1873 год. Из "Историко-статистического описания Черниговской епархии"

На р. Басаке, или Гайвороне, протоке Ромна, в 36 вер. от Конотопа, а в 8 от Голенка; на западной стороне ея с. Рубанка—в 7 верстах, на юге в 6 вер. Дмит­ровка[1].

Как на восточной, так и на юго-западной стороне Гайворока раскинуто несколько курганов. В 5 вер. на восток курган—робленица, иначе называется городком. Это памятник бывшего здесь городка гайвороновского. По названию Гайворон означает дубраву воропов. В полуверсте от городка еще поныне находится большой лес, в котором есть дубы двух столетий. На восточном боку городка дед нынешнего владельца местности Моисей Сологуб выпахал бердыш с гербом московского царя, две подкопи совершенно круглый в виде кренделя без шипов: при внуке Василий Салогуб выораны здесь же секира с дырою, которая слу­жила для привязывания секиры к седлу и две подковы, также круглые, восточные. Как «бордыш» свидетель тому, что здесь билось московское войско, так круглые под­ковы говорят о местной битве татар. Название соседней Рубанки также памятник происходившей здесь рубайки битвы. Но летописи с 1668 г. татары действовавшие вместе с заднепровскими казаками Григория Дорошенка, напали на кн. Романовского «у Гайворона,» разгромили войско его и взяли в плен сына его кн. Андрея[2]. И так курганы, окружающие Гайворон, скрывают под собою московских воинов, павших в 1668 г. под Гайвороном! Народ помнит эту битву. Он поет та кую былину:

«Був соби старый чалый

Запорожец давный.

Да выгодав сына Савву

Козаком на славу.

Ой був Савва

В царя на обиди.

Вин не знае, не видае

О своий обиди (неприятности)

Пришов Саппа

С царского обида.

Чи все горазд дома?

Все горазд,

Тыльки одно ничого:

Выглядае из за лису

Запорожцев много.

Да листы и пише.

А Сазвиха молодая

 Дитыну колыше.

Годи тебе, Савво,

Сих листыв писати:

Возьми дитя, за живота

Поноси по хати.

Як прибигши запорожцы

Да вхватыли Савву

На три штыки в гору

Да вдарили пана Савву

Об пень головою:

Оце тоби, пане Савво,

И мед и горилка.

Оце тоби, папе Савво,

Сив Савва в конец стола

Хорошая и жинка»

Василий Салогуб, пан 63 лет, читал запись (ныне уже потерянную) данную полковником Богуном Нечаем в начале 17 стол, о том, что помол одного дня в неделе с мельницы своей устроенной на р. Басане Нечай отдаёт навсегда к пользу Гайвороновской Покровской церкви. А предание общее говорит, что удалой Савва, оплакиваемый былиною, был сын Богуна Нечая и земли Саввы; перешли к Забелам, а от них к Скоропадскому, нынешнему владельцу.

Число прихожан в 1730 г. 1260 м. 1242 ж.; в 1750 г. 1314 м. 1293 ж.; в 1770 г. 1366 м, 1353 ж.; в 1790 с. 1436 м. 1419 ж.; в 1810 г. 1168 м. 1176 ж.; в 1830 г. 1218 м. 1226 ж.; в 1850 г. 1268 м. 1279 ж.; в 1860 г. 1323 м. 1322 ж.

В том числе дворян 48 м., военных 60, казаков 494 м., временно обязанных 721м.

Жители кроме хлебопашества занимаются обработкою табаку, называемого мафоркою, которого пуд продается неодинаково, от 1 до 2 рублей сер. Обработка по­лей производится плугом, заряженным 6 волами, так как здешний чернозём твердь.



[1] В акте 1681 г. упоминается Роман Дмитренко сын осадце села Дмитровки. Черниг. губ. вед. 1858 г. № 6.

[2] Летоп. самовидца стр. 53.Летоп. Белозерского стр. 32. 33. На то, что здесь разумеется Гайворон конотопский, а не тот, что на южной границе Курской губернии, указывает близость Гайворона к Белой Веже где взятъ кн. Андрей. В 1730 г. гайворонский казак Куриленко рассказывал: «гайворонское поле з Маргиновским граничит, перехрестный шлях з Курени по за городищем Белыми Вежами до Иваниц лежачий и оное городище издревле было гайворонское. Будучи з Гайворова до Мартиновки по над Остром, в левую руку было Мартиновское. а по за Остром в правуюбыло войсковое, помеж з хвастовецким степом      А той степ был издавна гайворонский до Мартиновки по Тереглиху могилу, а вправо за городищем по самый вал, который лежит от р. Остра до р. Гайворонки и городище Белые Вежи было же гайворонское. » Арх. малор. кол. № 5011.