и читает очень хорошо, историю и катехизис твёрдо знает. Холост, поведения хорошего.

Петр Петрович Вербицкий (1839 г.р.), сын диакона сл. Жигайловки Ахтырского уезда. Закончил Ахтырское высшее духовное училище. После окончания училища 5 октября 1857 г. определен пономарем в Дмитриевскую церковь в с. Рясное Ахтырского уезда. С 19 ноября 1857 г. по своему прошению перемещен в с. Коротыч Харьковского уезда. 20 марта 1860 г. определен к сему месту и посвящен в стихарь. Имеет жену Анисью Павловну (1842 г.р.). Сын Иоанн родился в с. Коротыч 21.07.1862 г.

Василий Андреевич Григоревич (1827 г.р.), сын дьячка с. Пересечного Харьковского уезда. Закончил среднее отделение Харьковского духовного училища определен 27 октября 1841 г. пономарем в Пан-Ивановку. 30 марта 1842 г. определен пономарем в с. Пересечное Харьковского уезда. С 5 октября 1843 г. определен штатным дьячком, а 16 июня 1858 г. рукоположен в диакона. По слабости здоровья и по прошению переведен в с. Коротыч 30 декабря 1870 г. Вдов. Дети: Семен (1849 г.р.) пономарь в с. Бабаи Харьковского уезда; Иоанн (1850 г.р.) дьячок в с. Пересечной Харьковского уезда; Параскева (1862 г.р.) при отце.

Псаломщики

Алексей Степанович Тесля (1668 г.р.). Первый пономарь с. Коротыч, пришел вместе с первыми поселенцами, ежегодно избирался на пономарскую должность в соответствии с малороссийскими обычаями. Сын Иван (1707 г.р.).

Фёдор Лаврентьевич Закрицкий (1749 г.р.). Служил псаломщиком до 1784 г. Исключен в гражданское ведомство. Жена Ульяна Ильинична (1760 г.р.). дети: Иоанн (1779 г.р.), Матрона (1781 г.р.).

Михаил Иоаннов сын Закрицкий (1790 г.р.) холост. Катехизис знает, нотного пения не знает, в простом пении искусен. Определён указом Слободской Консистории к Покровской церкви с. Коротыч в 1805 году.

Иоанн Иоаннов сын Закрицкий (1796 г.р.), холост, сын умершего дьячка Иоанна Закрицкого. В чтении и пении очень плох, катехизис мало знает, нотному пению не обучался. Поведения хорошего, в пьянстве не замечен, живёт в доме помещичьем. Его мать поведения хорошего, бедна, пропитание имеет от сына, пономаря Иоанна Закрицкого, с коим и живёт. В училищах не обучался, определён к сей церкви в 1817 году по указу Слободско-украинской духовной консистории. В стихарь не посвящён. Жена Ульяна  Антоновна. Чтение и пение очень слабо, катехизисом и уставом не владеет, поведение нормальное.

Василий Петрович Диаконов (1836 г.р.), отца не имеет в живых, а мать имеет. Родился в селе Лебяжье Змиевского уезда, сын дьячка. Обучался в Харьковском духовном высшем уездном училище. По увольнении 6 ноября 1852 г. определён в село Старый Мерчик Валковского уезда к Всесвятской церкви пономарём. Перемещён 22 сентября 1855 г. по собственному прошению к настоящему месту пономарём. Указ имеет. Читает очень хорошо, к пению ещё не навык, историю и катехизис знает, устав церковный отчасти понимает. Холост, поведения довольно хорошего.  

Леонтий Александрович Столяревский (1845 г.р.). Сын дьячка с. Толстого Лебединского уезда. Закончил Ахтырское высшее духовное училище и 26 октября 1869 г. определен к Покровской церкви с. Коротыч. 

Иван Дмитриевич Краснокутский (1838 г.р.), сын дьячка с. Солдатское Богодуховского уезда. Закончил высшее духовное училище в г. Ахтырке и 16 октября 1852 г. определен дьяком в с. Станичное Рождество-Богородичной церкви Богодуховского уезда. Перемещен 17 июня 1854 г. к Васильевской церкви с. Солдатское, посвящен в стихарь. По своему прошению 10 июня 1858 г. перемещен в с. Должик Лебединского уезда. Перемещен 31 марта 1864 г. в с. Бабаи к Архангело-Михайловской церкви. К Покровской церкви с. Коротыч перемещен 22 декабря 1867 года. Жена Анна Гавриловна (1840 г.р.). Дети: Григорий (16.11.1862 г.р.) – диакон Покровской церкви в сл. Трехизбянке Старобельского уезда, учился в Харьковском духовном училище; Ольга 9 лет учится грамоте при отце; Александр (15.03.1867 г.р.) учился грамоте при отце, псаломщик в Троицкой церкви г. Славянска; Неонила (28.10.1869 г.р.) при отце; Александра (23.05.1879) при отце; Михаил (16.09.1873 г.р.) находится при отце; Антоний (16 января 1877 г.р.) – обучается в Харьковском духовном училище; Имеет собственный дом в с. Коротыч на общественной земле.

Иоанн Демидович Краснокутский (1849 г.р.), родился в слободе Солдатской Богодуховского уезда, сын дьячка. Обучался в Ахтырском духовном училище, по увольнении из высшего отделения за первый год определён дьячком 12 октября 1852 г. Высокопреосвященным Филаретом к Рождество-Богородичной церкви слободы Станичной Богодуховского уезда. Архиепископом Филаретом переведён 17 июля 1854 г. к Васильевской церкви слободы Солдатской. Преосвященным Макарием переведён 9 июля 1859 г. в слободу Должик Лебединского уезда к Троицкой церкви дьячком. Посвящён в стихарь 9 июля 1859 года. Архиепископом Макарием переведён 30 марта 1864 г. к Архангело-Михайловской церкви слободы Бабаёв Харьковского уезда. Архиепископом Макарием переведён 9 декабря 1867 г. на настоящее место дьячком. За 50-летнюю беспорочную службу награждён 10 апреля 1903 г. золотой медалью на Анненской ленте. Имеет деревянный дом, устроенный на подцерковной земле. Чтение, пение и катехизис знает, поведения очень хорошего. Жена Анна Гавриловна (1846 г. р.). Дети: Александр; Антоний (1847 г. р.)  - диакон при Пантелеймоновской церкви г. Харькова; Елена (1864 г. р.) - в замужестве за псаломщиком Бутковским в городе Волчанске; Неонила (1877 г. р.) - в замужестве за мещанином в городе Харькове; Александра (1879 г. р.), в замужестве за диаконом Протоповым в слободе Новой Водолаге; Михаил (1874 г. р.) - псаломщик.

Церковные старосты

Крестьянин Иван Фёдорович Чалый (1788 г. р.), церковный староста с 1833 года, поведения хорошего. Неграмотный, особого личного вклада на церковь не представлял.  

Временно-обязанный крестьянин помещиков Алферовых Онуфрий Кириллович Ключка (1802 г.р.), неграмотен. Церковный староста с 1861 г.

Крестьянин Дмитрий Еремеевич Чалый (1820 г.р.), церковный староста с 1874 г.

 дьячок Петр Петрович Вербицкий 24 лет, сын диакона сл.

Крестьянин собственник Семен Каленикович Троценко (1816 г.р.), церковный староста с 1877 г.

Крестьянин собственник Григорий Васильевич Мартыненко (1826 г.р.), церковный староста с 1881 г.

Отставной унтер-офицер Лука Петрович Мартыненко (1827 г.р.), церковный староста с 1887 г. На собственные средства купил серебряное кадило 70 руб. и две хоругви 60 рублей. Его трудами дом священника обложен кирпичом и построен деревянный сарай (500 руб.). Построены приделы к церкви (500 руб.), устроен иконостас в 1000 руб., амбар при дворе священника 100 руб.

Крестьянин Иван Иванович Рудь (1860 г.р.), церковный староста с 1906 года. Поведения благонадёжного, неграмотен.

Крестьянин Иван Николаевич Журавель (1852 г.р.). Церковный старсота не ранее 1909 г.

   

Сведения о числе прихожан

(1730 г.) Муж. 156, Жен. 144.

(1742 г.) Дворов – 30.

(1750 г.) Муж. 176, Жен. 180.

(1770 г.) Муж. 250, Жен. 210.

(1790 г.) Муж. 360, Жен. 336.

(1797 г.) Муж. 371, Жен. 411.

(1810 г.) Муж. 388, Жен. 390. 

(1811 г.) 104 двора, 419 мужчин, 420 женщин, всего 839 душ.  

(1822 г.) Приходских дворов 103, мужского пола 414, женского – 414; обоего пола 828.  

(1830 г.) Муж. 450, Жен. 446.

(1835 г.) Прихожане: помещик Василий Павлович Алфёров, поручик, тут не живёт. Крестьянских дворов 114 1/99, мужчин 457, женщин 449; военных дворов нет, мужчин 3, женщин 15. Раскольников нет. Итого всего 115 дворов 115, мужчин 460, женщин 464.

(1842 г.) Прихожане: крестьянских дворов 105, мужчин 418, женщин 437. Духовных и военных дворов нет, мужчин 3 и 2, женщин 2 и 12. Раскольников нет. Всего 105 дворов, 433 и 451 душ.

(1850 г.) Муж. 451, Жен. 486.

(1856 г.) Прихожане: духовных дворов 1 ¼, военных – 1 ¼, владельческих черкасов – 104. Мужчин 5, 5 и 416; женщин 4, 21 и 460. Итого: дворов 106 ½, мужчин 426, женщин 485.

(1874 г.) Прихожане: Муж. 593, жен. 605.

(1889 г.) Приход муж. 669, жен.695.

(1892 г.) Приход муж. 819, жен. 831.

(1894 г.) Приход муж. 837, жен. 860.

(1906 г.) Прихожане: число дворов – военных 26, крестьянских – 245 3/4. Мужчин 104 и 977, женщин 104 и 962. Всего дворов 271 ¾, мужчин 1081, женщин 1066.

 

Возрождение храма Покрова Пресвятой Богородицы в  пос. Коротыч.

            Возрождение Свято-Покровского храма в пгт. Коротыч началось с Благословения Высокопреосвященного митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима уроженкам и жительницам села Мария Алексеевна Пономаренко и М.О. Дудко. З 1996 г. эти две женщины  постоянно обращались к председателю сельского совета Татьяне Григорьевне Горбаневой с просьбой о помощи в открытии в Коротыче православного прихода и выделения для этих целей помещения. Для соответствующего разрешения потребовались средства, которых у будущего прихода не было. Православный мир не без добрых людей, помощь пришла от жительницы г. Харькова, прихожанки Свято-Троицкой церкви Анастасии Филипповны Сафоновой. Она родилась в семье верующих православных христиан в 1949 г., жила и училась в Коротыче, а потом переехала в Харьков. Как прихожанка  Свято-Троицкого храма г. Харькова, она часто делала пожертвования, именно поэтому регент храма М.А. Пономаренко обратилась к ней за помощью в открытии прихода. А.Ф. Сафонова с радостью на которую способны только истинные православные поддержала своих бывших односельчан. 

         Первое собрание прихожан Свято-Покровского храма пгт. Коротыча произошло 11 января 1998 г. в бывшем школьном помещении, которое передал возрождающемуся приходу сельский совет. Председательствовал на этом сборе благочинный 5-го округа Харьковской епархии протоиерей Леонид Мушинский. На собрании был оговорен Устав, избраны члены Приходского совета и Ревизионной комиссии, утвержден состав приходского собрания. Председателем Приходского совета (церковным старостой) стала А.Ф. Сафонова, ее заместителем Галина Павловна Потапенкова, казначеем Ольга Николаевна Еременко, регентом М.А. Пономаренко, председателем Ревизионной комиссии В.М. Пархоменко. В Приходской совет вошли также десять прихожан. 1 апреля 1998 г. Высокопреосвященнейший Митрополит Никодим благословил Антиминс на приход для совершения Божественной Литургии в храме Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Коротыч. 

         В первые же дни существования прихода А.Ф. Сафонова привезла в возрождающийся храм мебель, посуду, холодильник, церковную утварь и иконы. Настоятелем Свято-Покровского храма был назначен протоиерей Владимир Сидоренко. Некоторую церковную утварь и Евангелие XVIII столетия было передано настоятелем храма Василия Великого в пос. Песочин отцом Леонидом. Несмотря на малое количество прихожан (всего 20 человек) уже в первый год начался ремонт помещения, сбор пожертвований по поселку, которые составили 1923 грн. На эти средства был осуществлен частичный ремонт помещения, были куплены дрова и уголь, а также необходимые церковные служебные книги. М.А. Пономаренко дважды обошла каждый двор в Коротыче беседуя с местными жителями объясняла важность возрождения в поселке своего храма. 

         Вскоре люди потянулись к храму не только в праздничные дни. В храм приносили иконы, ткани, полотенца, скатерти, лампады, подсвечники, газовые баллоны, электроплитку, духовку, швейную машинку, а Александра Бражник приобрела для храма новый котел для угольного отопления. Евдокия и Вячеслав Мишины, Юрий Куница, Виктор Русинов, Виталий Губский, Андрей Билык, Андрей и Сергей Ключки, помогали храму более других. Необходимые шторы и покрытия изготовила для храма Л.З. Бондаренко. При содействии нового церковного старосты Татьяны Васильевны Задорожной усилиями прихожан и жителей поселка дважды в помещении был произведен ремонт. Отремонтировали крышу, застеклили 16 окон, отопительную систему, заменили трубу, оштукатурили и покрасили фасад и внутренние стены, вывезли с территории храма свалку. Работали по 10-12 часов, специалисты необходимые при ремонтных работах соглашались на самую низкую оплату, чем очень поддержали возрождающийся храм. 

         В 1999 г. Свято-Покровский храм приобрел наконец пристойный вид, на средства прихожан отремонтировали пятнадцать икон, в день Престольного праздника М.А. Пономаренко, Т.В. Задорожная и С.Ф. Сафонова устраивали благотворительные обеды на 40, 60 и 130 человек в 1998-2000 годах. На праздники Святой Пасхи раздавали многодетным семьям, одиноким старикам, детям-сиротам пасхальные куличи, на Светлое Рождество Христово подарки. 

         За четыре с половиной года в Свято-Покровском храме сменилось четыре настоятеля. После отца Владимира настоятелем стал протоиерей Иоанн Легач (ныне в Бозе почивший), потом иерей Тарасий Войтенко (ныне протоиерей), и протоиерей Виктор Кисиль. С июля 2002 г. настоятелем Свято-Покровского храма был назначен иерей Олег Онищенко. 

         Несмотря на благолепие своего храма, прихожане жаждали постройки нового храма, на месте где когда-то стоял их прежний каменный. Господь услышал их молитвы, и при содействии целого ряда чиновников Харьковской областной администрации удалось оформить  соответствующие документы. По благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима была подготовлена территория для построения храма, закладки камня и установки креста. Этим занимались прихожане Ю.В. Куница, Т.В. Задорожная, Н.П. Коваленко, М.А. Пономаренко, В. Губский, А. и С. Ключки. 3 марта 2002 г. в присутствии большого количества жителей Коротыча был отслужен чин освящения места для строительства храма, и установлен деревянный крест. По благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима установили областной благочинный Харьковской епархии настоятель Свято-Пантелеймоновского храма в Харькове протоиерей Николай Терновецкий, благочинный 5-го округа настоятель храма Василия Великого в пос. Песочин протоиерей Леонид Мушинский, настоятель Вознесенского храма в г. Люботин протоирей Иоанн Зеленский, а также диакон Свято-Пантелеймоновского храма в г. Харькове Владимир Кузьмин. На освящении присутствовали также представители районной и областной государственных администраций, которые подарили в Свято-Покровский храм иконы Христа-Спасителя и Божьей Матери.

         9 марта 2002 г. начали рыть котлован под фундамент, а осенью 2002 г. был залит фундамент, а из железобетонных блоков был выведен цоколь будущего храма. С началом строительства нового храма у прихожан появилась новая традиция, в престольный праздник храм на Покрова Пресвятой Богородицы после Божественной Литургии совершалось Молебное пение и Крестный ход на строящийся храм. 22 июля 2005 г. был отслужен молебен на начало строительных работ по возведению стен. По углам строящегося храма в кладку был заложен кирпич с прежнего храма Покрова Пресвятой Богородицы, собранный прихожанами из ярка.

         По милости Божьей, не располагая ни материальными, ни техническими средствами, новый храм в пос. Коротыч возрождается на глазах. В строительство храма внесли свой посильный вклад все жители пос. Коротыч. Наибольший вклад внесли уроженцы пос. Коротыч, а ныне жители г. Харькова Юрий Викторович Куниц, Анатолий Владимирович Прудкий и водитель грузового автомобиля Анатолий Заярный.

         Для людей, участвовавших своим трудом и сердцем в возрождении храма Пресвятой Богородицы в пос. Коротыч он уже стал родным, а значит и земля, на которой мы живем, стала ближе к сердцу, что рождает любовь к Богу, к своему Отечеству, к своему народу и культуре, именно этого не хватает сегодня возрождающейся Украине!