1917 год. Рогань (Г. К. Лукомский)
По дороге из Харькова в Чугуев, в унылой безлесной местности. Эти земли, когда-то принадлежавшие сыну князя Константина Феодоровича Кантемира, молдавского господаря, и его потомкам: князь Дмитрий Константинович переселился в Россию при Петре Великом. Сын его, Антиох Дмитриевич был известным сатириком конца XVIII века. От них усадьба перешла к Пассекам, и, в частности, Рогань, еще недавно принадлежавшая Пассекам и князьям Шаховским, продана Харьковскому Поземельному Банку. Никаких построек самой усадьбы не осталось. На месте дома – ныне фабрика, исчез парк, жалкие следы его оказались где-то на фабричных задворках. Часть сада принадлежит школе, но здесь лишь одичавшие вишни и сливы напоминают о былом…
Надо выйти в поле, на окраину деревни, перебраться через несколько типичных украинских «перелазов», пробраться через заросли конопли, чертополоха и исполинские листья лопуха, привольно разросшегося на тучной земле, быть может, прежде здесь бывших цветников и огородов, для того, чтобы за дощатой оградой сада, на небольшом холме, среди высокой, степной травы, живописно окруженный кустами калины, шиповника и деревцами дикой груши, увидеть мавзолей-памятник кн. Кантемиру. Известно, что кн. Антиох Дмитриевич Кантемир похоронен в Никольском Греческом монастыре в Москве. Поэтому надо предположить, что это часовня не на его могиле, а на могиле или его отца, или деда, или же, что она поставлена на могиле одного из потомков – двоюродных братьев. В таком случае – и это кажется наиболее достоверным – мавзолей сооружен на могиле отца последнего в роду, сына Дмитрия, Константина, генерал-поручика, умершего в 1776 году, т. е. двоюродного брата сатирика, кн. Константина Дмитриевича и его жены Софьи, рожденной Пассек. Поставлен был мавзолей в 1790-х годах, вероятно, одновременно с постройкою церкви (1798 г.). Последний в роде кн. Дмитрий Константинович Кантемир, полковник, лишился рассудка и, просидев 17 лет в крепости, умер. С его смертью пресекся род князей Кантемиров. (Едва ли часовня-мавзолей поставлена в 1820-х годах: архитектура ее более ранняя). Поставлена ли была эта часовня на любимом месте предпоследнего в роде князей Кантемиров? Находилась ли она в парке, в конце аллеи? Кто ответит теперь на эти вопросы?
Мальчишки-пастухи, укрывающиеся от дождя в руинах мавзолея и из озорства ломающие и без того ветхие стены? Молоденькая, розовеющая учительница школы? Евреи-факторы или фабриканты, дожидающиеся удобного случая, чтобы купить и разобрать «на кирпич» мавзолей? Многолетний седой ковыль да кусты выносливой, живучей жимолости знают только о том, что тут происходило. Заколочены были досками арки барабана, двери. Чтобы хоть немного предохранить от порчи памятник, забили досками вход. Но снова чьи-то нетерпеливые руки, жаждущие скорейшего разрушения постройки, отбили доски. Вероятно, упал крест с купола, чьим-то попечением он был поставлен на место, однако, кажется, что вот-вот он снова рухнет: почти кощунство – ведь это была часовня, храм! Облупилась в значительной степени штукатурка с мощных, дорических парных колонн. Только где-то сохранились модульоны карниза, венчающего ротонду. Очевидно, лет тридцать, а может и полстолетия прошло с тех пор, как никакой ремонт не был здесь произведен. Ничья рука заботливо не прикасалась к стенам монумента, быть может, еще большее количество времени. Да, может, и к лучшему? Как знать, какой ремонт мог быть здесь произведен? Пока, сейчас, живописные руины ласкают взгляд. Но только надолго ли? Трещины в потолке галереи и полный разгром внутри не обещают, как будто, продолжительного будущего. Почему же в такое состояние пришел этот мавзолей прекрасной архитектуры? С пресечением рода кн. Кантемиров, после смерти последнего в роде К. (в 1820 году), земли перешли сначала в казну, потом к гр. Булгари, затем наступила тяжба с кн. Шаховскими. Все эти перемены собственников не могли не отразиться на состоянии монумента. По возвращении П. В. Пассека из Сибири, земли частью перешли к нему. И имением Рогань в 1873 году завладел также Помпей Васильевич Пассек.
Вот, кажется, последняя дата, когда еще более или менее за памятником смотрели. В часовне-склепе, в которой похоронены были князь Константин Кантемир и третья жена его Софья Богдановна Пассек, совершалось еще богослужение. Но если еще сын кн. Константина, полковник кн. Дмитрий, чтя память отца, поставил на могиле часовню (за 22 года до своей смерти и за три года до потери рассудка), то неблагодарным родственникам Пассекам, – получившим, однако, по наследству большое состояние Кантемиров, – совесть не подсказала, что надо отнестись с уважением к останкам того человека, которому они обязаны всем своим благосостоянием: ведь все эти имения были не Софьи Богдановны, а Кантемировы! После продажи земли Харьковскому Земельному банку памятник-часовня был окончательно предан забвению. По сведениям, которым, впрочем, нельзя особенно доверять, часовня якобы сооружена на могиле Кантемира в 1828 году кн. Чернышевой (?) во имя святых Константина и Елены. Едва ли столь поздно возникло такое старинное сооружение. Скорее, год его построения совпал с годом постройки церкви.
Более 30-ти лет богослужения в храме-часовне не производилось. В состояние такого запустения пришла часовня, к которой и тропинка заросла бурьяном, что пришлось часовню закрыть. Воспользовавшись этим и законом об упразднении святынь, приходящих в несоответствующий святыне вид, местный священник, получив указ Харьковской Духовной Консистории от 14 марта 1906 года за № 9038 о разрешении упразднить часовню, предал сожжению иконостас, а всю утварь перенес в Вознесенскую церковь. Церковь эта, построенная в 1789 году иждивением кн. Д. Кантемира, прекрасно сохранилась до сих пор. Архитектура ее напоминает о периоде раннего классицизма, т. е. о времени зодчего Старова. Рустованный первый ярус, ниши во втором и барабан (под куполом) с лукарнами и шпилем, такова колокольня – немного приземистая, тяжелая, но хороших пропорций!
Храм украшен портиком дорических колонн. Паперть образована, кроме выступа колонн, родом ниши во входной стене. В этой общей большой нише вставлены малые. С южной и северной сторон колонны примыкают непосредственно к зданию. Барабан купола церкви тоже прорезан круглымиокнами. Вокруг церкви неуютная, неприветливая, пустынная местность. Жалкие, чахлые деревца, разрытые ручьями глинистые овраги и бумажная фабрика Цейтлина, испускающая зловоние…
Такова ныне усадьба, бывшая князей Кантемиров!